Властелины колец. Ювелиры объявили войну плагиату в дизайне украшений

Раздел: Ювелиры и компании
03 апреля 2023 г.

За­вод из Ко­стро­мы по­шeл в су­ды­

Боль­ше все­го ис­ков по­дал юве­ли­р­ный за­вод "Пла­ти­на" из Ко­стро­мы. За­вод су­ди­т­ся за ди­зайн сво­их укра­ше­ний с дву­мя мар­кет­плей­са­ми — Wildberries и "Те­ле­ри­тей­л" — и че­ты­рь­мя ИП.

В Ар­би­т­ра­ж­ном су­де Ко­стро­м­ской об­ла­сти рас­смат­ри­ва­ет­ся иск за­во­да к ин­ди­ви­ду­аль­но­му пред­при­ни­ма­те­лю Ни­ко­лаю Пас­ту­хо­ву. "Пла­ти­на" тре­бу­ет от ИП Пас­ту­хо­ва изъ­ять из обо­ро­та и уни­что­жить кон­тра­фа­к­т­ные то­ва­ры, а та­к­же вы­пла­тить 500 ты­сяч руб­лей ко­м­пе­н­са­ции за за­и­м­ство­ва­ние ди­зай­на укра­ше­ний. 28 мар­та 2023 го­да суд при­об­щил к де­лу в ка­че­стве ве­ще­ствен­ных до­ка­за­тельств брошь и серь­ги из се­реб­ра 925 про­бы (из­го­то­ви­тель — ИП Пас­ту­хов), а та­к­же брошь и серь­ги из зо­ло­та 585 про­бы (из­го­то­ви­тель — за­вод "Пла­ти­на"). Сле­ду­ю­щее за­се­да­ние со­сто­и­т­ся 1 июня.

В про­из­вод­стве Ар­би­т­ра­ж­но­го су­да Мос­ко­в­ской об­ла­сти на­хо­ди­т­ся де­ло "Пла­ти­ны" про­тив он­лайн-­ма­га­зи­на Wildberries (ООО "Вай­л­д­бер­риз"). Иск ещe не рас­смат­ри­вал­ся.

21 ап­ре­ля Ко­стро­м­ской ар­би­т­ра­ж­ный суд бу­дет изу­чать спор за­во­да "Пла­ти­на" к юве­ли­р­ной ко­м­па­нии "Э­пи­ка" и мар­кет­плей­су "Те­ле­ри­тей­л" (ин­тер­нет-­ма­га­зин UVI Jewellery и те­ле­ка­нал "Юве­ли­роч­ка"). Тре­бо­ва­ния те же: изъ­ять из обо­ро­та и уни­что­жить за счeт от­вет­чи­ков кон­тра­фа­к­т­ные юве­ли­р­ные из­де­лия, вы­пла­тить 500 ты­сяч руб­лей ко­м­пе­н­са­ции.

Прав­да, с "Э­пи­кой" у юве­ли­р­но­го за­во­да от­но­ше­ния сло­ж­нее — ко­м­па­нии по­да­ли друг к дру­гу ис­ки из-­за ди­зай­на серe­жек и ко­лец. У "Пла­ти­ны" спор­ные из­де­лия сде­ла­ны из зо­ло­та, у "Э­пи­ки" — из се­ре­бра. Име­ло ли здесь ме­сто ко­пи­ро­ва­ние, и ес­ли да, то кто у ко­го по­за­и­м­ство­вал ди­зайн, суд разо­брать­ся по­ка не мо­жет. Обе сто­ро­ны за­яви­ли о фаль­си­фи­ка­ции до­ка­за­тель­ств, "Пла­ти­на" хо­да­тай­ству­ет об от­во­де экс­пе­р­т­ной ор­га­ни­за­ции, срав­ни­вав­шей из­де­лия на пред­мет за­и­м­ство­ва­ний.

Мос­ко­в­ский юве­лир про­тив Sunlight

В тя­ж­бу с фе­де­раль­ной се­тью юве­ли­р­ных ма­га­зи­нов Sunlight всту­пи­ла не­боль­шая мос­ко­в­ская юве­ли­р­ная ко­м­па­ния "А­м­бе­ри", вы­пус­ка­ю­щая про­дук­цию под брен­дом Leta. Как со­об­щил MASHNEWS ос­но­ва­тель брен­да Ми­ха­ил Тан­цу­ра, ко­м­па­ния по­до­зре­ва­ет Sunlight в за­и­м­ство­ва­нии ди­зай­на. Пред­при­ни­ма­тель по­ла­га­ет, что в ма­га­зи­нах се­ти про­да­ют­ся шесть юве­ли­р­ных из­де­лий, до сте­пе­ни сме­ше­ния на­по­ми­на­ю­щих укра­ше­ния Leta из кол­лек­ции Roma.

"Мы ни­ко­г­да не со­труд­ни­ча­ли [c Sunlight]. Зна­ко­мые при­сла­ли нам фо­то­гра­фию с ви­т­ри­ны с во­про­сом, не на­ши ли это укра­ше­ни­я", — рас­ска­зал Тан­цу­ра. Пред­при­ни­ма­тель по­с­чи­тал, что ди­зайн до­нель­зя по­хож, да­лее по­сле­до­ва­ла кон­троль­ная за­ку­п­ка. По сло­вам вла­дель­ца брен­да, спор­ные из­де­лия в Sunlight ока­за­лись зна­чи­тель­но де­шев­ле, чем у Leta. Ес­ли ко­м­па­ния Тан­цу­ры про­даeт серь­ги Roma "Parallel" из по­кры­то­го зо­ло­том се­реб­ра с ды­м­ча­тым ге­лио­ли­том и лун­ным ка­м­нем за 12,2 ты­ся­чи руб­лей, то се­реб­ря­ные серь­ги с квар­цем в ма­га­зи­не Sunlight по ак­ции сто­и­ли 2,29 ты­ся­чи.

Пред­при­ни­ма­тель со­об­щил, что на­прав­лял ре­тей­ле­ру до­су­деб­ную пре­тен­зию, но она оста­лась без от­ве­та. Не от­ве­ти­ла ко­м­па­ния и на за­прос MASHNEWS.

Иск к Sunlight по­дан в Ар­би­т­ра­ж­ный суд Моск­вы 27 мар­та. На про­цесс ко­м­па­ния "А­м­бе­ри" со­би­ра­ет сред­ства с по­мо­щью кра­уд­фандин­га.


ООО "А­м­бе­ри" пред­ста­ви­ло су­ду та­кие изоб­ра­же­ния укра­ше­ний — из сво­ей кол­лек­ции и из ас­сор­ти­мен­та ри­тей­ле­ра Sunlight
СПРАВКА MASHNEWS:
Юве­ли­р­ный за­вод "Пла­ти­на" ос­но­ван в 2004 го­ду. Вы­руч­ка в 2021 год — 606 млн руб­лей. Чи­стая при­быль — 136 млн руб­лей.
ООО "А­ме­ри". Вы­руч­ка в 2022 го­ду — 5,6 млн руб­лей. Чи­стый убы­ток — 1,4 млн руб­лей.
ООО "Сол­неч­ный свет" (Sunlight). Вы­руч­ка в 2021 го­ду — 38,2 млрд руб­лей, чи­стая при­быль — 2,3 млрд руб.
ООО "Вай­л­д­бер­риз" (Wildberries). Вы­руч­ка в 2021 го­ду — 224,9 млрд руб­лей, чи­стая при­быль — 14,1 млрд руб­лей.
ООО "Те­ле­ри­тей­л" (UVI Jewellery).Вы­руч­ка в 2021 го­ду — 4,5 млрд руб­лей, чи­стая при­быль — 380 млн руб.

Два го­да на де­ло о со­вах и яще­ри­це

Су­деб­ные спо­ры о за­и­м­ство­ва­нии идей в укра­ше­ни­ях длят­ся дол­го. Так, иск за­во­да "Пла­ти­на" к юве­ли­рам Оль­ге Мель­ни­чук и Дми­т­рию Ни­зо­ву рас­смат­ри­вал­ся по­чти два го­да. По­во­дом для ис­ка ста­ло коль­цо с яще­ри­цей и две под­вес­ки с со­ва­ми.

"Пла­ти­на" по­да­ла в суд на юве­ли­ров в сен­тяб­ре 2020 го­да. За­вод по­тре­бо­вал с пред­при­ни­ма­те­лей 2,5 ми­л­ли­о­на руб­лей, но Ар­би­т­ра­ж­ный суд Моск­вы сни­зил раз­мер ко­м­пе­н­са­ции за на­ру­ше­ние ис­клю­чи­тель­ных прав до 500 ты­сяч руб­лей.

Пред­при­ни­ма­те­ли об­жа­ло­ва­ли это ре­ше­ние в вы­ше­сто­я­щих ин­стан­ци­ях, но за ис­клю­че­ни­ем не­боль­ших кор­рек­ти­ро­вок, ка­са­ю­щих­ся раз­ме­ров по­шлин, оно оста­лось без из­ме­не­ний.

Глав­ным ар­гу­мен­том в поль­зу за­во­да на су­деб­ных за­се­да­ни­ях ста­ло то, что на ка­ж­дое юве­ли­р­ное из­де­лие юри­сты "Пла­ти­ны" пред­ста­ви­ли объ­e­м­ный па­кет до­ку­мен­та­ции с тех­за­да­ни­ем и 3D-­мо­де­ля­ми.

Гра­ни­цы па­рал­лель­но­го твор­че­ства

И­ме­ет­ся ли пла­ги­ат в ди­зай­не юве­ли­р­ных из­де­лий, уста­нав­ли­ва­ет ис­кус­ство­вед­че­ская экс­пе­р­ти­за. По су­ти, экс­пе­р­ты от­ве­ча­ют на фи­ло­со­ф­ский во­прос: где про­хо­дит гра­ни­ца ме­ж­ду иде­я­ми, ко­то­рые, как из­ве­ст­но, ви­та­ют в воз­ду­хе, и их ма­те­ри­аль­ным во­п­ло­ще­ни­ем, за ко­то­рое по­ку­па­тель пла­тит день­ги.

Кан­ди­дат ис­кус­ство­ве­де­ния, экс­перт-ис­кус­ство­вед, спе­ци­а­лист в об­ла­сти ав­тор­ско­го пра­ва АНО "Су­деб­ный экс­пе­р­т" Ксе­ния Ко­че­то­ва в бе­се­де с MASHNEWS при­ве­ла та­кой при­мер: са­ма по се­бе кон­це­п­ция под­вес­ки из дра­г­ме­тал­лов в ви­де ле­тя­щей со­вы или бе­гу­ще­го зай­ца ав­тор­ским пра­вом не охра­ня­ет­ся. Ка­ж­дый ди­зай­нер мо­жет со­з­да­вать сво­их се­реб­ря­ных птиц и зо­ло­тых лес­ных зве­рей. Это не бу­дет пла­ги­а­том, ес­ли от­ли­ча­ет­ся фор­ма, цве­то­вое во­п­ло­ще­ние, ма­те­ри­ал, ко­м­по­зи­ция, ри­т­ми­че­ский ри­су­нок. Во вре­мя экс­пе­р­ти­зы про­во­ди­т­ся срав­не­ние спор­ных из­де­лий по всем этим при­з­на­кам.

"Ес­ли воз­ни­ка­ет но­вая фор­ма, то мы го­во­рим о па­рал­лель­ном твор­че­стве, ес­ли не воз­ни­ка­ет, то это имен­но за­и­м­ство­ва­ни­е", — объ­яс­ня­ет Ксе­ния Ко­че­то­ва.

Юве­ли­р­ная от­расль ба­лан­си­ру­ет ме­ж­ду твор­че­ским полeтом и фун­к­ци­о­наль­но­стью, как му­зы­ку со­з­да­ют из се­ми нот, так и при со­з­да­нии ко­лец и серeг ди­зай­не­ры хо­дят по од­ним и тем же тро­пам, объ­яс­ня­ет она.

"Ряд изоб­ра­зи­тель­ных мо­ти­вов кур­си­ру­ет на про­тя­же­нии не­сколь­ких де­сят­ков лет от од­но­го про­из­во­ди­те­ля к дру­го­му, где-то они до­ра­ба­ты­ва­ют­ся, где-то це­ли­ком и пол­но­стью вос­про­из­во­дят­ся. Кро­ме то­го, для ди­зай­на ХХ ве­ка и со­вре­мен­но­сти ха­ра­к­тер­на тен­ден­ция об­ра­ще­ния к на­ра­бо­т­кам ма­сте­ров про­ш­ло­го, твор­че­ская пе­ре­ра­бо­т­ка ра­нее су­ще­ству­ю­щих про­из­ве­де­ний. Это есть не толь­ко в юве­ли­р­ном де­ле, но и в дру­гих на­прав­ле­ни­ях, на­при­мер, в ди­зай­не оде­ж­ды", — го­во­рит экс­перт.

Искус­ство­вед­че­скую экс­пе­р­ти­зу юве­ли­р­ных из­де­лий на од­них толь­ко об­раз­цах про­дук­ции, как пра­ви­ло, не про­во­дят, рас­ска­зы­ва­ет Ксе­ния Ко­че­то­ва. Ча­ще все­го при про­ве­де­нии та­ко­го ис­сле­до­ва­ния за­яви­те­лем пре­до­став­ля­ет­ся па­кет до­ку­мен­тов. Это мо­жет быть па­тент на про­мы­ш­лен­ный об­ра­зец, то­вар­ный знак. Та­к­же изу­ча­ют­ся эс­ки­зы, ра­бо­чие ма­те­ри­а­лы и 3D-­мо­де­ли.

Ес­ли факт схо­же­сти из­де­лий экс­пе­р­там оче­ви­ден, на пе­р­вый план вы­хо­дит да­та — кто ра­нь­ше раз­ра­бо­тал, тот и ав­тор.

Зо­ло­тые фор­мы­

Юве­ли­ров, ко­то­рые офор­м­ля­ют ав­тор­ские пра­ва на про­из­ве­де­ния и по­том су­дят­ся за свой ди­зайн, — мень­шин­ство. Об этом MASHNEWS рас­ска­зал ге­не­раль­ный ди­рек­тор Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии Эду­ард Ут­кин.

"Про­да­жа юве­ли­р­ных из­де­лий за­ви­сит в боль­шей сте­пе­ни от ди­зай­на. Ес­ли мо­дель хо­ро­шая, то она бу­дет рас­ку­пать­ся, ес­ли ди­зайн сла­бый, то то­вар ле­жит на пол­ках. Хо­ро­шо, ес­ли у про­из­во­ди­те­ля 20% от всех из­де­лий — уда­ч­ные. Ча­сто бы­ва­ет и мень­ше. В та­кой си­ту­а­ции воз­ни­ка­ет со­блазн по­за­и­м­ство­вать ди­зайн тех мо­де­лей, ко­то­рые се­бя хо­ро­шо за­ре­ко­мен­до­ва­ли. Осо­бен­но, ес­ли удаeт­ся сде­лать мо­дель де­шев­ле, на­при­мер, за счeт при­ме­не­ния бо­лее бюд­жет­ных ма­те­ри­а­ло­в", — по­яс­нил Ут­кин.

По его сло­вам, струк­ту­ра юве­ли­р­ной от­рас­ли та­ко­ва, что об­ще­ствен­ные струк­ту­ры и ин­сти­тут ре­пу­та­ции от за­и­м­ство­ва­ний про­из­во­ди­те­лей за­щи­тить не мо­жет.

"У нас в гиль­дии со­сто­ит 125 юве­ли­р­ных ко­м­па­ний. А все­го на ры­н­ке ра­бо­та­ют 10 ты­сяч про­из­во­ди­те­лей. 125 ко­м­па­ний мо­гут до­го­во­рить­ся, что они не бу­дут друг у дру­га за­и­м­ство­вать ди­зайн, но с осталь­ны­ми-то как быть? Мно­гие иг­ро­ки и в об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции не хо­тят всту­пать, что­бы на них не ока­зы­вал ни­кто дав­ле­ния и вли­я­ния, что­бы не на­ру­шать от­но­ше­ний с кол­ле­га­ми", — от­ме­тил Ут­кин.

По сло­вам экс­пе­р­та, ми­ни­маль­ная сто­и­мость раз­ра­бо­т­ки ди­зай­на юве­ли­р­но­го из­де­лия ко­леб­лет­ся от 10 до 30 ты­сяч руб­лей. Это день­ги на опла­ту ра­бо­ты ди­зай­не­ра и мо­де­лье­ра. Глав­ный во­прос, сколь­ко из­де­лий уда­ст­ся про­дать — де­сять штук или де­сять ты­сяч. В не­боль­ших ко­м­па­ни­ях с мел­ко­се­рий­ным про­из­вод­ством од­на мо­дель мо­жет из­го­тав­ли­вать­ся ти­ра­жом до ста штук. В этом слу­чае на ди­зайн при­хо­ди­т­ся око­ло 5% от се­бе­сто­и­мо­сти из­де­лия. По мер­кам юве­ли­ров, это мно­го, по­сколь­ку рен­та­бель­ность юве­ли­р­ных ко­м­па­ний — от 8 до 12%. У кру­п­ных пред­при­я­тий до­ля ди­зай­на в се­бе­сто­и­мо­сти из­де­лий мень­ше, они вы­пус­ка­ют мо­дель ти­ра­жом в со­т­ни и ты­ся­чи эк­зе­м­п­ля­ров.

В юве­ли­р­ной от­рас­ли есть и из­де­лия, ко­то­рые по­чти не­о­т­ли­чи­мы у раз­ных про­из­во­ди­те­лей, на­при­мер, об­ру­чаль­ные коль­ца или це­поч­ки. "Но их и не ра­ди ди­зай­на по­ку­па­ют, а ав­тор­ским пра­вом они не охра­ня­ют­ся. За­и­м­ство­ва­ния на­чи­на­ют­ся там, где есть кре­а­тив", — объ­яс­нил Эду­ард Ут­кин.

При­мер "Пла­ти­ны", по его мне­нию, до­ста­точ­но по­ка­за­те­лен — за ди­зайн су­ди­т­ся кру­п­ная ко­м­па­ния, в шта­те ко­то­рой есть пол­но­цен­ный юве­ли­р­ный от­дел. Та­лан­т­ли­вый юве­лир в ста­ту­се ИП про­сто не име­ет ре­сур­сов на су­деб­ный про­цесс. По­это­му, ес­ли его идею кто-то ско­пи­ро­вал, он не бу­дет за­щи­щать свои пра­ва, а со­сре­до­то­чи­т­ся на со­з­да­нии но­вой кол­лек­ции.

Это один из за­ко­нов жан­ра — мо­де­ли жи­вут бук­валь­но один се­зон, рас­ска­зал Ут­кин. Масте­ра ста­ра­ют­ся как мо­ж­но быст­рее их про­дать, по­ка ди­зайн не вдох­но­вил кол­лег на со­з­да­ние по­хо­жих из­де­лий. А к но­во­му се­зо­ну юве­ли­ры ста­ра­ют­ся вы­пу­стить уже что-то дру­гое.

В этой гон­ке, по его мне­нию, стра­да­ют и ди­зай­не­ры, ко­то­рые со­з­да­ют но­вые кол­лек­ции в усло­ви­ях пе­р­ма­нен­т­но­го ав­ра­ла, и по­ку­па­те­ли — они не ви­дят на пол­ках са­ло­нов укра­ше­ний, ко­то­рые бы­ли бы ак­ту­аль­ны ес­ли не веч­но­сть, то хо­тя бы па­ру де­ся­ти­ле­тий.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->