Северная чернь: «Синьцзянская серия»

Раздел: Ювелиры и компании
25 апреля 2023 г.

В 1935 го­ду ар­тель по­лу­чи­ла пе­р­вый кру­п­ный за­каз на из­го­то­в­ле­ние на­бо­ра се­реб­ря­ных сто­ло­вых ло­жек для За­па­д­но­го Ки­тая. На­бор из 130 пред­ме­тов по­лу­чил на­з­ва­ние «Синь­ц­зян­ская се­рия». Ну­ж­но бы­ло сроч­но ре­шить во­прос об ав­то­ре ри­сун­ков. В ар­те­ли хо­ро­ше­го ри­со­валь­щи­ка не бы­ло, по­про­си­ли Ев­ста­фия Пав­ло­ви­ча Шиль­ни­ко­в­ско­го, вы­пуск­ни­ка Пе­тер­бур­г­ской ака­де­мии ху­до­же­ств. Он со­гла­си­л­ся.

По за­мыс­лу ху­до­ж­ни­ка «Синь­ц­зян­скую се­рию» бы­ло ре­ше­но укра­сить тра­ди­ци­он­ным ки­тай­ским ор­на­мен­том. Это ока­за­лось не про­стым де­лом. От при­вы­ч­ной стан­ко­вой гра­вю­ры, пор­т­ре­та и пей­за­жа ху­до­ж­ни­ку пред­сто­я­ло пе­рей­ти к при­кла­д­но­му ис­кус­ству, где боль­шую роль иг­ра­ет фор­ма пред­ме­та, ко­то­рая дол­ж­на быть и це­ле­со­об­раз­ной и кра­си­вой. Аль­бо­мы ки­тай­ско-я­пон­ско­го на­род­но­го твор­че­ства да­ли обиль­ный ма­те­ри­ал. На эс­ки­зах, на­брос­ках по­яви­лись пы­ш­ные фан­та­сти­че­ские цве­ты, вет­ки цве­ту­щих яб­лонь, пор­ха­ю­щие ба­боч­ки. В не­ко­то­рых из них уда­ч­но ис­поль­зо­ван при­ем чер­не­во­го ри­сун­ка, ха­ра­к­тер­но­го для ра­бот ма­сте­ров ар­те­ли. Точ­ность и раз­но­об­ра­зие штри­ха, при по­мо­щи ко­то­ро­го стро­и­т­ся де­ко­ра­тив­ная раз­ра­бо­т­ка всех де­та­лей изоб­ра­же­ния, рас­по­ло­жен­но­го на фо­не гла­д­кой чер­ни, очень хо­ро­шо вы­ра­жа­ют спе­ци­фи­ку и сво­е­об­ра­зие это­го ви­да ис­кус­ства. Е.П. Шиль­ни­ко­в­ский сам пе­ре­вел ри­сун­ки на се­ре­бро, сле­дил за ка­ж­дой ли­ни­ей, дви­же­ни­ем рук гра­ве­ров-ис­пол­ни­те­лей П.А. На­со­но­в­ской и Н.В. Тро­пи­ной.

И все-та­ки ки­тай­ская се­рия при­нес­ла поль­зу. Сам Е.П. Шиль­ни­ко­в­ский на­чи­на­ет овла­де­вать спе­ци­фи­че­ским при­е­мом офор­м­ле­ния из­де­лий, где точ­ность ли­нии, на­сы­щен­ность ри­сун­ка, его пло­т­ность и за­пол­не­ние фо­на чер­нью иг­ра­ют гла­вен­ству­ю­щую роль. Масте­ра ар­те­ли и гра­ве­ры, за­ня­тые в ки­тай­ской се­рии, по­лу­чи­ли опыт ра­бо­ты над сло­ж­ной ор­на­мен­таль­ной ко­м­по­зи­ци­ей. А ар­тель в це­лом – воз­мо­ж­ность вы­пол­нять кру­п­ные се­рий­ные за­ка­зы, тем са­мым укре­пив се­бя эко­но­ми­че­ски. Вре­мя слу­чай­но­го, ко­пий­но­го укра­ша­тель­ства ве­ли­ко­устю­г­ско­го чер­не­во­го се­реб­ра кон­чи­лось. Мо­ло­дое по­ко­ле­ние ма­сте­ров чув­ство­ва­ло по­треб­ность ид­ти даль­ше сво­их учи­те­лей, ис­ка­ло в Шиль­ни­ко­в­ском опо­ру и при­мер под­лин­но­го твор­че­ско­го тру­да.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->