Дзюбенко Юлия Александровна,
советник председателя СРО "Ассоциация развития ломбардов"
Последние несколько лет мы часто сталкиваемся с ситуациями на грани форс-мажора: в 2020 году это был covid-19 с самоизоляцией, в марте 2022 года была объявлена СВО с появившимися санкциями, а в сентябре на территории РФ началась частичная мобилизация, ввиду чего бизнес выработал практику работы, адаптации в быстро изменяющихся условиях. Юристы наработали правоприменительную практику, связанную с неисполнением/исполнением обязательств, а также ответственностью за неисполнение, неполное или некорректное их исполнение. В данном обзоре хотелось бы рассмотреть вопросы, связанные с исполнением ранее принятых на себя обязательств в текущих неоднозначных условиях с учетом наработанной ранее правоприменительной практики, а также акцентировать внимание на нормативно-правовой базе для принятия решений об исполнении ранее принятых и вновь принимаемых обязательств.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об обороне" не содержит ограничений и запретов на ведение предпринимательской деятельности, предписывая организациям независимо от форм собственности выполнять договорные обязательства, предусмотренные государственным контрактом, исполнять военно-транспортную обязанность в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, выполнять мобилизационные задания по подготовке и созданию на военное время специальных формирований, и осуществлять иные обязанности, прямо предусмотренные законодательством Российской Федерации (статья 8).
Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" обязывая организации при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени, предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации одновременно предусматривает механизм возмещения государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статьи 9, 13).
Статья 8 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» предусматривает как в период действия военного положения, так и до его введения, возможность применения на основании законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации мер, связанных с введением временных ограничений:
Также могут быть установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено.
Однако, в соответствии со статьей 19 указанного Федерального конституционного закона в период действия военного положения права организаций и их должностных лиц могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами.
Организации, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц, и оказывать содействие таким органам и лицам.
Пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 22.06.2021) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» гласит: «В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.»
С 24 февраля 2022 года сложилась устойчивая практика по признанию предпринимательским риском неисполнение обязательства в период проведения специальной военной операции. Исключения составляют те ситуации, в которых невозможность исполнения обязательствам связана с поставками санкционного товара при отсутствии импортозамещения.
Таким образом, в каждом конкретном случае подлежит доказыванию факт, что мобилизация или военное положение оказали такое влияние, при котором произошло существенное изменение обстоятельств, не позволившее исполнить обязательства.
[ Ювелирные Известия ]