Последний раз проблемы внедрения ГИИС ДМДК обсуждались на площадке ТПП РФ 26 ноября 2020 года. Разговор шел о неготовности системы к эксплуатации, ее незавершенности и необходимости предварительного тестирования. За это время мало что поменялось.
Начальный этап эксплуатации информационной системы выявил ряд дефектов и фактов еe некорректной работы. Это вызвало разочарование и тревожное настроение в профессиональном сообществе.
Информационная система работает нестабильно, с многочисленными сбоями. Из-за того, что оператор не обеспечил бесперебойную работу информационной системы, участники рынка не могут выполнить к установленным срокам все возложенные на них (в связи с внедрением ГИИС ДМДК) обязательные требования. Это порождает опасения необоснованного привлечения к административной ответственности.
Система тормозит работу отрасли из-за перегруженности лишними опциями и недоработанности части функционала. Причeм, если по части чрезмерных функций в ГИИС ДМДК наблюдается избыток, то многих действительно необходимых для работы опций в ней нет. Выстроенная конфигурация ГИИС ДМДК «не дружелюбна» к пользователям.
Создается впечатление о недостатке ресурсов для завершения разработки информационной системы. Рассмотрим претензии к ГИИС ДМДК подробнее.
1. 1.Концептуальные замечания по внедрению ГИИС ДМДК
1. Изначально анонсировалось безвозмездное пользование Государственной интегрированной информационной системой через «личный кабинет». Но работа через «личный кабинет» приемлема для предприятий из категории микробизнеса. Для предприятий малого, среднего и крупного размера работа в «личном кабинете» затруднительна из-за большого объема объектов учета, который невозможно внести «вручную». Обязательно требуется интеграционный сервис между программным обеспечением участника оборота и ГИИС ДМДК.
Объемы финансовых средств, материальных ресурсов и времени для конструирования и наладки интеграционного сервиса превзошли все ожидания участников оборота. Окончательный формат информационного взаимодействия с ГИИС ДМДК для создания интеграционного сервиса стал известен только накануне начала эксплуатации. Это отодвинуло сроки выполнения участниками рынка обязательных требований.
2. Применение сервисов интеграции требует использования не только сертификата ЭЦП для непосредственной работы в ГИИС ДМДК, но и сертификата ключа проверки электронной подписи на информационную систему. Наличие второй ЭЦП является требованием оператора системы (АО «Гознак»).
Предполагалось, что в качестве второго ключа будет применяться обезличенная ЭЦП, но их выпуск прекращен с 01.01.2022 года в связи с изменением редакции статьи 14 Федерального Закона от 06.04.2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Заминка с выдачей ЭЦП также сказалась на сроках наполнения системы данными.
В настоящее время ФНС начала выдачу обезличенных ЭЦП, но они не подлежат копированию, поскольку ключи не экспортируемы, и их не выдают индивидуальным предпринимателям.
3. Параллельно с опробованием, клеймением, маркировкой изготовленной и импортированной продукции предполагается нанесение физической маркировки на все старые остатки ювелирных изделий.
Это существенно увеличит нагрузку на подразделения Федеральной пробирной палаты РФ. По нашим расчетам, объем этой нагрузки превысит пропускные способности подразделений ФПП. В ситуации, когда отсутствует установленный предельный срок нахождения ювелирных изделий в ФПП, невозможно планировать бизнес процессы и соблюдать технологические регламенты. Длительное хранение ювелирных изделий в Федеральной пробирной палате, учитывая высокую стоимость заемных средств, грозит серьезными убытками для предприятий. Товарные остатки будут заморожены в Федеральной пробирной палате, а прилавки магазинов оголены. Также, прогнозируется проблема с идентификацией изделий после маркировки.
4. В Приказах Министерства финансов РФ, определяющих формы и форматы передаваемой в ГИИС ДМДК информации, содержатся сведения:
- о химически чистом драгоценном металле в составе каждого ювелирного изделия;
- о недрагоценных камнях, закрепленных в каждом ювелирном изделии;
- о марке сплава, из которого изготовлено каждое ювелирное изделие.
Эти позиции не содержатся в перечне информации, подлежащей передаче в ГИИС ДМДК, который утверждается Постановлением Правительства РФ. Обязанность предоставления такой информации создает дополнительную и существенную нагрузку на участников оборота. Расчет доли химически чистого драгоценного металла в готовой продукции не дает достоверного результата, но накладывает ответственность на участников оборота за предоставление недостоверной информации.
5. В информационной системе не работает функционал внесения остатков ювелирных изделий в виде агрегированных партий. Их введение через категорию «полуфабрикатов» порождает недостоверную информацию и путаницу в учете.
6. Система не имеет функционала по корректировке уже внесенных данных по партиям ювелирных изделий. Допущенные ошибки можно исправить лишь удалив уже внесенную партию полностью и сформировав ее заново. Отсутствие такого функционала усложняет работу пользователей.
7. Сложный функционал информационной системы предполагает наличие опытных и квалифицированных пользователей программными продуктами. В отрасли, на 95% состоящей из субъектов малого и микро - предпринимательства, такого персонала нет. Это приводит к многочисленным ошибкам при эксплуатации системы и к перегрузке служб технической поддержки.
8. План развития и общая конфигурация ГИИС ДМДК не обнародованы. Таким образом, пути развития пользовательского интерфейса не определены, нет общей «картинки».
Система внедряется поэтапно, развертывается отдельными эшелонами. Поэтапно подключается и функционал. У пользователей отсутствует общее восприятие конфигурации системы, что порождает дополнительные вопросы и разночтения при изучении методических рекомендаций. Участники не видят конечной цели, и каждый из участников не знает своего маневра.
9. Информация о порядке, сроках и этапах внедрения ГИИС ДМДК, которую Федеральная пробирная палата доводит до участников рынка через официальный сайт, иногда противоречит нормам, изложенным в Постановлении Правительства № 270 от 26.02.2021 года. При отсутствии источника официального толкования правовых норм участники рынка теряют ориентир для планирования своей предпринимательской деятельности.
10. Процессы передачи информации в систему о товарных остатках, вводе в оборот, выводе из оборота и иных фактах оборота не автоматизированы. Процедуры взаимодействия участников оборота с ГИИС ДМДК крайне усложнены. Например, цикл регистрации производственных операций при изготовлении ювелирных изделий включает последовательное выполнение 10 операций. Обязанность участников наносить на бирки DM-код предусматривает передачу большого объeма информации об изделии в ГИИС ДМДК, получения УИН из ГИИС ДМДК, последующего ввода с клавиатуры компьютера уникального шестнадцатизначного номера, последующей распечатке DM-кода на бирке. Всe это требует весомых трудозатрат, создания новых рабочих мест и приводит к увеличению себестоимости продукции.
11. Введение в ГИИС ДМДК понятия «Производственный котeл» предполагает передачу сведений о поступлении и расходовании драгоценного металла в упомянутом «котле» (т.е. внутри структурных подразделений). Это требование, равно как и необходимость передачи в ГИИС ДМДК сведений о перемещении объектов контроля между подразделениями одного хозяйствующего субъекта, является превышением реальных потребностей прослеживаемости оборота и вмешательством в хозяйственную деятельность субъектов рынка. Контроль должен осуществляться на уровне сопоставления объeмов входа и выхода ДМДК с учeтом реальных потерь.
Использование «Производственного котла» усложняет внедрение информационной системы и препятствует ведению бизнеса.
Технические замечания по функционированию ГИИС ДМДК
1. Общие замечания
1.1. Ограничение системы в 1000 штук изделий при вводе остатков агрегированными партиями неудобно для крупных компаний с большими объемами остатков. С учетом необходимости электронного подписания информации при взаимодействии с ГИИС ДМДК, на одну партию по факту возможно получить от системы даже не 1000, а не более 900 УИН.
1.2. Производительность ГИИС ДМДК недостаточна, т.к. скорость отклика системы составляет от десятков секунд до нескольких минут, что неприемлемо в условиях необходимости ввода больших массивов данных.
1.3. Функционал ГИИС ДМДК не учитывает реалий технологий ювелирных производств: после определенных технологических процессов возникает изменение фактической массы драгоценных металлов по сравнению с уже зарегистрированной в ГИИС ДМДК, но функционал корректировки массы вследствие выполнения технологических процессов в ГИИС ДМДК не предусмотрен.
1.4. ГИИС ДМДК формирует критическую для учета ошибку из-за округления массы объектов, занесенных пользователем.
1.5. Функционал ГИИС ДМДК не позволяет выводить (при необходимости) из зарегистрированной партии отдельные позиции, нет возможности разделения (при возникновении необходимости) зарегистрированной партии на более мелкие партии.
1.6. Нет функционала ГИИС ДМДК, позволяющего проконтролировать завершенность ввода остатков: все ли остатки занесены в ГИИС, сколько итого изделий и металла находится на основном складе производства и вне основного склада производителя (у комиссионеров, на переработке или изготовлении на стороне, сколько УИН итого присвоено).
1.7. Функционал ГИИС ДМДК не предусматривает возможности отражения передачи от физических лиц ювелирным мастерским давальческого материала (указанный функционал отсутствует).
1.8. Не предусмотрен функционал ГИИС ДМДК по отражению поступления давальческих драгоценных металлов и драгоценных камней от юридических лиц стран-членов ЕАЭС, не являющихся резидентами РФ и не состоящих на учете в ГИИС ДМДК.
1.9. Функционал ГИИС ДМДК не позволяет преобразовывать принятое ломбардом заложенное имущество в ювелирные изделия (функционал предусматривает преобразование только в лом). Это лишает ломбарды имеющейся сейчас возможности реализовывать невостребованные вещи путем продажи в розницу.
1.10. Функционал ГИИС ДМДК не позволяет заводить ювелирные изделия, принятые на комиссию от физических лиц (указанный функционал отсутствует).
1.11. Функционал ГИИС ДМДК не позволяет осуществлять при возникновении необходимости корректировку характеристик драгоценных камней. Такая необходимость регулярно возникает у импортирующих драгоценные камни компаний, причем корректировка характеристик производится с отсрочкой по отношению к дате их ввоза, непосредственно перед осуществлением сделки по их продаже.
1.12. ГИИС ДМДК дополняет данные, вводимые определенным пользователем, данными, вводимыми другими участниками оборота, являющимися поставщиками или покупателями этого определeнного пользователя. Например, в Личном кабинете ГИИС ДМДК производственной компании могут оказаться зарегистрированными партии, введенные другими участниками рынка (аффинажными предприятиями или торговыми организациями, указавшими в качестве производителя и/или собственника данное производственное предприятие). Имеются факты появления в личном кабинете информации о подписании документов ЭЦП, которое не было санкционировано пользователем.
1.13. В информационной системе до сих пор нет модуля розничной торговли, отсутствуют и утверждeнные форматы передачи сведений в ГИИС ДМДК при розничной реализации.
1.14. По данным службы технического оператора, функционал ГИИС ДИДК требует отключения популярной и наиболее надeжной антивирусной программы «Kaspersky анитивирус» (из-за конфликта операционных систем). Таким образом создаeтся не только риск заражения пользовательских компьютеров, но и попадание вируса по каналам обмена данными на сервер оператора ГИИС ДМДК.
2. Замечания по интерфейсу взаимодействия пользователей с ГИИС ДМДК
(Личный кабинет пользователя ГИИС ДМДК)
Интерфейс взаимодействия пользователей с ГИИС ДМДК (Личный кабинет ГИИС ДМДК) обладает многочисленными недоработками, большинство из которых имеет критическое значение для возможности работы с ГИИС ДМДК.
В их числе:
2.1. В Личном кабинете отсутствует возможность корректировки ошибочно занесенных данных без использования непонятной для пользователей опции «списание» всей партии.
2.2. В Личном кабинете при «списании» партии или при выводе еe из оборота, состояние партии не меняется, она остаeтся в общем списке, как и действующая. В партии, выведенной из оборота или «списанной», остаeтся возможность регистрировать новые изделия и привязывать УИН.
2.3. В Личном кабинете отсутствует возможность сохранения уже занесенных в ГИИС ДМДК данных без заполнения всех обязательных реквизитов.
2.4. В Личном кабинете проверить правильность ввода данных в ГИИС ДМДК возможно только переключением по вкладкам, что неудобно.
2.5. В Личном кабинете не развита система поиска для контроля уже внесенных в ГИИС ДМДК данных, и, если допущена ошибка, еe в последствии невозможно найти в общем списке внесенного в систему, поскольку нет поиска ни по одному параметру.
2.6. В Личном кабинете партии не датированы ни датой остатков, ни датой ввода данных, что крайне неудобно для контроля ошибок.
2.7. В Личном кабинете нет опции контроля общего веса и веса по партиям для уже введенных объектов учета, что крайне неудобно для контроля ошибок.
2.8. В Личном кабинете нет опции печати DM-кода из системы, что неудобно.
2.9. В Личном кабинете во многих случаях на запрос в ГИИС ДМДК приходит сообщение «MessageNotFound». Это означает, что выгрузка по указанному идентификатору не найдена. Трудно понять обрабатывается ли в данный момент запрос в очереди или он просто потерян системой.
2.10. Терминология реальных ювелирных производств для описания процессов опциями Личного кабинета не учитывается – отсутствуют базовые понятия и терминология.
2.11. В Личном кабинете сообщения от ГИИС ДМДК об ошибках или иных проблемах поступают на английском языке, который понятен не всем пользователям.
2.12. В целом интерфейс Личного кабинета не интуитивен, в его организации отсутствует клиент-ориентированный подход, заключающегося в применении интерфейсом подсказок, контекстной помощи и т.д. Среди участников рынка ДМДК, в силу отраслевой специфики, мало продвинутых пользователей, уверенно работающих с информационными системами.
Выводы о работоспособности ГИИС ДМДК
1. Система ГИИС ДМДК была введена в обязательное использование в сентябре 2021 г. С начала внедрения и до момента завершения ввода данных по остаткам (15 января 2022 г.) система едва достигла стадии альфа-тестирования (см. Стадии разработки программного обеспечения — Википедия). «Сырое» программное обеспечение, в соответствии с действующей нормативно-правовой базой, стало обязательным для использования и система была введена в полноценную эксплуатацию.
Какая стадия разработки по Техническому заданию ГИИС ДМДК была закрыта заказчиком по акту приемки к моменту ввода ГИИС ДМДК в эксплуатацию, неизвестно.
2. Постановлением Правительства №270 в функционал ГИИС ДМДК изначально были заложены концептуальные и технологические решения, сложность и многозадачность которых требуют максимальных ресурсов информационной системы. Научная и технологическая обоснованность выбора способов прослеживаемости ДМДК, заложенных в данном документе, не была публично обнародована.
Совмещение документального и физического способов прослеживания оборота в условиях обращения ДМДК между участниками рынка, состоящими на обязательном учете в Федеральной пробирной палате, к тому же представляющими ювелирные изделия в Федеральную пробирную палату на опробование и клеймение, представляется избыточным.
Можно обоснованно утверждать, что при вышеуказанных обстоятельствах было бы достаточно заложить в Техническом задании на систему функционала ГИИС ДМДК использование либо только документального, либо только физического прослеживания оборота ДМДК. Одновременное применение двух способов прослеживаемости будет приводить к чрезмерному трафику, к бессмысленно высокой загрузке вычислительных мощностей ГИИС ДМДК, к неоправданным затратам участников рынка ДМДК.
3. Несмотря на то, что IT-технологии не являются близкими по роду деятельности участникам рынка ДМДК, интерфейс взаимодействия пользователей с ГИИС ДМДК разработан без учета необходимого в данной ситуации клиент-ориентированного подхода.
Применение в качестве интерфейса взаимодействия участников рынка с ГИИС ДМДК единой экранной формы Личного кабинета ГИИС ДМДК, единой для всех участников рынка, вне зависимости от их специализации, с учетом принципиальных различий операционных действий и объектов учета всех имеющихся пользователей ГИИС ДМДК, выглядит крайне неудачным решением с точки зрения эргономики.
Интерфейс не является интуитивным, что неприемлемо для применения его непрофильными (по отношению к IT-технологиям) пользователями. Экранная форма оказалась избыточно перенасыщенной опциями, что дополнительно затрудняет работу в Личном кабинете.
У интерфейса нет ряда фундаментальных пользовательских функций:
• возможности сохранения частично набранной информации;
• возможности ее корректировки с целью устранения допущенных ошибок;
• отсутствие поиска в набранных данных по определенным реквизитам;
• отсутствие подсказок и вывод на экран англоязычных сообщений (свидетельствует либо о критичной незавершенности программного продукта, либо о крайне низком уровне его исполнения, без какого-либо учета эргономических требований).
Кроме того, работу в ГИИС ДМДК дополнительно осложняет необходимость использования криптографической программы.
4. Реализуемый в ГИИС ДМДК функционал, а также меню экранной формы в Личном кабинете, свидетельствуют либо о крайне слабой проработанности Технического задания на ГИИС ДМДК, либо о небрежном его исполнении разработчиками.
Базовые технологические процессы участников рынка включены в функционал не полностью, причем ряд опций по наименованию имеют непонятный смысл (например, загадочная опция «списание»).
5. Вычислительные мощности ГИИС ДМДК для заложенного функционала оказались неприемлемо слабыми даже для далеко не полной загрузки задачами и трафиком.
Следует учитывать принципиальные ограничения наращивания пропускной способности системы и скорости отклика на запросы, налагаемые на ГИИС ДМДК программой КриптоПро и ожидаемого быстродействия информационной системы не будет.
6. Техническая поддержка ГИИС ДМДК организована на крайне низком уровне с острой нехваткой специалистов. С учетом вышеизложенного, она ни в какой степени не может удовлетворить потребности участников рынка, хотя сам персонал техподдержки весьма приветлив и отзывчив.
В сложившихся условиях считаем, что для улучшения работоспособности ГИИС ДМДК, в первую очередь, необходимо освобождение системы, оператора и участников рынка от избыточной и необоснованной нагрузки, а именно:
1. 1.Отказаться от присвоения уникальных идентификационных номеров (УИН) изделиям из серебра. Прослеживаемость оборота ювелирных изделий из серебра можно обеспечить за счет нанесения на бирку идентификационного номера партии (ИНП). Таким образом, предлагается для изделий из серебра заменитьDM-код на бирке с УИН наDM-код с ИНП.
Прослеживание оборота изделий из серебра с использованием ИНП вместо УИН разгрузит систему ГИИС ДМДК и повысит ее отказоустойчивость, а также уменьшит трудозатраты участников оборота.
Изделия из серебра сегодня доминируют на рынке в количественном выражении, их доля составляет 65% в штуках. А если мерить долю ювелирных изделий из серебра на рынке в денежном выражении, то это всего 9%. Соответственно, изделия из золота занимают в количественном выражении 35% рынка, а в стоимостном – 91%. Т.е. в стоимостном выражении изделия из серебра значительно уступают изделиям из золота. Получается, что сегмент серебра на рынке занимает 9%, в то время как 65% ресурсов информационной системы и участников оборота задействованы на администрирование требований по контролю за этим сегментом.
Риск нелегального оборота этих изделий, в отличие от изделий из золота, мал, но при этом изделия из серебра составляют основной объем загрузки информационной системы. Стоимость серебра сегодня в 100 раз ниже стоимости золота, а методы обеспечения контроля за оборотом изделий из золота и серебра, и, соответственно, налагаемые на участников оборота обязательные требования практически одинаковы. Дополнительные трудозатраты на исполнение дополнительных обязательных требований сказываются на себестоимости, последовательно на конкурентоспособности изделий из серебра отечественного производства. Импортировать ювелирные изделия из серебра станет выгоднее, а, главное, проще, нежели производить.
Металл | В штуках | В тоннах | В рублях |
Изделия из золота | 28,0 млн. (35%) | 51,0 (18%) | 140,0 млрд. (91%) |
Изделия из серебра | 52,0 млн. (65%) | 232,0 (82%) | 13,0 млрд. (9%) |
Акцент на изделиях из золота позволит использовать ГИИС ДМДК эффективнее, без риска перегрузки ГИИС ДМДК трафиком УИН изделий из серебра (до 50% трафика всей системы).
2. Непосредственно на изделия предпочтительно наноситьDM-код, содержащий не уникальный идентификационный номер (УИН), а идентификационный номер партий (ИНП). При этом УИН изделия по-прежнему заносятся вDM-код, присутствующий на бирке.
Сегодня в DM-код, наносимый и на само изделие, и на бирку, с ним соединенную, заносится один и тот же номер – УИН. Дублирование одного и того же УИН непосредственно на изделии и на бирке, с ним соединенной, никак не повышает защищенности оборота. Однако это создает большие проблемы для производителей ювелирных изделий из-за необходимости извлекать УИН, содержащийся в DM-коде каждого из изделий, поступающих после опробования, клеймения и маркировки из ФПП:
Причем считывать DM-код с поверхности изделия после его поступления из ФПП придется на производстве неоднократно: при поступлении, после родирования, после закрепки вставок, после финишной полировки и чистки. Помимо большой потери времени на считывание и необходимости найма дополнительного персонала, проблемой является высокая вероятность нечитаемости микро DM-кода, нанесенного на изделие, и отсутствие сканеров для считывания микрокодов с металлической поверхности. Как правило, изделия сдаются в подразделения ФПП в виде полуфабрикатов, т.е. в изделии еще нет камней, но ему уже присвоен УИН. И с этой точки зрения было бы логичнее присваивать изделиям ИНП.
Если в микро DM-код, наносимый в ФПП на изделие, заносить не УИН, а ИНП, то потребность в считывании с поверхности изделий микро DM-кода в процессе производства отпадает, т.к. ИНП на всю партию исходно известен производителю, отправляющему партию изделий в ФПП на опробование, клеймение и маркировку (получен из ГИИС ДМДК).
Кроме того, предлагаемое технологическое решение повысит защищенность оборота за счет двухфакторной аутентификации и снизит нагрузку на производителей ювелирных изделий без ущерба для достижения целей организации прослеживаемости оборота.
Также, проблема нанесения на изделия DM-кода, содержащего УИН, будет особенно остро стоять при маркировке в ФПП остатков ювелирных изделий, т.к. они будут поступать туда с уже присвоенными УИН, из-за чего в ФПП перед выполнением маркировки придется считывать DM-код с бирки каждого изделия, что, в свою очередь, приведет к увеличению сроков маркировки от 1,5 до 3 лет.
В компьютерной базе данных все уникальные идентификационные номера изделий (УИН) и идентификационные номера партий (ИНП) жестко увязаны со всеми реквизитами того, кто данное изделие изготовил или ввез, и с тем, когда произошло данное событие:
Считав либо с бирки, либо с самого ювелирного изделия DM-код, содержащий ИНП, система «знает», сколько УИН и когда запросило для партии с этими УИН конкретное предприятие.
Т.е. считав DM-код, содержащий ИНП либо с бирки, либо с самого изделия, контролер будет знать об этом изделии практически все (кто и когда его произвел, сколько в партии должно быть изделий и каков общий вес химически чистого металла в них), кроме информации о весе конкретного изделия и описании вставок в нем.
Для получения об изделии этой информации (веса изделия и вставок в нем), у каждого золотого изделия на бирке будет DM-код, содержащий УИН данного изделия, по которому и можно будет узнать эти данные.
Перевешивать или подменять бирки производителю нет никакого экономического смысла, т.к. в ГИИС ДМДК он передает данные об использовании металла для всей партии изделий с единым ИНП.