Ростовская финифть, промысел ростовской земли

Раздел: Выставки
29 сентября 2021 г.

Ро­сто­в­ский Кремль - это сер­д­це Ро­сто­ва Ве­ли­ко­го. Здесь не­сколь­ко му­зеев с ин­те­рес­ней­ши­ми экс­по­зи­ци­я­ми и осо­бо­го вни­ма­ния, за­слу­жи­ва­ет Му­зей Фи­ни­ф­ти. Ро­стов – сто­ли­ца рос­сий­ской фи­ни­ф­ти и му­зей очень ре­ко­мен­ду­ем по­смо­т­реть экс­по­зи­цию, по­пав в Ро­сто­в­ский Кре­м­ль. Вряд ли кто оста­нет­ся рав­но­ду­ш­ным к этой тон­кой ра­бо­те.

З­де­ш­ние экс­по­на­ты, вы­пол­нен­ные в 17-20в очень ин­те­рес­ны, они счи­та­ют­ся эта­лон­ны­ми и по ним мо­ж­но про­сле­дить всю ис­то­рию раз­ви­тия это­го про­мыс­ла на Ро­сто­в­ской зе­м­ле.

Ро­стов из­дав­на сла­ви­л­ся сво­и­ми ико­но­пис­ца­ми, а пе­р­вые ма­стер­ские по из­го­то­в­ле­нию эма­ли по­яви­лись в го­ро­де в 1760-е го­ды. Со вре­ме­нем от­кры­ва­лись це­ха, где над цер­ко­в­ны­ми за­ка­за­ми ра­бо­та­ли ре­мес­лен­ни­ки.

На тя­же­лом и вред­ном про­из­вод­стве эмаль пла­ви­ли в пе­чах, в крас­ки до­бав­ля­ли сви­нец, что­бы сни­зить те­м­пе­ра­ту­ру плав­ле­ния. А за­тем, Ро­стов стал сна­б­жать фи­нифтью мо­на­сты­ри по всей стра­не, яр­кие икон­ки поль­зо­ва­лись спро­сом у на­ро­да.

Па­рал­лель­но раз­ви­ва­лась и свет­ская фи­нифть, ма­сте­ра из­го­тав­ли­ва­ли бы­то­вые пред­ме­ты - под­но­сы и блю­да, укра­ша­ли сто­ло­вые при­бо­ры. Со­сто­я­тель­ные да­мы по­лю­би­ли брас­ле­ты и коль­ца с эма­ля­ми вме­сто дра­го­цен­ных ка­м­ней, му­ж­чи­ны по­ку­па­ли де­ко­ри­ро­ван­ные фи­нифтью ча­сы, труб­ки и та­ба­кер­ки.


Искус­ство фи­ни­ф­ти, или укра­ше­ния эма­лью, за­ро­ди­лось не­сколь­ко ты­сяч лет на­зад на Во­сто­ке. Этот спо­соб стал из­ве­стен слу­чай­но во вре­мя плав­ки стек­ла. Из­ве­ст­но, что на Русь фи­нифть при­ш­ла из Ви­за­н­тии (10 век), где ее на­зы­ва­ли ог­нен­ным пись­мом.

Рус­ские юве­ли­ры осво­и­ли но­вую тех­ни­ку и ста­ли укра­шать ею ико­ны, цер­ко­в­ную утварь и окла­ды ре­ли­ги­оз­ных книг. А со вре­ме­нем на­ча­ли де­ко­ри­ро­вать эма­лью бы­то­вые пред­ме­ты.

Ос­но­вой из­де­лия слу­жит тон­кая пла­стин­ка из ме­тал­ли­че­ско­го ли­ста, ча­ще все­го ис­поль­зо­ва­ли медь или се­ре­бро. На пла­стин­ку укла­ды­вал­ся эма­ле­вый грунт, ко­то­рый про­су­ши­вал­ся и за­пе­кал­ся в пе­чи, по­ка он не спла­ви­т­ся и не ста­нет гла­д­ким. За­тем на та­ким об­ра­зом при­го­то­в­лен­ную эмаль на­но­си­ли ри­су­нок.

Крас­ки для рос­пи­си го­то­ви­лись из тща­тель­но рас­тер­тых пи­г­мен­тов, ко­то­рые име­ют свою те­м­пе­ра­ту­ру плав­ле­ния и в за­ви­си­мо­сти от те­м­пе­ра­ту­ры ме­ня­ют цвет. И се­го­д­ня у ка­ж­до­го ху­до­ж­ни­ка фаб­ри­ки эма­ли есть та­кая шпар­гал­ка-­па­ли­ра.

При по­мо­щи нее опре­де­ля­ет­ся те­м­пе­ра­ту­ра плав­ле­ния крас­ки и ее цвет по­с­ле об­жи­га. Ну а по­с­ле из­го­то­в­ле­ния пла­сти­ны с ри­сун­ком, ее об­ра­м­ля­ют в тон­кий кру­жев­ной узор из про­во­ло­ки.

Фи­нифть очень дол­го­веч­на. Она не ме­ня­ет цвет го­да­ми, ей не стра­ш­на вла­ж­ность и вы­со­кая те­м­пе­ра­ту­ра. Един­ствен­ный ее не­до­ста­ток – хру­п­ко­сть, осо­бен­но у кру­п­ных пред­ме­тов. А еще фи­нифть ле­г­ко по­ца­ра­пать, по­это­му хра­нить из­де­лия из нее луч­ше от­дель­но от дру­гих укра­ше­ний.

В 1920–30-е ос­но­в­ны­ми те­ма­ми ро­сто­в­ских эма­лей ста­ли ге­ро­и­че­ские по­бе­ды в Гра­ж­дан­ской вой­не и тру­до­вые по­дви­ги на­ро­да. Ря­дом с тра­ди­ци­он­ны­ми цве­точ­ны­ми ор­на­мен­та­ми по­яви­лись пя­ти­ко­неч­ная звез­да, лен­ты, ко­ло­сья с сер­пом и мо­ло­том, ло­зун­ги но­во­го со­вет­ско­го го­су­дар­ства.

Фи­нифть на ре­ли­ги­оз­ные те­мы ста­ла не­а­к­ту­аль­ной, вме­сто икон ма­сте­ра пи­са­ли пор­т­ре­ты Ле­ни­на и Ста­ли­на и дру­гих яр­ких ли­ч­но­стей стра­ны. В про­мыс­ле на­ме­ти­лись два ос­но­в­ных на­прав­ле­ния - цве­точ­ные мо­ти­вы на юве­ли­р­ных из­де­ли­ях и пор­т­рет­ная жи­во­пись. Оста­вал­ся боль­шим спрос на ко­пии кар­тин, ху­до­ж­ни­ки по­в­то­ря­ли фо­то­гра­фии, от­кры­т­ки и кар­тин­ки из жур­на­лов.

В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од ма­сте­ров ро­сто­в­ской­ ­фи­ни­ф­ти оста­лось ма­ло, они объ­е­ди­ня­лись в ар­те­ли и рас­пи­сы­ва­ли в ос­но­в­ном поль­зо­вав­ши­е­ся спро­сом бро­ши и шка­тул­ки. Ху­до­ж­ни­ки изоб­ра­жа­ли ис­то­ри­че­ских де­я­те­лей и зна­ме­ни­тых уче­ных, ге­ро­ев и кос­мо­нав­тов, на­при­мер в 1960-е го­ды по­яви­лись фи­ни­ф­ти с изоб­ра­же­ни­ем #ю­ри­я ­га­га­ри­на, к юби­лей­ным да­там вы­пус­ка­ли пред­ме­ты с пор­т­ре­та­ми по­этов и пи­са­те­лей.

Се­год­ня про­мы­сел фи­ни­ф­ти в Ро­сто­ве Ве­ли­ком по-­пре­ж­не­му раз­ви­ва­ет­ся. В го­ро­де ра­бо­та­ет не­сколь­ко твор­че­ских объ­е­ди­не­ний и фаб­ри­ка, здесь вы­пус­ка­ют ико­ны, юве­ли­р­ные из­де­лия, сто­ло­вые при­бо­ры и де­ко­ра­тив­ные пред­ме­ты с ви­да­ми Ро­сто­ва.

М­но­гие из ма­сте­риц про­дол­жа­ют ди­на­стии эма­лье­ров, они, как и пре­ж­де, вруч­ную рас­пи­сы­ва­ют из­де­лия, а их ра­бо­ты мо­ж­но встре­тить не толь­ко на при­лав­ках юве­ли­р­ных ма­га­зи­нов, но и в кол­лек­ци­ях це­ни­те­лей и в му­зе­ях.

[ 100dorog.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->