Мировой рынок янтаря, крупным участником которого является АО "Калининградский янтарный комбинат" (входит в "Ростех"), в последние годы пережил серьезные изменения. Популярность набирает более доступный по цене янтарь мелких фракций, тогда как ранее основной объем продаж приходился на крупные и редкие камни. Комбинат в 2020 году добыл рекордные 525 тонн минерала, в планах на 2021 год сохранить добычу примерно на этом же уровне.
О перспективах биржевой и розничной торговли янтарем и изделиями из него, о развитии производства и работе на экспортных рынках в интервью "Интерфаксу" рассказал генеральный директор комбината Михаил Зацепин.
- Михаил Иванович, каков прогноз на текущий год по объемам добычи янтаря и срокам начала сезона добычи?
- На сегодня рассчитываем приступить к добыче в привычные сроки - 5 апреля. Эта дата нас устраивает, хотя иногда мы начинали и раньше. В этом году в связи с тем, что у нас есть достаточно большое количество покупателей, планируем выйти на цифру (объема добычи - ИФ) в 500-550 тонн.
В настоящее время мы ведем добычу на Приморском месторождении, запасов которого хватит как минимум на 100 лет. При этом сегодня янтарь добывается в слое голубой глины, которая содержит достаточное количество минерала. А несколько лет назад мы работали в так называемой зоне ледникового размыва, которая оказалась бедна янтарем. И потому тогда у нас добыча была довольно низкой. Но сейчас природа нам благоволит.
Однако многое в формировании планов по добыче янтаря зависит и от спроса, который определяется рынком. При растущем спросе было бы неправильно не увеличивать объемы добычи и продажи, одновременно избегая переизбытка предложения, чтобы не обвалить рынок. По прогнозам на 2021 год, выручка предприятия должна составить 3,1 млрд рублей, чистая прибыль - 1 млрд рублей, EBITDA - 1,4 млрд рублей.
В 2020 году у нас был уже законтрактован объем янтаря-сырца, практически равный плановому объему добычи на текущий год. Такого в истории комбината еще не было, чтобы мы договорились о продаже фактически годового объема до начала сезона добычи. Речь идет о том, что на бирже мы уже сегодня продаем янтарь, который только будет добыт в новом сезоне.
Буквально сегодня мне сообщили, что впервые за многие годы склад комбината опустел на 70%. Даже прислали фотографии с пустыми полками. А ведь еще недавно мы были вынуждены построить несколько складов для хранения янтаря, который было трудно продать, особенно мелких фракций.
Примечательно, что с какого-то момента ажиотажный спрос возник на янтарь мелких фракций. Если 7 лет назад мы не знали, куда его девать, то сегодня он оказался востребован производителями, которые научились его перерабатывать в различную ювелирную и сувенирную продукцию. Поверьте, если мы выставим 100 тонн мелкой фракции на бирже, она уйдет мгновенно.
При этом в объеме всего добываемого янтаря мелкие и средние фракции составляют порядка 70-80%. Но до последнего времени, да и в настоящий момент переработчики и покупатели хотят получать, в первую очередь, крупный янтарь.
- Каковы итоги работы комбината в прошлом году?
- В минувшем году мы добыли 525 тонн минерала, установив исторический рекорд. План изначально составлял 400 тонн, затем был увеличен до 450 тонн, а по факту завершения сезона добычи, который был начат на 2 месяца позже обычного (сезон длился с 21 мая по 11 декабря 2020 года - ИФ), добыто было еще больше.
Фактически весь добытый янтарь, а также его прежние запасы были реализованы на электронной торговой площадке АО "Биржа "Санкт-Петербург". Это более 500 тонн почти на 3 млрд рублей. Отечественные компании приобрели порядка 70 тонн на сумму 181 млн рублей. Зарубежные фирмы из стран Прибалтики, Польши и Турции купили свыше 450 тонн на 2,5 млрд рублей.
В начале прошлого года мы планировали проведение 12 аукционов непосредственно на комбинате, в которых бы участвовали местные переработчики. Но из-за пандемии коронавируса мы провели лишь 3 аукциона для представителей микробизнеса и художников. В результате реализовано 8 тонн янтаря на сумму около 15 млн рублей.
Часть добытого янтаря в прошлом году была переработана на нашем дочернем предприятии АО "Янтарный Ювелирпром", которое было окончательно присоединено к комбинату 1 июля 2020 года. С этого момента вся ювелирная и сувенирная продукция выпускается под единым брендом "Калининградский янтарный комбинат". Переработано порядка 30 тонн янтаря, ассортимент составляет несколько тысяч наименований, а выручка предприятия (по выпуску ювелирной и сувенирной продукции - ИФ) составила по итогам года 238 млн рублей.
Основные финансовые показатели (АО "Калининградский янтарный комбинат" - ИФ) таковы. Выручка - 3,1 млрд рублей, чистая прибыль - 620 млн рублей. При этом EBITDA достигла 932 млн рублей. В бюджеты всех уровней перечислено 893 млн рублей.
Хочу отметить такой важный факт. На 1 января 2020 года у предприятия была кредиторская задолженность перед Сбербанком и ВТБ в размере 800 млн рублей. А на сегодняшний день комбинат полностью погасил все кредиты, которые мы были вынуждены брать на текущую деятельность, так как продажи янтаря идут неравномерно. Более того, у нас достаточно большие средства находятся на депозите, а также на расчeтных счетах. Так что, несмотря на коронавирус и спад в мировой экономике, у нас на производстве ощущается серьезный рост и как результат - хорошие финансовые показатели.
- Почему негативные последствия пандемии не затронули спрос на янтарь-сырец и янтарные изделия?
- Вся наша предшествующая работа по популяризации янтаря как в России, так и в зарубежных странах, начинает приносить результаты. Скажу больше, раньше в Китае ценился белый королевский, пейзажный янтарь. Но примерно три года назад наши специалисты ювелирного производства пообещали, что переломят эту тенденцию. И они начали делать красивые украшения из самого простого янтаря, в том числе из "черного лака", который никогда в Китае не пользовался спросом. Да и у нас на комбинате к "черному лаку" относились с предубеждением, его продавали в нагрузку к партиям "хорошего" янтаря.
Сегодня к изделиям из "черного лака" в Китае огромный интерес. Пару дней назад мы проводили интернет-продажу украшений из янтаря, в том числе из "черного лака". На электронной площадке в некоторые моменты торгов одновременно находилось до 700 тыс. покупателей из Китая. Все изделия продавались практически мгновенно.
Другим фактором роста спроса на янтарь стала биржевая торговля. Нам удалось выстроить еe так, что покупатель твердо знает: качество продаваемого янтаря будет полностью соответствовать его цене. Этому способствовали дни открытых дверей, возможность вскрыть любой предлагаемый к продаже мешок или контейнер с янтарем. У нас есть журнал отзывов, который бизнесмены заполняют после осмотра купленного янтаря. На сегодня нет претензий от предпринимателей, что комбинат продает кота в мешке, как это было ранее, особенно от местных переработчиков. Кстати, претензии прекратились после того, как год назад мы завели этот журнал.
- Как удалось стимулировать спрос на янтарь и изделия из него? Долго ли еще спрос будет столь высоким?
- В последние пять лет комбинат полностью поменял свою информационную и рекламную политику, отказавшись от былой закрытости. Продвижение минерала как основы для ювелирных украшений и бижутерии стартовало на международных янтарных форумах, на различных выставках, конференциях и симпозиумах за рубежом и в России. В эти годы комбинат принял сотни делегаций переработчиков и потенциальных покупателей, представителей иностранных СМИ, в том числе и из Китая, которые знакомились с методами добычи и переработки янтаря.
Два года назад мы полностью сменили команду маркетологов, в которую пришли молодые креативные люди, которые имели новые и непривычные взгляды на янтарь. Они смогли обосновать и воплотить в жизнь тезис, что "плохого янтаря не бывает, просто его недооценивают, неправильно обрабатывают и продают". Они сумели предложить новые коллекции украшений и бижутерии из мелкого янтаря, которые стали набирать популярность, так как были не таким дорогими, как изделия из белого и крупного янтаря. И бездонный рынок Китая сразу откликнулся ростом продаж этих новых украшений.
В результате спросом стал пользоваться весь янтарь, который мы выставляли на продажу на бирже. Уверен, что в ближайшие два года этот спрос не будет падать, так как мы активно продолжаем продвижение янтаря не только на рынок Китая, но и в другие страны.
- Вы говорили, что комбинат теперь является единой производственной площадкой по добыче янтаря и его переработке. Планируется ли увеличение объемов выпуска ювелирной продукции?
- Конечно. Задача по ювелирному производству - выйти на выручку в 600 млн рублей в ближайшее время. Проблема упирается в людей: чтобы выйти на такие показатели, необходимо принять на работу от 150 до 200 человек. Мы готовы это сделать, службе управления персоналом поставлена задача набрать ювелиров со всех регионов страны. Мы приглашаем мастеров из Костромы, Екатеринбурга, Якутии, где есть традиции обработки камня и кости. Также мы готовы набирать и обучать новичков. В ювелирной отрасли страны сегодня наблюдается определенный кризис, у нас же заказы и потенциальные покупатели есть, сырье - в достаточном количестве, а вот объемов продукции пока недостаточно.
В прошлом году мы приняли на ювелирное производство порядка 50 человек. Сегодня на ювелирном производстве занято более 150 человек. Хотим увеличить это число до 300. В этом году усилим работу по привлечению специалистов.
Для расширения ювелирного производства мы проводим реконструкцию помещений площадью 5 тыс. кв. метров. Думаю, в течение трех месяцев мы завершим эту работу, создав для новых сотрудников хорошие условия. Инвестиции в этот проект, стартовавший в прошлом году, составят примерно 200 млн рублей. Решение о расширении "Ювелирпрома" было принято в рамках поручения президента Владимира Путина о необходимости развития собственной переработки янтаря.
Когда наше ювелирное производство выйдет на полную мощность, мы будем перерабатывать 50 тонн янтаря в год, а объем выручки, как я уже говорил, составит 600 млн рублей. Это будет продукция всех видов - украшения из янтаря, ювелирные изделия с янтарем из золота и серебра, другие изделия.
- Переработка янтаря в России ведется, главным образом, на комбинате и на небольших предприятиях Калининградской области. Есть ли попытки создания производств в других регионах?
- Действительно, в регионе комбинат сегодня - основной игрок на рынке переработки янтаря со своими 30 тоннами. Местные переработчики покупают еще 50 тонн в год. При этом в области не наблюдается заметного роста числа таких предприятий. Хотя число магазинов по продаже янтарных изделий у нас очень большое, не считая так называемой выносной торговли с лотков в приморских курортах.
Наверное, поэтому мы сами заинтересованы в создании производств на территории основной России и занимаемся данным вопросом. Так, сегодня мы ведем переговоры с правительством Костромской области о создании производства по переработке янтаря, используя богатый опыт местных ювелиров. У них есть потенциал для роста в производстве ювелирной продукции, и они готовы к взаимодействию. Мы готовы сотрудничать со всеми российскими регионами и компаниями.
Пока такого взаимодействия нет, мы сосредотачиваем усилия на торговле своими ювелирными изделиями под брендом комбината. И планы у нас большие. Недавно мы открыли магазин в Москве на Старом Арбате. Провели переговоры с представителями Санкт-Петербурга, где также планируется создать магазин. Ведем переговоры с администрациями аэропортов Москвы, Красноярска, Новосибирска, Симферополя и Екатеринбурга. Более того, по франчайзингу открыт магазин в Екатеринбурге, а вскоре откроется по этой же схеме и в Геленджике. Есть большие планы по взаимодействию со странами ближнего и дальнего зарубежья. Но, опять же, вопрос упирается в то, что продавать в этих магазинах.
По нашему мнению, российский рынок янтарных изделий абсолютно свободен. Лишь в последние годы мы начали работы по всестороннему продвижению янтарного бренда, что уже начинает приносить результаты. Наша задача состоит в том, чтобы люди избавились от предрассудков, что янтарь - это украшение для бабушек. Не только бриллианты, но и янтарные украшения являются лучшими друзьями девушек и женщин. Посмотрите, как широк и многообразен, красив ассортимент современных янтарных украшений.
У нас на комбинате и в Калининградской области есть мастера, которые входят в элиту мирового ювелирного искусства, создают настоящие шедевры. При этом мы планируем сотрудничать с мировыми брендами в ювелирной отрасли.
- Время от времени в прессе появляются сообщения, что в Польше и Украине появляются перспективные и богатые месторождения янтаря, которые могут поколебать рыночные позиции комбината. Насколько это реально?
- Пока нет. Вероятно, и в будущем этого не произойдет. Такие сообщения звучат многие годы, а масштабной добычи в этих странах как не было, так и нет. Польша активно покупает наш янтарь на бирже, а украинский янтарь не может сравниться с нашим по качеству - он рыхлый, мягкий и неудобен в переработке. Поэтому основные игроки рынка работают с нами. В том числе и Китай, с которым мы планируем развивать сотрудничество.
Мы считаем также перспективным взаимодействие со странами Ближнего Востока. Есть, например, планы по реализации проектов с одной из стран ближневосточного региона. Так, у нас есть конкретное и реальное предложение - отделать янтарем по примеру Янтарной комнаты мечеть в одной из этих стран. По приблизительным расчетам, на реализацию этой идеи потребуется от 10 до 15 тонн янтаря. И комбинат готов к сотрудничеству, которое было в прошлом году приостановлено из-за пандемии. Надеемся, что в течение нынешнего года мы приступим к реализации данного проекта мирового масштаба.
- Ранее неоднократно заявлялось, что комбинату необходимо развивать выпуск облицовочных декоративных панелей из мелкого камня, возрождать производство янтарной кислоты и лака. Но сегодня, когда ювелирное производство забирает весь янтарь, надо ли этим заниматься?
- Некоторое время назад к мелкому янтарю относились с предубеждением, не знали, что с ним делать. Однако при вдумчивом и грамотном подходе к минералу всегда можно найти ему достойное применение. При этом он должен иметь адекватную рыночную стоимость. И она появилась после того, как комбинат внедрил биржевую торговлю, а переработчики увидели перспективу в мелкой фракции.
В советское время на комбинате выпускали янтарную кислоту и янтарный лак. Но затем более дешевые синтетические заменители вытеснили эту продукцию с рынка. Тем не менее, в планах есть намерение возродить производство янтарной кислоты, как натурального и полезного продукта в ответ на мировую тенденцию здорового питания и здорового образа жизни. Пока этот проект стоит на паузе и полностью зависит от рынка. А он может измениться, и тогда вновь встанет вопрос реализации янтарной продукции.
Поэтому, предполагаю, что мы проведем исследование рынка, создадим опытную партию и проверим гипотезу.
- В СМИ иногда появляются сюжеты о нелегальной добыче янтаря. В последнее время это рассказы о дайверах, которые выходят на незаконный промысел в море. Влияет ли нелегальный промысел на предприятие?
- Сегодня, действительно, нелегальная добыча сместилась с берега в море, так как на суше борьба с копателями велась более успешно, к тому же и законодательство было ужесточено. В результате объем нелегального янтаря значительно уменьшился в сравнении с прошлыми годами, но и сегодня он велик, несмотря на усилия правоохранительных органов. Если ранее на промысел выходило 100-200 лодок, то в настоящее время 20-30, каждая из которых добывает за день 2-3 кг янтаря. Даже с учетом плохой погоды и опасности со стороны правоохранителей, они поднимают в результате тонны минерала. Наши специалисты оценивают этот объем от 80 до 100 тонн.
- Как идет реализация проекта по созданию нового комплекса по добыче янтаря, который будет вести "щадящую" выемку минерала из голубой глины, чтобы камни оставались целыми и не крошились?
- После проведения совместных исследований мы решили уйти от прежних глобальных планов создания большого комплекса добычи, который стоил бы огромных денег. В этом году, ориентировочно в мае, приступаем к строительству нового доводочно-обогатительного комплекса, который будет компактным, мобильным, менее затратным и находиться непосредственно в карьере. Думаю, что к концу сезона добычи он будет готов к работе. Оборудование уже закуплено. В строительство новой фабрики будет инвестировано примерно 100 млн рублей. Объем всех инвестиций в развитие производства в 2021 году составит 808 млн рублей, что значительно превысит инвестиции 2020 года в 335 млн рублей.
- В Польше, где переработка янтаря идет довольно успешно, она включена в число 15 приоритетных национальных отраслей, получающих государственную поддержку. Нужна ли такая поддержка в России?
- Считаю, что именно для переработчиков и производителей она была бы нужна. Речь может идти о субсидиях на создание производства, приобретение станочного парка, налоговых послаблениях на начальном этапе. Это важно, поскольку переработка янтаря, как правило, является малым бизнесом, которому надо дать шанс на развитие или выход из тени. Ведь доля правды есть в том, что народная молва некогда утверждала - чуть ли не в каждом гараже или подвале поселка Янтарного и города Балтийска стоит станок по примитивной обработке янтаря. Наверное, они есть и сегодня. Ну так надо помочь им получить налоговый статус хотя бы самозанятых граждан.
[ Ювелирные Известия ]
2025 год
январь | февраль | март | апрель |
май | июнь | июль | август |
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.