Минфин перенес срок обязательной маркировки ювелирных изделий на 2024 год 17 февраля 2021

Раздел: Власть
20 февраля 2021 г.

Мин­фин сдви­нул сро­ки вве­де­ния но­вых пра­вил мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий, ко­то­рые дол­ж­ны стать обя­за­тель­ны­ми для всех, кто про­из­во­дит и про­да­ет в Рос­сии дра­го­цен­но­сти. Ра­нее пла­ни­ро­ва­лось, что пра­ви­ла всту­пят в си­лу в доб­ро­воль­ном по­ряд­ке с 1 ян­ва­ря 2021 г., а в обя­за­тель­ном - с 30 июня 2021 г.

Те­перь на­чаль­ная ста­дия ра­бо­ты но­вой си­сте­мы уче­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней (ГИИС ДМДК) на­ме­че­на на 1 мар­та 2022 г., а фи­наль­ная - обя­за­тель­ная - на 1 мар­та 2024 г. Та­кие па­ра­мет­ры со­дер­жат­ся в раз­ра­бо­тан­ном в Мин­фи­не про­ек­те по­ста­но­в­ле­ния пра­ви­тель­ства РФ, с ко­то­рым озна­ко­ми­лись "Ве­до­мо­сти".

Ес­ли пра­ви­тель­ство утвер­дит пред­ло­же­ние Мин­фи­на, с 1 мар­та 2024 г. в Рос­сии бу­дет за­пре­ще­но про­да­вать юве­ли­р­ные из­де­лия из зо­ло­та, пла­ти­ны и пал­ла­дия без спе­ци­аль­но­го штрих­ко­да, на­не­сен­но­го ла­зе­ром на ме­тал­ли­че­скую часть укра­ше­ния ря­дом с клей­мом.

Код раз­ме­ром 0,8 х 0,8 мм бу­дет со­дер­жать уни­каль­ный иден­ти­фи­ка­ци­он­ный но­мер (УИН), ко­то­рый ста­нет та­к­же на­но­сить­ся на бу­ма­ж­ную би­р­ку укра­ше­ния и слу­жить ссы­л­кой на его про­файл в ба­зе ГИИС ДМДК.

Штрих­ко­ды бу­дут вво­дить­ся по­сте­пе­н­но: с 1 мар­та 2022 г. их бу­дут в обя­за­тель­ном по­ряд­ке на­но­сить на би­р­ку но­вых или вве­зен­ных в стра­ну юве­ли­р­ных из­де­лий, а с 1 мар­та 2023 г. - на са­ми из­де­лия. Еще год Мин­фин оста­вит на ла­зер­ную мар­ки­ро­в­ку то­вар­ных остат­ков.

"Что ка­са­ет­ся клей­ме­ния, то для биз­не­са не бу­дет кар­ди­наль­ных из­ме­не­ний - штрих­код бу­дет на­но­сить­ся на из­де­лие Про­би­р­ной па­ла­той од­но­вре­мен­но с на­не­се­ни­ем клей­ма. Раз­ни­ца толь­ко в том, что у ка­ж­до­го из­де­лия бу­дет свой уни­каль­ный но­мер, ко­то­рый не­воз­мо­ж­но под­де­лать", - по­яс­ни­ла "Ве­до­мо­стя­м" ру­ко­во­ди­тель Де­пар­та­мен­та го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния от­рас­ли дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней Юлия Гон­ча­рен­ко. Она под­чер­к­ну­ла, что идея си­сте­мы уче­та - сде­лать юве­ли­р­ный ры­нок пол­но­стью про­зра­ч­ным.

В­се­го в год в Рос­сии ле­галь­но про­из­во­ди­т­ся око­ло 70 млн юве­ли­р­ных из­де­лий, из них 35 млн еди­ниц - из зо­ло­та и пла­ти­ны, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо клей­мить в Про­би­р­ной па­ла­те. Сей­час не­ле­галь­ный обо­рот дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ка­м­ней, по под­с­че­там Мин­фи­на, до­сти­га­ет 50% ры­н­ка. При этом по­чти из 900 000 юри­ди­че­ских лиц, ко­то­рые при по­ста­но­в­ке на учет в ФНС ука­за­ли вид де­я­тель­но­сти, свя­за­н­ный с юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми, в Про­би­р­ной па­ла­те за­ре­ги­стри­ро­ва­но толь­ко 40 000 ко­м­па­ний. Осталь­ные, по мне­нию Мин­фи­на, - те­не­вой сек­тор.

"Л­ю­бой по­ку­па­тель смо­жет че­рез при­ло­же­ние в те­ле­фо­не уви­деть ис­то­рию из­де­лия, ка­че­ство ме­тал­ла и про­ис­хо­ж­де­ние дра­го­цен­но­го ка­м­ня, ко­то­рый в не­го встав­лен. Сей­час един­ствен­ный спо­соб за­щи­ты по­ку­па­те­ля - это про­ба, ко­то­рую, к со­жа­ле­нию, на­у­чи­лись под­де­лы­вать. Cо штрих­ко­дом это ис­клю­че­но, да­же ес­ли по­лу­чи­т­ся фи­зи­че­ски на­не­сти на из­де­лие этот код, в ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­ме оно не бу­дет отоб­ра­жать­ся", - до­ба­ви­ла Гон­ча­рен­ко. При этом дра­го­цен­ные ка­м­ни мар­ки­ро­вать та­ким об­ра­зом не пла­ни­ру­ет­ся, что­бы не сни­зить их сто­и­мость на ми­ро­вом ры­н­ке.

Гла­ва Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии Эду­ард Ут­кин ­на­з­вал го­то­вя­щи­е­ся ме­ры из­бы­точ­ны­ми и ука­зал, что они при­не­сут от­рас­ли до­пол­ни­тель­ные рас­хо­ды, ко­то­рые при­ве­дут к ро­сту цен на юве­ли­р­ном ры­н­ке. "Что­бы ра­бо­тать с этой си­сте­мой, юве­ли­р­ным за­во­дам и тор­го­вым се­тям ну­ж­но бу­дет за­ку­пить до­пол­ни­тель­ное обо­ру­до­ва­ние - счи­ты­ва­те­ли этих QR-ко­дов, на­нять че­ло­ве­ка, ко­то­рый бу­дет этим за­ни­мать­ся, и т. д.", - до­ба­вил гла­ва Гиль­дии юве­ли­ров. По его сло­вам, юве­ли­р­ный ры­нок в Рос­сии "и так до­ста­точ­но силь­но кон­тро­ли­ру­ет­ся - это и Про­би­р­ная па­ла­та, и Слу­ж­ба эко­но­ми­че­ской без­о­пас­но­сти ФСБ, и Та­мо­жен­ная слу­ж­ба, и Рос­фин­мо­ни­то­ринг, и дру­гие кон­тро­ли­ру­ю­щие ор­га­ны - ни в од­ной стра­не ми­ра нет та­ко­го стро­го­го на­д­зо­ра за юве­ли­ра­ми, как в Рос­си­и".

"Мы очень на­де­е­м­ся, что пе­ре­нос сро­ков внед­ре­ния фи­зи­че­ской мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий бу­дет вре­мен­ной ме­рой - и в ко­неч­ном сче­те Мин­фин от­ка­жет­ся от этой идеи, до­ста­точ­но бу­дет на­но­сить код на бу­ма­ж­ные би­р­ки, с ко­то­рых его мо­ж­но счи­тать обы­ч­ным ска­не­ро­м", - под­чер­к­нул Ут­кин.

По под­с­че­там Гиль­дии юве­ли­ров, на за­ку­п­ку обо­ру­до­ва­ния и на­ем до­пол­ни­тель­ных со­труд­ни­ков от­расль бу­дет вы­ну­ж­де­на в те­че­ние двух лет по­тра­тить око­ло 22 млрд руб.

Ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор ко­ми­те­та по дра­го­цен­ным ме­тал­лам "Де­ло­вой Рос­си­и" Вла­ди­мир Збой­ко­в, ко­то­рый участ­во­вал в об­су­ж­де­нии ГИИС ДМДК в Мин­фи­не, до­ба­вил, что мат­ри­ч­ные ко­ды, на­не­сен­ные на ме­талл, не все­г­да счи­ты­ва­ют­ся, что мо­жет стать при­чи­ной сбоя на юве­ли­р­ном про­из­вод­стве.

"Пред­ставь­те се­бе пар­тию из­де­лий, ко­то­рую за­вод на­пра­вил в Про­би­р­ную па­ла­ту и ко­то­рая вер­ну­лась с клей­мом и этим мат­ри­ч­ным ми­к­ро­ко­дом. Что­бы рас­пе­ча­тать би­р­ку на из­де­лие, ну­ж­но сна­ча­ла этот код с из­де­лия счи­тать. А экс­пе­ри­мен­ты, ко­то­рые про­во­ди­ли участ­ни­ки ры­н­ка, по­ка­за­ли, что счи­ты­ва­ет­ся он не все­г­да. Вли­я­ет и ха­ра­к­тер по­верх­но­сти из­де­лия, и осве­ще­ние, и воз­мо­ж­ные за­гряз­не­ния, и да­же угол, под ко­то­рым на­хо­ди­т­ся ска­нер от­но­си­тель­но мет­ки. И что то­г­да де­лать? На­прав­лять из­де­лие в па­ла­ту еще раз? Или сра­зу на пе­ре­плав­ку?" - по­яс­нил Збой­ков.

В Мин­фи­не, в свою оче­редь, при­з­на­ли, что пло­хая счи­ты­ва­е­мость ко­дов с осо­бо тон­ких из­де­лий из­ве­ст­на раз­ра­бо­т­чи­кам си­сте­мы, и со­об­щи­ли, что "ва­ри­ан­ты ре­ше­ния это­го во­про­са бу­дут до­пол­ни­тель­но об­су­ж­дать­ся".

З­бой­ков го­во­рит, что пред­ста­ви­те­ли юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти пред­ла­га­ют мар­ки­ро­вать не ка­ж­дое из­де­лие уни­каль­ным ко­дом, а од­ним ко­дом всю пар­тию. При этом уни­каль­ный но­мер кон­крет­но­го из­де­лия мо­ж­но на­но­сить не на не­го, а на свя­за­н­ный с ним яр­лык.

"М­ин­фин опа­са­ет­ся, что, ес­ли у не­сколь­ких из­де­лий бу­дет один и тот же код пар­тии, за­во­ды бу­дут пе­ре­ве­ши­вать би­р­ки с од­но­го из­де­лия на дру­гое. Но это в пре­де­лах од­ной пар­тии эко­но­ми­че­ски не­це­ле­со­об­раз­но, по­сколь­ку сто­и­мость всей пар­тии от это­го не из­ме­ни­т­ся. И для от­чет­но­сти ни­ка­кой раз­ни­цы нет - сколь­ко в пар­тии бы­ло из­де­лий, столь­ко под этим ко­дом и про­да­но. Так что, ес­ли уж им так хо­чет­ся на­но­сить код на из­де­лие, пусть мар­ки­ру­ют од­ним ко­дом всю пар­ти­ю", - до­ба­вил экс­перт.

[ deloros.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->