Почему штрих-коды на бирках ювелирных изделий для интересов государства избыточны, а на металле изделий – вредны

Раздел: Власть
03 декабря 2020 г.

Вла­ди­мир Збой­ко­в

Сра­зу к су­ще­ству, т.к. по­до­пле­ку об­су­ж­де­ний и так все зна­ют. Есть два спо­со­ба ор­га­ни­за­ции про­сле­жи­ва­е­мо­сти дви­же­ния то­ва­ров – до­ку­мен­таль­ный и фи­зи­че­ский, с по­мо­щью мар­ки­ро­в­ки. Рас­смо­т­рим на про­стых при­ме­рах, как они мо­гут ра­бо­тать в юве­ли­р­ной сфе­ре.

С­на­ча­ла про до­ку­мен­таль­ный спо­соб про­сле­жи­ва­е­мо­сти. Юве­лир N на­ме­ри­л­ся из­го­то­вить, ска­жем, сто об­ру­чаль­ных ко­лец по 2 гра­м­ма ка­ж­дое. Он при­об­ре­та­ет 300 грамм зо­ло­та 585 про­бы (с за­па­сом на по­сле­ду­ю­щие из­де­лия), и в от­чет­ных до­ку­мен­тах и бух­гал­тер­ских про­вод­ках у не­го по­яв­ля­ет­ся при­ход пар­тии ме­тал­ла с не­ким но­ме­ром УИН, ска­жем, X. Все, как обы­ч­но офор­м­ля­ет­ся че­рез «Бух­гал­те­рию 1С» (ли­бо ис­поль­зу­ет­ся иная про­гра­м­ма уче­та, не ва­ж­но). При этом в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме опе­ра­то­ру ГИИС ДМДК по­сту­па­ет со­об­ще­ние о по­сту­п­ле­нии юве­ли­ру N трех­сот грамм зо­ло­та 585 про­бы с УИН X. Юве­лир из­го­тав­ли­ва­ет сто ко­лец по 2 гра­м­ма, от­прав­ля­ет их в про­би­р­ную ин­с­пе­к­цию на опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние, и у не­го оста­ет­ся око­ло 100 грамм зо­ло­та с УИН X на по­сле­ду­ю­щую про­дук­цию, и обо всем этом в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме «Бух­гал­те­рия 1С» со­об­ща­ет опе­ра­то­ру ГИИС ДМДК.

В про­би­р­ной ин­с­пе­к­ции из­де­лия опро­бо­ва­ют и клей­мят, при­сва­и­вая этой пар­тии сто УИН, сра­зу со­об­ща­е­мых в элек­трон­ном ви­де как опе­ра­то­ру ГИИС ДМДК, так и юве­ли­ру, и мас­сив этих но­ме­ров из­де­лий (УИН) «о­се­да­ет» в про­гра­м­ме «Бух­гал­те­рия 1С» у юве­ли­ра. Юве­лир до­во­дит пар­тию ко­лец до кон­ди­ции, и про­гра­м­ма «Бух­гал­те­рия 1С» рас­пе­ча­ты­ва­ет на со­т­не би­рок все сто УИН из мас­си­ва, по­лу­чен­но­го от про­би­р­ной ин­с­пе­к­ции. Юве­лир скре­п­ля­ет из­де­лия с би­р­ка­ми и от­прав­ля­ет их в ма­га­зин Y, о чем «Бух­гал­те­рия 1С» юве­ли­ра ав­то­ма­ти­че­ски со­об­ща­ет опе­ра­то­ру ГИИС ДМДК. Воз­мо­ж­но, пред­ва­ри­тель­но юве­лир их фо­то­гра­фи­ру­ет (в при­н­ци­пе, это не обя­за­тель­но для фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния до­ку­мен­таль­но­го про­сле­жи­ва­ния), по­с­ле че­го «Бух­гал­те­рия 1С» юве­ли­ра та­к­же ав­то­ма­ти­че­ски от­пра­вит эти иден­ти­фи­ка­ци­он­ные фо­то­гра­фии опе­ра­то­ру ГИИС ДМДК.

Да­лее, «Бух­гал­те­рия 1С» ма­га­зи­на Y, про­да­вая ка­ж­дое из рас­смат­ри­ва­е­мых из­де­лий, ав­то­ма­ти­че­ски со­об­ща­ет опе­ра­то­ру ГИИС ДМДК но­мер УИН кон­крет­но­го про­да­ва­е­мо­го из­де­лия (по­сту­пив­ше­го ра­нее от юве­ли­ра N), вы­во­дя этот УИН из обо­ро­та. И, воз­мо­ж­но, от­прав­ля­ет опе­ра­то­ру его иден­ти­фи­ка­ци­он­ную фо­то­гра­фию (о­пять же, это не при­н­ци­пи­аль­но для фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния си­сте­мы). На этом все, про­сле­жи­ва­ние из­де­лия с дан­ным УИН за­вер­ше­но, и опе­ра­тор ГИИС ДМДК зна­ет, что из двух­сот грамм зо­ло­та с УИН X от по­став­щи­ка та­ко­го-то юве­ли­ром N бы­ло из­го­то­в­ле­но сто ко­лец, ко­то­рые бы­ли то­г­да-то опро­бо­ва­ны и за­клей­ме­ны в та­кой-то про­би­р­ной ин­с­пе­к­ции, и что этой пар­тии ко­лец бы­ли при­сво­е­ны та­кие-то но­ме­ра УИН, и что та­кие-то из­де­лия еще хра­нят­ся у юве­ли­ра N, а од­но коль­цо с та­ким-то но­ме­ром УИН уже про­да­но в ма­га­зи­не Y. А сто грамм зо­ло­та оста­лись у юве­ли­ра N на бу­ду­щие из­де­лия. Си­сте­ма все «ви­дит», все про­сто и по­нят­но.

А как про­ис­хо­дят те же опе­ра­ции при фи­зи­че­ской ор­га­ни­за­ции про­сле­жи­ва­ния с по­мо­щью мар­ки­ро­в­ки? Да все точ­но так же, но с тем от­ли­чи­ем, что у ка­ж­до­го из участ­ни­ков обо­ро­та по­яв­ля­ет­ся до­пол­ни­тель­ная не­об­хо­ди­мость счи­ты­вать но­мер УИН, пред­став­лен­ный в ви­де QR или DM штрих-ко­да с бу­ма­ж­но­го но­си­те­ля или не­по­сред­ствен­но с из­де­лия. Как бы све­ряя, обо­рот это­го ли имен­но из­де­лия ре­ги­стри­ру­ет­ся в дан­ный мо­мент в про­гра­м­ме «Бух­гал­те­рия 1С».

Оста­вим во­прос, на­сколь­ко ле­г­ко или труд­но бу­дет счи­ты­вать участ­ни­ку ры­н­ка УИН с QR-ко­да на би­р­ке или с из­де­лия. Это, в кон­це-кон­цов, труд­но­сти са­мо­го участ­ни­ка ры­н­ка, а мы го­во­рим сей­час про ин­те­ре­сы кон­тро­ля со сто­ро­ны го­су­дар­ства (хо­тя, по идее, об­ле­г­че­ние ве­де­ния биз­не­са то­же дол­ж­но быть в сфе­ре ин­те­ре­сов го­су­дар­ства).

Рас­смо­т­рим ри­с­ки при ор­га­ни­за­ции про­сле­жи­ва­ния обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий без их мар­ки­ро­в­ки, т.е. в слу­чае при­ме­не­ния толь­ко до­ку­мен­таль­ной си­сте­ме про­сле­жи­ва­е­мо­сти. Пред­по­ло­жим, участ­ник ры­н­ка по кри­ми­наль­ным со­об­ра­же­ни­ям или по не­в­ни­ма­тель­но­сти ввел в про­гра­м­му «Бух­гал­те­рия 1С» (не ва­ж­но – это мо­жет быть лю­бая дру­гая бух­гал­тер­ская про­гра­м­ма уче­та) не тот но­мер УИН из­де­лия, обо­рот ко­то­ро­го име­ет ме­сто по фа­к­ту. Зна­чит, опе­ра­тор ГИИС ДМДК по­лу­чит оши­боч­ную ин­фор­ма­цию об этой бух­гал­тер­ской про­вод­ке. И, пред­по­ло­жим, вес из­де­лия ре­аль­но­го обо­ро­та вы­ше, чем за­яв­лен­ный по дан­ной сдел­ке опе­ра­то­ру ГИИС ДМДК. Со­о­т­вет­ствен­но, от ДАННОЙ ре­а­ли­за­ции го­су­дар­ство по­лу­чит мень­ше, чем по­ло­же­но по за­ко­ну.

Од­на­ко это из­де­лие, при­нес­шее участ­ни­ку не­о­бос­но­ван­ную вы­го­ду в кон­крет­ной сдел­ке с за­ни­же­ни­ем ре­аль­но­го ве­са, для то­го, что­бы стать ре­а­ли­зо­ван­ным, «за­ня­ло ме­сто», т.е. ис­поль­зо­ва­ло УИН ка­ко­го-то дру­го­го из­де­лия. Ведь сколь­ко грамм или ки­ло­грамм из­де­лий из зо­ло­та в об­щей су­м­ме ле­галь­но при­бы­ло к дан­но­му участ­ни­ку ры­н­ка, столь­ко же в су­м­ме он и в со­сто­я­нии ле­галь­но про­дать! Не боль­ше, и не мень­ше. И ес­ли в ка­кой-то мо­мент он по фа­к­ту не­до­в­ло­жил, то в сле­ду­ю­щий мо­мент ему при­дет­ся «пе­рев­ло­жить». Ина­че во­шед­шие в его учет зо­ло­то «за­вис­нет» в буху­че­те по об­щей мас­се или его там «не хва­тит».

Та­ким об­ра­зом, от ма­ни­пу­ля­ций с умы­ш­лен­ной под­ме­ной из­де­лий фа­к­ти­че­ско­го обо­ро­та по срав­не­нию с со­об­ща­е­мы­ми дан­ны­ми опе­ра­то­ру ГИИС ДМДК при ис­поль­зо­ва­нии до­ку­мен­таль­но­го спо­со­ба про­сле­жи­ва­ния (т.е. без при­ме­не­ния мар­ки­ро­в­ки как би­р­ки, так и из­де­лий) участ­ник ры­н­ка пра­к­ти­че­ски ни­че­го не вы­и­г­ры­ва­ет. А го­су­дар­ство – по­чти ни­че­го не про­и­г­ры­ва­ет. Раз­ве что по­лу­чит свое с ка­кой-то от­сроч­кой по вре­ме­ни из-­за этих ма­ни­пу­ля­ций. Но – обя­за­тель­но по­лу­чит. Рис­ки ми­ни­маль­ны, и их ко­м­пе­н­са­ция точ­но не сто­ят до­пол­ни­тель­ных за­трат на вве­де­ние мар­ки­ро­в­ки. Бы­ла бы толь­ко на­де­ж­ная пе­ре­да­ча и об­ра­бо­т­ка до­ку­мен­таль­ных дан­ных от всех участ­ни­ков ры­н­ка у опе­ра­то­ра ГИИС ДМДК – и все бу­дет в по­ряд­ке для го­су­дар­ства.

А ка­кую поль­зу мо­жет дать го­су­дар­ству до­пол­ни­тель­ная мар­ки­ро­в­ка не­по­сред­ствен­но са­мих юве­ли­р­ных из­де­лий по ме­тал­лу по срав­не­нию с до­ку­мен­таль­ным спо­со­бом про­сле­жи­ва­ния обо­ро­та? Да ту же са­мую, что и мар­ки­ро­в­ка QR-ко­да­ми би­рок, т.е. не­з­на­чи­тель­ную. Ни­чуть не боль­ше. Ро­в­но по той же при­чи­не, что и в рас­смо­т­рен­ном вы­ше слу­чае с мар­ки­ро­в­кой би­рок – сколь­ко к участ­ни­ку ры­н­ка из­де­лий из зо­ло­та в об­щей мас­се при­бы­ло, столь­ко же и мо­жет быть им про­да­но. Ка­кая раз­ни­ца для эф­фек­та от фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния си­сте­мы про­сле­жи­ва­ния, от­ку­да бу­дет брать­ся УИН из­де­лия, участ­ву­ю­ще­го в дан­ной сдел­ке (с ба­зы дан­ных «Бух­гал­те­рия 1С», от счи­ты­ва­ния QR-ко­да на би­р­ке или от счи­ты­ва­ния DM‑­ко­да с са­мо­го из­де­лия), ес­ли са­ма под­ме­на это­го из­де­лия на вре­мен­ном участ­ке для участ­ни­ка ры­н­ка пра­к­ти­че­ски ли­ше­на ка­ко­го-­ли­бо эко­но­ми­че­ско­го смысла?

За­то для го­су­дар­ства вве­де­ние и ис­поль­зо­ва­ние мар­ки­ро­в­ки из­де­лий по ме­тал­лу край­не вред­но - по­ми­мо огро­м­ных из­дер­жек от ис­поль­зо­ва­ния та­кой мар­ки­ро­в­ки для биз­не­са (что не­из­бе­ж­но сни­зит обо­ро­ты ры­н­ка), ва­ж­ны за­тра­ты на мар­ки­ро­в­ку по ме­тал­лу са­мо­го го­су­дар­ства. Ведь день­ги на за­ку­п­ку ла­зе­ров и их со­дер­жа­ние при­хо­ди­т­ся изы­мать из об­щих сумм, на­прав­лен­ных на ор­га­ни­за­цию ГИИС ДМДК в це­лом. Зна­чит, мень­ше бу­дет объ­ем фи­нан­си­ро­ва­ния ра­бот про­гра­м­ми­стов по обес­пе­че­нию уни­фи­ка­ции и сли­я­ния баз дан­ных участ­ни­ков ры­н­ка, вклю­чая го­су­дар­ствен­ные струк­ту­ры, за­дей­ство­ван­ные в обо­ро­те. Т.е. ка­че­ство до­ку­мен­таль­но­го про­сле­жи­ва­ния в ГИИС ДМДК от вве­де­ния мар­ки­ро­в­ки по ме­тал­лу юве­ли­р­ных из­де­лий ока­жет­ся ни­же воз­мо­ж­но­го из-­за пе­ре­рас­пре­де­ле­ния за­трат фи­нан­си­ро­ва­ния ра­бот в поль­зу за­ку­п­ки ла­зе­ров вме­сто ма­к­си­маль­ных за­трат на со­з­да­ние про­гра­м­м­но­го про­дук­та и за­ку­п­ки не­об­хо­ди­мо­го сер­вер­но­го «же­ле­за» для си­сте­мы до­ку­мен­таль­но­го про­сле­жи­ва­ния.

Но зна­чит ли это, что ни­ка­кие ма­ни­пу­ля­ции с УИН не в со­сто­я­нии при­не­сти зло­на­ме­рен­но­му участ­ни­ку ры­н­ка не­о­бос­но­ван­ной вы­го­ды? Нет, не зна­чит. Ес­ли обо­рот со­вер­ша­ет фи­р­ма-од­но­д­нев­ка, то из­в­ле­че­ние не­о­бос­но­ван­ной вы­го­ды пу­тем под­ме­ны УИН на вре­мя су­ще­ство­ва­ния этой ко­м­па­нии ста­но­ви­т­ся воз­мо­ж­ным. Од­на­ко во­в­се не бла­го­да­ря от­сут­ствию мар­ки­ро­в­ки из­де­лий, а за счет ис­поль­зо­ва­ния из­на­чаль­но кри­ми­наль­ной фор­мы ве­де­ния са­мо­го биз­не­са. Кро­ме то­го, оче­вид­но есть на­ли­чие чи­сто кри­ми­наль­но обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий во­в­се без их опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния в про­би­р­ной ин­с­пе­к­ции и без со­о­т­вет­ству­ю­щей ре­ги­стра­ции в си­сте­ме ГИИС ДМДК, без вся­ких УИН. Ни­ка­кая си­сте­ма про­сле­жи­ва­е­мо­сти то­ва­ров не в со­сто­я­нии бо­роть­ся с их не­ле­галь­ным обо­ро­том, ес­ли то­вар дви­жет­ся ВНЕ ре­ги­стра­ции и уче­та в си­сте­ме.

А по­че­му же та­кой успех со­про­во­ж­да­ет мар­ки­ро­в­ку шуб и иных то­ва­ров? Да по­то­му, что, в от­ли­чие от ДМДК, все па­ра­мет­ры ко­то­рых тща­тель­но ре­ги­стри­ру­ют­ся в ра­м­ках про­би­р­но­го на­д­зо­ра при их обо­ро­те, ни ме­ха, ни иные то­ва­ры на­род­но­го по­треб­ле­ния ни­г­де ни­как ин­ди­ви­ду­аль­но и де­таль­но не ре­ги­стри­ру­ют­ся! Ис­клю­че­ние – та­мо­ж­ня, где вво­зи­мые то­ва­ры на­род­но­го по­треб­ле­ния хоть как-то ре­ги­стри­ру­ют­ся. Но за­ме­тим: не­за­кон­ный ввоз ме­хов и иных то­ва­ров на­род­но­го по­треб­ле­ния – это про­сто не­за­кон­ный ввоз. Ад­ми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние. А не­за­кон­ный ввоз ДМДК – это кон­тра­бан­да, ка­ра­ет­ся по УК. По­нят­но, что до­ку­мен­таль­ное про­сле­жи­ва­ние дви­же­ния то­ва­ра, по ко­то­рым пол­но­та и точ­ность офор­м­ле­ния со­про­во­ди­тель­ных до­ку­мен­тов весь­ма усло­в­на, край­не не­эф­фек­тив­но. И оста­ет­ся для та­ких то­ва­ров од­но – ор­га­ни­за­ция их фи­зи­че­ско­го про­сле­жи­ва­ния че­рез мар­ки­ро­в­ку, что бы­ло сде­ла­но для ме­хов и ожи­да­е­мо да­ло свои по­ло­жи­тель­ные ре­зуль­та­ты. Но ожи­дать та­ко­го же эф­фек­та от вве­де­ния мар­ки­ро­в­ки ГИИС ДМДК, обо­рот ко­то­рых все­г­да был «под лу­пой» про­би­р­но­го на­д­зо­ра – это за­ни­мать­ся за­ве­до­мым са­мо­об­ма­но­м…

Та­ким об­ра­зом, ис­хо­дя из вы­ше­из­ло­жен­но­го, на­пра­ши­ва­ет­ся ре­ко­мен­да­ция для ре­гу­ля­то­ра: не тра­тить на­прас­но день­ги на мар­ки­ро­в­ку юве­ли­р­ных из­де­лий по ме­тал­лу. QR-ко­ды на би­р­ках то­же не очень ну­ж­ны для си­сте­мы про­сле­жи­ва­е­мо­сти в ГИИС ДМДК, но их внед­ре­ние, хо­тя бы, не так бо­лез­нен­но за­трат­но для биз­не­са и го­су­дар­ства.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->