Вечные ценности. Восточные украшения

Раздел: Общество
25 сентября 2020 г.

С не­за­па­мят­ных вре­мен юве­ли­р­ные из­де­лия на Во­сто­ке бы­ли чем-то боль­шим, не­же­ли про­сто на­ряд­ны­ми ве­щи­ца­ми, укра­ша­ю­щи­ми сво­их хо­зя­ев. По этим ак­сес­су­а­рам мо­ж­но бы­ло мно­гое ска­зать об их об­ла­да­те­лях. Соз­дан­ные с уче­том мно­го­ве­ко­вых тра­ди­ций, они не­сут в се­бе глу­бо­чай­ший смысл, по­нять ко­то­рый не все­г­да про­сто. Юве­ли­р­ное ис­кус­ство в Ка­за­х­ста­не за­ча­стую объ­е­ди­ня­ло в се­бе твор­че­скую со­став­ля­ю­щую с осо­бен­но­стя­ми ма­ги­че­ских ри­ту­а­лов.

«Во­сточ­ны­ми укра­ше­ни­я­ми я ра­нь­ше осо­бен­но не ин­те­ре­со­вал­ся, – рас­ска­зы­ва­ет ан­ти­к­вар из Моск­вы Петр Ев­се­ев. – Од­на­ко с не­дав­не­го вре­ме­ни у ме­ня к ним по­вы­шен­ное вни­ма­ние. Лет де­сять на­зад по слу­чаю я при­об­рел ста­рин­ный брас­лет из се­ре­бра. Про­да­вец ска­зал, что он из юж­но­го Ка­за­х­ста­на. До­воль­но мас­сив­ный брас­лет кон­ца XIX ве­ка с встав­ка­ми из не­до­ро­го­го крас­но­го ка­м­ня (по всей ви­ди­мо­сти, сер­до­ли­ка) про­ле­жал у ме­ня до­воль­но дол­го. Вре­мя от вре­ме­ни я поз­во­лял по­вер­теть его в ру­ках сво­ей доч­ке. И вот од­на­ж­ды она при­бе­жа­ла ко мне со сло­ва­ми: «Па­па, я сло­ма­ла брас­лет!» Я взял вещь в ру­ки и за­ме­тил, что од­на из де­ко­ра­тив­ных пла­стин ото­ш­ла от ос­но­ва­ния, и от­ту­да вы­ва­ли­л­ся ку­со­чек по­лу­ис­т­лев­шей бу­ма­ги. Это был тай­ник. Жел­тая, по­чти ко­ри­ч­не­вая бу­ма­га рас­сы­па­лась в ру­ках, я толь­ко смог за­ме­тить на­д­пись, сде­лан­ную ара­б­ской вя­зью, – про­дол­жа­ет Петр. До сих пор ло­маю го­ло­ву, что же там мо­г­ло быть на­пи­са­но. Мо­жет про­сто имя ма­сте­ра, а мо­жет тай­на ка­кая-то».

Ин­те­рес к ра­бо­там ста­рых ма­сте­ров от­ме­ча­ют мно­гие ка­за­х­стан­ские кол­лек­ци­о­не­ры, не об­хо­дя вни­ма­ни­ем и ин­ве­сти­ци­он­ную со­став­ля­ю­щую. Це­ны на ста­рин­ные на­ци­о­наль­ные укра­ше­ния по­след­ние го­ды по­сто­ян­но рос­ли, че­му во мно­гом спо­соб­ство­вал де­фи­цит ин­те­рес­ных эк­зе­м­п­ля­ров на ан­ти­к­вар­ном ры­н­ке.

«Ста­рин­ные укра­ше­ния при­но­сят ме­ст­ные жи­те­ли из са­мых раз­ных ре­ги­о­нов. С за­па­да Ка­за­х­ста­на, где, на мой взгляд, де­ла­лись на­и­бо­лее ин­те­рес­ные укра­ше­ния. С юга (это Шы­м­кент, Та­раз), а та­к­же из Уз­бе­ки­ста­на и Ка­ра­кал­па­кии, – де­ли­т­ся опы­том ан­ти­к­вар Ми­на Ба­ка­ра­со­ва. – Мы бы­ли удив­ле­ны раз­но­об­ра­зи­ем ди­зай­на, тем, что укра­ше­ния силь­но ме­ня­ют­ся от ре­ги­о­на к ре­ги­о­ну. Они очень раз­ные. Дол­го ду­ма­ли, по­че­му имен­но в за­па­д­ном Ка­за­х­ста­не де­ла­ли столь изыс­кан­ные укра­ше­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем че­кан­ки, очень сло­ж­ные ве­щи, и в один мо­мент по­ня­ли, что это при­ка­с­пий­ский ре­ги­он, на дру­гом бе­ре­гу ко­то­ро­го Азер­бай­д­жан, Да­ге­стан, Кав­каз, од­ним сло­вом. А в том ре­ги­о­не очень бо­га­тые юве­ли­р­ные тра­ди­ции. По­это­му там был сво­е­го ро­да об­мен опы­том, и на­ши ма­сте­ра уже на свой ма­нер де­ла­ли ин­те­рес­ные укра­ше­ния. Ес­ли взять юг Ка­за­х­ста­на, там то­же очень мно­гое пе­ре­ни­ма­лось от со­се­дей, на­при­мер, от Уз­бе­ки­ста­на. Это узна­ва­е­мая ма­не­ра, ко­то­рая на­ш­ла свое от­ра­же­ние в юве­ли­р­ном ис­кус­стве юга Ка­за­х­ста­на».

Дра­го­цен­ные ка­м­ни ис­поль­зу­ют­ся в укра­ше­ни­ях, сде­лан­ных пре­и­му­ще­ствен­но в юж­ных ре­ги­о­нах Ка­за­х­ста­на, од­на­ко по­ми­мо до­ро­гих са­мо­цве­тов ма­сте­ра не об­хо­дят сво­им вни­ма­ни­ем (а за­ча­стую от­да­ют им пред­по­чте­ние) по­лу­дра­го­цен­ные ка­м­ни, гор­ный хру­сталь, ко­рал­лы и да­же стек­ло. В из­го­то­в­ле­нии не­ко­то­рых ве­щиц ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лись мо­не­ты. В ос­но­в­ном се­реб­ря­ные. Бла­го, в ста­ро­дав­ние вре­ме­на зна­чи­тель­ная часть раз­мен­ной мо­не­ты че­ка­ни­лась из дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Од­на­ко здесь есть один не­ма­ло­ва­ж­ный ню­анс: про­ды­ряв­лен­ные мо­не­ты те­ря­ют свою кол­лек­ци­он­ную сто­и­мо­сть. Я знаю од­но­го ста­ро­го ну­миз­ма­та, ко­то­рый, оты­с­кав на ста­рин­ной под­вес­ке ред­кую 25-ко­пе­еч­ную мо­не­ту вре­мен Ни­ко­лая Вто­ро­го, схва­ти­л­ся за сер­д­це, по­сколь­ку с его точ­ки зре­ния ну­миз­ма­ти­че­ский мир по­нес не­вос­пол­ни­мую по­те­рю в тот мо­мент, ко­г­да ее кос­ну­лось свер­ло юве­ли­ра.

«В­ме­сте с ар­те­фа­к­та­ми лю­ди при­но­сят свои ле­ген­ды от­но­си­тель­но их хо­зя­ев, – про­дол­жа­ет Ми­на, – ча­сто рас­ска­зы­вая нам со­вер­шен­но ска­зоч­ные ис­то­рии. На­при­мер, о том, что имен­но при­не­сен­ный ими по­яс при­на­д­ле­жал Абы­лай ха­ну, что, прав­да, со­вер­шен­но не­воз­мо­ж­но под­твер­дить, мы же про­сто ви­дим пе­ред со­бой рос­ко­ш­ный «бел­дiк» (ка­за­х­ский по­яс), по ко­то­ро­му вид­но, что ко­г­да-то он при­на­д­ле­жал очень бо­га­то­му че­ло­ве­ку, воз­мо­ж­но, ха­ну, но ка­ко­му имен­но, это те­перь край­не сло­ж­но узнать. Бы­вая за гра­ни­цей, не раз удив­ля­лись то­му, что на­хо­ди­ли там ка­за­х­ские укра­ше­ния. На­при­мер, в Тур­ции в Ста­м­бу­ле на Гранд-­ба­за­ре мы уви­де­ли в про­да­же ста­рин­ные тур­к­мен­ские и ка­за­х­ские укра­ше­ния. По­след­ние мы, ко­неч­но, ку­пи­ли. Ско­рее все­го, эти ве­щи бы­ли про­да­ны по­то­м­ка­ми ка­за­х­ской зна­ти, бе­жав­шей от боль­ше­ви­ков. Как это ни стран­но, по­доб­ные ве­щи­цы мы на­хо­ди­ли в Гре­ции. На­при­мер, па­ру очень ста­рых ка­за­х­ских ко­лец.

Боль­шин­ство ве­щей, по­па­дав­ших к нам ко­г­да-то, при­на­д­ле­жа­ли весь­ма со­сто­я­тель­ным лю­дям, по­сколь­ку ве­щи по­про­ще шли на пе­ре­плав­ку. Очень ин­те­рес­ны тя­же­лые сва­деб­ные укра­ше­ния, за­ка­зать по­доб­ные бы­ло под си­лу толь­ко бо­га­чам. Эти цен­но­сти по­том ав­то­ма­ти­че­ски пе­ре­хо­ди­ли в ка­те­го­рию «на­след­ство». Це­ны на ве­щи по­доб­но­го уро­в­ня по­сто­ян­но рас­тут. В ка­кой-то мо­мент спрос на­чал пре­вы­шать пред­ло­же­ние, по­то­му что это ста­ло еще и мод­ным. И ес­ли ра­нь­ше мно­гие от­но­си­лись к это­му как к ба­бу­ш­ки­ным ве­щам, от ко­то­рых луч­ше из­ба­вить­ся, об­ме­няв на день­ги, то не­ко­то­рое вре­мя на­зад за ни­ми ста­ли бук­валь­но охо­тить­ся. При­чем не толь­ко лю­ди в воз­расте, но и мо­ло­дежь ста­ла в этом раз­би­рать­ся и изу­чать ли­те­ра­ту­ру. Се­год­ня мно­гие мо­гут про­сто пой­ти в со­вре­мен­ный юве­ли­р­ный ма­га­зин и ку­пить се­бе брен­до­вые дра­го­цен­но­сти, но пред­по­чи­та­ют что-то аутен­ти­ч­ное в на­ци­о­наль­ном сти­ле. К со­жа­ле­нию, как толь­ко раз­ви­лась эта мо­да, по­чти пе­ре­ста­ли при­но­сить по­доб­ные ве­щи на про­да­жу. Я по­ла­гаю, мно­гое вы­вез­ли в свое вре­мя ино­стран­цы, ко­то­рые быст­рее по­ня­ли всю пе­р­с­пе­к­тив­ность по­доб­ных ар­те­фа­к­тов. В лю­бой стра­не, ку­да они при­ез­жа­ют, сра­зу на­чи­на­ют ис­кать эт­ни­ку руч­ной ра­бо­ты. По­ка на­ши все это не осо­бен­но це­ни­ли, очень мно­гое «вы­мы­лось» из-­за ино­стран­цев, ко­то­рые быст­рее нас по­ня­ли си­ту­а­цию. Так что те­перь не­ко­то­рые осо­бен­но цен­ные экс­по­на­ты мо­ж­но ку­пить за гра­ни­цей в ан­ти­к­вар­ных са­ло­нах. Очень жаль, что нель­зя бо­лее тща­тель­но про­сле­дить их про­ис­хо­ж­де­ние, ка­ким се­мьям они при­на­д­ле­жа­ли.

В­се эти укра­ше­ния мо­ж­но с пол­ным пра­вом на­з­вать обе­ре­га­ми. Масте­ра учи­ты­ва­ли то, что вещь дол­ж­на быть не толь­ко кра­си­вой, но еще и вкла­ды­ва­ли в это ми­сти­че­ский смысл. Это не толь­ко спе­ци­фи­ка ди­зай­на (серь­ги и на­груд­ные укра­ше­ния дол­ж­ны ше­ле­стеть, что­бы от­пу­ги­вать злых ду­хов), но и осо­бен­но­сти, на­при­мер, ор­на­мен­та».


Фо­то: Дми­т­рий То­по­ро­в

[ kapital.kz ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->