Кризис без прикрас

Раздел: Рынки
23 июня 2020 г.

Па­де­ние спро­са на юве­ли­р­ные из­де­лия на фо­не кри­зи­са, огра­ни­че­ний из-­за COVID-19 и умень­ше­ния до­хо­дов вы­ну­ж­да­ет иг­ро­ков со­кра­щать при­сут­ствие в роз­ни­це. Две кру­п­ней­шие рос­сий­ские юве­ли­р­ные се­ти — Мос­ко­в­ский юве­ли­р­ный за­вод и «А­да­мас» — мо­гут за­крыть ряд то­чек, по дан­ным ис­точ­ни­ков “Ъ” речь идет о де­сят­ках ма­га­зи­нов. Под­дер­жать ко­м­па­нии мо­г­ла бы он­лайн-тор­го­в­ля, но она бы­ла ле­га­ли­зо­ва­на толь­ко в кон­це 2019 го­да, и иг­ро­ки не успе­ли ада­п­ти­ро­вать биз­нес.

О том, что Мос­ко­в­ский юве­ли­р­ный за­вод пла­ни­ру­ет су­ще­ствен­но со­кра­тить чис­ло сво­их ма­га­зи­нов, “Ъ” со­об­щил ис­точ­ник из чис­ла соб­ствен­ни­ков тор­го­вых цен­тров. По его сло­вам, речь мо­жет ид­ти о за­кры­тии не­сколь­ких де­сят­ков объ­ек­тов. Два кон­суль­тан­та на ры­н­ке ко­м­мер­че­ской не­дви­жи­мо­сти та­к­же зна­ют о го­то­вя­ще­м­ся со­кра­ще­нии чис­ла то­чек се­ти. По соб­ствен­ным дан­ным, на март это­го го­да Мос­ко­в­ский юве­ли­р­ный за­вод управ­лял бо­лее чем 260 ма­га­зи­на­ми в РФ и стра­нах СНГ, а та­к­же имел 100 пар­т­нер­ских то­чек в фор­ма­те shop in shop. Вы­руч­ка ОАО «Мос­ко­в­ский юве­ли­р­ный за­вод» в 2019 го­ду бы­ла 8,92 млрд руб., чи­стая при­быль — 1,09 млрд руб., сле­ду­ет из от­чет­но­сти. Бе­не­фи­ци­а­ром ко­м­па­нии счи­та­ет­ся биз­нес­мен Лев Ле­ва­ев, чье со­сто­я­ние Forbes в 2018 го­ду оце­ни­вал в $1 млрд.

Оба кон­суль­тан­та на ры­н­ке не­дви­жи­мо­сти го­во­рят о про­б­ле­мах и у дру­гой кру­п­ной юве­ли­р­ной се­ти — «А­да­мас», ко­то­рая та­к­же со­кра­ща­ет ко­ли­че­ство сво­их ма­га­зи­нов. По дан­ным на сай­те се­ти, «А­да­мас» се­го­д­ня вклю­ча­ет бо­лее 140 объ­ек­тов в Рос­сии. Со­глас­но «СПАРК-Ин­тер­факс», ООО «А­да­мас-Юве­ли­р­т­орг» в 2019 го­ду по­лу­чи­ло 5,36 млрд руб. вы­руч­ки и 2,02 млрд руб. чи­сто­го убы­т­ка. Вес­ной еще один кру­п­ный иг­рок — «585 зо­ло­той» — объ­яв­лял о за­кры­тии при­мер­но 10% то­чек, или 45 ма­га­зи­нов по всей стра­не (см. “Ъ” от 24 мар­та).

В пресс-слу­ж­бе «А­да­ма­са» к ве­че­ру вос­кре­се­нья не от­ве­ти­ли на во­про­сы “Ъ”. Пред­ста­ви­тель Мос­ко­в­ско­го юве­ли­р­но­го за­во­да Али­на Гор­ш­ко­ва за­яви­ла “Ъ”, что за по­след­ние три ме­ся­ца ко­м­па­ния за­кры­ла до 15 не­рен­та­бель­ных ма­га­зи­нов, от­каз от этих то­чек вхо­дил в пла­ны се­ти на 2020 год. По ее сло­вам, в бли­жай­шие ме­ся­цы дол­ж­ны от­крыть­ся пять но­вых объ­ек­тов.

Юве­ли­р­ные се­ти дав­но ис­пы­ты­ва­ют сло­ж­но­сти, пан­де­мия COVID-19 ско­рее усу­гу­би­ла их по­ло­же­ние, от­ме­ча­ет ди­рек­тор де­пар­та­мен­та тор­го­вой не­дви­жи­мо­сти Knight Frank Ев­ге­ния Ха­к­бер­ди­е­ва.

«Су­дя по очень скро­м­ным ме­рам под­дер­ж­ки, ко­то­рые за­поз­да­ло пы­та­ет­ся ока­зы­вать го­су­дар­ство, и с уче­том то­го, что юве­ли­р­ная ин­ду­стрия не во­ш­ла в пе­ре­чень по­стра­дав­ших от­рас­лей, вы­ход из кри­зи­са рас­тя­нет­ся на два-три го­да»,— го­во­рит ген­ди­рек­тор Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии Эду­ард Ут­кин. По его сло­вам, в 2020 го­ду про­да­жи юве­ли­р­ных из­де­лий в стра­не мо­гут со­кра­тить­ся до 55% к 2019 го­ду, что в свою оче­редь при­ве­дет к умень­ше­нию чис­ла ма­га­зи­нов. По дан­ным гиль­дии, в 2019 го­ду объ­ем роз­ни­ч­ной тор­го­в­ли юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми был 241,29 млрд руб. Та­ким об­ра­зом, в этом го­ду обо­рот ры­н­ка мо­жет сни­зить­ся до 132,7 млрд руб. При этом, от­ме­ча­ет ру­ко­во­ди­тель от­де­ла стрит-ри­тей­ла JLL Ека­те­ри­на Под­лес­ных, у юве­ли­р­ных ма­га­зи­нов став­ки арен­ды тра­ди­ци­он­но вы­ше ры­н­ка.

Как от­ме­ча­ет гос­по­жа Ха­к­бер­ди­е­ва, для юве­ли­ров он­лайн-­про­да­жи все­г­да оста­ва­лись сла­бой сто­ро­ной.

Ди­стан­ци­он­ную тор­го­в­лю юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми ле­га­ли­зо­ва­ли лишь в де­ка­б­ре 2019 го­да, на­по­ми­на­ет Эду­ард Ут­кин. До это­го в стра­не дей­ство­вал под­пи­сан­ный в 1992 го­ду пре­зи­ден­т­ский указ, фа­к­ти­че­ски за­пре­ща­ю­щий он­лайн-тор­го­в­лю в от­рас­ли. Из-­за это­го юве­ли­р­ные ко­м­па­нии, чьи про­да­жи че­рез ин­тер­нет пе­ред кри­зи­сом не пре­вы­ша­ли в сред­нем 4%, ока­за­лись не го­то­вы к ра­бо­те в усло­ви­ях пан­де­мии, до­бав­ля­ет он.

По сло­вам Али­ны Гор­ш­ко­вой, до кри­зи­са про­да­жи че­рез ин­тер­нет за­ни­ма­ли по­ряд­ка 10% от об­ще­го объ­е­ма вы­руч­ки Мос­ко­в­ско­го юве­ли­р­но­го за­во­да. Се­год­ня раз­ви­тие он­лайн-ка­на­ла ста­ло од­ним из при­о­ри­тет­ных на­прав­ле­ний де­я­тель­но­сти ко­м­па­нии, до­бав­ля­ет она. Гос­по­дин Ут­кин от­ме­ча­ет, что в раз­ви­тых стра­нах он­лайн-тор­го­в­ля до­сти­га­ет 30% от вы­руч­ки юве­ли­р­ной от­рас­ли, «но до­ро­гие из­де­лия по­тре­би­тель пред­по­чи­та­ет вы­би­рать фи­зи­че­ски».

[ kommersant.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->