Гильотина: первый этап пройден

Раздел: Власть
20 февраля 2020 г.

За­вер­ши­л­ся этап «Ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны», на ко­то­ром об­су­ж­да­ет­ся про­ект об­но­в­ле­ния ос­но­в­но­го от­рас­ле­во­го за­ко­на – ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных ка­м­нях». Мо­ж­но под­ве­сти про­ме­жу­точ­ные ито­ги.

Из­на­чаль­но, как это се­го­д­ня при­ня­то в пла­ни­ро­ва­нии, у «ги­льо­ти­ны» бы­ли «раз­ви­л­ки». Мо­ж­но бы­ло пой­ти по пу­ти фор­ми­ро­ва­ния двух­у­ро­в­не­вой си­сте­мы, ко­г­да в «об­ле­г­чен­ном» от­рас­ле­вом за­ко­не за­кла­ды­ва­ют­ся лишь фун­да­мен­таль­ные ос­но­вы и при­н­ци­пы го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния сфе­ры ДМДК, а нор­мы по обя­за­тель­ным тре­бо­ва­ни­ям к биз­не­су по­ме­ща­ют­ся в от­дель­ный объ­е­м­ный под­за­кон­ный акт, до­ку­мент ис­чер­пы­ва­ю­щих обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний ти­па «Пра­вил ве­де­ния хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти в сфе­ре ДМДК». О со­з­да­нии двух­у­ро­в­не­вой си­сте­мы очень про­си­ли юве­ли­ры, но вот пред­ста­ви­те­ли аф­фи­на­ж­ных пред­при­я­тий и АК «Алро­са» в це­ле­со­об­раз­но­сти двух­у­ро­в­не­вой си­сте­мы со­м­не­ва­лись – им хо­те­лось за­фи­к­си­ро­вать нор­мы по обя­за­тель­ным тре­бо­ва­ни­ям в за­ко­не.

Вто­рым ва­ри­ан­том бы­ло вклю­че­ние всех норм обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний из всех под­за­кон­ных ак­тов в «те­ло» от­рас­ле­во­го за­ко­на, сде­лав его сво­е­об­раз­ным все­объ­е­м­лю­щим «Ко­дек­сом де­я­тель­но­сти в сфе­ре ДМДК». По это­му ва­ри­ан­ту и по­шли — ос­но­в­ные обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния из под­за­кон­ных ак­тов (по­ста­но­в­ле­ний, ука­зов и т.д.) пе­ре­не­се­ны в текст за­ко­на, ко­то­рый раз­ра­бо­тал сам ре­гу­ля­тор. При этом биз­не­су бы­ла пре­до­став­ле­на воз­мо­ж­ность вно­сить пред­ло­же­ния в про­ект об­но­в­ле­ния за­ко­на.

К со­жа­ле­нию, за­да­ча от­рас­ле­во­го ре­гу­ля­то­ра се­го­д­ня (т.е. Мин­фи­на Рос­сии) – это лишь осу­ще­ств­ле­ние в от­рас­ли кон­троль­но-­на­д­зор­ной де­я­тель­но­сти. За­да­чи раз­ви­тия ры­н­ка, уве­ли­че­ния объ­е­мов и со­з­да­ния ра­бо­чих ме­ст, пе­ред Мин­фи­ном Рос­сии не сто­ит – за это от­ве­ча­ет Мин­про­м­торг Рос­сии. Со­о­т­вет­ствен­но, и со­гла­шал­ся или не со­гла­шал­ся с пред­ло­же­ни­я­ми биз­не­са Мин­фин та­к­же со­об­раз­но соб­ствен­ным це­лям и за­да­чам осу­ще­ств­ле­ния кон­троль­но-­на­д­зор­ной де­я­тель­но­сти в сфе­ре ДМДК.

На­до от­дать дол­ж­ное, со­пред­се­да­тель Ра­бо­чей груп­пы от биз­не­са Э. Ю. Ут­кин при­ло­жил ма­к­си­мум уси­лий для от­ста­и­ва­ния ин­те­ре­сов юве­ли­ров. Участ­ни­ки ры­н­ка, ко­то­рые при­сут­ство­ва­ли на за­се­да­ни­ях, та­к­же про­яви­ли ак­тив­но­сть. Ак­тив­ны­ми ока­за­лись ед­ва ли не все под­груп­пы — пре­ж­де все­го, под­груп­пы по про­из­вод­ству и тор­го­в­ле юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми, «а­ф­фи­на­ж­ни­ки», а та­к­же «ло­м­бар­ди­сты», ску­п­щи­ки и до­бы­т­чи­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов. От­ста­и­ва­ла свои ин­те­ре­сы и АК «Алро­са».

Е­дин­ствен­ные, ко­го не бы­ло в Ра­бо­чей груп­пе во­об­ще, так это участ­ни­ков ры­н­ка цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней. Ча­сто бы­ва­ет, есть объ­ек­ты по жиз­ни, а по­ня­тия им в нор­ма­тив­ной ба­зе нет. С цвет­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми как раз все на­о­бо­рот — есть в нор­ма­тив­ной ба­зе по­ня­тие, а вот объ­ек­тов нет. И субъ­ек­тов нет.

Не при­ни­ма­ли уча­стие в де­я­тель­но­сти Ра­бо­чей груп­пы и си­ло­вые струк­ту­ры, во мно­гом опре­де­ля­ю­щие гра­ни­цы смя­г­че­ния кон­троль­но-­на­д­зор­ных тре­бо­ва­ний. Воз­мо­ж­но, они сле­дят за про­ис­хо­дя­щим ди­стан­ци­он­но, не вме­ши­ва­ясь­…

Что по­лу­чи­лось в ито­ге? В це­лом, об­но­в­лен­ный текст от­рас­ле­во­го за­ко­на да­ет юве­ли­рам по­сла­б­ле­ния в тре­бо­ва­ни­ях (за дру­гие сек­то­ра от­ве­чать не бе­русь). Пре­ж­де все­го уда­лось ма­к­си­маль­но уре­зать кон­троль и на­д­зор за внут­ри­хо­зяй­ствен­ны­ми опе­ра­ци­я­ми биз­не­са, не вле­ку­щи­ми ни­ка­ких ри­с­ков для го­су­дар­ства. Ос­но­в­ные за­про­сы юве­ли­р­но­го со­об­ще­ства (за ис­клю­че­ни­ем сво­бо­ды обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий из се­реб­ра и цвет­ных дра­го­цен­ных ка­м­ней) в про­ек­те об­но­в­ле­ния за­ко­на учте­ны. Как ми­ни­мум, ока­за­лись про­пи­са­ны в ви­де по­пра­вок с со­гла­сия Мин­фи­на Рос­сии. Од­на­ко в даль­ней­шем их еще пред­сто­ит от­ста­и­вать. В том чис­ле – и пе­ред си­ло­ви­ка­ми.

В­про­чем, по се­реб­ру и цвет­ным дра­го­цен­ным ка­м­ням во­прос окон­ча­тель­но не за­крыт – Мин­фин про­явил доб­рую во­лю и го­тов про­во­дить со­ве­ща­ния по дан­ным во­про­сам с уча­сти­ем глав­ных оп­по­нен­тов биз­не­са, т.е. си­ло­ви­ков. За что Мин­фи­ну спа­си­бо.

Что ка­са­ет­ся дру­гих сек­то­ров сфе­ры ДМДК, то здесь все сло­ж­нее. Не бу­дучи спе­ци­а­ли­стом в об­ла­стях до­бы­чи и аф­фи­на­жа дра­го­цен­ных ме­тал­лов, ло­м­бар­д­ной де­я­тель­но­сти и ло­ги­сти­ки ДМДК, от­ме­чу лишь как ощу­ще­ние: в за­бо­те о борь­бе с кон­ку­рен­та­ми, мно­гие ко­м­па­нии стре­мят­ся до­бить­ся не столь­ко осла­б­ле­ния тре­бо­ва­ний, сколь­ко их фра­г­мен­тар­но­го уже­сто­че­ния. Ра­ди из­в­ле­че­ния вы­го­ды из сло­жив­ших­ся тех или иных пре­и­му­ще­ств. А ес­ли си­ту­а­ция с пре­и­му­ще­ства­ми из­ме­ни­т­ся? Не луч­ше ли бо­роть­ся за то, что­бы ста­ло ле­г­че всем?

Не­ко­то­рое не­у­до­в­ле­тво­ре­ние от эта­па «ги­льо­ти­ны» все же оста­лось. Си­ту­а­ция, при ко­то­рой за­кон, фор­ми­ру­ю­щий фун­да­мен­таль­ную ос­но­ву для воз­ни­к­но­ве­ния обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний к биз­не­су, все эти обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния в се­бе и со­дер­жит, не вы­г­ля­дит пра­виль­ной. Оче­вид­но, что и Пра­ви­тель­ство РФ, и Мин­фин Рос­сии не пре­кра­тят нор­мо­твор­че­ской де­я­тель­но­сти. Они бу­дут и в даль­ней­шем все вре­мя «со­вер­шен­ство­вать за­ко­но­да­тель­ство». А, зна­чит, по-­пре­ж­не­му за­кон бу­дет об­рас­тать по­ста­но­в­ле­ни­я­ми и рас­по­ря­же­ни­я­ми, со­дер­жа­щи­ми но­вые обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния. Но – уже в до­ба­вок к тем обя­за­тель­ным тре­бо­ва­ни­ям, ко­то­рые уже бу­дет со­дер­жать за­кон. За­то до­бить­ся ка­кой-­ли­бо ли­бе­ра­ли­за­ции этих уза­ко­нен­ных тре­бо­ва­ний в даль­ней­шем, да­же при пол­ном вза­и­мо­по­ни­ма­нии со сто­ро­ны Мин­фи­на Рос­сии, бу­дет очень не­про­сто — мы же по­ни­ма­ем, как сло­ж­но и дол­го вно­сить в за­кон по­прав­ки. А вот ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность за на­ру­ше­ние норм за­ко­на, по­нят­но, ка­рать­ся бу­дет все­г­да по «верх­ней план­ке» ста­тей КоАП — это же нор­мы за­ко­на, а не под­за­кон­ных ак­то­в! Тем не ме­нее, еди­ной по­зи­ции биз­нес-­со­об­ще­ства по дан­но­му во­про­су не ока­за­лось (см. вы­ше), из-­за че­го вы­но­сить во­прос на со­гла­си­тель­ную ко­мис­сию смыс­ла не бы­ло. О чем мо­ж­но толь­ко со­жа­леть.

Как обос­но­ва­ние сво­их опа­се­ний, при­ве­ду при­мер с нор­ма­ми, за­не­сен­ны­ми в «Со­гла­ше­ни­я…» в сфе­ре ДМДК в ра­м­ках ЕАЭС. Чуть за­тра­ги­ва­ешь ту или иную нор­му за­ко­на, как в от­вет по­сту­па­ют воз­ра­же­ния — эта нор­ма за­кре­п­ле­на в ме­ж­го­су­дар­ствен­ном за­ко­но­да­тель­стве. Так те­перь бу­дет и со все­ми обя­за­тель­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми — их нель­зя тро­гать, они же за­кре­п­ле­ны в за­ко­не… Вот ес­ли бы бы­ла двух­у­ро­в­не­вая си­сте­ма нор­ма­тив­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, и в за­ко­не был бы про­пи­сан толь­ко «фун­да­мент», все мо­ж­но бы­ло бы то­г­да ре­шать на уро­в­не Мин­фи­на и Пра­ви­тель­ства Рос­сии, без ли­ш­ней во­ло­ки­ты. Что осо­бен­но ва­ж­но, ко­г­да есть ри­с­ки про­б­лем при вве­де­нии все­объ­е­м­лю­щей си­сте­мы ГИИС ДМДК. Нор­мы по ГИИС ДМДК позд­нее та­к­же пла­ни­ру­ет­ся про­пи­сать в за­ко­не.

Вто­рым не­ре­шен­ным во­про­сом ста­ло фа­к­ти­че­ское от­сут­ствие уче­та пред­сто­я­ще­го вве­де­ния ГИИС ДМДК в об­но­в­ля­е­мом тек­сте за­ко­на. Это на­сто­я­тель­ное тре­бо­ва­ние Мин­фи­на — до при­ня­тия Го­су­дар­ствен­ной ду­мой РФ за­ко­но­про­ек­та по ГИИС ДМ ДК обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния по си­сте­ме не об­су­ж­дать и не про­пи­сы­вать. Но ведь си­сте­ма ГИИС ДМДК — не ме­лочь, это фун­да­мен­таль­ное из­ме­не­ние па­ра­ди­г­мы всей кон­троль­но-­на­д­зор­ной де­я­тель­но­сти, ци­ф­ро­вой ре­во­лю­ции в ней, ко­то­рая дол­ж­на из­ме­нить все про­цес­сы до не­уз­на­ва­е­мо­сти. А мы «стол­бим» ста­ро­укла­д­ную кон­троль­но-­на­д­зор­ную де­я­тель­ность в за­ко­не…

В за­вер­ше­ние сто­ит от­ме­тить, что про­б­ле­мой де­я­тель­но­сти Ра­бо­чей груп­пы ста­ла не­яв­ка ее чле­нов на за­се­да­ния. Риск от­сут­ствия кво­ру­ма и, как след­ствие, от­ме­ны за­се­да­ния, был ка­ж­дый раз.

Глав­ный же вы­вод та­ков: поль­за для юве­ли­р­но­го со­об­ще­ства от «ги­льо­ти­ны», не­со­м­нен­но, бу­дет. Но борь­ба за ка­ж­дый шаг ли­бе­ра­ли­за­ции от­рас­ле­вой нор­ма­тив­но-­пра­во­вой ба­зы пред­сто­ит не­ма­лая. Оста­ет­ся на­де­ять­ся, что у юве­ли­ров еще хва­тит «по­ро­ха в по­ро­хо­в­ни­це» для успе­ш­но­го за­вер­ше­ния про­цес­са. Рас­сла­б­лять­ся ра­но, гос­по­да, все еще толь­ко на­чи­на­ет­ся!

[ gjr.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->