Рекомендации ФАТФ и борьба за чистоту финансового рынка в России

Раздел: Власть
25 декабря 2019 г.

Вла­ди­мир Збой­ков для Rough&Polished

Ни­кто не усо­м­ни­т­ся в том, что тер­ро­ризм – это стра­ш­но, а от­мы­ва­ние до­хо­дов, на­жи­тых не­че­ст­ным пу­тем – это пло­хо. Но за­чем по­соб­ни­ков тер­ро­ри­стов, кор­ру­п­ци­о­не­ров и раз­но­го ро­да мо­шен­ни­ков счи­тать ду­ра­ка­ми, го­то­вы­ми об­на­ли­чи­вать свои не­пра­вед­ные до­хо­ды че­рез не­при­год­ные для это­го ин­стру­мен­ты, за­ве­до­мо при­во­дя­щие к по­те­ре боль­шей ча­сти об­на­ли­чи­ва­е­мых сумм? От­мы­вать до­хо­ды че­рез юве­ли­р­ные из­де­лия? В эпо­ху, ко­г­да кри­п­то­ва­лю­ты ста­но­вят­ся все до­сту­п­нее, а ли­к­вид­ность юве­ли­р­ных из­де­лий на вто­ри­ч­ном ры­н­ке – все ни­же?

Да­вай­те раз­бе­ре­м­ся, не «пе­ре­ги­ба­ем ли мы пал­ку» в Рос­сии в борь­бе за чи­сто­ту на­ше­го фи­нан­со­во­го ры­н­ка, ко­г­да речь идет о кон­тро­ле за обо­ро­том юве­ли­р­ных из­де­лий в ра­м­ках со­б­лю­де­ния тре­бо­ва­ний про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма (да­лее по тек­сту - ПОД/ФТ). Для на­ча­ла про­а­на­ли­зи­ру­ем, ка­кие ре­ко­мен­да­ции да­ет ФАТФ в сво­ем до­ку­мен­те под на­з­ва­ни­ем «Ме­ж­ду­на­род­ные стан­дар­ты по про­ти­во­дей­ствию от­мы­ва­нию де­нег, фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма и фи­нан­си­ро­ва­нию рас­про­стра­не­ния ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ния».

Пре­ж­де все­го, ФАТФ де­ла­ет ак­цент на здра­вом под­хо­де и ре­ко­мен­ду­ет во всех слу­ча­ях при­ме­нять риск-о­ри­ен­ти­ро­ван­ный под­ход. Не по­до­зре­вать всех и ка­ж­до­го, а об­ра­щать вни­ма­ние на по­до­зри­тель­ные опе­ра­ции при осу­ще­ств­ле­нии лю­бых опе­ра­ций, свя­за­н­ных в рас­смат­ри­ва­е­мом слу­чае с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми, ес­ли опла­та осу­ще­ств­ля­ет­ся на­ли­ч­ны­ми день­га­ми, рав­ным или пре­вы­ша­ю­щим по­рог в 15 ты­сяч дол­ла­ров США или ев­ро. Здесь есть ва­ж­ная тон­кость пе­ре­во­да: при­ме­нен­ное в ФАТФ ан­г­ло­я­зы­ч­ное «cash transaction» кор­рек­т­но пе­ре­во­ди­т­ся на рус­ский как «кас­со­вая опе­ра­ция с на­ли­ч­ны­ми день­га­ми», в то вре­мя как без­на­ли­ч­ная опла­та по-ан­г­лий­ски – это «cashless payments» или «credit card payment», ес­ли опла­та про­из­во­ди­т­ся бан­ко­в­ской кар­той.

И­ны­ми сло­ва­ми, ес­ли в сдел­ке с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми или из­де­ли­я­ми из них од­но­вре­мен­но при­сут­ству­ют три фа­к­то­ра:

- су­м­ма сдел­ки от 15 тыс. дол­ла­ров или ев­ро;

- опла­та осу­ще­ств­ля­ет­ся на­ли­ч­ны­ми день­га­ми;

- сдел­ка вы­г­ля­дит по­до­зри­тель­но,

то в этом слу­чае ди­лер, участ­ву­ю­щий в дан­ной сдел­ке, дол­жен про­явить бди­тель­но­сть, осу­ще­ствить на­д­ле­жа­щую про­вер­ку кли­ен­та и со­об­щить о по­до­зри­тель­ной опе­ра­ции в упол­но­мо­чен­ный ор­ган.

А вот ес­ли не вы­пол­ня­ет­ся хо­тя бы од­но из этих трех усло­вий риск-о­ри­ен­ти­ро­ван­но­го под­хо­да, то про­вер­ка кли­ен­та ди­ле­ром не тре­бу­ет­ся. Со­о­т­вет­ствен­но, ес­ли сдел­ка осу­ще­ств­ля­ет­ся с опла­той в без­на­ли­ч­ной фор­ме, то со­глас­но ре­ко­мен­да­ци­ям ФАТФ ди­ле­ры, со­вер­ша­ю­щие та­кую сдел­ку, не не­сут от­вет­ствен­но­сти за про­вер­ку кли­ен­тов – это ста­но­ви­т­ся уже го­ло­в­ной бо­лью бан­ков, фи­нан­со­во­го сек­то­ра.

Но по рос­сий­ско­му за­ко­но­да­тель­ству все ина­че. Су­ще­ствен­но за­вы­ше­ны все три усло­вия риск-о­ри­ен­ти­ро­ван­но­го под­хо­да - не­об­хо­ди­мость иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­та воз­ни­ка­ет при:

- су­м­ме сдел­ки за на­ли­ч­ный рас­чет от 40 тыс. руб­лей (620 дол­ла­ров или 560 ев­ро);

- су­м­ме сдел­ки при без­на­ли­ч­ном рас­че­те от 100 тыс. руб­лей (1560 дол­ла­ров или 1400 ев­ро),

а иден­ти­фи­ка­ция кли­ен­та дол­ж­на осу­ще­ств­лять­ся во всех слу­ча­ях, вне за­ви­си­мо­сти от на­ли­чия или от­сут­ствия по­до­зре­ний при пре­вы­ше­нии ука­за­н­ных по­ро­гов.

И это в стра­не, где, в от­ли­чие от Ев­ро­со­ю­за и США, опла­та гра­ж­да­на­ми по­ку­п­ки лю­бой сто­и­мо­сти на­ли­ч­ны­ми – обы­ч­ное де­ло!

Ва­ж­ное за­ме­ча­ние: до­ку­мент ФАТФ со­дер­жит и та­кую ре­ко­мен­да­цию: «Ка­ж­дая стра­на и ее на­ци­о­наль­ные ор­га­ны вла­сти дол­ж­ны стре­мить­ся уста­но­вить пар­т­нер­ские от­но­ше­ния со сво­и­ми ди­ле­ра­ми, ко­то­рые бу­дут вза­и­мо­вы­год­ны­ми для борь­бы с от­мы­ва­ни­ем де­нег и фи­нан­си­ро­ва­ни­ем тер­ро­риз­ма». Ру­ко­вод­ству­ясь этой ре­ко­мен­да­ци­ей, рас­смо­т­рим, на­сколь­ко дей­ству­ю­щие рос­сий­ские нор­мы кон­тро­ля ПОД/ФТ яв­ля­ют­ся вза­и­мо­вы­год­ны­ми для ре­гу­ля­то­ра (кон­тро­ле­ра) и от­рас­ле­во­го (ю­ве­ли­р­но­го) биз­не­са.

От­ме­тим, что под кон­троль ПОД/ФТ по­па­да­ют все, кто так или ина­че свя­зан с про­из­вод­ством и обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и из­де­лий из них. Вклю­чая как про­из­во­ди­те­лей, так и про­дав­цов юве­ли­р­ных из­де­лий. И на се­го­д­ня­ш­ний день этот вид кон­тро­ля край­не не­га­тив­но вли­я­ет на раз­ви­тие внут­рен­не­го ры­н­ка юве­ли­р­ных из­де­лий, яв­ля­ясь глав­ным и на­и­бо­лее за­трат­ным ба­рье­ром раз­ви­тия.

Во-­пе­р­вых, тре­бо­ва­ние за­ко­но­да­тель­ства по ре­ги­стра­ции в упол­но­мо­чен­ном для кон­тро­ля ПОД/ФТ ор­га­не – Рос­фин­мо­ни­то­рин­ге с по­сле­ду­ю­щим со­б­лю­де­ни­ем ре­жи­ма ПОД/ФТ де­ла­ет фа­к­ти­че­ски не­воз­мо­ж­ной ре­а­ли­за­цию се­реб­ря­ной по­су­ды и су­ве­ни­ров из се­реб­ра в тех тор­го­вых точ­ках, ку­да на­се­ле­ние обы­ч­но при­хо­дит по­ку­пать со­о­т­вет­ствен­но по­су­ду и су­ве­ни­ры – т.е. в хо­зяй­ствен­ных ма­га­зи­нах и ма­га­зи­нах по­дар­ков. Для дан­ных тор­го­вых пред­при­я­тий из­де­лия из се­реб­ра не яв­ля­ют­ся ос­но­в­ны­ми или осо­бо зна­чи­мы­ми по ас­сор­ти­мен­ту, и брать на се­бя тя­же­лый ад­ми­ни­стра­тив­ный груз по об­слу­жи­ва­нию норм ПОД/ФТ та­кие ма­га­зи­ны не го­то­вы. А по­ку­па­тель, ну­ж­да­ю­щий­ся в при­об­ре­те­нии сто­ло­вой по­су­ды и сто­ло­вых при­бо­ров, на­прав­ля­ет­ся в хо­зяй­ствен­ные ма­га­зи­ны, а не юве­ли­р­ные. В то же вре­мя се­реб­ря­ная по­су­да об­ла­да­ет цен­ны­ми ба­к­те­ри­ци­д­ны­ми свой­ства­ми, сбе­ре­га­ю­щи­ми здо­ро­вье лю­дей, ею поль­зу­ю­щих­ся. Что в све­те На­ци­о­наль­ных це­лей Рос­сии при­да­ет до­пол­ни­тель­ную ак­ту­аль­ность ее про­дви­же­нию на рос­сий­ский ры­нок. Но из-­за ПОД/ФТ, на­про­тив, ба­за спро­са по­су­ды и су­ве­ни­ров из се­реб­ра рез­ко сужа­ет­ся.

При этом ры­ноч­ная сто­и­мость се­реб­ра так не­вы­со­ка, что оче­вид­но - со­вер­шен­но бес­смыс­лен­но ис­поль­зо­ва­ние из­де­лий из се­реб­ра в ка­че­стве ин­стру­мен­та от­мы­ва­ния пре­сту­п­ных до­хо­дов и для фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма.

Во-в­то­рых, тре­бо­ва­ние по иден­ти­фи­ка­ции по­ку­па­те­лей (предъ­яв­ле­ние пас­пор­та) при че­ке за юве­ли­р­ную про­дук­цию бо­лее 40 тыс. руб. за на­ли­ч­ный рас­чет ча­сто вы­зы­ва­ет не­при­я­тие и от­каз от по­ку­пок юве­ли­р­ных из­де­лий. По­ку­па­те­ли ло­ги­ч­но опа­са­ют­ся пе­ре­да­вать, как это тре­бу­ют нор­мы ПОД/ФТ, свои ли­ч­ные дан­ные со­труд­ни­кам ма­га­зи­нов, осо­бен­но с уче­том на­ли­чия в пас­пор­те ад­ре­са про­пис­ки дан­но­го ли­ца и фа­к­та при­об­ре­те­ния им до­ро­го­сто­я­ще­го юве­ли­р­но­го из­де­лия.

Кро­ме то­го, юве­ли­р­ные из­де­лия ча­сто по­ку­па­ют­ся в ка­че­стве по­дар­ка лю­би­мым жен­щи­нам, и не все му­ж­чи­ны хо­те­ли бы остав­лять по­доб­ные «сле­ды». Сле­ду­ет та­к­же учи­ты­вать, что при­об­ре­те­ние юве­ли­р­но­го из­де­лия ча­сто бы­ва­ет эмо­ци­о­наль­ным ре­ше­ни­ем. А тре­бо­ва­ние пас­пор­та за­став­ля­ет лю­дей за­ду­мать­ся о воз­мо­ж­ных по­след­стви­ях по­ку­п­ки, пе­рей­ти с ро­ман­ти­ч­ной вол­ны на пра­г­ма­ти­ч­ную и не­ред­ко – пе­ре­ду­мать, от­ка­зать­ся от по­ку­п­ки.

В-тре­тьих, тре­бо­ва­ние пре­до­став­ле­ния пас­пор­та при опла­те бан­ко­в­ской кар­той юве­ли­р­ных из­де­лий сто­и­мо­стью свы­ше 100 тыс. руб­лей, осо­бен­но ес­ли по­ку­па­те­ли – за­ру­бе­ж­ные ту­ри­сты, во­об­ще вы­зы­ва­ет пол­ное не­по­ни­ма­ние и пра­к­ти­че­ски га­ран­ти­ро­ван­ный от­каз от по­ку­п­ки из-­за по­до­зре­ний по­ку­па­те­лей в кри­ми­наль­ных це­лях про­дав­цов. Для вла­дель­цев бан­ко­в­ских карт оче­вид­но, что их ли­ч­ность уста­но­вил банк еще при вы­да­че кар­ты, и по­в­тор­ное уста­но­в­ле­ние их ли­ч­но­сти яв­но не тре­бу­ет­ся.

В-­чет­вер­тых, на об­слу­жи­ва­ние тре­бо­ва­ний ПОД/ФТ биз­нес за­тра­чи­ва­ет сред­ства, ко­м­пе­н­са­ция ко­то­рых за счет це­но­об­ра­зо­ва­ния в усло­ви­ях сла­бо­го юве­ли­р­но­го ры­н­ка не­воз­мо­ж­на. Та­ким об­ра­зом, за­тра­ты на об­слу­жи­ва­ние ПОД/ФТ не толь­ко сни­жа­ют мар­жи­наль­ность биз­не­са в сфе­ре ДМДК, но и сни­жа­ют ин­ве­сти­ци­он­ную при­в­ле­ка­тель­ность ве­де­ния это­го биз­не­са в Рос­сии в це­лом.

Ча­сти­ч­ным ре­ше­ни­ем во­про­сов об­слу­жи­ва­ния ПОД/ФТ пы­та­лись за­ни­мать­ся пар­ла­мен­та­рии. Од­на­ко по­пы­т­ки пар­ла­мен­та­ри­ев вне­сти прав­ки в за­кон ПОД/ФТ не име­ли успе­ха. Так, по­пы­т­ки по­вы­сить по­рог сто­и­мо­сти юве­ли­р­ных из­де­лий для не­об­хо­ди­мо­сти иден­ти­фи­ка­ции по­ку­па­те­лей (фи­зи­че­ских лиц) в сто­ро­ну при­б­ли­же­ния к тре­бо­ва­ни­ям ФАТФ пред­при­ни­ма­лись уже два­ж­ды, но оба ра­за за­ко­но­про­ек­ты бы­ли от­к­ло­не­ны. Пер­вый за­ко­но­про­ект №734802-6 внес­ли чле­ны Со­ве­та Фе­де­ра­ции Н. А. Жу­равлев и А. Б. Тер-А­ва­не­сов 03.03.2015 го­да, про­ект пред­по­ла­гал по­вы­сить план­ку иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов при по­ку­п­ке юве­ли­р­ных из­де­лий до 150 тыс. руб­лей при на­ли­ч­ной и до 600 тыс. руб­лей при без­на­ли­ч­ной опла­те. 14.12.2016 го­да за­ко­но­про­ект был от­к­ло­нен. Вто­рой за­ко­но­про­ект №225171-7, пред­ла­га­ю­щий по­вы­сить по­рог иден­ти­фи­ка­ции по­ку­па­те­лей до 200 тыс. руб­лей при на­ли­ч­ной по­ку­п­ке, и до 500 тыс. руб­лей при без­на­ли­ч­ной опла­те был вне­сен в Го­с­ду­му РФ Го­су­дар­ствен­ным со­бра­ни­ем Рес­пуб­ли­ки Са­ха (Я­ку­тия) 13.07.2017 го­да, но 16.10.2019 го­да та­к­же был от­к­ло­нен.

Та­ким об­ра­зом, для из­ме­не­ния за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре ПОД/ФТ ни­как не обой­тись без доб­ро­го во­ле­изъ­яв­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ. Что со­в­сем груст­но, дан­ный вид го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля не во­шел в пе­ре­чень ви­дов кон­тро­ля и на­д­зо­ра, под­па­да­ю­щих под дей­ствие «ре­гу­ля­тор­ной ги­льо­ти­ны». Ес­ли уче­сть, что дру­гой вид кон­тро­ля за сфе­рой дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней – про­би­р­ный на­д­зор – под «ги­льо­ти­ну» по­пал, и, воз­мо­ж­но, биз­нес по­лу­чит от «ги­льо­ти­ны» не­ко­то­рые по­сла­б­ле­ния обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний, то во­про­сы кон­тро­ля ПОД/ФТ для юве­ли­р­ной от­рас­ли вый­дут на пе­р­вый план. Хо­тя и се­го­д­ня эта про­б­ле­ма для обо­ро­та из­де­лий из се­реб­ра уже на пе­р­вом пла­не.

О­че­вид­но, до­пол­ни­тель­ное об­ре­ме­не­ние юве­ли­р­но­го биз­не­са не­об­хо­ди­мо­стью об­слу­жи­ва­ния тре­бо­ва­ния ПОД/ФТ, где бо­лее 98% субъ­ек­тов – ма­лые пред­при­я­тия, ни­как не мо­жет спо­соб­ство­вать раз­ви­тию как ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ства, так и дан­ной сфе­ры эко­но­ми­ки. Но ес­ли бы бы­ла поль­за от этой до­пол­ни­тель­ной на­груз­ки! Вот с этим боль­шой во­прос. Труд­но во­об­ра­зить зло­у­мы­ш­лен­ни­ка, ску­па­ю­ще­го в ма­га­зи­не юве­ли­р­ные из­де­лия с це­лью об­на­ли­чи­ва­ния сред­ств. Еще труд­нее пред­ста­вить по­соб­ни­ка тер­ро­ри­стов, мас­со­во за­ку­па­ю­ще­го юве­ли­р­ные из­де­лия. Что­бы по­том про­дать их с по­те­рей бо­лее, чем в 50%?

В свод­ках пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов ча­сто мо­ж­но про­чи­тать про за­ле­жи дра­го­цен­но­стей, об­на­ру­жен­ных у то­го или ино­го кор­ру­п­ци­о­не­ра. Но раз­ве не оче­вид­но, что их при­об­ре­те­ние – это лишь дань на­ци­о­наль­ным пред­став­ле­ни­ям о бо­гат­стве в ви­де сун­ду­ка с дра­го­цен­но­стя­ми? Что эти за­па­сы юве­ли­р­ных из­де­лий – про­сто бес­смыс­лен­ные и без­ду­м­ные тра­ты не­за­кон­но на­жи­тых сред­ств, но во­в­се не про­це­ду­ра «о­т­мы­ва­ния», не ле­га­ли­за­ция не­за­кон­ных до­хо­дов, пре­ду­смат­ри­ва­ю­щая по­сле­ду­ю­щее во­в­ле­че­ние этих средств в обо­рот? Не на­ме­ре­ны про­да­вать эти юве­ли­р­ные за­па­сы кор­ру­п­ци­о­не­ры, они про­сто ну­ж­ны им для ощу­ще­ния се­бя бо­га­ты­ми. Да и раз­ве ста­нет та­кой по­ку­па­тель предъ­яв­лять в юве­ли­р­ном ма­га­зи­не свой пас­порт? Та­кой по­ку­па­тель бу­дет ис­кать об­ход­ные пу­ти, и их най­дет. Вот и по­лу­ча­ет­ся, что дан­ная нор­ма ПОД/ФТ лишь сти­му­ли­ру­ет те­не­вой обо­рот юве­ли­р­ных из­де­лий, а не бо­рет­ся с ним.

В дис­кус­сии биз­не­са и го­су­дар­ства по лю­бо­му во­про­су обы­ч­но нет па­ри­те­та, мне­ния и до­во­ды чи­но­в­ни­ков го­раз­до ча­ще ока­зы­ва­ют­ся бо­лее ве­со­мы­ми для при­ня­тия ре­ше­ний, чем мне­ния пред­при­ни­ма­те­лей. А в во­про­се кон­тро­ля ПОД/ФТ биз­нес да­же этой скро­м­ной воз­мо­ж­но­сти воз­ра­жать ли­ши­ли пра­ва. Ес­ли по во­про­сам го­су­дар­ствен­но­го про­би­р­но­го на­д­зо­ра и ра­нь­ше шел об­мен мне­ни­я­ми с от­рас­ле­вым ре­гу­ля­то­ром – Мин­фи­ном Рос­сии и Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной про­би­р­ной па­ла­той, а с за­пус­ком «ги­льо­ти­ны» вза­и­мо­дей­ствие толь­ко уси­ли­лось, то с Рос­фин­мо­ни­то­рин­гом об­ще­ние ес­ли и идет, то толь­ко на уро­в­не «у­чи­тель и уче­ник». Раз­ве это со­о­т­вет­ству­ет за­ло­жен­но­му в ФАТФ при­н­ци­пу вза­и­мо­вы­го­ды, уста­но­в­ле­нию пар­т­нер­ских от­но­ше­ний вла­сти с биз­не­сом?

Ме­ж­ду тем, по дан­ным ин­фор­ма­ци­он­но­го со­об­ще­ния Рос­фин­мо­ни­то­рин­га от 29.12.2018 «Об ис­поль­зо­ва­нии ре­зуль­та­тов на­ци­о­наль­ной оцен­ки ри­с­ков ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) пре­сту­п­ных до­хо­дов и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма», ри­с­ки в сфе­ре обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и юве­ли­р­ных из­де­лий в ча­сти воз­мо­ж­но­сти фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма офи­ци­аль­но при­з­на­ны низ­ки­ми.

А пред­сто­я­щее вве­де­ние ин­те­гри­ро­ван­ной си­сте­мы кон­тро­ля за обо­ро­том в сфе­ре дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней (ГИИС ДМДК) мно­го­крат­но сни­жа­ет и ри­с­ки ис­поль­зо­ва­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных ка­м­ней и юве­ли­р­ных из­де­лий в ча­сти ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, т.к. ко­м­пью­тер­ная об­ра­бо­т­ка сте­ка­ю­щих­ся к ре­гу­ля­то­ру дан­ных мо­жет поз­во­лить по лю­бо­му за­дан­но­му ал­го­ри­т­му ди­стан­ци­он­но ле­г­ко от­сле­жи­вать лю­бые со­м­ни­тель­ные опе­ра­ции.

Раз­ве это не по­вод смя­г­чить тре­бо­ва­ния ПОД/ФТ к сфе­ре дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней до уро­в­ня тре­бо­ва­ний ФАТФ? Ко все­об­щей вы­го­де, как ФАТФ и ре­ко­мен­ду­ет!

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->