Итоги года: российская интернет-торговля и дары регулирования

Раздел: Торговля
31 декабря 2019 г.

У­хо­дя­щий 2019 год стал вре­ме­нем рас­цве­та мар­кет­плей­сов и уси­ли­ва­ю­щей­ся кон­цен­тра­ции ры­н­ка. На­чал на­би­рать вы­со­кую по­пу­ляр­ность Wildberries, на­вод­нив рос­сий­ские го­ро­да брен­до­вы­ми па­ке­та­ми. По­сте­пе­н­но ста­ли рас­кры­вать де­та­ли пар­т­нер­ства Alibaba и Mail.Ru Group. От­кры­вал свои фул­фи­л­мент-­цен­т­ры Ozon, до­ка­зы­вая ак­ту­аль­ность фра­зы "кто вла­де­ет скла­д­ской ин­фра­струк­ту­рой, тот вла­де­ет ры­н­ко­м".

Все это ста­ло воз­мо­ж­ным, в том числе, бла­го­да­ря по­ка еще сла­бо­му го­сре­гу­ли­ро­ва­нию от­рас­ли по срав­не­нию с тра­ди­ци­он­ным ри­тей­лом. Кро­ме то­го, по­тре­би­те­ли на­ча­ли по­ни­мать, что по­ку­пать в он­лай­не удоб­нее, чем в офлай­не. А по­мо­г­ло им в этом по­сле­до­ва­тель­ное раз­ви­тие до­став­ки: рас­ши­ре­ние се­ти пун­к­тов вы­да­чи и по­ста­ма­тов, а та­к­же со­кра­ще­ние сро­ков до­став­ки, за­явил РИА Но­во­сти со­ос­но­ва­тель ис­сле­до­ва­тель­ско­го аген­т­ства Data Insight Бо­рис Ов­чин­ни­ков.

По­чти ка­ж­дый ме­сяц кру­п­ные он­лайн-­п­ло­ща­д­ки ра­пор­то­ва­ли о за­пус­ке все но­вых и но­вых то­вар­ных ка­те­го­рий, от­щи­пы­вая по­сте­пе­н­но часть до­хо­дов у ри­тей­ле­ров и ап­тек. Это, по мне­нию Ов­чин­ни­ко­ва, и по­в­ли­я­ло на рост ча­сто­ты он­лайн-­по­ку­пок в це­лом. "Е­же­год­но в ра­зы уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ство за­ка­зов, в ко­то­рых на­при­мер пла­тье со­сед­ству­ют с но­вым блен­де­ром, а че­хол для те­ле­фо­на - с па­м­пе­р­са­ми", - ска­зал он.

Во всем ми­ре мар­кет­плей­сы рас­тут быст­рее, чем клас­си­че­ские ин­тер­нет-­ма­га­зи­ны, рас­ска­зы­вал на фо­ру­ме Online Retail Russia экс-­ди­рек­тор по ме­ж­ду­на­род­но­му раз­ви­тию "Ян­декс.Мар­ке­та" Алекс Ва­си­льев. Лю­ди хо­тят по­лу­чить все то­ва­ры в од­ном ме­сте, по­яс­нял он, и ес­ли в 2016 го­ду до­ля мар­кет­плей­сов в об­ще­ми­ро­вой он­лайн-тор­го­в­ле со­став­ля­ла 50%, то к 2022 го­ду она со­ста­вит 70%. В Ки­тае этот по­ка­за­тель ра­вен бо­лее 85%.

С­част­ли­вый год для мар­кет­плей­со­в

По дан­ным Data Insight, са­мы­ми быст­ро­рас­ту­щи­ми иг­ро­ка­ми на рос­сий­ском ры­н­ке се­го­д­ня мо­ж­но на­з­вать Wildberries, Ozon и он­лайн-­про­ек­ты X5 Retail Group. При этом па­да­ет чис­ло са­мо­сто­я­тель­ных ин­тер­нет-­ма­га­зи­нов: за по­след­ние два го­да их ко­ли­че­ство со­кра­ти­лось при­мер­но в два ра­за, до 20-25 ты­сяч, оце­ни­ва­ет си­ту­а­цию пре­зи­дент На­ци­о­наль­ной ас­со­ци­а­ции ди­стан­ци­он­ной тор­го­в­ли (НАДТ) Алек­сандр Ива­нов. Но они ни­ку­да не де­лись, про­дол­жа­ет он, а лишь пе­ре­е­ха­ли на мар­кет­плей­сы, где не ну­ж­но за­ни­мать­ся тру­до­е­м­кой до­бы­чей тра­фи­ка.

Так про­и­зо­ш­ло, на­при­мер, с про­из­во­ди­те­лем па­ш­те­тов из мя­са ди­чи "Лес­ная ди­ко­вин­ка" из Туль­ской об­ла­сти. В 2019 го­ду он за­крыл свой он­лайн-­ма­га­зин и вы­шел на Ozon, что поз­во­ли­ло ему уве­ли­чить вы­руч­ку в 4 ра­за и со­кра­тить рас­хо­ды на ло­ги­сти­ку и пе­р­со­нал на 25%. Как рас­ска­зал РИА Но­во­сти ос­но­ва­тель брен­да Ар­тем Боб­цов, пе­ре­ход на плат­фор­му поз­во­лил им со­сре­до­то­чить­ся на раз­ви­тии про­дук­та и рас­ши­ре­нии ас­сор­ти­мен­т­ной ли­ней­ки.

Дей­стви­тель­но, оте­че­ствен­ные про­из­во­ди­те­ли вы­и­г­ры­ва­ют от ро­ста по­пу­ляр­но­сти мар­кет­плей­сов - у них по­яв­ля­ет­ся воз­мо­ж­но­сти для сбы­та сво­ей про­дук­ции, го­во­рит пре­зи­дент НАДТ.

По его сло­вам, опто­вые по­став­ки из Ки­тая на­чи­на­ют ухо­дить в про­ш­лое - в Рос­сии ста­ли по­яв­лять­ся про­из­во­ди­те­ли, ко­то­рых ни­ко­г­да не бы­ло. "Мы на­ча­ли за­кла­ды­вать фун­да­мент для сво­е­го соб­ствен­но­го раз­ви­ти­я", - от­ме­тил пре­зи­дент НАДТ.

Па­у­ти­на пар­т­нер­ств

Ус­пе­хом 2019 го­да ста­ла ле­га­ли­за­ция про­даж юве­ли­р­ных из­де­лий че­рез ин­тер­нет, хо­тя, ко­неч­но, ры­нок ждал со­в­сем не "ю­ве­ли­р­ку". Тем не ме­нее, за счет при­хо­да кру­п­ных ин­тер­нет-и­г­ро­ков до­ля он­лайн-­се­г­мен­та в про­да­жах юве­ли­р­ных из­де­лий мо­жет вы­рас­ти до 7% c ны­не­ш­них 4,5%, счи­та­ет ви­це-­пре­зи­дент Ас­со­ци­а­ции ко­м­па­ний ин­тер­нет-тор­го­в­ли (АКИТ) Лия Ле­вин­бук.

В этом го­ду та­к­же про­и­зо­ш­ла пе­ре­груп­пи­ро­в­ка боль­ших "ко­а­ли­ций", пре­тен­ду­ю­щих на ли­дер­ство на ры­н­ке. Mail.Ru Group за­вер­ши­ла юри­ди­че­ское офор­м­ле­ние пар­т­нер­ства с ки­тай­ской Alibaba, а за­тем со­з­да­ла вто­рой боль­шой аль­янс - со Сбер­бан­ком, где объ­е­ди­нят­ся про­ек­ты в об­ла­сти "фуд­тех" и ло­ги­сти­ки, рас­ска­зы­ва­ет Ов­чин­ни­ков.

"При этом у Сбер­бан­ка есть СП в об­ла­сти e-commerce и с "Ян­дек­со­м" - так что по­лу­ча­ет­ся при­чуд­ли­вое пе­ре­пле­те­ние пар­т­нерств и кон­ку­рен­ции. Хо­тя пе­ре­о­це­ни­вать ва­ж­ность этих пар­т­нерств не сто­ит - кру­п­ней­шие иг­ро­ки он­лайн-ры­н­ка, по­ка оста­ют­ся в сто­ро­не от этих боль­ших аль­ян­со­в", - до­ба­вил он.

Ж­ду­ны­

Экс­пе­р­ты по-раз­но­му оце­ни­ва­ют ито­ги 2019 го­да для рос­сий­ско­го ры­н­ка ин­тер­нет-тор­го­в­ли. Так, в за­ви­си­мо­сти от ав­тор­ства про­г­но­за, по­ка­за­тель со­во­ку­п­но­го объ­е­ма он­лайн-­про­даж мо­жет до­сти­гать от 1,1 три­л­ли­о­на руб­лей (о­цен­ка НАДТ) до 2,2 три­л­ли­о­на руб­лей (о­цен­ка АКИТ). При этом са­мым быст­ро­рас­ту­щим се­г­мен­том e-commerce, по вер­сии Ов­чин­ни­ко­ва, был се­г­мент он­лайн-ле­кар­ств.

В пе­р­вом по­лу­го­дии про­да­жи ле­карств вы­рос­ли по­чти вдвое по срав­не­нию с про­ш­лым го­дом. А по ито­гам 2019 го­да ана­ли­ти­ки Data Insight ожи­да­ют 45 ми­л­ли­о­нов он­лайн-­за­ка­зов ле­карств на су­м­му бо­лее чем 70 ми­л­ли­ар­дов руб­лей. Бе­з­усло­в­но, ры­нок ждет ле­га­ли­за­ции ин­тер­нет-тор­го­в­ли ле­кар­ства­ми. Од­на­ко, по мне­нию Ов­чин­ни­ко­ва, раз­ре­ше­ние до­став­ки су­ще­ствен­но не по­в­ли­я­ет на ци­ф­ры и струк­ту­ру ры­н­ка.

"Это уже сей­час огро­м­ный ры­нок, где ка­ж­дый де­вя­тый он­лайн-­за­каз - это ле­кар­ства. Фор­мат са­мо­вы­во­за все рав­но бу­дет до­ми­ни­ро­вать над до­став­кой на дом, ко­то­рая, по су­ти, яв­ля­ет­ся пре­ми­аль­ной услу­гой. Но по­нят­ный и ле­галь­ный ста­тус упро­стит ин­тер­нет-а­п­те­кам жизнь и вне­сет не­ко­то­рую яс­но­сть", - го­во­рит он.

Су­ще­ствен­но быст­рее ры­н­ка рас­тут и он­лайн-­про­да­жи про­дук­тов пи­та­ния, про­дол­жа­ет Ов­чин­ни­ков. В но­вом го­ду этот се­г­мент рас­с­чи­ты­ва­ет на ле­га­ли­за­цию тор­го­в­ли ал­ко­го­лем че­рез ин­тер­нет. Раз­ре­ше­ние до­став­ки ал­ко­го­ля су­ще­ствен­ным об­ра­зом уве­ли­чит раз­мер че­ка в он­лайн-­су­пе­р­мар­ке­тах. Од­на­ко Data Insight со­м­не­ва­ет­ся в том, что та­кая ле­га­ли­за­ция слу­чи­т­ся в 2020 го­ду, или что она слу­чить­ся в фор­ма­те, при­е­м­ле­мом для роз­ни­ч­ных он­лайн-­про­ек­тов.

Что ка­са­ет­ся про­г­но­зов на сле­ду­ю­щий год, Data Insight ожи­да­ет про­дол­же­ние эво­лю­ци­он­но­го раз­ви­тия ры­н­ка, и, в част­но­сти, его кон­цен­тра­ции: не­сколь­ко кру­п­ных иг­ро­ков бу­дут рас­ти очень быст­ро, остав­ляя силь­но по­за­ди сред­них и ма­лых иг­ро­ков - они пе­ре­ста­нут рас­ти со­в­сем. По­ми­мо это­го, экс­пе­р­ты про­г­но­зи­ру­ют рост до­ли по­ку­пок че­рез мо­биль­ные при­ло­же­ния с пред­о­пла­той в он­лай­не. Все ча­ще за­би­рать эти по­сы­л­ки по­ку­па­те­ли бу­дут из пун­к­тов вы­да­чи за­ка­зов или по­ста­ма­тов.

[ ria.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->