Четыре проблемы ювелирного ретейла

Раздел: Рынки
17 октября 2019 г.

Гуль­фи­ра Кро­к биз­нес-тре­нер по ка­те­го­рий­но­му ме­недж­мен­ту

О том, по­че­му в юве­ли­р­ной роз­ни­це са­мый боль­шой уро­вень не­ли­к­ви­дов и по­че­му эта от­расль от­ста­ет от дру­гих се­г­мен­тов роз­ни­цы.

Юве­ли­р­ная роз­ни­ца — до­ста­точ­но кон­сер­ва­тив­ная от­расль, и мно­гие со­вре­мен­ные ве­я­ния ре­тей­ла очень мед­лен­но до­хо­дят и внед­ря­ют­ся в пра­к­ти­ку се­тей. Это свя­за­но и с вы­со­ким по­ро­гом вхо­да в от­расль, и с не­боль­шой до­ход­но­стью при зна­чи­тель­ной ка­пи­та­ло­е­м­ко­сти. При этом есть кру­п­ные иг­ро­ки, ко­то­рые при­ме­ня­ют го­раз­до бо­лее про­дви­ну­тые тех­но­ло­гии, чем боль­шин­ство участ­ни­ков от­рас­ли, — соб­ствен­но, имен­но по­это­му они по­лу­ча­ют пре­и­му­ще­ство и смо­г­ли до­стичь зна­чи­тель­но­го мас­шта­ба.
В чем же спе­ци­фи­че­ская про­б­ле­ма­ти­ка юве­ли­р­но­го ре­тей­ла и в чем имен­но про­яв­ля­ет­ся «о­т­ста­ва­ние» от­рас­ли?

Пер­вой и са­мой ва­ж­ной про­б­ле­мой­ счи­таю не­у­ме­ние боль­шин­ства се­тей ра­бо­тать с не­ли­к­вид­ны­ми за­па­са­ми. Да, это дей­стви­тель­но про­б­ле­ма­ти­ч­но, по­то­му что юве­ли­р­ные не­ли­к­ви­ды:
— обы­ч­но не утра­чи­ва­ют сво­их по­тре­би­тель­ских свой­ств;
— это зо­ло­то, ко­то­рое еще мо­жет со вре­ме­нем вы­рас­ти в це­не, то есть мо­ж­но за­ра­бо­тать на кур­со­вой раз­ни­це.

Не­смо­т­ря на то что в дру­гих от­рас­лях тех­но­ло­гии ра­бо­ты с ли­к­вид­но­стью то­вар­но­го за­па­са при­ду­ма­ны дав­но и по­в­се­ме­ст­но ис­поль­зу­ют­ся, в юве­ли­р­ке они по­чти не при­ме­ня­ют­ся, и ре­зуль­тат за­ко­но­ме­рен: са­мый боль­шой уро­вень не­ли­к­вид­ных то­вар­ных за­па­сов в ре­тей­ле — в юве­ли­р­ной роз­ни­це — до 40% от об­щей су­м­мы то­вар­но­го за­па­са!

Со­в­сем-­со­в­сем уста­рев­ший «мер­т­вяк» от­прав­ля­ет­ся на пе­ре­плав­ку, а осталь­ное ме­ся­ца­ми и го­да­ми ле­жит в ма­га­зи­нах, «ж­дет сво­е­го по­ку­па­те­ля», за­мо­ра­жи­вая день­ги соб­ствен­ни­ков, уве­ли­чи­вая объ­ем обо­ро­т­ных сред­ств, сни­жая от­да­чу на вло­жен­ный ка­пи­тал.

Вто­рая боль­шая про­б­ле­ма — от­сут­ствие вы­де­лен­но­го и ре­гла­мен­ти­ро­ван­но­го про­цес­са управ­ле­ния ас­сор­ти­мен­том. Этот про­цесс ча­ще все­го не вы­чле­нен из про­цес­сов «о­т­бо­рок» и за­ка­за то­ва­ра. Ра­бо­та идет по при­н­ци­пу ба­лан­си­ро­ва­ния ме­ж­ду дву­мя за­да­ча­ми: 1) за­ка­зы­ва­ем то, что хо­ро­шо про­да­ет­ся; 2) вре­мя от вре­ме­ни при­во­зим но­вин­ки, ко­то­рые по­нра­вят­ся.

До сих пор мно­гие счи­та­ют, что вы­пол­не­ние этих двух за­дач и есть про­цесс управ­ле­ния ас­сор­ти­мен­том. Ко­неч­но, в этом во­про­се мно­го сло­ж­но­стей, при­су­щих имен­но юве­ли­р­ной от­рас­ли:

— в боль­шин­стве то­вар­ных ка­те­го­рий нет пре­е­м­ствен­но­сти ар­ти­ку­лов = нет ис­то­рии про­даж. В этом во­про­се есть вы­ход — ну­ж­но из­ме­нить но­мен­кла­тур­ный спра­воч­ник или поль­зо­вать­ся де­таль­ным опи­са­ни­ем по­зи­ции вме­сто ар­ти­ку­ла;
— опи­са­ние из­де­лий и но­мен­кла­тур­ные спра­воч­ни­ки в боль­шин­стве се­тей не­пол­ные, от­сю­да не­воз­мо­ж­ность пол­но­цен­но ана­ли­зи­ро­вать и по­ни­мать, что поль­зу­ет­ся спро­сом, а что нет. Вме­сто это­го — «у нас идут под­вес­ки до 1 г». Стиль, те­ма, ди­зайн в боль­шин­стве опи­са­ний от­сут­ству­ют пол­но­стью­;

— ас­сор­ти­мен­т­ная по­ли­ти­ка ча­сто от­сут­ству­ет: «Что зна­чит «ре­шить, ка­ки­ми из­де­ли­я­ми бу­дем тор­го­вать»? — «Ка­кие про­да­ют­ся хо­ро­шо, те­ми и бу­дем тор­го­вать!»

Итог: для мно­гих юве­ли­р­ных се­тей «фор­ми­ро­ва­ние ас­сор­ти­мен­т­ной мат­ри­цы» — про­сто не­по­нят­ная аб­стра­к­ция.

Ча­сто ру­ко­во­ди­тель или соб­ствен­ник, сам управ­ля­ю­щий се­тью, уве­рен, что его чу­тье и нюх на «пра­виль­ные укра­ше­ния» — это глав­ный фа­к­тор успе­ха се­ти. Это, кста­ти, ча­сто бы­ва­ет су­щей прав­дой. Од­на­ко, ес­ли бы управ­ле­ние ас­сор­ти­мен­том бы­ло по­став­ле­но так, как на­до, вме­сте с чу­тьем пе­р­во­го ли­ца ре­зуль­тат бы мог быть про­сто оше­ло­ми­тель­ным.

Тре­тья боль­шая про­б­ле­ма — про­мо­за­ви­си­мо­сть. Мар­ке­тин­го­вые рас­хо­ды юве­ли­р­ных се­тей на про­мо рас­тут (у­же 4-4,5% от то­ва­ро­о­бо­ро­та — не пре­дел!), и глу­би­на ски­док уве­ли­чи­ва­ет­ся, а эф­фек­тив­ность в луч­шем слу­чае со­хра­ня­ет­ся, а ча­ще — па­да­ет.
«Ли­к­ви­да­ци­я­ми», про­во­ди­мы­ми уже по не­сколь­ко лет, ба­лу­ют­ся не толь­ко из­ве­ст­ные фе­де­ра­лы, но и не­ко­то­рые ре­ги­о­наль­ные се­ти. Вслед за ни­ми глу­бо­кие скид­ки вы­ну­ж­де­ны де­лать и все осталь­ные — ина­че нет про­даж. И лишь еди­ни­цы ищут и на­хо­дят вы­ход из этой про­мо­ло­ву­ш­ки.

Чет­вер­тая про­б­ле­ма, хо­тя, воз­мо­ж­но, по ва­ж­но­сти ее мо­ж­но по­ста­вить на уро­вень по­вы­ше, — это не­хват­ка ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­стов в об­ла­сти ре­тей­ла в юве­ли­р­ных се­тях. В боль­шин­стве се­тей клю­че­вые дол­ж­но­сти за­ни­ма­ют вы­ход­цы из са­мой от­рас­ли. А про­фес­си­о­наль­ный, си­сте­м­ный взгляд на ра­бо­ту се­ти фор­ми­ру­ет­ся ли­бо из опы­та в раз­ных от­рас­лях, ли­бо из опы­та в раз­ных се­тях в од­ной, но про­дви­ну­той от­рас­ли.

А ес­ли ру­ко­во­ди­те­ли ни­г­де не ра­бо­та­ли, кро­ме как в юве­ли­р­ке? Да, мо­ж­но об­ре­сти зна­ния и на­вы­ки и в этом слу­чае — ес­ли мно­го и дол­го учить­ся. Или по­з­вать про­фес­си­о­на­лов из дру­гих от­рас­лей.
Ко­неч­но, спи­сок мо­ж­но про­дол­жить. Но имен­но эти че­ты­ре про­б­ле­мы счи­таю клю­че­вы­ми для юве­ли­р­но­го ре­тей­ла. Те ко­м­па­нии, ко­то­рые их ре­ши­ли или ре­ша­ют, — имен­но они по­лу­чат пре­и­му­ще­ство в борь­бе за вы­жи­ва­ние, со­про­во­ж­да­е­мое вол­ной бан­к­ротств в ре­тей­ле, ко­г­да эта вол­на, хоть и с за­поз­да­ни­ем, до­ка­ти­т­ся до юве­ли­р­ки.

[ marketmedia.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->