Ювелирный рынок: «близится эра светлых годов»?

Раздел: Рынки
01 февраля 2018 г.

Вла­ди­мир Збой­ко­в
Ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Ко­ми­те­та «Де­ло­вой Рос­сии» по ДМДК, ЮИ и НХП

«Свет­лых», в том пла­не, что ни­что на ры­н­ке не смо­жет укрыть­ся от бди­тель­но­го ока ре­гу­ля­то­ра и на­ло­го­вой слу­ж­бы. На­вер­ное, ре­аль­ная про­з­ра­ч­ность ры­н­ка в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни до­сти­жи­ма и по­лез­на для доб­ро­со­ве­ст­но­го биз­не­са. По­это­му я не со­ве­то­вал бы па­ни­ко­вать тем, кто го­тов ра­бо­тать че­ст­но и от­кры­то. Но все же…

Юве­ли­р­ный ры­нок стол­к­нул­ся с но­вым для се­бя за­ко­но­твор­че­ским фе­но­ме­ном. Впе­р­вые в но­вой ис­то­рии Рос­сии но­вые нор­ма­тив­ные ак­ты вво­дят­ся не в об­ста­но­в­ке от­кры­то­сти и от­рас­ле­во­го об­су­ж­де­ния, а в усло­ви­ях по­чти сек­рет­но­сти. Ина­че как мо­ж­но по­нять, что ос­но­во­по­ла­га­ю­щие до­ку­мен­ты для всех при­шед­ших и на­дви­га­ю­щих­ся от­рас­ле­вых но­велл – Пору­че­ние Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 25.10.2017 № Пр-2167 и Пору­че­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 30.10.2017 № ИШ-П13-7283 -о­ка­за­лись не­до­сту­п­ны для озна­ко­м­ле­ния в хо­де вы­пол­не­ния оцен­ки ре­гу­ли­ру­ю­ще­го воз­дей­ствия (ОРВ) опуб­ли­ко­ван­ных но­велл? Соб­ствен­но, об их су­ще­ство­ва­нии и узнать-то уда­лось слу­чай­но, как раз из тек­стов пуб­ли­ч­ных свод­ных от­че­тов о про­ве­де­нии ОРВ по ря­ду за­ко­но­про­ек­то­в…

Это пе­чаль­но, что вы­бран имен­но та­кой пу­ть. Ви­ди­мо, ис­то­рия со­про­тив­ле­ния со сто­ро­ны об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций про­тив об­ра­зо­ва­ния Фе­де­раль­ной слу­ж­бы по кон­тро­лю за обо­ро­том дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней в 2011 го­ду на­у­чи­ла ини­ци­а­то­ров же­ст­ко­го ре­гу­ли­ро­ва­ния дей­ство­вать не столь пря­мо­ли­ней­но. Что то­же не­п­ло­хо – зна­чит, ху­до-­бед­но, но мне­ние об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций биз­не­са в Рос­сии все-та­ки иг­ра­ет не­кую по­зи­тив­ную роль и иг­но­ри­ро­вать его так про­сто не­воз­мо­ж­но.

Итак, на рос­сий­ском юве­ли­р­ном ры­н­ке на­сту­па­ют но­вые ре­аль­но­сти. На­до за­ме­тить, что не толь­ко власть де­ла­ет для се­бя вы­во­ды из жиз­нен­ных уро­ков. Об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции то­же не за­ко­сте­не­лые струк­ту­ры, и та­к­же раз­ви­ва­ют­ся. На­при­мер, уже есть по­ни­ма­ние, что пы­тать­ся со­про­тив­лять­ся твер­дым на­ме­ре­ни­ям вла­сти, на­ме­ре­ва­ясь власть в чем-то пе­ре­у­бе­дить – это глу­по. А что же не глу­по? При­зы­вать власть к по­ис­ку ко­м­про­мис­са.

Да, власть, на то она и власть, что при­ни­ма­ет ре­ше­ния. И бу­дет так, как власть ре­шит. Но вот в чем, по мне­нию ав­то­ра, глав­ная роль от­рас­ле­вых об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций – убе­дить власть (т.е. сво­е­го от­рас­ле­во­го ре­гу­ля­то­ра) до­би­вать­ся до­сти­же­ния по­став­лен­ных це­лей не «а­бы как», а так, что­бы «и вол­ки бы­ли сы­ты, и ов­цы це­лы».

Ну, на­при­мер. Ес­ли при­н­ци­пи­аль­ное ре­ше­ние о вве­де­нии IT-кон­тро­ля за обо­ро­том юве­ли­р­ных из­де­лий, т.е. от­сле­жи­ва­нии их обо­ро­та с ис­поль­зо­ва­ни­ем ин­фор­ма­ци­он­ной мар­ки­ро­в­ки, уже при­ня­то, то нет ни­ка­ко­го смыс­ла от­рас­ле­вым об­ще­ствен­ным ор­га­ни­за­ци­ям пы­тать­ся это­му ре­ше­нию со­про­тив­лять­ся. Это уже дан­но­сть. А вот по­пы­тать­ся убе­дить ре­гу­ля­тор ис­поль­зо­вать для мар­ки­ро­в­ки юве­ли­р­ных из­де­лий не до­ро­гие RFID-­чи­пы и за­щи­щен­ную го­з­з­на­ко­в­скую бу­ма­гу для би­рок, а са­мо­сто­я­тель­но пе­ча­та­е­мые на би­р­ках из­де­лий QR-ко­ды с при­ме­не­ни­ем для их за­щи­ты двух­фа­к­тор­ной иден­ти­фи­ка­ции, мо­ж­но и ну­ж­но. И убе­ж­дать ну­ж­но имен­но от­рас­ле­вым об­ще­ствен­ным ор­га­ни­за­ци­ям.

А уж ес­ли вла­стью уже при­ня­то ре­ше­ние и по спо­со­бу мар­ки­ро­в­ки, т.е. по ис­поль­зо­ва­нию имен­но RFID-­чи­пов, а не QR-ко­дов (лоб­би­ст­ские воз­мо­ж­но­сти Ро­сте­ха без­гра­ни­ч­ны), то то­г­да от­рас­ле­вым об­ще­ствен­ным ор­га­ни­за­ци­ям не­об­хо­ди­мо в ин­те­ре­сах ми­ни­ми­за­ции из­дер­жек про­из­во­ди­те­лей и экс­пор­те­ров пы­тать­ся убе­ж­дать ре­гу­ля­тор па­рал­лель­но с вве­де­ни­ем си­сте­мы от­сле­жи­ва­ния на­чи­нать от­ка­зы­вать­ся от ре­жи­ма обя­за­тель­но­го клей­ме­ния юве­ли­р­ных из­де­лий. А за­чем ну­ж­но дуб­ли­ро­ва­ние ин­стру­мен­тов кон­тро­ля за то­ва­ром? Это же бес­смыс­лен­ные из­дер­ж­ки биз­не­са! До­ста­точ­но вы­брать один, на­и­бо­лее эф­фек­тив­ный из воз­мо­ж­ных ин­стру­мен­тов кон­тро­ля, но са­мый тех­но­ло­ги­ч­ный и на­и­ме­нее за­трат­ный. А дуб­ли­ро­ва­ние – это глу­по.

Тем бо­лее, не­об­хо­ди­мо убе­дить ре­гу­ля­тор не вво­дить про­ста­но­в­ку лю­бой мар­ки­ро­в­ки на са­ми из­де­лия – ведь на­м­но­го тех­но­ло­ги­че­ски про­ще, а, глав­ное, де­шев­ле для участ­ни­ков ры­н­ка, про­сто обес­пе­чить на­и­вы­с­шую на­де­ж­ность не­раз­ры­в­но­сти свя­зи юве­ли­р­но­го из­де­лия с его яр­лы­ком (би­р­кой), на ко­то­рой в иде­а­ле бу­дет на­пе­ча­тан QR-­код, а в край­нем слу­чае (бо­лее до­ро­го­сто­я­щем) – не­раз­ры­в­но за­кре­п­лен RFID-­чип. И, да­лее, за­дей­ство­вать все су­деб­ные ин­стру­мен­ты пе­р­со­наль­ной от­вет­ствен­но­сти про­из­во­ди­те­ля и экс­пор­те­ра за их из­де­лия. Ведь си­сте­ма от­сле­жи­ва­ния поз­во­лит точ­но ука­зать, «о­т­ку­да рас­тут но­ги» у фаль­шив­ки!

И так да­лее, по всем ак­ту­аль­ным от­рас­ле­вым во­про­сам. Т.е. об­ще­ствен­ным ор­га­ни­за­ци­ям биз­не­са се­го­д­ня не­об­хо­ди­мо бо­роть­ся за ми­ни­ми­за­цию из­дер­жек участ­ни­ков ры­н­ка по всем опе­ра­ци­ям кон­тро­ля со сто­ро­ны ре­гу­ля­то­ра. Что­бы кон­ку­рен­то­с­по­соб­ность рос­сий­ских юве­ли­ров рос­ла, а не па­да­ла.

В свое вре­мя юве­ли­рам ска­за­ли, что при­ме­не­ние вся­ких там «схем» и про­чих на­ло­го­вых уло­вок не дол­ж­но быть кон­ку­рен­т­ным пре­и­му­ще­ством иг­ро­ков. Те­перь при­шло вре­мя об­ще­ствен­ным ор­га­ни­за­ци­ям юве­ли­ров ска­зать ре­гу­ля­то­ру: при­ме­не­ние средств кон­тро­ля за ры­н­ком не дол­ж­но стать ин­стру­мен­том удо­ро­жа­ния про­дук­ции. Ина­че о ка­кой кон­ку­рен­то­с­по­соб­но­сти не толь­ко рос­сий­ских юве­ли­ров, но и всей юве­ли­р­ной про­дук­ции в це­лом (ю­ве­ли­р­ных из­де­лий как то­вар­ной груп­пы) мо­жет ид­ти речь?

А го­су­дар­ству, в ли­це всех его ин­сти­ту­тов, ду­маю, не сто­ит ви­деть в от­рас­ле­вых об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ци­ях сво­их вра­гов, от ко­то­рых ну­ж­но скры­вать свои пла­ны. Биз­нес и власть дол­ж­ны быть се­го­д­ня со­юз­ни­ка­ми, а об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции биз­не­са – про­вод­ни­ка­ми, свя­зу­ю­щи­ми зве­нья­ми. Раз­ве я не прав?

[ Ювелирные Известия ]

  • 02 февраля 2018 г.:

    Это смотря по тому, каковы цели власти.
    Изложенные секретно в том числе.

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->