У ГИПН все идет по плану. Выездные проверки ФКУ Пробирная Палата России в отношении участников ювелирного рынка

Раздел: Власть
05 декабря 2017 г.

Ин­фор­ма­ция в дан­ной ста­тье по­лез­на для ор­га­ни­за­ций и пред­при­ни­ма­те­лей юве­ли­р­ной от­рас­ли, осу­ще­ств­ля­ю­щих опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми.

Ав­тор ста­тьи – Пи­ни­ги­на Еле­на Ев­ге­ньев­на, из­ве­ст­ный в Рос­сии экс­перт по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу и во­про­сам ис­пол­не­ния тре­бо­ва­ний «ан­тио­т­мы­воч­но­го» и «ан­ти­тер­ро­ри­сти­че­ско­го» за­ко­но­да­тель­ства, бо­лее 11 лет по­мо­га­ет юве­ли­р­ной от­рас­ли ис­пол­нять фе­де­раль­ный за­кон №115-ФЗ и успе­ш­но за­вер­шать про­вер­ки со сто­ро­ны гос. ин­с­пе­к­ций про­би­р­но­го на­д­зо­ра без штра­фа.

На­по­м­ню, ува­жа­е­мые кол­ле­ги, что в 2018 го­ду Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция при­мет уча­стие в IV ра­ун­де вза­и­м­ных оце­нок ФАТФ. На­ша рос­сий­ская си­сте­ма в об­ла­сти про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции пре­сту­п­ных до­хо­дов и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма (да­лее ПОД/ФТ), бу­дет про­ве­рять­ся на со­о­т­вет­ствие еe ме­ж­ду­на­род­ным стан­дар­там. В пред­д­ве­рии про­хо­ж­де­ния ра­ун­да вза­и­м­ных оце­нок в Рос­сии ак­тив­но про­хо­дят се­ми­на­ры-­со­ве­ща­ния Фе­де­раль­ной слу­ж­бы по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу, ФКУ Про­би­р­ная Па­ла­та Рос­сии, Цен­траль­но­го Бан­ка РФ. Все ме­ро­при­я­тия на­прав­ле­ны на ин­фор­ми­ро­ва­ние ор­га­ни­за­ций и пред­при­ни­ма­те­лей об их обя­за­н­но­стях в об­ла­сти ПОД/ФТ. В ра­м­ках под­го­то­в­ки к про­хо­ж­де­нию ра­ун­да оце­нок, по всем ре­ги­о­нам Рос­сии ак­тив­но про­во­дят­ся про­вер­ки субъ­ек­тов за­ко­на №115-ФЗ.
Ор­га­ни­за­ции и пред­при­ни­ма­те­ли юве­ли­р­ной от­рас­ли, осу­ще­ств­ля­ю­щие ску­п­ку, ку­п­лю-­про­да­жу дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий, яв­ля­ют­ся субъ­ек­та­ми фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ и обя­за­ны ис­пол­нять тре­бо­ва­ния ука­за­н­но­го за­ко­на. До­са­д­ный факт, что мно­гие соб­ствен­ни­ки биз­не­са иг­но­ри­ру­ют тре­бо­ва­ния за­ко­но­да­тель­ства, на­де­ясь из­бе­жать «в­ни­ма­ния» к се­бе со сто­ро­ны Про­би­р­ной Па­ла­ты, а мно­гие про­сто не зна­ют о су­ще­ство­ва­нии норм «ан­тио­т­мы­воч­но­го» за­ко­но­да­тель­ства для юве­ли­р­ной от­рас­ли. Есть и та­кие пред­при­ни­ма­те­ли, ко­то­рые убе­ж­де­ны в том, что за­кон 115-ФЗ во­об­ще не рас­про­стра­ня­ет­ся на них, в свя­зи с тем, что у них ма­лый биз­нес, и нет опе­ра­ций с дра­го­цен­ным ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми на су­м­му 600 тыс. руб­лей и вы­ше, или они фа­к­ти­че­ски не ра­бо­та­ют по за­яв­лен­ным при ре­ги­стра­ции ор­га­ни­за­ции или ИП юве­ли­р­ных ко­дов по ОКВЭД.

В свя­зи с вы­ше­из­ло­жен­ным, об­ра­щаю ва­ше вни­ма­ние на то, что нор­мы фе­де­раль­но­го за­ко­на от 07.08.2001 №115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» рас­про­стра­ня­ют­ся на все ор­га­ни­за­ции и всех ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с про­ве­де­ни­ем опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми. Имен­но опе­ра­ций по ку­п­ле-­про­да­же, ску­п­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют ре­ли­ги­оз­ные ор­га­ни­за­ции, му­зеи и ор­га­ни­за­ции, ис­поль­зу­ю­щие дра­го­цен­ные ме­тал­лы, их хи­ми­че­ские со­е­ди­не­ния, дра­го­цен­ные ка­м­ни в ме­ди­ци­н­ских, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских це­лях ли­бо в со­ста­ве ин­стру­мен­тов, при­бо­ров, обо­ру­до­ва­ния и из­де­лий про­из­вод­ствен­но-­тех­ни­че­ско­го на­з­на­че­ния. Та­ким об­ра­зом, не­за­ви­си­мо от то­го, к ма­ло­му или кру­п­но­му пред­при­ни­ма­тель­ству от­но­си­т­ся ваш биз­нес, на ка­кую су­м­му вы со­вер­ша­е­те опе­ра­ции, и осу­ще­ств­ля­е­те ли вы фа­к­ти­че­ски де­я­тель­но­сть, ука­за­н­ную вы­ше, или толь­ко пре­ду­смо­т­ре­ли ее сре­ди ви­дов эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти, нор­мы за­ко­но­да­тель­ства ПОД/ФТ рас­про­стра­ня­ют­ся на вас в рав­ной сте­пе­ни со все­ми субъ­ек­та­ми за­ко­на 115-ФЗ.

В на­сто­я­щее вре­мя во всех ре­ги­о­нах Рос­сии ак­тив­но про­во­дят­ся вы­езд­ные про­вер­ки ин­с­пе­к­ци­я­ми про­би­р­но­го на­д­зо­ра. Не обо­шли вни­ма­ни­ем и Са­мар­скую об­ласть, где сей­час в от­но­ше­нии не­сколь­ких ИП про­во­ди­т­ся вы­езд­ная пла­но­вая про­вер­ка со сто­ро­ны Са­ра­то­в­ской ГИПН.

В дан­ной ста­тье мы на при­ме­ре од­ной из про­ве­рок, ко­то­рая бу­дет про­во­дить­ся с 7 по 12 де­ка­б­ря 2017 го­да в от­но­ше­нии Ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля го­ро­да Са­ма­ры, осу­ще­ств­ля­ю­ще­го де­я­тель­ность по роз­ни­ч­ной про­да­же юве­ли­р­ных из­де­лий, по­дроб­но рас­ска­жем, что по­тре­бу­ет в хо­де про­вер­ки кон­тро­лер ГИПН и ка­кие до­ку­мен­ты не­об­хо­ди­мо бу­дет пред­ста­вить при про­вер­ке. Ма­те­ри­ал пред­на­з­на­чен так же и для ор­га­ни­за­ций юве­ли­р­ной от­рас­ли т.к. пе­ре­чень до­ку­мен­тов не от­ли­ча­ет­ся от про­ве­рок в от­но­ше­нии ИП.

Пер­вое на что не­об­хо­ди­мо об­ра­тить вни­ма­ние, это да­та Рас­по­ря­же­ния ор­га­на го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля (на­д­зо­ра) о про­ве­де­нии пла­но­вой вы­езд­ной про­вер­ки – от 17 но­яб­ря 2017 го­да. На­ча­ло про­вер­ки 7 де­ка­б­ря 2017 год. Как вид­но, вре­ме­ни на под­го­то­в­ку всех до­ку­мен­тов и к при­ез­ду про­ве­ря­ю­щих от­ве­де­но не так мно­го.

Вто­рое на что сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние, это пе­ри­од, за ко­то­рый про­во­ди­т­ся про­вер­ка. В при­ве­ден­ном при­ме­ре, пе­ри­од про­вер­ки со­став­ля­ет с 01 ян­ва­ря 2016 го­да по 06 де­ка­б­ря 2017 год, т.е. по­чти два ка­лен­дар­ных го­да.

Да­лее мы при­ве­дем пе­ре­чень ко­пий до­ку­мен­тов, ко­то­рые тре­бу­ет­ся пред­ста­вить кон­тро­ле­ру для по­сле­ду­ю­щей их про­вер­ки на на­ли­чие и со­о­т­вет­ствие их дей­ству­ю­ще­му за­ко­но­да­тель­ству сфе­ры ПОД/ФТ, и про­ко­м­мен­ти­ру­ем ка­ж­дое тре­бо­ва­ние. С са­мим рас­по­ря­же­ни­ем вы мо­же­те озна­ко­мить­ся в при­ло­жен­ном к ста­тье фай­ле.

  1. Ко­пия пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля (да­лее ПВК) в це­лях ПОД/ФТ (по­след­няя ре­да­к­ция).

На да­ту на­ча­ла про­вер­ки пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля дол­ж­ны быть ак­ту­аль­ны­ми и со­о­т­вет­ство­вать пол­но­стью дей­ству­ю­ще­му за­ко­но­да­тель­ству сфе­ры ПОД/ФТ, тре­бо­ва­ни­ям По­ста­но­в­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ от 30.06.2012 №667 «Об утвер­ж­де­нии тре­бо­ва­ний к пра­ви­лам внут­рен­не­го кон­тро­ля, раз­ра­ба­ты­ва­е­мым ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ще­ств­ля­ю­щи­ми опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, и о при­з­на­нии утра­тив­ши­ми си­лу не­ко­то­рых ак­тов Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».
Кон­тро­ле­ру, ПВК в ори­ги­на­ле дол­ж­ны быть пред­став­ле­ны на бу­ма­ж­ном но­си­те­ле, с под­пи­сью ИП или ру­ко­во­ди­те­ля.

Обра­ща­ем ва­ше вни­ма­ние на то, что кон­тро­лер в хо­де про­ве­де­ния про­вер­ки мо­жет за­тре­бо­вать ПВК и в пре­ды­ду­щих ре­да­к­ци­ях.

  1. Ко­пия при­ка­за о на­з­на­че­нии спе­ци­аль­но­го дол­ж­но­ст­но­го ли­ца (СДЛ) от­вет­ствен­но­го за ре­а­ли­за­цию ПВК
В со­о­т­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми за­ко­на №115-ФЗ у ИП или в ор­га­ни­за­ции дол­ж­но быть на­з­на­че­но спе­ци­аль­ное дол­ж­но­ст­ное ли­цо, от­вет­ствен­ное за ре­а­ли­за­цию пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля. Да­та на­з­на­че­ния та­ко­го ли­ца дол­ж­на быть не позд­нее да­ты по­ста­но­в­ки на спец. учет в ГИПН, т.к. ор­га­ни­зо­вать внут­рен­ний кон­троль в це­лях ПОД/ФТ не­об­хо­ди­мо до на­ча­ла осу­ще­ств­ле­ния де­я­тель­но­сти по обо­ро­ту ДМ и ДК. На­по­м­ню, что Ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли бы­ли вклю­че­ны в чис­ло субъ­ек­тов за­ко­на 115-ФЗ с 31.07.2013 го­да т.е. ра­нее этой да­ты, нор­мы «ан­тио­т­мы­воч­но­го» за­ко­на на ИП не рас­про­стра­ня­лись.
За­ко­ном уста­но­в­ле­ны тре­бо­ва­ния к ква­ли­фи­ка­ции СДЛ: Вни­ма­ни­е! К ИП тре­бо­ва­ния п. «а» не предъ­яв­ля­ют­ся, толь­ко к СДЛ ор­га­ни­за­ций):
а) на­ли­чие вы­с­ше­го об­ра­зо­ва­ния по спе­ци­аль­но­стям, на­прав­ле­ни­ям под­го­то­в­ки, от­но­ся­щи­м­ся к укру­п­нен­ной груп­пе спе­ци­аль­но­стей, на­прав­ле­ний под­го­то­в­ки «Эко­но­ми­ка и управ­ле­ние», ли­бо по на­прав­ле­нию под­го­то­в­ки «Юри­с­пру­ден­ция», а при от­сут­ствии ука­за­н­но­го об­ра­зо­ва­ния - на­ли­чие опы­та ра­бо­ты не ме­нее 2 лет на дол­ж­но­стях, свя­за­н­ных с ис­пол­не­ни­ем обя­за­н­но­стей по про­ти­во­дей­ствию ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма;
б) про­хо­ж­де­ние обу­че­ния в це­лях про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма.
Т.е. до на­з­на­че­ния на дол­ж­ность СДЛ дол­ж­но прой­ти обу­че­ние в фор­ме це­ле­во­го ин­струк­та­жа и по­лу­чить со­о­т­вет­ству­ю­щее сви­де­тель­ство. Да­лее раз в три го­да СДЛ обя­за­но про­хо­дить обу­че­ние в фор­ме по­вы­ше­ния уро­в­ня зна­ний.
  1. Ко­пия при­ка­за о на­з­на­че­нии глав­но­го бух­гал­те­ра (бух­гал­те­ра)

Ука­за­н­ный до­ку­мент не­об­хо­дим для опре­де­ле­ния да­ты, ко­г­да ваш бух­гал­тер (глав­ный бух­гал­тер) дол­жен прой­ти обу­че­ние в фор­ме це­ле­во­го ин­струк­та­жа и да­лее по­вы­ше­ние уро­в­ня зна­ний.

В со­о­т­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми При­ка­за Рос­фин­мо­ни­то­рин­га №203, та­кое обу­че­ние по­ми­мо СДЛ, обя­за­ны прой­ти: ру­ко­во­ди­тель ор­га­ни­за­ции (фи­ли­а­ла), сам Ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель, глав­ный бух­гал­тер (бух­гал­тер) ор­га­ни­за­ции (фи­ли­а­ла, ИП), ли­бо со­труд­ник, осу­ще­ств­ля­ю­щий в ор­га­ни­за­ции или у ИП фун­к­ции по ве­де­нию бух­гал­тер­ско­го уче­та, ру­ко­во­ди­тель юри­ди­че­ско­го под­раз­де­ле­ния ли­бо юрист ор­га­ни­за­ции или ИП.

Од­но­крат­но та­кое обу­че­ние не­об­хо­ди­мо прой­ти, ука­за­н­ным ли­цам те­че­ние го­да с да­ты воз­ло­же­ния на них со­о­т­вет­ству­ю­щих дол­ж­но­ст­ных обя­за­н­но­стей.

Да­лее по­вы­ше­ние уро­в­ня зна­ний про­хо­дят все вы­ше­у­ка­за­н­ные со­труд­ни­ки и спе­ци­аль­ное дол­ж­но­ст­ное ли­цо не ре­же од­но­го ра­за в три го­да.

Про­хо­ж­де­ние со­о­т­вет­ству­ю­щим ли­цом це­ле­во­го ин­струк­та­жа и по­вы­ше­ния уро­в­ня зна­ний дол­ж­но под­твер­ж­дать­ся до­ку­мен­том, вы­да­ва­е­мым ор­га­ни­за­ци­ей, ко­то­рая име­ет пра­во про­во­дить та­кое обу­че­ние. Та­ким до­ку­мен­тов как раз и яв­ля­ет­ся, за­пра­ши­ва­е­мые ГИПН сви­де­тель­ства о про­хо­ж­де­нии обу­че­ния в фор­ме це­ле­во­го ин­струк­та­жа в сфе­ре про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма.

  1. Ко­пии до­ку­мен­тов, под­твер­ж­да­ю­щих про­хо­ж­де­ние Пред­при­ни­ма­те­лем, бух­гал­те­ром и СДЛ, обу­че­ния в фор­ме це­ле­во­го ин­струк­та­жа, а та­к­же по­сле­ду­ю­ще­го по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции в сфе­ре ПОД/ФТ.
Ос­но­ва­ния на­ли­чия та­ких до­ку­мен­тов мы опи­са­ли вы­ше в п.2,3.
  1. Ко­пия до­ку­мен­тов об об­ра­зо­ва­нии СДЛ.Тре­бо­ва­ния к СДЛ мы опи­са­ли в п. 2.
  2. До­ку­мен­ты, под­твер­ж­да­ю­щие про­ве­де­ние про­ве­рок на­ли­чия сре­ди кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства.

Д­ля ор­га­ни­за­ций, обя­за­н­ность про­во­дить про­вер­ку и ин­фор­ми­ро­вать упол­но­мо­чен­ный ор­ган о ре­зуль­та­тах та­кой про­вер­ки вве­де­на еще 30 июня 2013 г. и уста­но­в­ле­на пп. 7 п. 1 ст. 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 07.08.2001 №115-ФЗ "О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма", а для ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей та­кая обя­за­н­ность воз­ни­к­ла с 31.07.2013 г., ко­г­да ИП бы­ли вве­де­ны в чис­ло субъ­ек­тов ука­за­н­но­го за­ко­на.

Та­кая про­вер­ка про­во­дить­ся не ре­же, чем один раз в три ме­ся­ца на ос­но­ва­нии Пе­реч­ня ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му, а та­к­же ре­ше­ния ме­ж­ве­до­м­ствен­но­го ко­ор­ди­на­ци­он­но­го ор­га­на о при­ме­не­нии мер по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства, при­на­д­ле­жа­щих ор­га­ни­за­ции или фи­зи­че­ско­му ли­цу, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся до­ста­точ­ные ос­но­ва­ния по­до­зре­вать их при­част­ность к тер­ро­ри­сти­че­ской де­я­тель­но­сти (в том чис­ле к фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма) при от­сут­ствии ос­но­ва­ний для вклю­че­ния в Пе­ре­чень.
Пе­ре­чень и ре­ше­ния до­во­дят­ся до све­де­ния ор­га­ни­за­ций и ИП че­рез их ли­ч­ный ка­би­нет на пор­та­ле Рос­фин­мо­ни­то­рин­га.

Ин­фор­ма­ция о ре­зуль­та­тах про­вер­ки на­ли­чия сре­ди сво­их кли­ен­тов лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства пред­став­ля­ет­ся в Рос­фин­мо­ни­то­ринг в ви­де фор­ма­ли­зо­ван­но­го элек­трон­но­го со­об­ще­ния по фор­ме ФЭС 110 3-ФМ 04 че­рез ли­ч­ный ка­би­нет на сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га или с по­мо­щью АРМ «Ор­га­ни­за­ция-М» не позд­нее пя­ти ра­бо­чих дней, сле­ду­ю­щих за днем окон­ча­ния про­вер­ки.

  1. Фор­ма­ли­зо­ван­ные элек­трон­ные со­об­ще­ния о ре­зуль­та­тах про­ве­ден­ных про­ве­рок (да­лее – ФЭС), на­прав­лен­ные в упол­но­мо­чен­ный ор­ган – Фе­де­раль­ную слу­ж­бу по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу ФЭС 1-ФМ, ФЭС 2-ФМ, ФЭС 3-ФМ, ФЭС 4-ФМ (с от­мет­кой о под­твер­ж­де­нии при­ня­ти­я/­не­при­ня­тия со­об­ще­ний).

В дан­ном пун­к­те речь идет о со­об­ще­ни­ях в упол­но­мо­чен­ный ор­ган об опе­ра­ци­ях обя­за­тель­но­го кон­тро­ля, не­о­бы­ч­ных опе­ра­ци­ях, о ре­зуль­та­тах про­ве­рок по Пе­реч­ню и Со­об­ще­ние о фа­к­тах пре­пят­ствия со сто­ро­ны го­су­дар­ства (тер­ри­то­рии). Со­о­т­вет­ствен­но на­ли­чие та­ких со­об­ще­ний за­ви­сит от на­ли­чия в ва­шей де­я­тель­но­сти воз­ни­к­ших ука­за­н­ных ос­но­ва­ний на­прав­ле­ния ин­фор­ма­ции в Рос­фин­мо­ни­то­ринг. Ес­ли та­кие сно­ва­ния от­сут­ству­ют, так и по­яс­ня­ем кон­тро­ле­ру при­чи­ну от­сут­ствия ин­фор­ма­ции.

  1. Скрин­шот сле­ду­ю­щих стра­ниц ли­ч­но­го ка­би­не­та ИП на пор­та­ле Рос­фин­мо­ни­то­рин­га в се­ти Ин­тер­нет:

- про­филь Пред­при­ни­ма­те­ля;
- ис­поль­зо­ва­ние пе­реч­ня ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му;

- ста­ти­сти­ка по от­прав­лен­ным со­об­ще­ни­ям в Рос­фин­мо­ни­то­рин­г;

И так, ли­ч­ный ка­би­нет на пор­та­ле Рос­фин­мо­ни­то­рин­га дол­жен быть у ка­ж­до­го ИП и у ка­ж­дой ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щей опе­ра­ции с ДМ и ДК. Без ли­ч­но­го ка­би­не­та ис­пол­нить тре­бо­ва­ния за­ко­на №115-ФЗ не­воз­мо­ж­но. От­сут­ствие ли­ч­но­го ка­би­не­та яв­ля­ет­ся се­рьез­ным на­ру­ше­ни­ем в сфе­ре ор­га­ни­за­ции внут­рен­не­го кон­тро­ля в це­лях ПОД/ФТ.

  1. До­ку­мен­ты за про­ве­ря­е­мый пе­ри­од по по­ку­п­ке фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми юве­ли­р­ных из­де­лий из ДМ и ДК на су­м­му, пре­вы­ша­ю­щую 40 тыс. руб., ли­бо су­м­му в ино­стран­ной ва­лю­те, эк­ви­ва­лен­т­ную 40 000 руб­лей, а та­к­же при ис­поль­зо­ва­нии пе­р­со­ни­фи­ци­ро­ван­но­го элек­трон­но­го сред­ства пла­те­жа для со­вер­ше­ния по­ку­п­ки фи­зи­че­ским ли­цом юве­ли­р­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней в роз­ни­цу на су­м­му, не пре­вы­ша­ю­щую 100 000 руб­лей, ли­бо су­м­му в ино­стран­ной ва­лю­те, эк­ви­ва­лен­т­ную 100 000 руб­лей.

Ука­за­н­ные до­ку­мен­ты ис­тре­бу­ют в це­лях про­вер­ки на­д­ле­жа­щей иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов.
Про­ве­де­ние иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов яв­ля­ет­ся од­ной из глав­ных обя­за­н­но­стей ор­га­ни­за­ций и ИП в сфе­ре ПОД/ФТ. Та­ким об­ра­зом, ор­га­ни­за­ции и пред­при­ни­ма­те­ли юве­ли­р­ной от­рас­ли обя­за­ны иден­ти­фи­ци­ро­вать сво­их кли­ен­тов. В ка­че­стве при­ме­ра при­ве­дем, кто же яв­ля­ет­ся кли­ен­том в раз­ных до­го­вор­ных от­но­ше­ни­ях:
- в роз­ни­ч­ной про­да­же кли­ен­том яв­ля­ет­ся по­ку­па­тель юве­ли­р­ных из­де­лий­;
- в ску­п­ке кли­ен­том бу­дет сдат­чи­к;
- по до­го­во­ру ко­мис­сии кли­ен­том для ко­мис­си­о­не­ра бу­дет ко­ми­тен­т;
- по аген­т­ско­му до­го­во­ру кли­ен­тов яв­ля­ет­ся Прин­ци­пал для Аген­та;
- при опто­вой про­да­же юве­ли­р­ных из­де­лий кли­ен­та­ми яв­ля­ют­ся по­ку­па­те­ли юри­ди­че­ские ли­ца и ИП.

Ис­клю­че­ни­ем, ко­г­да не про­во­ди­т­ся иден­ти­фи­ка­ция кли­ен­тов, яв­ля­ет­ся толь­ко роз­ни­ч­ная про­да­жа, толь­ко фи­зи­че­ским ли­цам, и толь­ко юве­ли­р­ных из­де­лий, ес­ли су­м­ма по­ку­п­ки не вы­ше 40 тыс. руб. при опла­те на­ли­ч­ны­ми, или не вы­ше 100 тыс. руб. при опла­те то­ва­ра бан­ко­в­ской кар­той. Во всех осталь­ных слу­ча­ях иден­ти­фи­ка­цию кли­ен­тов не­об­хо­ди­мо про­во­дить не­за­ви­си­мо от раз­ме­ра опе­ра­ции.

  1. До­ку­мен­ты по иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов, пред­ста­ви­те­лей кли­ен­тов, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля и бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца.
В ре­зуль­та­те про­ве­де­ния иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­та, по­лу­чен­ные све­де­ния, а так же ин­фор­ма­ция о на­ли­чии и иден­ти­фи­ка­ции вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля в сдел­ке, бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца кли­ен­та, не­об­хо­ди­мо за­фи­к­си­ро­вать. Са­мым рас­про­странeн­ным спо­со­бом фи­к­си­ро­ва­ния та­ких све­де­ний яв­ля­ют­ся ан­ке­ты. В ка­че­стве до­ка­за­тель­ства ис­пол­не­ния обя­за­н­но­сти про­ве­де­ния иден­ти­фи­ка­ции, до­ста­точ­но пред­ста­вить ан­ке­ты, ли­бо иные до­ку­мен­ты, от­но­ся­щи­е­ся к до­сье кли­ен­та, в ко­то­рых фи­к­си­ру­ют­ся ука­за­н­ные све­де­ния.
  1. До­ку­мен­ты по про­вер­ке СДЛ осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля за про­ве­ря­е­мый пе­ри­од.

Про­гра­м­ма про­вер­ки осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля, пре­ду­смо­т­рен­ная в ПВК по ПОД/ФТ, обес­пе­чи­ва­ет осу­ще­ств­ле­ние кон­тро­ля за со­б­лю­де­ни­ем ор­га­ни­за­ци­ей (со­труд­ни­ка­ми ор­га­ни­за­ции) и ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лем (ра­бо­т­ни­ка­ми ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля) за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о ПОД/ФТ, пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля и иных ор­га­ни­за­ци­он­но-рас­по­ря­ди­тель­ных до­ку­мен­тов ор­га­ни­за­ции, ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля, при­ня­тых в це­лях ор­га­ни­за­ции и осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля.

Та­кая про­вер­ка дол­ж­на про­во­дить­ся на ре­гу­ляр­ной ос­но­ве, но не ре­же од­но­го ра­за в по­лу­го­дие. Ес­ли ру­ко­во­ди­тель (ИП) ра­бо­та­ет один, все рав­но про­во­дит про­вер­ку как са­мо­кон­троль и фи­к­си­ру­ет ее про­ве­де­ние и ре­зуль­тат.

Кон­тро­ле­ру ГИПН не­об­хо­ди­мо пред­ста­вить как ми­ни­мум два до­ку­мен­та, под­твер­ж­да­ю­щих про­ве­де­ние та­кой про­вер­ки: при­каз о про­ве­де­нии про­вер­ки и от­чет о ее ре­зуль­та­тах ее про­ве­де­ния, в ко­то­ром от­ра­жа­ют­ся све­де­ния обо всех вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ни­ях за­ко­но­да­тель­ства РФ о ПОД/ФТ, пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля и иных ор­га­ни­за­ци­он­но-рас­по­ря­ди­тель­ных до­ку­мен­тов ор­га­ни­за­ции, ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля, при­ня­тых в це­лях ор­га­ни­за­ции и осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля.

  1. Ко­пия про­гра­м­мы обу­че­ния ра­бо­т­ни­ков в це­лях ПОД/ФТ.

На­ли­чие та­кой про­гра­м­мы обу­с­ло­в­ле­но тре­бо­ва­ни­я­ми При­ка­за Рос­фин­мо­ни­то­рин­га №203.

В нем же из­ло­же­ны и тре­бо­ва­ния к та­кой про­гра­м­ме:
Про­гра­м­ма обу­че­ния дол­ж­на пре­ду­смат­ри­вать:
а) изу­че­ние нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в об­ла­сти про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма;
б) изу­че­ние пра­вил и про­грамм осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля в ор­га­ни­за­ции при ис­пол­не­нии со­труд­ни­ком дол­ж­но­ст­ных обя­за­н­но­стей, а та­к­же мер от­вет­ствен­но­сти, ко­то­рые мо­гут быть при­ме­не­ны к со­труд­ни­ку ор­га­ни­за­ции за не­ис­пол­не­ние тре­бо­ва­ний нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в об­ла­сти про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма и иных ор­га­ни­за­ци­он­но-рас­по­ря­ди­тель­ных до­ку­мен­тов ор­га­ни­за­ции, при­ня­тых в це­лях ор­га­ни­за­ции и осу­ще­ств­ле­ния внут­рен­не­го кон­тро­ля;
в) изу­че­ние ти­по­ло­гий, ха­ра­к­тер­ных схем и спо­со­бов от­мы­ва­ния пре­сту­п­ных до­хо­дов и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма, а та­к­же кри­те­ри­ев вы­яв­ле­ния и при­з­на­ков не­о­бы­ч­ных сде­лок.
Про­гра­м­ма дол­ж­на быть ак­ту­аль­ной на день про­ве­де­ния про­вер­ки и со­о­т­вет­ство­вать вы­ше­у­ка­за­н­ным тре­бо­ва­ни­ям.

13. До­ку­мен­ты уче­та про­хо­ж­де­ния ра­бо­т­ни­ка­ми ин­струк­та­жей и обу­че­ния в це­лях ПОД/ФТ

Ру­ко­во­ди­тель ор­га­ни­за­ции, ИП, са­мо­сто­я­тель­но утвер­ж­да­ет фор­му та­ко­го до­ку­мен­та т.к. за­ко­но­да­тель­ством не уста­но­в­ле­на уни­фи­ци­ро­ван­ная фор­ма. Обу­че­ние в це­лях ПОД/ФТ про­во­ди­т­ся внут­ри ор­га­ни­за­ции или у ИП спе­ци­аль­ным дол­ж­но­ст­ным ли­цом с со­труд­ни­ка­ми в фор­мах:
- ввод­но­го ин­струк­та­жа при при­е­ме со­труд­ни­ка на ра­бо­ту, пе­ре­во­де и т.д.,
- до­пол­ни­тель­но­го ин­струк­та­жа при утвер­ж­де­нии но­вых или из­ме­не­нии ПВК, при из­ме­не­нии дей­ству­ю­щих и всту­п­ле­нии в си­лу но­вых нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в об­ла­сти ПОД/ФТ.

Пе­ре­чень ин­струк­та­жей, по­ря­док и сро­ки про­ве­де­ния, по­ря­док фи­к­си­ро­ва­ния фа­к­та про­хо­ж­де­ния обу­че­ния, уста­но­в­лен При­ка­зом Рос­фин­мо­ни­то­рин­га от 03.08.2010 №203 «Об утвер­ж­де­нии по­ло­же­ния о тре­бо­ва­ни­ях к под­го­то­в­ке и обу­че­нию ка­д­ров ор­га­ни­за­ций, осу­ще­ств­ля­ю­щих опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, в це­лях про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма».

Та­ким об­ра­зом, кон­тро­ле­ру ГИПН не­об­хо­ди­мо пред­ста­вить все до­ку­мен­ты, под­твер­ж­да­ю­щие про­ве­де­ние обу­че­ния с со­труд­ни­ка­ми по ука­за­н­ным вы­ше ос­но­ва­ни­ям.
Ес­ли ру­ко­во­ди­тель ор­га­ни­за­ции или ИП ра­бо­та­ет без со­труд­ни­ков, ука­за­н­ные до­ку­мен­ты дол­ж­ны быть в на­ли­чии. Т.е. об­сто­я­тель­ства, при ко­то­рых обу­че­ние в вы­ше­у­ка­за­н­ных фор­мах мо­жет не про­во­дить­ся, в При­ка­зе Рос­фин­мо­ни­то­рин­га №203 от­сут­ству­ют.

Да­лее по тек­сту рас­по­ря­же­ния о про­вер­ке тре­бу­ют­ся до­ку­мен­ты по дви­же­нию де­не­ж­ных сред­ств, до­го­во­ра ку­п­ли-­про­да­жи, на­кла­д­ные и т.д. Ис­хо­дя из со­дер­жа­ния пред­став­лен­ных до­ку­мен­тов, про­ве­ря­ю­щим бу­дут сде­ла­ны вы­во­ды:
- о на­ли­чии опе­ра­ций, под­ле­жа­щих обя­за­тель­но­му кон­тро­лю, на­при­мер, опе­ра­ций с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми и иным иму­ще­ством су­м­ма ко­то­рых рав­на 600 тыс. руб. или пре­вы­ша­ет ука­за­н­ный по­рог, а имен­но ску­п­ка, ку­п­ля-­про­да­жа дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней, юве­ли­р­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий­;
- о на­ли­чии опе­ра­ций, име­ю­щих при­з­на­ки не­о­бы­ч­ных в со­о­т­вет­ствии с кри­те­ри­я­ми, уста­но­в­лен­ны­ми При­ка­зом Рос­фин­мо­ни­то­рин­га №103;
- о на­ли­чии ос­но­ва­ний при­ме­не­ния мер о за­мо­ра­жи­ва­нии бло­ки­ро­ва­нии и де­не­ж­ных средств и ино­го иму­ще­ства кли­ен­та;
- о на­д­ле­жа­щей иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов, вы­яв­ле­ния бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев и др.

Сто­ит от­ме­тить, что при про­ве­де­нии про­вер­ки, кон­тро­лер впра­ве за­пра­ши­вать и иные до­ку­мен­ты, не ука­за­н­ные в рас­по­ря­же­нии о про­ве­де­нии про­вер­ки. По­это­му про­ве­ря­е­мо­му субъ­ек­ту не­об­хо­ди­мо быть под­го­то­в­лен­ным по на­ли­чию до­ку­мен­тов, ко­то­рые не от­ра­же­ны в за­про­се. В дан­ном слу­чае, на­при­мер, в за­про­се не от­ра­жен та­кой ва­ж­ный до­ку­мент, как Пе­ре­чень со­труд­ни­ков, ко­то­рые дол­ж­ны про­хо­дить обя­за­тель­ную под­го­то­в­ку и обу­че­ние в це­лях ПОД/ФТ. Ука­за­н­ный до­ку­мент дол­жен быть утвер­ж­ден ИП или ру­ко­во­ди­те­лем ор­га­ни­за­ции да­же в том слу­чае, ко­г­да в ор­га­ни­за­ции нет тру­до­устро­ен­ных со­труд­ни­ков.

В за­вер­ше­нии хо­чет­ся от­ме­тить раз­мер от­вет­ствен­но­сти за не­ис­пол­не­ние тре­бо­ва­ний за­ко­на №115-ФЗ, ко­то­рый уста­но­в­лен ст. 15.27 КоАП РФ. Чем мо­жет за­кон­чить­ся про­вер­ка, за­ви­сит от ха­ра­к­те­ра вы­яв­лен­ных на­ру­ше­ний. В слу­чае, ес­ли в ва­шей де­я­тель­но­сти не про­во­ди­лись опе­ра­ции, ин­фор­ма­цию по ко­то­рым не­об­хо­ди­мо бы­ло пред­ста­вить в Рос­фин­мо­ни­то­ринг, или вы с на­ру­ше­ни­ем сро­ка пред­став­ля­ли та­кую ин­фор­ма­цию, при на­ли­чии на­ру­ше­ний в сфе­ре ор­га­ни­за­ции внут­рен­не­го кон­тро­ля, ско­рее все­го ор­га­ни­за­цию или ИП при­в­ле­кут по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. По ч. 1 от­вет­ствен­ность пре­ду­смо­т­ре­на в ви­де пре­ду­пре­ж­де­ния или на­ло­же­ния штра­фа в раз­ме­ре на дол­ж­но­ст­ных лиц в раз­ме­ре от де­ся­ти ты­сяч до трид­ца­ти ты­сяч руб­лей, на юри­ди­че­ских лиц - от пя­ти­де­ся­ти ты­сяч до ста ты­сяч руб­лей. От­ме­тим, что ИП не­сут от­вет­ствен­ность как юри­ди­че­ские ли­ца, а не как дол­ж­но­ст­ные. В слу­чае ес­ли в ва­шей де­я­тель­но­сти бы­ли опе­ра­ции, ин­фор­ма­цию по ко­то­рым не­об­хо­ди­мо бы­ло пред­ста­вить в Рос­фин­мо­ни­то­ринг, но вы не пред­ста­ви­ли ин­фор­ма­цию и с мо­мен­та, ко­г­да вы дол­ж­ны бы­ли ее пред­ста­вить не про­шел один год (срок дав­но­сти при­в­ле­че­ния к ад­ми­ни­стра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ям), ор­га­ни­за­цию или ИП бу­дут при­в­ле­кать по ч. 2, где от­сут­ству­ет на­ка­за­ние в ви­де пре­ду­пре­ж­де­ния, а штраф со­став­ля­ет на дол­ж­но­ст­ных лиц в раз­ме­ре от трид­ца­ти ты­сяч до пя­ти­де­ся­ти ты­сяч руб­лей, на юри­ди­че­ских лиц - от двух­сот ты­сяч до че­ты­рех­сот ты­сяч руб­лей или ад­ми­ни­стра­тив­ное при­о­ста­но­в­ле­ние де­я­тель­но­сти на срок до ше­сти­де­ся­ти су­ток.

Мы на­де­е­м­ся, что цель ука­за­н­ной ста­тьи – до­не­сти до участ­ни­ков юве­ли­р­но­го ры­н­ка не­об­хо­ди­мость со­б­лю­дать тре­бо­ва­ния за­ко­но­да­тель­ства в об­ла­сти ПОД/ФТ, до­сти­г­ну­та ав­то­ром. Ес­ли у вас оста­лись во­про­сы, вы мо­же­те за­дать их ав­то­ру ста­тьи, на­пи­сав на ад­рес элек­трон­ной по­чты oootlt@mail.ru.

Источ­ник ­ю­ри­ст-т­лт.р­ф

[ Ювелирные Известия ]

  • 05 декабря 2017 г.:

    Есть прецеденты, когда бездействие по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ признавалось длящимся правонарушением и сроки привлечения исчислялись с момента обнаружения факта непредставления информации в Росфинмониторинг

  • 06 декабря 2017 г.:

    Впра­ве за­пра­ши­вать и иные до­ку­мен­ты, не ука­за­н­ные в рас­по­ря­же­нии о про­ве­де­нии про­вер­ки??? Это с какой это радости??? В части проверок по линии исполнения требований 41-ФЗ существует административный регламент, утв. приказом Минфина России от 31.01.2017 N 13н. Там все прописано: что имеют право требовать, что обязаны предоставлять. В части проведения проверок (исполнения гос.функции) по тематике исполнения требований 115-ФЗ никакого административного регламента нет. Так что, увы... Осуществление ППР деятельности в данном направлении, в плане законности, далеко небезупречно.

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->