Пояснения эксперта по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ к письму Росфинмониторинга №53 от 12.12.2017.

Раздел: Власть
13 декабря 2017 г.

Ав­тор ста­тей:
Пи­ни­ги­на Еле­на Ев­ге­ньев­на

По прось­бам субъ­ек­тов за­ко­на №115-ФЗ по­яс­не­ния по ме­то­ди­че­ским ре­ко­мен­да­ци­ям да­ет Пи­ни­ги­на Еле­на Ев­ге­ньев­на, экс­перт в об­ла­сти фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га и ПОД/ФТ, ру­ко­во­ди­тель МЭЦФМ «На­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние».

На что сто­ит об­ра­тить вни­ма­ние в со­о­т­вет­ствии с вы­пу­щен­ны­ми ре­ко­мен­да­ци­я­ми:

В­се что из­ло­же­но в ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ци­ях но­во­стью для нас ко­неч­но не яв­ля­ет­ся. Обя­за­н­но­сти по вы­яв­ле­нию пуб­ли­ч­ных дол­ж­но­ст­ных лиц (да­лее – ПДЛ) и по­ря­док их при­е­ма на об­слу­жи­ва­ние из­ло­же­ны в за­ко­не №115-ФЗ, и их дав­но не­об­хо­ди­мо бы­ло вы­пол­нять. Цен­ность ука­за­н­ных ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ций, без­усло­в­но, ве­ли­ка как для нас – экс­пе­р­тов сфе­ры ПОД/ФТ, так и для субъ­ек­тов «ан­тио­т­мы­воч­но­го» за­ко­на т.к. для мно­гих ра­нее не бы­ла яс­на по­зи­ция Рос­фин­мо­ни­то­рин­га о спо­со­бах вы­яв­ле­ния пуб­ли­ч­ных дол­ж­но­ст­ных лиц.

На всех се­ми­на­рах и ве­би­на­рах, где я вы­сту­паю в ка­че­стве спи­ке­ра про­грамм це­ле­вых ин­струк­та­жей в це­лях ПОД/ФТ, я де­мон­стри­рую слу­ша­те­лям ан­ке­ту, ко­то­рая пред­став­ля­ет­ся кли­ен­ту для за­пол­не­ния, в це­лях при­ня­тия субъ­ек­та­ми за­ко­на №115-ФЗ мер, на­прав­лен­ных на вы­яв­ле­ние, в том чис­ле пуб­ли­ч­ных дол­ж­но­ст­ных лиц. При­ят­но ви­деть в ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ци­ях Рос­фин­мо­ни­то­рин­га имен­но тот спо­соб вы­яв­ле­ния, ко­то­рый мы мно­го лет ре­ко­мен­ду­ем на­шим слу­ша­те­лям. Фор­му ан­ке­ты мы пред­став­ля­ем и вам для ис­поль­зо­ва­ния в ра­бо­те. В пред­став­лен­ной фор­ме для кли­ен­та – фи­зи­че­ско­го ли­ца, кли­ент сра­зу от­ве­тит вам и дру­гие во­про­сы, о на­ли­чии у не­го бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля.

Ска­чать ан­ке­ту для кли­ен­та

Итак, Рос­фин­мо­ни­то­ринг ре­ко­мен­ду­ет ис­поль­зо­вать для вы­яв­ле­ния пуб­ли­ч­но­го дол­ж­но­ст­но­го ли­ца ан­ке­ти­ро­ва­ние и уст­ный опрос од­но­вре­мен­но.

С­на­ча­ла кли­ент за­пол­ня­ет ан­ке­ту, ко­то­рую вы ему пред­ла­га­е­те, а по­с­ле за­пол­не­ния ан­ке­ты, кли­ен­ту в ра­м­ках уст­но­го опро­са за­да­ют­ся уточ­ня­ю­щие во­про­сы от­но­си­тель­но его воз­мо­ж­ной при­на­д­ле­ж­но­сти к ка­те­го­рии ПДЛ или ли­цам, свя­за­н­ным с ПДЛ. При этом разъ­яс­ня­ет­ся по­ря­док от­не­се­ния ли­ца к ПДЛ, на­при­мер, по­сред­ством пре­до­став­ле­ния спра­воч­ных ма­те­ри­а­лов от­но­си­тель­но со­дер­жа­ния по­ня­тий ИПДЛ, ПДЛМО и РПДЛ, а та­к­же лиц, свя­за­н­ных с ПДЛ.

Т.е. со­глас­но ре­ко­мен­да­ци­ям, ор­га­ни­за­ци­ям и пред­при­ни­ма­те­лям не­об­хо­ди­мо под­го­то­вить для кли­ен­та спра­воч­ные ма­те­ри­а­лы, из ко­то­рых кли­ент смо­жет сде­лать пра­виль­ные вы­во­ды о сво­ем ста­ту­се или свя­зи с ли­ца­ми, име­ю­щи­ми ста­тус пуб­ли­ч­но­го дол­ж­но­ст­но­го ли­ца и от­ве­тить на во­про­сы.

По ре­зуль­та­там ан­ке­ти­ро­ва­ния и уст­но­го опро­са Рос­фин­мо­ни­то­ринг ре­ко­мен­ду­ет об­ра­тить­ся к об­ще­до­сту­п­ной ин­фор­ма­ции, раз­ме­ща­е­мой ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти ино­стран­ных го­су­дарств на их офи­ци­аль­ных сай­тах в ин­фор­ма­ци­он­но-­те­ле­ко­м­му­ни­ка­ци­он­ной се­ти «Ин­тер­нет», ана­ли­зи­ру­ет ин­фор­ма­цию рос­сий­ских и ино­стран­ных ко­м­па­ний, пред­ла­га­ю­щих ин­фор­ма­ци­он­ные про­дук­ты, та­ких, как, на­при­мер, Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), ин­фор­ма­ци­он­ное аген­т­ство ЗАО «Ин­тер­факс» (си­сте­ма СПАРК, «Центр рас­кры­тия кор­по­ра­тив­ной ин­фор­ма­ции»), ООО «Ин­тер­факс - Ди энд Би» (си­сте­ма DBAI, GRS, от­че­ты «З­най сво­е­го кли­ен­та»), ЗАО «СКРИН», а та­к­же иные ис­точ­ни­ки ин­фор­ма­ции, до­сту­п­ные ор­га­ни­за­ци­ям на за­кон­ных ос­но­ва­ни­ях.

В слу­чае, ес­ли ваш кли­ент ока­за­л­ся пуб­ли­ч­ным дол­ж­но­ст­ным ли­цом или его род­ствен­ни­ком (в т.ч. су­пру­гом), при­ня­тие его на об­слу­жи­ва­ние осу­ще­ств­ля­ет­ся в осо­бом по­ряд­ке.

При­ни­мать на об­слу­жи­ва­ние ино­стран­ных пуб­ли­ч­ных дол­ж­но­ст­ных лиц мо­ж­но толь­ко на ос­но­ва­нии пись­мен­но­го ре­ше­ния ру­ко­во­ди­те­ля ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щей опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, ли­бо его за­ме­сти­те­ля, а та­к­же ру­ко­во­ди­те­ля обособ­лен­но­го под­раз­де­ле­ния ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щей опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, ко­то­ро­му ру­ко­во­ди­те­лем ука­за­н­ной ор­га­ни­за­ции ли­бо его за­ме­сти­те­лем де­ле­ги­ро­ва­ны со­о­т­вет­ству­ю­щие пол­но­мо­чия (да­лее – упол­но­мо­чен­ное дол­ж­но­ст­ное ли­цо).

При этом ана­ло­ги­ч­ное тре­бо­ва­ние рас­про­стра­ня­ет­ся та­к­же на ПДЛМО и РПДЛ в слу­чае, ес­ли фи­нан­со­вым опе­ра­ци­ям та­ких кли­ен­тов при­сво­е­на вы­со­кая сте­пень (у­ро­вень) ри­с­ка со­вер­ше­ния та­ких опе­ра­ций в це­лях ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, или фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма.

Ука­за­н­ный по­ря­док раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся субъ­ек­том пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га са­мо­сто­я­тель­но и за­кре­п­ля­ет­ся в про­гра­м­ме иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов, пред­ста­ви­те­лей кли­ен­тов и (и­ли) вы­го­до­при­об­ре­та­те­лей, а та­к­же бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев, пре­ду­смо­т­рен­ной в пра­ви­лах внут­рен­не­го кон­тро­ля1.

И вни­ма­ни­е! В ра­м­ках ука­за­н­ной про­гра­м­мы дол­ж­на быть раз­ра­бо­та­на фор­ма пись­мен­но­го до­ку­мен­та, в ко­то­рой бу­дет фи­к­си­ро­вать­ся ре­ше­ние упол­но­мо­чен­но­го дол­ж­но­ст­но­го ли­ца о при­ня­ти­и/­не­при­ня­тии ПДЛ на об­слу­жи­ва­ние. При этом сле­ду­ет от­ме­тить, что от­каз кли­ен­ту в при­ня­тии на об­слу­жи­ва­ние толь­ко по при­чи­не его от­не­се­ния к ка­те­го­рии ПДЛ не до­пус­ка­ет­ся.

Та­ким об­ра­зом, нам не­об­хо­ди­мо раз­ра­бо­тать ука­за­н­ную фор­му и утвер­дить ее по ор­га­ни­за­ции или у ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля.

Ме­ры по при­ня­тию на об­слу­жи­ва­ние не­по­сред­ствен­но ПДЛ ана­ло­ги­ч­ным об­ра­зом при­ме­ня­ют­ся в це­лях при­ня­тия на об­слу­жи­ва­ние лиц, свя­за­н­ных с ПДЛ.

Оста­лись во­про­сы?

­вы мо­же­те за­дать их экс­пе­р­ту, на­пи­сав нам на ад­рес элек­трон­ной по­чты­mail@rfm115.ru.

1 Пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля субъ­ек­та пе­р­ви­ч­но­го фи­нан­со­во­го мо­ни­то­рин­га раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся в со­о­т­вет­ствии с Тре­бо­ва­ни­я­ми к пра­ви­лам внут­рен­не­го кон­тро­ля, раз­ра­ба­ты­ва­е­мым ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ще­ств­ля­ю­щи­ми опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, и о при­з­на­нии утра­тив­ши­ми си­лу не­ко­то­рых ак­тов Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, утв. по­ста­но­в­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 30.06.2012 № 667.

[ юрист-тлт.рф ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->