Драгоценная кладовая: выставка изделий из серебра открывается в Нижнем Новгороде

Раздел: Выставки
03 ноября 2017 г.

Уни­каль­ная вы­став­ка «Рус­ское се­ре­бро», где пред­став­ле­ны из­де­лия на­чи­ная с XV ве­ка до на­ших дней, от­кро­ет­ся для по­се­ти­те­лей с за­в­тра­ш­не­го дня, 2 но­яб­ря, в Ни­же­го­род­ском го­су­дар­ствен­ном ху­до­же­ствен­ном му­зее. Го­сти смо­гут узнать ис­то­рию, свя­за­н­ную с со­з­да­ни­ем этих пред­ме­тов, а та­к­же за­г­ля­нуть в свя­тая свя­тых — осо­бую кла­до­вую, где хра­нят­ся ста­рин­ные про­из­ве­де­ния ис­кус­ства.

Экс­по­зи­цию от­кры­ва­ют ра­бо­ты со­вре­мен­ных юве­ли­ров. Эта часть вы­став­ки вклю­ча­ет в се­бя бо­лее ста пред­ме­тов, ис­кус­но вы­пол­нен­ных из се­реб­ра и укра­шен­ных дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми. Ка­ж­дую фи­гур­ку мо­ж­но дол­го рас­смат­ри­вать, по­ра­жа­ясь то­му, на­сколь­ко точ­но ма­сте­ру уда­лось пе­ре­дать эмо­ции и ха­ра­к­те­ры пе­р­со­на­жей.

«З­десь пред­став­ле­ны кол­лек­ции двух про­из­во­ди­те­лей — ко­стро­м­ско­го и вол­го­ре­чен­ско­го юве­ли­р­ных за­во­дов. Ко­му-то мо­жет по­ка­зать­ся стран­ным, что при­кла­д­ное ис­кус­ство де­мон­стри­ру­ет­ся в сте­нах ху­до­же­ствен­но­го му­зея. Но ис­то­ри­че­ски так сло­жи­лось, что имен­но здесь на­хо­ди­т­ся осо­бая кла­до­вая с пре­крас­ным со­бра­ни­ем рус­ско­го се­ре­бра. Боль­шин­ство пред­ме­тов име­ют не толь­ко вы­со­ко­ху­до­же­ствен­ную цен­но­сть, но и при­кла­д­ное зна­че­ние. В этом пла­не се­реб­ро — уни­каль­ный ме­талл. Ему да­же при­пи­сы­ва­ют ма­ги­че­ские свой­ства», — по­яс­нил ор­га­ни­за­тор со­вре­мен­ной ча­сти экс­по­зи­ции Дми­т­рий Во­ло­дин.

На вы­став­ке пред­став­ле­ны вос­ста­но­в­лен­ные окла­ды для ре­ли­ги­оз­ной ли­те­ра­ту­ры, сто­ло­вое се­реб­ро и сер­ви­зы, укра­шен­ные ми­ни­а­тю­ра­ми. Боль­шин­ство из них по­свя­ще­но рус­ским сказ­кам. По­се­ти­те­ли му­зея мо­гут уви­деть здесь Еме­лю со щу­кой, Конь­ка-гор­бун­ка, Де­да Мо­ро­за, Змея Го­ры­ны­ча, ку­роч­ку Ря­бу, ве­се­лых ско­мо­ро­хов и мно­гих дру­гих зна­ко­мых с дет­ства пе­р­со­на­жей.

Масте­ров вдох­но­в­ля­ли и сцен­ки из обы­ч­ной кре­стьян­ской жиз­ни. Так по­яви­лись ры­бак, во­до­воз, де­ти, ка­та­ю­щи­е­ся на сан­ках и конь­ках, про­стые тру­же­ни­ки.

Од­ним из на­и­бо­лее ин­те­рес­ных экс­по­на­тов Дми­т­рий Во­ло­дин на­з­вал чай­ный сер­виз «Зе­м­ля­ни­ч­ка». Точ­но та­кой же пре­зи­дент РФ Вла­ди­мир Пу­тин по­да­рил ми­нув­шим ле­том на сва­дь­бу из­ве­ст­но­му хок­ке­и­сту Алек­сан­д­ру Овеч­ки­ну.

«До не­дав­не­го вре­ме­ни этот сер­виз был по­чти не­из­ве­стен. Сей­час на не­го безу­м­ный спрос. Он уже име­ет ис­то­рию, свя­за­н­ную с се­го­д­ня­ш­ний днем. Для то­го, что­бы про­из­ве­сти все его пред­ме­ты, тре­бу­ет­ся два ме­ся­ца», — рас­ска­зал Во­ло­дин.

Еще од­ним уни­каль­ным экс­по­на­том ор­га­ни­за­тор вы­став­ки на­з­вал на­бор «Ку­роч­ка Ря­ба». В не­го вхо­дит по­став­ка под яй­цо и ло­ж­ка.

«Я счи­таю, что это аб­со­лют­но рус­ский по­да­рок. Боль­шое ко­ли­че­ство та­ких ку­ро­чек у нас уеха­ло в Ан­г­лию. Гра­ж­да­не объ­е­ди­нен­но­го ко­ро­лев­ства по до­сто­ин­ству оце­ни­ли их. Эти из­де­лия вы­з­ва­ли у них не­под­дель­ный ин­те­рес», — по­де­ли­л­ся Во­ло­дин.

В осо­бой кла­до­вой по­се­ти­те­ли му­зея смо­гут уви­деть бо­лее 50 се­реб­ря­ных из­де­лий. Как рас­ска­за­ла ис­кус­ство­вед НГХМ На­та­лья Сви­ри­на, за ка­ж­дым из экс­по­на­том своя ис­то­рия, по­рой кро­ва­вая и тра­ги­че­ская.

«Боль­шин­ство экс­по­на­тов по­па­ло к нам в му­зей из хра­мов и мо­на­сты­рей Ни­ж­не­го Но­в­го­ро­да по­с­ле ре­во­лю­ции и рек­ви­зи­ции. В то же вре­мя это ис­то­рия со­хра­не­ния и изу­че­ния уни­каль­ных пред­ме­тов и ве­де­ние на­уч­ной ра­бо­ты, что очень ва­ж­но». — под­чер­к­ну­ла Сви­ри­на.

Са­мый ран­ний па­мят­ник, ко­то­рый пред­став­лен в осо­бой кла­до­вой, да­ти­ро­ван кон­цом XV ве­ка. Это оклад ико­ны свя­то­го Ни­ко­лая Угод­ни­ка.

«Оклад со­з­дан но­в­го­род­ски­ми ма­сте­ра­ми в тех­ни­ке ска­ни. Он до­ста­точ­но скро­м­ный и про­стой. Ве­ро­ят­но, это бы­ла чья-то ли­ч­ная ико­на, ко­то­рую че­ло­век но­сил с со­бой», — рас­ска­за­ла ис­кус­ство­вед.

Та­к­же пред­став­ле­ны из­де­лия ни­же­го­род­ских ма­сте­ров. По сло­вам На­та­льи Сви­ри­ной, в XVII ве­ке наш го­род был од­ним из кру­п­ней­ших цен­тров юве­ли­р­но­го про­из­вод­ства. Та­к­же на вы­став­ке де­мон­стри­ру­ют­ся не­сколь­ко окла­дов бо­го­слу­жеб­ных книг — ра­бо­ты мос­ко­в­ских умель­цев.

«В те вре­ме­на кни­га вос­при­ни­ма­лась как са­краль­ный объ­ект. Зна­че­ние име­ло не толь­ко чте­ние текста. По­это­му пе­ре­пле­ты бо­га­то укра­ша­лись. Се­ре­б­ро при со­з­да­нии ре­ли­ги­оз­ных пред­ме­тов ис­поль­зо­ва­лось не слу­чай­но. Оно счи­та­лось си­м­во­лом свя­то­сти», — от­ме­ти­ла Сви­ри­на.

Не­ред­ко се­реб­ря­ные цер­ко­в­ные пред­ме­ты в те вре­ме­на, в част­но­сти, кре­сты, ма­сте­ра укра­ша­ли дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми. Ка­ж­дый из них имел свою зна­че­ние. Си­ние ка­м­ни си­м­во­ли­зи­ро­ва­ли бо­же­ствен­ную сла­ву, го­лу­бой ак­ва­ма­рин — во­ду кре­ще­ния, а же­м­чуг — воз­ро­ж­де­ние.

Не­о­бы­ч­ная ис­то­рия свя­за­на с ча­шей, ко­то­рую со­з­да­ли мос­ко­в­ские ма­сте­ра. Она бы­ла по­да­ре­на Бла­го­ве­щен­ско­му мо­на­сты­рю ми­т­ро­по­ли­том Ка­за­н­ским и Сви­я­ж­ским Ти­хо­ном.

«Ка­за­лось бы, за­чем ка­за­н­ско­му ми­т­ро­по­ли­ту да­рить та­кую до­ро­гую ча­шу чу­жо­му хра­му. Ока­за­лось, что Ти­хон был уро­жен­цем Ни­ж­не­го Но­в­го­ро­да. Ко­г­да он ушел в мо­на­хи, ока­за­л­ся имен­но в Бла­го­ве­щен­ском мо­на­сты­ре. За­тем Ти­хон уехал в Моск­ву, где был глав­ным хра­ни­те­лем пат­ри­ар­шьей риз­ни­цы, и толь­ко по­том стал ми­т­ро­по­ли­том Ка­за­н­ским и Сви­я­ж­ским. Он за­ка­зал этот дра­го­цен­ный со­суд и по­да­рил на­ше­му мо­на­сты­рю», — объ­яс­ни­ла ис­кус­ство­вед.

По­ми­мо ре­ли­ги­оз­ных пред­ме­тов в со­бра­нии пред­став­ле­ны и бы­то­вые пред­ме­ты — ко­в­ши и чар­ки.

«Тра­ди­ция вру­чать го­су­дар­ствен­ные на­гра­ды за­ро­ди­лась в Рос­сии еще в сред­ние ве­ка. Как пра­ви­ло, вру­ча­ли се­реб­ря­ную утварь. Это бы­ло зна­ком осо­бо­го го­су­да­ре­ва рас­по­ло­же­ние. Сна­ча­ла ца­р­ствен­ные осо­бы ли­ч­но вру­ча­ли на­гра­ды, но по­том си­ту­а­ция из­ме­ни­лась. Лю­дям ста­ли да­рить не са­му утварь, а сред­ства на ее из­го­то­в­ле­ние. На­при­мер, один из ко­в­шей, вру­чен­ный дон­ско­му ата­ма­ну Ека­те­ри­ной II, на са­мом де­ле был из­го­то­в­лен уже по­с­ле смер­ти им­пе­ра­три­цы. День­ги бы­ли вы­пи­са­ны, но по­ка ата­ман до­е­хал до сво­ей ста­ни­цы и за­ка­зал ковш, про­шло до­ста­точ­но мно­го вре­ме­ни», — со­об­щи­ла Сви­ри­на.

Та­к­же в экс­по­зи­ции мо­ж­но уви­деть ча­шу ра­бо­ту Кар­ла Фа­бер­же, где он со­е­ди­нил се­реб­ро с хру­ста­лем. Ин­те­рес­на и ис­то­рия, свя­за­н­ная со скуль­п­тур­ной ко­м­по­зи­ци­ей «Хлеб­ная бар­жа Ба­ш­ки­ро­ва».

«Этот су­ве­нир был по­да­рен в на­ча­ле ХХ ве­ка про­мы­ш­лен­ни­ку Ба­ш­ки­ро­ву и его су­пру­ге на 25-ле­тие со дня сва­дь­бы. Он был най­ден в со­ста­ве кла­да на Гре­бе­ш­ко­в­ском от­ко­се в кон­це 1990-х го­дов, ко­г­да там ве­лись стро­и­тель­ные ра­бо­ты. Скуль­п­ту­ра изоб­ра­жа­ет хлеб­ную бар­жу с фи­гу­рой груз­чи­ка на по­ста­мен­те. Он не слу­чай­но при­сут­ству­ет здесь. Де­ло в том, что сам Ба­ш­ки­ров на­чи­нал на Вол­ге с са­мых ни­зов и был пор­то­вым груз­чи­ком. На фа­са­дах су­ве­ни­ра мо­ж­но уви­деть изоб­ра­же­ния с ви­да­ми Ни­ж­не­го Но­в­го­ро­да. Сло­вом, ка­ж­дый пред­мет в кол­лек­ции уни­ка­лен и име­ет свою ис­то­рию», — рас­ска­за­ла На­та­лья Сви­ри­на.

По­се­тить вы­став­ку мо­ж­но до 6 но­яб­ря. Осо­бая кла­до­вая бу­дет от­кры­та в чет­верг в16.00, в пят­ни­цу в 15.00 и 16.00, в суб­бо­ту в 12.00, 13.00, 14.00 и 15.00, а в вос­кре­се­нье в 12.00, 13.00, 14.00, 15.00.

[ vgoroden.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->