Игорь Кевченков, «Русская ювелирная компания №1»: «Прирост в отрасли сократился до нуля»

Раздел: Ювелиры и компании
01 ноября 2017 г.

Вла­де­лец юве­ли­р­ной ко­м­па­нии рас­ска­зал ДК, что про­и­зо­шло с от­рас­лью в по­след­ние 25 лет, как со­кра­ти­лись объ­е­мы про­из­вод­ства, что се­го­д­ня со­з­да­ют ко­м­па­нии, ра­бо­та­ю­щие с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и ка­м­ня­ми.

Ва­ше пред­при­я­тие на­зы­ва­ет­ся «Рус­ская юве­ли­р­ная ко­м­па­ния №1». Мо­ж­но ли го­во­рить о рус­ской шко­ле или, хо­тя бы, о рус­ском сти­ле юве­ли­р­но­го де­ла? Или на­ша стра­на не мо­жет быть ори­ги­наль­ной во всем?

— Во всем быть пе­р­вой или уни­каль­ной не мо­жет ни­ка­кая стра­на, будь то США, Ки­тай или Рос­сия. Но что ка­са­ет­ся юве­ли­р­но­го де­ла, то Рос­сия по­ка­зы­ва­ет ми­ро­вой уро­вень уже не пе­р­вое сто­ле­тие. Се­год­ня у нас раз­ви­ва­ет­ся не од­на, а че­ты­ре шко­лы юве­ли­р­но­го ис­кус­ства, и ме­ж­ду ни­ми есть раз­ни­ца. Санкт-­пе­тер­бур­г­ская, мос­ко­в­ская, ко­стро­м­ска­я/крас­но­сель­ская, ека­те­рин­бур­г­ская шко­лы — ка­ж­дая из них ве­дет свое на­ча­ло от ма­сте­ров, ко­то­рые ра­нь­ше про­сла­ви­лись чем-то осо­бен­ным. Так, ека­те­рин­бур­г­ская тра­ди­ция опи­ра­ет­ся на ди­на­стии ураль­ских ка­м­не­ре­зов, а санкт-­пе­тер­бур­г­ская ада­п­ти­ро­ва­ла за­па­д­ные сти­ли, по­сколь­ку в свое вре­мя в се­вер­ную сто­ли­цу бы­ло при­гла­ше­но мно­го ма­сте­ров из Ев­ро­пы — Бо­ве, Фа­бер­же и дру­гие. А ко­стро­м­ска­я/крас­но­сель­ская шко­ла — это се­реб­ря­ных дел ма­сте­ра, ко­то­рые из­на­чаль­но из­го­тав­ли­ва­ли по­су­ду, за­тем пе­ре­шли и на ути­ли­тар­ные из­де­лия.

На­ша ко­м­па­ния от­но­си­т­ся к мос­ко­в­ской шко­ле, ро­див­шей­ся и раз­ви­вав­шей­ся под не­ко­то­рым ита­льян­ским вли­я­ни­ем. Хо­тя ма­сте­ра «Рус­ской юве­ли­р­ной ко­м­па­ния №1» рав­ня­ют­ся и на про­из­ве­де­ния Са­зи­ко­ва, Хлеб­ни­ко­ва, Фа­бер­же и их уче­ни­ков — то есть на санкт-­пе­тер­бур­г­скую шко­лу. Из­на­чаль­но на­ша фаб­ри­ка за­ду­мы­ва­лась как про­дол­же­ние имен­но рус­ских юве­ли­р­ных тра­ди­ций и по­лу­чи­ла со­о­т­вет­ству­ю­щее на­з­ва­ние.

В оби­хо­де встре­ча­ют­ся два сло­во­со­че­та­ния: «ю­ве­ли­р­ная про­мы­ш­лен­но­сть» и «ю­ве­ли­р­ное ма­стер­ство». К че­му вы в боль­шей сте­пе­ни от­но­си­те ва­шу от­расль — к ин­ду­стрии пред­ме­тов по­треб­ле­ния или к ис­кус­ству со­з­да­ния не­по­в­то­ри­мых из­де­лий?

— Оба по­ня­тия кор­рек­т­ны, по­сколь­ку по­чти не пе­ре­се­ка­ют­ся. Се­год­ня на оте­че­ствен­ном ры­н­ке пред­став­ле­ны ко­м­па­нии, от­но­ся­щи­е­ся е к ка­те­го­рии «про­мы­ш­лен­ное про­из­вод­ство», а есть и те, ко­то­рые мо­ж­но на­з­вать ско­рее юве­ли­р­ны­ми ате­лье.

В ми­ре из­ве­ст­ны юве­ли­р­ные брен­ды: Фа­бер­же, Сва­ро­в­ски, Ти­ф­фа­ни и т.д. Есть ли в Рос­сии то­по­вые юве­ли­р­ные брен­ды? По ка­ким па­ра­мет­рам мо­ж­но вы­де­лить оте­че­ствен­ных и ме­ж­ду­на­род­ных ли­де­ров?

— Ес­ли го­во­рить о брен­де, то се­го­д­ня в Рос­сии най­дет­ся ма­ло пред­при­я­тий, ко­то­рые мо­ж­но со­по­ста­вить с этим по­ня­ти­ем. Брен­дом у юве­ли­ров мо­ж­но счи­тать мар­ку, ко­то­рая при­сут­ству­ет на ры­н­ке ми­ни­мум 100 лет. Это те, кто смог удер­жать­ся во все вре­ме­на и со­хра­ни­ли свою шко­лу. На се­го­д­ня­ш­ний день в на­шей стра­не мо­гу на­з­вать Мос­ко­в­ский Экс­пе­ри­мен­таль­ный Юве­ли­р­ный за­вод, сти­ли­сти­ка ко­то­ро­го идет еще из вре­мен ца­р­ской Рос­си­и; это санкт-­пе­тер­бур­г­ский за­вод «Рус­ские са­мо­цве­ты», про­дол­жа­ю­щий тра­ди­ции Кар­ла Фа­бер­же. Все осталь­ные участ­ни­ки ры­н­ка су­ще­ству­ют 20-25 лет, по­это­му при­ме­нять к ним по­ня­тие брен­да, на мой взгляд, ра­но­ва­то.

Ка­кие из­ме­не­ния пе­ре­жи­ла юве­ли­р­ная от­расль и ры­нок юве­ли­р­ных из­де­лий в Рос­сии за по­след­ние 25 лет?

— Для на­ча­ла вспо­м­ним, что в со­вет­ское вре­мя от­расль бы­ла, а ры­н­ка как та­ко­во­го не су­ще­ство­ва­ло. Юве­ли­р­ная про­мы­ш­лен­ность бы­ла ча­стью пла­но­вой эко­но­ми­ки СССР. В стра­не ра­бо­та­ло 11 за­во­дов — в Москве, Ле­нин­гра­де, Ко­стро­ме, Ки­е­ве, Ки­ши­не­ве, Та­ш­кен­те, Ба­ку, дру­гих го­ро­дах. Главк «Юве­ли­р­пром» рас­пре­де­лял сы­рье и гос­за­каз, а про­дук­ция ре­а­ли­зо­ва­лась че­рез еди­ную сеть «Юве­ли­р­т­ор­га», от ко­то­рой в Но­во­си­би­р­с­ке со­хра­ни­л­ся ма­га­зин «Я­хонт» (вер­нее, его на­з­ва­ние и спе­ци­а­ли­за­ция). Укра­ше­ния бы­ли, как и мно­гое дру­гое, де­фи­ци­том. Мо­ло­до­же­нам в ЗАГСах вы­да­ва­ли та­лон на об­ру­чаль­ные коль­ца, сре­ди про­чих гра­ж­дан пра­во ку­пить укра­ше­ние рас­пре­де­ля­ли про­ф­ко­мы, дей­ство­вал пре­с­ло­ву­тый блат. При этом не удив­ляй­тесь мас­сив­ным ка­м­ням в ма­ми­ной бро­ши или в ку­ло­не ва­шей ба­бу­ш­ки: со­вет­ские «ру­би­ны» и про­чие са­мо­цве­ты бы­ли ис­кус­ствен­но вы­ра­щен­ны­ми кри­стал­ла­ми.

За по­сле­до­вав­шие чет­верть ве­ка про­и­зо­шли огро­м­ные пе­ре­ме­ны. Во-­пе­р­вых, из­ме­ни­лась от­расль: с 1991 го­да по­яви­лось мно­го част­ных пред­при­я­тий, но по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство из них так или ина­че свя­за­ны с со­вет­ски­ми (к при­ме­ру, пе­тер­бур­г­ский за­вод «Рус­ские Са­мо­цве­ты» раз­де­ли­л­ся на 8 ча­стей, од­на из ко­то­рых со­хра­ни­ла за со­бой пре­ж­нее на­з­ва­ние). Во-в­то­рых, кар­ди­наль­но вы­рос­ло ка­че­ство про­дук­ции: от­расль пе­ре­ш­ла от не­при­тя­за­тель­ных цве­точ­но-ле­пе­сточ­ных ор­на­мен­тов с ис­кус­ствен­ны­ми ка­м­ня­ми к воз­ро­ж­де­нию рус­ско­го юве­ли­р­но­го ис­кус­ства. По­яви­лись ин­те­рес­ные ди­зай­не­ры, но­вые тех­но­ло­гии и ма­те­ри­а­лы. В-тре­тьих, ры­нок от­кры­л­ся ми­ру: речь идет не толь­ко о мас­со­вом им­пор­те из Ев­ро­пы, Тур­ции, Ки­тая и дру­гих стран, но и о вли­я­нии за­па­д­ных трен­дов.

А как вли­я­ют на со­сто­я­ние от­рас­ли эко­но­ми­че­ские сло­ж­но­сти?

— Юве­ли­р­ные из­де­лия — это пе­р­вое, что лю­ди пе­ре­ста­ют по­ку­пать в кри­зис, и по­след­нее, к че­му они воз­вра­ща­ют­ся при вы­хо­де из не­го. По­это­му имен­но на­ша от­расль пре­дель­но чув­стви­тель­на к со­сто­я­нию ры­н­ков и на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки в це­лом. Мы за­ви­си­мы от по­тре­би­тель­ских при­о­ри­те­тов: сна­ча­ла пи­та­ние и оде­ж­да, связь и услу­ги ЖКХ, за­тем пу­те­ше­ствия и от­дых, укра­ше­ния же сто­ят в са­мом кон­це. С 2000 по 2008 го­ды в юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти Рос­сии на­б­лю­дал­ся силь­ный и устой­чи­вый рост — око­ло 10% в год. От­расль быст­ро вы­ш­ла на су­м­мар­ный объ­ем око­ло 60 тонн зо­ло­тых из­де­лий еже­год­но (ка­ж­дое из них про­хо­дит про­би­р­ную ин­с­пе­к­цию, от­ку­да и по­сту­па­ют дан­ные). С 2008 до 2014 го­ды по­шел об­рат­ный про­цесс, и при­рост со­кра­ти­л­ся до ну­ля.

Те­пе­ре­ш­ний же кри­зис на­чал­ся на ру­бе­же 2014-2015 го­дов об­ва­лом руб­ля. А ры­нок юве­ли­р­но­го сы­рья по­чти пол­но­стью при­вя­зан к ме­ж­ду­на­род­ным ва­лют­ным це­нам. За 9 ме­ся­цев 2017 го­да вы­пуск зо­ло­тых из­де­лий по Рос­сии со­ста­вил око­ло 43 тонн, но ос­но­в­ное по­след­ствие кри­зи­са не толь­ко и не столь­ко в сни­же­нии фи­зи­че­ско­го объ­е­ма ры­н­ка. Он из­ме­ни­л­ся ка­че­ствен­но. Про­вал про­и­зо­шел, пре­ж­де все­го, в цен­но­сти то­ва­ра. Од­ни и те же по­зи­ции ста­ли ме­нее до­ро­го­сто­я­щи­ми: коль­цо те­перь де­ла­ют не из 5, а из 2-3 гра­м­мов зо­ло­та мень­шей про­бы и встав­ля­ют в не­го бри­л­ли­ант не в 1, а в 0,5 ка­ра­та. Ес­ли го­во­рить о по­треб­ле­нии, то на се­го­д­ня у нас фа­к­ти­че­ски ис­чез сред­ний класс — по­тре­би­те­ли из­де­лий в це­но­вой ни­ше от 50 до 250 ты­сяч руб­лей.

Как вы­г­ля­дит юве­ли­р­ная ин­ду­стрия в от­дель­ных ре­ги­о­нах Рос­сии и ка­кие из них, на ваш взгляд, от­ли­ча­ют­ся ка­че­ством юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти? Есть ли ре­ги­о­наль­ные осо­бен­но­сти в по­треб­ле­нии?

— Ес­ли го­во­рить о про­из­вод­стве, то се­го­д­ня к тра­ди­ци­он­ным Пе­тер­бур­г­ской, Мос­ко­в­ской, Ко­стро­м­ской (Крас­но­сель­ской) и Ураль­ской (Е­ка­те­рин­бург) шко­лам до­ба­ви­лись но­вые и весь­ма ин­те­рес­ные. Од­на из них сфор­ми­ро­ва­лась в Ижев­с­ке, где ра­нь­ше был опыт де­ко­ра­тив­ной че­кан­ки по ору­жей­ной ста­ли. Сей­час в Уд­мур­тии ра­бо­та­ют юве­ли­р­ные ко­м­па­нии ши­ро­ко­го про­фи­ля. Сти­ли­сти­че­ски но­ва­тор­ские, не­по­в­то­ри­мые укра­ше­ния де­мон­стри­ру­ют там та­кие про­из­во­ди­те­ли, как «Мастер-­ю­ве­лир», «Па­рас­ке­ва» и дру­гие. Не­смо­т­ря на кри­зис­ные яв­ле­ния, и ди­а­па­зон, и уро­вень рос­сий­ско­го юве­ли­р­но­го ис­кус­ства за по­след­ние де­ся­ти­ле­тия все рав­но зри­мо вы­ро­с­ли. Сви­де­тель­ство то­му — пе­р­вое сре­ди 59 участ­ни­ков ме­сто мо­ло­до­го рос­сий­ско­го ма­сте­ра Ни­ки­ты Стe­пи­на на ми­ро­вом пе­р­вен­стве про­фес­си­о­наль­ных ко­м­пе­тен­ций World Skills в ок­тяб­ре 2017 го­да.

Что же до ре­ги­о­наль­ных раз­ли­чий на ры­н­ке, то юве­ли­р­ные из­де­лия про­да­ют­ся луч­ше в тех ре­ги­о­нах, где вы­ше эко­но­ми­че­ские по­ка­за­те­ли и как след­ствие — уро­вень по­треб­ле­ния. Вы­де­ля­ет­ся на этом фо­не Ро­сто­в­ская об­ласть, Крас­но­дар­ский и Став­ро­поль­ский края, где не­ко­то­рый всплеск про­даж про­ис­хо­дит по­с­ле за­вер­ше­ния сбо­ра уро­жая. Для кав­каз­ско­го ре­ги­о­на, на­при­мер, ха­ра­к­тер­на та же осо­бен­ность про­из­вод­ствен­но­го ха­ра­к­те­ра, что и в При­у­ра­лье. Да­ге­стан­ское се­ло Ку­ба­чи из­дав­на сла­ви­лось фи­ли­гран­ны­ми из­де­ли­я­ми из се­ре­бра, а те­перь там осво­и­ли но­вые тех­но­ло­гии, ста­ли ра­бо­тать и с зо­ло­том, и с бри­л­ли­ан­та­ми. Для юве­ли­р­но­го де­ла в при­н­ци­пе очень ва­ж­ны лю­бые тра­ди­ции руч­ной ра­бо­ты, ва­жен опыт, пе­ре­да­ва­е­мый из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние.

Что ка­са­ет­ся Но­во­си­би­р­ска, то это ско­рее го­род про­да­ю­щий, а не про­из­во­дя­щий?

— В Но­во­си­би­р­с­ке то­же по­яви­лись ин­те­рес­ные юве­ли­р­ные ко­м­па­нии — на­при­мер, «Би­верс» и «Атолл». Но все рав­но там ра­бо­та­ют ли­бо са­мо­уч­ки, ли­бо вы­ход­цы из «Ре­м­бы­т­тех­ни­ки». Уро­вень юве­ли­р­ной про­дук­ции за­да­ет­ся шко­лой, а она не по­яв­ля­ет­ся на пу­стом ме­сте. В на­шей от­рас­ли и се­го­д­ня 80% руч­но­го тру­да, а ру­ку на­до ста­вить, и глаз то­же дол­жен фор­ми­ро­вать­ся осо­бен­ный. У вас в Си­би­ри нет спе­ци­аль­ных учеб­ных за­ве­де­ний, как, на­при­мер, Мос­ко­в­ское юве­ли­р­ное учи­ли­ще име­ни Кар­ла Фа­бер­же, ко­то­рое, кста­ти, окон­чил по­бе­ди­тель World Skills Ни­ки­та Стe­пин.

Рас­про­стра­ня­ет­ся ли на юве­ли­р­ное де­ло се­го­д­ня­ш­няя тен­ден­ция к ухо­ду по­ку­па­те­ля от фаб­ри­ч­ных из­де­лий?

— Ин­те­рес­ный во­прос. Хо­тя мы го­во­рим «ю­ве­ли­р­ная про­мы­ш­лен­но­сть», «ин­ду­стрия укра­ше­ний» и т.п., в це­лом по от­рас­ли, по­в­то­рюсь, 80 опе­ра­ций из 100 про­из­во­ди­т­ся вруч­ную, ес­ли речь не о це­поч­ках и дру­гой «шта­м­по­в­ке». Что то­г­да на­зы­вать «кра­ф­том»? Да, есть ма­лень­кие ма­стер­ские и юве­ли­ры-ин­ди­ви­ду­а­лы. Эко­но­ми­че­ски они свя­за­ны с от­дель­ны­ми ма­га­зин­чи­ка­ми, ко­то­рым без уни­каль­ной про­дук­ции не вы­жить в кон­ку­рен­ции с се­тя­ми. Но «у­ни­каль­ный» и «ка­че­ствен­ный» не все­г­да си­но­ни­мы. Част­ные юве­ли­ры не име­ют воз­мо­ж­но­сти при­об­ре­сти вы­со­ко­тех­но­ло­ги­ч­ное со­вре­мен­ное обо­ру­до­ва­ние, мно­гое де­ла­ют «на ко­лен­ке», по­это­му спо­соб­ны из­го­тав­ли­вать са­мые про­стые мо­де­ли.

С дру­гой сто­ро­ны, ни­сколь­ко не на­б­лю­да­ет­ся осла­б­ле­ния мас­со­во­го се­г­мен­та, в ко­то­ром ра­бо­та­ют сбы­то­вые се­ти «585», «Я­ш­ма» и дру­гие. Там про­да­ют­ся ти­ра­жи в 1 000-1 500 эк­зе­м­п­ля­ров од­ной мо­де­ли — и ни­че­го, лю­ди по­ку­па­ют.

[ nsk.dk.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->