Ювелирный рынок России: специфика, перспективные ниши, тенденции развития

Раздел: Рынки
18 июля 2017 г.

Кри­зис се­рьез­но от­ра­зи­л­ся на юве­ли­р­ном ры­н­ке Рос­сии. В пе­ри­од сни­же­ния по­ку­па­тель­ской спо­соб­но­сти по­ку­па­те­ли не в первую оче­редь, мя­г­ко го­во­ря, ду­ма­ют о по­ку­п­ке до­ро­го­сто­я­щих укра­ше­ний. И имен­но в та­ких усло­ви­ях осо­бен­но ин­те­рес­но узнать мне­ние экс­пе­р­та о тен­ден­ци­ях раз­ви­тия се­г­мен­та, и о на­и­бо­лее пе­р­с­пе­к­тив­ных ни­шах.

Юве­ли­р­ный ры­нок ну­ж­но ана­ли­зи­ро­вать в кон­тек­сте по­ло­же­ния на по­тре­би­тель­ском ры­н­ке в це­лом. В 2017 го­ду на фо­не улуч­ше­ния ма­к­ро­эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей и укре­п­ле­ния кур­са руб­ля сфор­ми­ро­ва­лось ощу­ще­ние ста­би­ли­за­ции ры­н­ка, сни­зи­л­ся уро­вень не­га­ти­ва в оцен­ке сво­их пе­р­с­пе­к­тив со сто­ро­ны по­тре­би­те­лей. При этом для про­ры­ва вверх и зна­чи­тель­но­го подъ­е­ма про­даж на по­тре­би­тель­ских ры­н­ках до­ста­точ­ных ос­но­ва­ний нет.

Со­глас­но дан­ным ис­сле­до­ва­ния Fashion Consulting Group, им­порт юве­ли­р­ных укра­ше­ний в Рос­сию про­дол­жа­ет со­кра­щать­ся, и по ито­гам трех квар­та­лов 2016 го­да со­кра­ти­л­ся да­же от­но­си­тель­но очень низ­ких по­ка­за­те­лей го­да пре­ды­ду­ще­го еще при­мер­но на чет­верть. Рост се­бе­сто­и­мо­сти им­пор­т­ной про­дук­ции, ко­то­рый про­и­зо­шел для рос­сий­ских за­ку­п­щи­ков по­с­ле сни­же­ния кур­са руб­ля, за­ста­вил часть иг­ро­ков, про­из­во­див­ших про­дук­цию за ру­бе­жом, рас­смат­ри­вать ва­ри­ан­ты пе­ре­во­да про­из­вод­ства на тер­ри­то­рию Рос­сии, ис­кать ло­каль­ных про­из­во­ди­те­лей. По­яви­лась на­де­ж­да на то, что от­кат им­пор­та осво­бо­ж­да­ет ме­сто на ры­н­ке для ло­каль­ных про­из­во­ди­те­лей. Кро­ме то­го, вслед­ствие не­про­стой эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ции, а та­к­же го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки про­дви­же­ния про­ек­тов под брен­дом «С­де­ла­но в Рос­сии» рас­тет ло­яль­ность рос­си­ян к ло­каль­ной про­дук­ции.

В те­че­ние по­след­них 3 лет рос­сий­ские юве­ли­р­ные ри­тей­ле­ры и брен­ды те­сти­ру­ют но­вые про­ек­ты и вни­ма­тель­но изу­ча­ют ло­каль­ные воз­мо­ж­но­сти для про­из­вод­ства, осо­бен­но в сред­нем се­г­мен­те, где по­тре­би­те­ли ждут че­го-то бо­лее не­тра­ди­ци­он­но­го. Ес­ли на 2013 год око­ло 65-70% юве­ли­р­ных из­де­лий в Рос­сии при­хо­ди­лось на за­ру­бе­ж­ную про­дук­цию, то в 2015 го­ду эта до­ля ста­ла за­мет­но со­кра­щать­ся в поль­зу рос­сий­ских то­ва­ров. Гиль­дия юве­ли­ров да­ет оп­ти­ми­сти­ч­ную оцен­ку то­го, что бо­лее чем три чет­вер­ти из­де­лий на ры­н­ке сей­час – это про­дук­ция оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства.

Тем не ме­нее, не­смо­т­ря на сни­же­ние до­ли им­пор­та, на фо­не рез­ко­го па­де­ния по­ку­па­тель­ской спо­соб­но­сти на­се­ле­ния в срав­не­нии с до­кри­зис­ным пе­ри­о­дом и, со­о­т­вет­ствен­но, ка­та­стро­фи­че­ским па­де­ни­ем спро­са на юве­ли­р­ную про­дук­цию, рос­сий­ские про­из­во­ди­те­ли по­стра­да­ли не ме­нее, чем за­ку­п­щи­ки им­пор­т­ных то­ва­ров: по­чти на­по­ло­ви­ну сни­зи­л­ся объ­ем про­из­вод­ства в Рос­сии (-45% зо­ло­то и -20-30% се­ре­бро). Про­и­зо­шел от­ток по­ку­па­те­лей от брен­дов сред­не­го це­но­во­го се­г­мен­та к брен­дам бюд­жет­но­го се­г­мен­та.

Нас­коль­ко в це­лом юве­ли­р­ный ры­нок по­стра­дал от кри­зи­са?

Объ­ем и ди­на­ми­ка ры­н­ка зо­ло­тых укра­ше­ний, тон­ны, 2012-2016

В пе­ри­од пи­ка кри­зи­са в 2015 г спрос на юве­ли­р­ные из­де­лия из зо­ло­та в Рос­сии от­ка­ти­л­ся на 14 лет на­зад – ры­нок (в ва­лют­ном эк­ви­ва­лен­те) со­кра­ти­л­ся на 43% по срав­не­нию с 2014-м. В 2016г. про­дол­жи­лось па­де­ние спро­са – про­да­жи упа­ли еще на 11% по от­но­ше­нию к 2015г.

Объ­ем и ди­на­ми­ка ры­н­ка юве­ли­р­ных укра­ше­ний, руб., 2012-2016Q4/2017F

На ры­н­ке юве­ли­р­ных укра­ше­ний (в­клю­чая зо­ло­тые укра­ше­ния) на­б­лю­да­ет­ся не­га­тив­ная ди­на­ми­ка: 2015 год по­ка­зал сни­же­ние пра­к­ти­че­ски вдвое и до­стиг са­мо­го низ­ко­го уро­в­ня за по­след­ние 10 лет. В 2016 го­ду ры­нок упал еще на 18% и со­ста­вил 172,2 млрд. долл. Про­г­ноз на 2017 – ста­би­ли­за­ция до 3% при оп­ти­ми­сти­ч­ном сце­на­рии и сни­же­ние до -10% при пе­с­си­ми­сти­ч­ном сце­на­рии.

С­пе­ци­фи­ка ры­н­ка юве­ли­р­ных укра­ше­ний в Рос­сии 2016

Е­ще до не­дав­не­го вре­ме­ни юве­ли­р­ный ры­нок на­хо­ди­л­ся под силь­ным вли­я­ни­ем «по­ст­со­вет­ско­го на­сле­дия». Лишь не­боль­шое ко­ли­че­ство за­ру­бе­ж­ных юве­ли­р­ных ко­м­па­ний, пред­став­лен­ных в мо­но и муль­ти-брен­до­вых ма­га­зи­нах, ис­клю­чи­тель­но в кру­п­ных го­ро­дах смо­г­ли укре­пить­ся на ры­н­ке в те­че­ние по­след­ней де­ка­ды.

  1. Ры­нок был сфор­ми­ро­ван кру­п­ны­ми «и­сто­ри­че­ски­ми» брен­да­ми, ка­пи­та­ли­зи­ру­ю­щи­ми на ре­пу­та­ции за­во­дов-­про­из­во­ди­те­лей со­вет­ских вре­мен;
  2. Ди­на­ми­ка раз­ви­тия мед­лен­ная, инер­т­ная. Мо­де­ли, со­з­дан­ные ещe в 70-е го­ды – на­при­мер, це­пи «Бисмарк», до сих пор поль­зу­ют­ся по­пу­ляр­но­стью.
  3. Упро­щeн­но спе­ци­фи­ку рос­сий­ско­го ры­н­ка юве­ли­р­ных из­де­лий в срав­не­нии с ев­ро­пей­ским ры­н­ком мо­ж­но обо­з­на­чить как «кон­сер­ва­тив­ный спрос». Из­де­лия и кол­лек­ции на при­лав­ках от­ра­жа­ют лю­бовь на­се­ле­ния к де­мон­стра­тив­ной де­ко­ра­тив­но­сти с од­ной сто­ро­ны и к тра­ди­ци­он­но­сти, клас­си­ке с дру­гой.
  4. Ка­че­ствен­ная до­ро­гая би­жу­те­рия не вос­при­ни­ма­ет­ся адек­ват­ной за­ме­ной юве­ли­р­ным укра­ше­ни­ям да­же для по­в­се­д­нев­но­го и днев­но­го ис­поль­зо­ва­ния.
  5. В от­ли­чие от ев­ро­пей­ско­го ры­н­ка, еже­д­нев­ное но­ше­ние юве­ли­р­ных укра­ше­ний яв­ля­ет­ся нор­мой со школь­но­го воз­рас­та.

Око­ло 40% юве­ли­р­но­го ры­н­ка при­хо­ди­т­ся на кру­п­ных иг­ро­ко­в

На дан­ный мо­мент на ры­н­ке юве­ли­р­ных укра­ше­ний в Рос­сии вы­де­ля­ет­ся топ-7 иг­ро­ков, ко­то­рые су­м­мар­но за­ни­ма­ют 32% ры­н­ка. Кру­п­ней­шей юве­ли­р­ной се­тью по вы­руч­ке за 2016 год яв­ля­ет­ся сеть Ада­мас – 11,6 млрд. руб. и 6,7% от об­ще­го объ­е­ма ры­н­ка. Вто­рое ме­сто за­ни­ма­ет Pandora с вы­руч­кой 8,6 млрд. руб., тре­тье ме­сто – Мос­ко­в­ский Юве­ли­р­ный За­вод, 8,3 млрд. руб. со­о­т­вет­ствен­но. Так же на до­лю брен­дов лю­к­со­во­го се­г­мен­та при­хо­ди­т­ся еще око­ло 10% ры­н­ка, она по­па­да­ют на роз­ни­ч­ный ры­нок че­рез та­ких кру­п­ных дис­три­бью­то­ров как Mercury Group, Jamilco, Кос­мос Зо­ло­то, Bosco di Ciliegi.

Клю­че­вые тен­ден­ции на по­тре­би­тель­ском ры­н­ке

  • За­ко­но­мер­ный «у­ход в се­ре­бро» и уве­ли­че­ние пред­ло­же­ния в ка­те­го­рии ле­г­ко­вес­ные зо­ло­тые из­де­лия. По­в­то­ре­ние ко­ле­ба­ний спро­са, ко­то­рые на­б­лю­да­лись и в кри­зис 2008 го­да. По­ку­па­те­ли, ко­то­рые не рас­смат­ри­ва­ют укра­ше­ние как ин­ве­сти­цию, а по­ку­па­ют его как укра­ше­ние-а­к­сес­су­ар, об­ра­ща­ют боль­ше вни­ма­ния на се­реб­ря­ные из­де­лия. Ас­сор­ти­мент и раз­но­об­ра­зие се­реб­ря­ных укра­ше­ний в пе­ри­од сни­же­ния по­ку­па­тель­ской спо­соб­но­сти уве­ли­чи­ва­ет­ся
  • От­но­си­тель­но ста­биль­ный спрос на ни­ше­вые пред­ло­же­ния. Та­кие из­де­лия ори­ги­наль­но­го ди­зай­на, чет­ко тар­ге­ти­ро­ван­ные на кон­крет­ную ЦА, все­г­да на­хо­дят сво­е­го по­ку­па­те­ля. Юве­ли­р­ные укра­ше­ния, в ко­то­рых мо­ж­но вы­ра­зить свою ин­ди­ви­ду­аль­но­сть, яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том тща­тель­но­го вы­бо­ра и в кри­зис име­ют бо­лее устой­чи­вый спрос.
  • Карт-бланш рос­сий­ско­му про­из­во­ди­те­лю. Ра­бо­та за­ру­бе­ж­ных юве­ли­ров по­до­ро­жа­ла в свя­зи с из­ме­не­ни­я­ми ва­лют­но­го кур­са в Рос­сии, по­это­му они не ви­дят осо­бых пе­р­с­пе­к­тив в про­да­же сво­ей про­дук­ции в Рос­сии, и вре­мен­но усту­па­ют ме­сто на ры­н­ке рос­сий­ским про­из­во­ди­те­лям.
  • Боль­шин­ство тор­го­вых пред­при­я­тий за ос­но­ву мар­ке­тин­го­вой по­ли­ти­ки при­ня­ли кон­цен­тра­цию уси­лий на спе­ци­аль­ных це­но­вых пред­ло­же­ни­ях и на оп­ти­ми­за­ции ас­сор­ти­мен­та. Со­кра­ти­лось чис­ло ко­м­па­ний-­по­сред­ни­ков ме­ж­ду про­из­во­ди­те­лем и роз­ни­ч­ным опе­ра­то­ром. Роз­ни­ч­ные ко­м­па­нии ак­тив­но раз­ви­ва­ют соб­ствен­ные брен­ды и по­сте­пе­н­но вы­тес­ня­ют с мас­со­во­го ры­н­ка тор­го­вые мар­ки, не име­ю­щие се­тей сбы­та.

[ new-retail.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->