Ювелирный рынок Приморья озолотился китайским капиталом

Раздел: Рынки
03 июля 2017 г.

В При­мо­рье, как и по всей Рос­сии, про­из­вод­ство и ре­а­ли­за­ция юве­ли­р­ных из­де­лий ис­пы­ты­ва­ют кри­зис. Не в по­след­нюю оче­редь из-­за па­де­ния уро­в­ня до­хо­дов на­се­ле­ния. Впро­чем, в ос­но­в­ном эта про­б­ле­ма весь­ма по­верх­но­ст­на и ка­са­ет­ся пре­и­му­ще­ствен­но ни­ше­вой про­дук­ции «зо­ло­тых дел ма­сте­ров» – у тех, кто ори­ен­ти­ро­ван «на мас­сы», есть и дру­гие труд­но­сти, со­об­ща­ет РИА «Во­сток-Ме­диа».

Ка­м­ни пре­ткно­ве­ния

В це­лом си­ту­а­ция на юве­ли­р­ном ры­н­ке ре­ги­о­на, ес­ли не счи­тать ре­ги­о­наль­ных осо­бен­но­стей, от­ра­жа­ет мно­гие фе­де­раль­ные трен­ды. Рос­сий­ский ры­нок юве­ли­р­ных укра­ше­ний за три го­да со­кра­ти­л­ся боль­ше чем в два ра­за, от­ме­ча­ют экс­пе­р­ты. Осо­бен­но пе­чаль­на кар­ти­на по объ­e­му из­де­лий из зо­ло­та. На фо­не по­чти 1000 % ро­ста сто­и­мо­сти сы­рья для из­го­то­в­ле­ния ка­че­ствен­ных из­де­лий экс­порт за гра­ни­цу по срав­не­нию с «зо­ло­тым» 2013 го­дом со­кра­ти­л­ся в 6 раз – 117 ми­л­ли­о­нов дол­ла­ров про­тив 780 ми­л­ли­о­нов. В ми­ро­вой тор­го­в­ле юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми Рос­сия за­ни­ма­ет почeт­ные 0,2 %. Мар­жи­наль­ность на внут­рен­нем ры­н­ке участ­ни­ки се­го­д­ня оце­ни­ва­ют при­мер­но в 10 %.

В ин­тер­вью про­гра­м­ме «Биз­нес-век­тор» те­ле­ка­на­ла «РБК» пре­зи­дент Тор­го­во-­про­мы­ш­лен­ной па­ла­ты Рос­сии Сер­гей Ка­ты­рин от­ме­тил: «М­но­гие по­тен­ци­аль­ные экс­пор­тe­ры от­ка­зы­ва­ют­ся от идеи, ко­г­да зна­ко­мят­ся с тем пе­реч­нем до­ку­мен­тов, ко­то­рый они дол­ж­ны сде­лать, что­бы экс­пор­ти­ро­вать эту про­дук­цию». Что ка­са­ет­ся При­мор­ско­го края – здесь юве­ли­р­ное де­ло не яв­ля­ет­ся до­ста­точ­но раз­ви­тым, что­бы его ве­со­мую до­лю за­ни­мал от­пуск про­дук­ции за гра­ни­цу. В этом кон­тек­сте ранг «ца­ри­цы» юве­ли­р­но­го де­ла Рос­сии проч­но за­кре­пи­ла за со­бой Ко­стро­ма. Во Вла­ди­во­сто­ке и окре­ст­но­стях на пе­р­вый план вы­хо­дит роз­ни­ч­ная тор­го­в­ля зо­ло­том, се­ре­бром, дра­го­цен­ны­ми ка­м­ня­ми. Но есть и те, кто не­по­сред­ствен­но за­ни­ма­ет­ся тех­но­ло­ги­че­ской це­поч­кой про­из­вод­ство – про­да­жа. Фо­то: Ев­ге­ний Черe­му­хин, РИА "Во­сток-Ме­ди­а" «До­воль­но сло­ж­но ба­лан­си­ро­вать с кон­ку­рен­та­ми, ори­ен­ти­ро­ван­ны­ми на ши­ро­кую ауди­то­рию. На­ша про­дук­ция – ин­ди­ви­ду­аль­на, а в При­мо­рье нет ана­ло­гов на­шим тех­но­ло­ги­че­ским ме­то­дам. Мы из­го­тав­ли­ва­ем не­по­в­то­ри­мые из­де­лия с по­мо­щью 3D-­пе­ча­ти, и сред­ний чек у са­мой ли­к­вид­ной кли­ен­ту­ры все­г­да от 100 000 руб­лей», – от­ме­ти­ла в хо­де раз­го­во­ра с кор­ре­с­пон­ден­том РИА «Во­сток-Ме­диа» ди­рек­тор юве­ли­р­но­го брен­да «Рос­кошь» Еле­на Рах­ма­нен­ко. Как от­ме­ча­ют фе­де­раль­ные участ­ни­ки ры­н­ка, со­кра­ще­ние до­хо­дов на­се­ле­ния – не един­ствен­ная про­б­ле­ма юве­ли­ров. С 2003 го­да при по­ку­п­ке укра­ше­ний на су­м­му боль­ше 40 ты­сяч руб­лей на­ли­ч­ны­ми (и­ли ста ты­сяч по кар­те) – по­ку­па­тель обя­зан предъ­явить удо­сто­ве­ре­ние ли­ч­но­сти, а про­да­вец – пе­ре­дать эти дан­ные в Рос­фин­мо­ни­то­ринг. Очень мно­гие кли­ен­ты со­об­щать о се­бе не хо­тят. На­при­мер, из-­за эле­мен­тар­но­го опа­се­ния утеч­ки дан­ных к пре­сту­п­ни­кам. По оцен­кам юве­ли­ров, эти нор­ма­ти­вы уво­дят в тень 15 – 20 % ры­н­ка, а их эф­фек­тив­ность в борь­бе с кор­ру­п­ци­ей не оче­вид­на. Дру­гой, не ме­нее ва­ж­ный фа­к­тор, иг­ра­ю­щий клю­че­вую роль в юве­ли­р­ном биз­не­се, – сто­и­мость сы­рья. Ма­те­ри­а­лы в этой от­рас­ли, осо­бен­но в ни­ше­вом се­г­мен­те для бо­лее «из­би­ра­тель­ной» ауди­то­рии, – ка­мень пре­ткно­ве­ния.

Ка­д­ры на вес зо­ло­та

В чис­ле од­ной из глав­ных пре­град для при­мор­ских юве­ли­ров яв­ля­ет­ся, на пе­р­вый взгляд, не сли­ш­ком оче­вид­ный факт. В ре­ги­о­не, как и во всей стра­не, ни один вуз не вы­пус­ка­ет юве­ли­ров-­про­да­ж­ни­ков. Ост­рая не­хват­ка ка­д­ров, спо­соб­ных про­явить чу­де­са ко­м­му­ни­ка­бель­но­сти, не упу­стив ва­ж­ней­шие де­та­ли. От­сут­ствие зна­ний о ма­те­ри­а­ле, его свой­ствах и тех­но­ло­ги­че­ском про­цес­се вы­ну­ж­да­ет ру­ко­во­ди­те­лей те­рять дра­го­цен­ное вре­мя, взра­щи­вая про­фес­си­о­на­ла по­чти с ну­ля.

«По­ни­ма­е­те, наш биз­нес – стро­го кон­тро­ли­ру­е­мый, весь то­вар по­да­к­ци­з­ный, ещe на эта­пе из­го­то­в­ле­ния и тран­с­пор­ти­ро­в­ки из­де­лия про­хо­дят де­сят­ки кон­тро­ли­ру­ю­щих ин­стан­ций и эта­пов. Спе­ци­а­лист по про­да­жам в на­шей от­рас­ли – не то же са­мое, что про­да­вать ал­ко­голь или стро­и­тель­ные ма­те­ри­а­лы. Здесь це­лые пла­сты ин­фор­ма­ции дол­ж­ны чeт­ко укла­ды­вать­ся в че­ло­ве­ке с уме­ни­ем за­ин­те­ре­со­вать кли­ен­та», – рас­ска­за­ла кор­ре­с­пон­ден­ту РИА «Во­сток-Ме­диа» ди­рек­тор юве­ли­р­но­го ма­га­зи­на «Зо­ло­той ажур» На­де­ж­да Тка­чен­ко. С дру­гой сто­ро­ны, у доб­ро­со­ве­ст­ных юве­ли­ров нет стро­гой за­ви­си­мо­сти от кри­зи­са – сред­ний чек на из­де­лия ва­рьи­ру­ет­ся так же, как и це­но­вые ка­те­го­рии. «От 150 руб­лей на се­реб­ря­ную под­вес­ку для пе­р­во­кур­с­ниц и по­жи­лых ста­ру­шек до бо­лее ве­со­мых дра­го­цен­ных укра­ше­ний поз­во­ля­ет дер­жать на пла­ву биз­нес, но глав­ная про­б­ле­ма – это, ко­неч­но, ка­д­ры», – до­ба­ви­ла биз­не­сву­мен.

Ки­тай­ская ари­ф­ме­ти­ка

В­про­чем, в по­след­ние го­ды в При­мор­ском крае юве­ли­р­ный биз­нес при­об­рeл ко­ло­ри­т­ную ре­ги­о­наль­ную осо­бен­но­сть. Речь идeт о воз­рос­шем ин­те­ре­се к бла­го­род­ным ме­тал­лам ази­ат­ских по­ку­па­те­лей – осо­бен­но с при­хо­дом лет­не­го ту­ри­ст­ско­го се­зо­на и за­хо­дом оке­ан­ских лай­не­ров из стран АТР. Го­сти – пре­и­му­ще­ствен­но из Ки­тая – ла­ви­но­об­раз­ным по­то­ком сме­та­ют весь «сред­ний чек»: ки­тай­ским гра­ж­да­нам бо­лее все­го по­лю­би­лись бе­лое зо­ло­то в сред­нем це­но­вом ди­а­па­зо­не (от 500 до 4000 руб­лей) и крас­ные ка­м­ни. По сло­вам участ­ни­ков ры­н­ка, в лет­ние ме­ся­цы ка­ж­дый юве­ли­р­ный ма­га­зин Вла­ди­во­сто­ка де­ла­ет на этом кли­ен­т­ском се­г­мен­те боль­ше 50 % про­даж. Мно­гие пред­при­ни­ма­те­ли за опре­делeн­ный про­цент за­ра­нее до­го­ва­ри­ва­ют­ся с ги­да­ми-­экс­кур­со­во­да­ми, и те при­во­дят по­тен­ци­аль­ных кли­ен­тов в ну­ж­ный ма­га­зин. По дан­ным Ге­не­раль­но­го кон­суль­ства КНР во Вла­ди­во­сто­ке, в 2016 го­ду один толь­ко кра­е­вой центр по­се­ти­ли 420 000 гра­ж­дан Под­не­бес­ной, это ре­корд всех вре­мeн. Не­у­ди­ви­тель­но, что тор­го­в­ля юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми по­лу­чи­ла но­вый им­пульс: в цен­т­ре Вла­ди­во­сто­ка мо­ж­но со­вер­шить юве­ли­р­ный про­ме­над в окру­же­нии вы­ве­сок на ки­тай­ском язы­ке.

По­вод для оп­ти­миз­ма

И всe же участ­ни­ки ры­н­ка склон­ны к осто­ро­ж­но­му оп­ти­миз­му. По дан­ным Про­би­р­ной па­ла­ты, в пе­р­вом квар­та­ле 2017 го­да в Рос­сии про­из­ве­де­но по­чти 8 ми­л­ли­о­нов зо­ло­тых укра­ше­ний. Это на 20 % боль­ше, чем за та­кой же пе­ри­од про­ш­ло­го го­да. Впе­р­вые с 2013 го­да от­расль по­ка­зы­ва­ет ро­ст. По­хо­же, ин­те­рес по­тре­би­те­лей на­чал по­сте­пе­н­но воз­вра­щать­ся, и от­расль остаeт­ся на пла­ву. Глав­ное – ей не ме­шать, счи­та­ет гла­ва Тор­го­во-­про­мы­ш­лен­ной па­ла­ты РФ. Идеи и пред­ло­же­ния ТПП как раз и на­прав­ле­ны на то, что­бы из­ба­вить до­воль­но хру­п­кий на вне­ш­нюю конъ­юн­к­ту­ру юве­ли­р­ный ры­нок от ад­ми­ни­стра­тив­ных ба­рье­ров.

«На­до не пре­пят­ство­вать от­рас­ли, убрать те пре­по­ны, ко­то­рые се­го­д­ня сло­жи­лись. И она пре­крас­но бу­дет раз­ви­вать­ся без го­су­дар­ствен­ной фи­нан­со­вой под­дер­ж­ки или под­пи­т­ки», – по­ды­то­жил пре­зи­дент ТПП РФ.

[ vostokmedia.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->