ЦБ РФ дал методические рекомендации некредитным финансовым организациям в целях исполнения ими обязанностей по ПОД/ФТ

Раздел: Ломбарды
05 июля 2017 г.

Пи­ни­ги­на Еле­на Ев­ге­ньев­на, экс­перт по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу и ПОД/ФТ

Банк Рос­сии пред­ста­вил под­на­д­зор­ным субъ­ек­там ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции от 27 июня №13-МР, в ко­то­рых разъ­яс­ня­ет­ся об ис­пол­не­нии тре­бо­ва­ний в от­но­ше­нии вы­яв­ле­ния и об­слу­жи­ва­ния ино­стран­ных пуб­ли­ч­ных дол­ж­но­ст­ных лиц, дол­ж­но­ст­ных лиц пуб­ли­ч­ных ме­ж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций и рос­сий­ских пуб­ли­ч­ных дол­ж­ных лиц.

Вто­рой до­ку­мент, ко­то­рый рас­про­стра­нил Банк Рос­сии сре­ди под­на­д­зор­ных ор­га­ни­за­ций, так же яв­ля­ет­ся ме­то­ди­че­ски­ми ре­ко­мен­да­ци­я­ми от 27 июня 2017 г. №12-МР об иден­ти­фи­ка­ции бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев кли­ен­тов – юри­ди­че­ских лиц.

По пе­р­во­му до­ку­мен­ту, на­по­м­ним, что обя­за­н­ность при­ни­мать обос­но­ван­ные и до­сту­п­ные в сло­жив­ших­ся об­сто­я­тель­ствах ме­ры по вы­яв­ле­нию сре­ди фи­зи­че­ских лиц, на­хо­дя­щих­ся на об­слу­жи­ва­нии или при­ни­ма­е­мых на об­слу­жи­ва­ние, ино­стран­ных пуб­ли­ч­ных дол­ж­но­ст­ных лиц, дол­ж­но­ст­ных лиц пуб­ли­ч­ных ме­ж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций, а та­к­же лиц, за­ме­ща­ю­щих (за­ни­ма­ю­щих) го­су­дар­ствен­ные дол­ж­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, дол­ж­но­сти чле­нов Со­ве­та ди­рек­то­ров Цен­траль­но­го бан­ка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, дол­ж­но­сти фе­де­раль­ной го­су­дар­ствен­ной слу­ж­бы, на­з­на­че­ние на ко­то­рые и осво­бо­ж­де­ние от ко­то­рых осу­ще­ств­ля­ют­ся Пре­зи­ден­том Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции или Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, дол­ж­но­сти в Цен­траль­ном бан­ке Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, го­су­дар­ствен­ных кор­по­ра­ци­ях и иных ор­га­ни­за­ци­ях, со­з­дан­ных Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­ей на ос­но­ва­нии фе­де­раль­ных за­ко­нов, вклю­чен­ные в пе­реч­ни дол­ж­но­стей, опре­де­ля­е­мые Пре­зи­ден­том Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, уста­но­в­ле­на ст. 7.3. Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 7 ав­гу­ста 2001 г. N 115-ФЗ "О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма".

В це­лях по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти мер по вы­яв­ле­нию пуб­ли­ч­ных дол­ж­но­ст­ных лиц (да­лее - ПДЛ), Банк Рос­сии об­ра­ща­ет вни­ма­ние НФО на не­об­хо­ди­мость ре­а­ли­за­ции ко­м­плек­са обос­но­ван­ных и до­сту­п­ных в сло­жив­ших­ся об­сто­я­тель­ствах мер, на­прав­лен­ных на вы­яв­ле­ние сре­ди кли­ен­тов – фи­зи­че­ских лиц, при­ни­ма­е­мых на об­слу­жи­ва­ние, лиц, ука­за­н­ных в ст. Фе­де­раль­ный за­кон от 7 ав­гу­ста 2001 г. N 115-ФЗ "О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма" (да­лее - за­кон №115-ФЗ).Оз­на­ко­мить­ся с пол­ным тек­стом до­ку­мен­та

На что ре­гу­ля­тор об­ра­ща­ет вни­ма­ние НФО и что не­об­хо­ди­мо учесть НФО в ра­бо­те с кли­ен­та­ми фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми

Не­об­хо­ди­мо об­ра­тить вни­ма­ние на пе­ре­чень ме­ро­при­я­тий, ко­то­рые ре­ко­мен­ду­ет­ся вы­пол­нять в це­лях ис­пол­не­ния обя­за­н­но­сти по вы­яв­ле­нию ПДЛ, на ис­точ­ни­ки ин­фор­ма­ции для ре­а­ли­за­ции мер, а та­к­же по­ря­док фи­к­си­ро­ва­ния ин­фор­ма­ции о при­ня­тых ме­рах.

Мы не бу­дем пе­ре­ска­зы­вать со­дер­жа­ние до­ку­мен­та Бан­ка Рос­сии, а да­дим пра­к­ти­че­ские со­ве­ты к ис­пол­не­нию ре­ко­мен­да­ций ЦБ. Мы все­г­да ре­ко­мен­до­ва­ли дол­ж­но­ст­ным ли­цам субъ­ек­тов за­ко­на №115-ФЗ фи­к­си­ро­вать в ан­ке­те кли­ен­та ин­фор­ма­цию о при­ня­тых ме­рах к вы­яв­ле­нию ПДЛ т.е. ука­зы­вать в ан­ке­те кли­ен­та или в ви­де от­дель­но­го до­ку­мен­та, как при­ло­же­ние к ан­ке­те кли­ен­та (фор­ми­ро­ва­ние до­сье кли­ен­та) сле­ду­ю­щую ин­фор­ма­цию:

  • ка­кие ме­ры при­ня­ты для вы­яв­ле­ния ПДЛ (уст­ный опрос кли­ен­та, ан­ке­ти­ро­ва­ние, изу­че­ние ис­точ­ни­ков ин­фор­ма­ции);

  • ка­кие имен­но ис­точ­ни­ки ин­фор­ма­ции ис­поль­зо­ва­лись для вы­яв­ле­ния ПДЛ;

  • ре­зуль­тат при­ня­тых мер;

  • иная ин­фор­ма­ция, на­при­мер, яв­ля­ет­ся/­не яв­ля­ет­ся кли­ент близ­ким род­ствен­ни­ком (су­пру­гом) пуб­ли­ч­но­го дол­ж­но­ст­но­го ли­ца.

На всех на­ших учеб­ных ме­ро­при­я­ти­ях мы об­ра­ща­ем вни­ма­ние слу­ша­те­лей на спо­со­бы вы­яв­ле­ния ПДЛ. Од­ним из та­ких спо­со­бов (при­ня­ти­ем мер) яв­ля­ет­ся ан­ке­ти­ро­ва­ние кли­ен­та. Мы ре­ко­мен­ду­ем вклю­чать во­прос кли­ен­ту в ан­ке­ту-­за­яв­ку на пред­став­ле­ние зай­ма, за­ло­го­вый би­лет и др. до­ку­мен­ты, ис­поль­зу­е­мые НФО для ра­бо­ты с кли­ен­та­ми. На­при­мер, это мо­жет вы­г­ля­деть так:

яв­ля­е­тесь ли Вы?

- рос­сий­ским пуб­ли­ч­ным дол­ж­но­ст­ным ли­цом, то есть ли­цом, за­ни­ма­ю­щим го­су­дар­ствен­ные дол­ж­но­сти РФ, дол­ж­но­сти чле­нов со­ве­та ди­рек­то­ров ЦБ РФ, дол­ж­но­сти на фе­де­раль­ной го­су­дар­ствен­ной слу­ж­бе, на­з­на­че­ние на ко­то­рые и осво­бо­ж­де­ние от ко­то­рых осу­ще­ств­ля­ют­ся Пре­зи­ден­том РФ или Пра­ви­тель­ством РФ, дол­ж­но­сти в ЦБ РФ, го­су­дар­ствен­ных кор­по­ра­ци­ях и иных ор­га­ни­за­ци­ях, со­з­дан­ных на ос­но­ва­нии фе­де­раль­ных за­ко­нов

- ме­ж­ду­на­род­ным пуб­ли­ч­ным дол­ж­но­ст­ным ли­цом, то есть дол­ж­но­ст­ным ли­цом пуб­ли­ч­ной ме­ж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ции, ко­то­ро­му до­ве­ре­ны или бы­ли до­ве­ре­ны ею ва­ж­ные фун­к­ции

- ино­стран­ным пуб­ли­ч­ным дол­ж­но­ст­ным ли­цом, то есть пуб­ли­ч­ным дол­ж­но­ст­ным ли­цом ино­стран­но­го го­су­дар­ства.

В слу­чае ес­ли от­ме­чен хо­тя бы один из пе­ре­чис­лен­ных ва­ри­ан­тов, не­об­хо­ди­мо за­пол­нить Ан­ке­ту пуб­ли­ч­но­го дол­ж­но­ст­но­го ли­ца.

- Я яв­ля­юсь род­ствен­ни­ком ли­ца, при­на­д­ле­жа­ще­го к од­ной из пе­ре­чис­лен­ных ка­те­го­рий

К ка­кой имен­но ка­те­го­рии от­но­си­т­ся Ваш род­ствен­ник?: (у­ка­зать)

Сте­пень род­ства ме­ж­ду ва­ми: (у­ка­зать).

Ну и ко­неч­но ука­зать, что ис­поль­зо­ва­лись об­ще­до­сту­п­ные ис­точ­ни­ки ин­фор­ма­ции, в том чис­ле ре­ко­мен­ду­е­мые ЦБ РФ.

Ва­ж­но по­ни­мать и о мо­ни­то­рин­ге за­ко­но­да­тель­ства в це­лях ПОД/ФТ. Как вид­но и в ре­ко­мен­да­ци­ях ЦБ, ре­гу­ля­тор де­ла­ет ак­цент на то, что, за­ко­но­да­тель­ство о фи­нан­со­вом мо­ни­то­рин­ге не огра­ни­чи­ва­ет­ся за­ко­ном №115-ФЗ и нор­ма­тив­ным ак­та­ми Бан­ка Рос­сии, и субъ­ек­там за­ко­на №115-ФЗ не­об­хо­ди­мо са­мо­сто­я­тель­но осу­ще­ств­лять мо­ни­то­ринг за­ко­но­да­тель­ства, от­но­ся­ще­го­ся к ПДЛ.

Ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции №12-МР об иден­ти­фи­ка­ции бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев кли­ен­тов – юри­ди­че­ских лиц, ука­зы­ва­ют на фор­маль­ный под­ход не­ко­то­рых НФО к уста­но­в­ле­нию и иден­ти­фи­ка­ции бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев кли­ен­тов – юри­ди­че­ских лиц. Ре­гу­ля­тор об­ра­ща­ет вни­ма­ние НФО на не­до­пу­сти­мость та­ко­го под­хо­да, ко­г­да без дол­ж­ных и не­об­хо­ди­мых мер, на­прав­лен­ных на вы­яв­ле­ние бе­не­фи­ци­а­ра, НФО при­з­на­ет та­ко­вым ру­ко­во­ди­те­ля юри­ди­че­ско­го ли­ца т.е. еди­но­ли­ч­ный ис­пол­ни­тель­ный ор­ган юри­ди­че­ско­го ли­ца. На пра­к­ти­ке та­кой под­ход яв­ля­ет­ся очень рас­про­стра­нен­ным сре­ди НФО.Оз­на­ко­мить­ся с ре­ко­мен­да­ци­я­ми

На­по­м­ним, что 21 де­ка­б­ря 2016 го­да всту­пи­ла в си­лу но­вая ста­тья 6.1. за­ко­на №115-ФЗ, ко­то­рая уста­но­ви­ла для всех юри­ди­че­ских лиц обя­за­н­ность уста­нав­ли­вать сво­их бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев, фи­к­си­ро­вать ин­фор­ма­цию о них. Та­ким об­ра­зом, ка­ж­дое юри­ди­че­ское ли­цо на се­го­д­ня­ш­ний день обя­за­но вла­деть ин­фор­ма­ци­ей о сво­их бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цах, а зна­чит, име­ет воз­мо­ж­ность пред­ста­вить та­кую ин­фор­ма­цию, в том чис­ле по за­про­су кон­тр­а­ген­та.

Как об­ра­ща­ет вни­ма­ние Банк Рос­сии, при не­пред­став­ле­нии кли­ен­том ин­фор­ма­ции о сво­ем бе­не­фи­ци­ар­ном вла­дель­це, нель­зя в «ав­то­ма­ти­че­ском» по­ряд­ке при­з­на­вать ру­ко­во­ди­те­ля юри­ди­че­ско­го ли­ца бе­не­фи­ци­а­ром, а не­об­хо­ди­мо при­нять до­ста­точ­ные ме­ры к уста­но­в­ле­нию и иден­ти­фи­ка­ции бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца.

Банк Рос­сии ре­ко­мен­ду­ет ука­зы­вать в ан­ке­те (до­сье) кли­ен­та ин­фор­ма­цию о при­ня­тых ме­рах по уста­но­в­ле­нию бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца кли­ен­та. Та­ким ме­ра­ми мо­гут быть, на­при­мер:

  • изу­че­ние учре­ди­тель­ных до­ку­мен­тов юри­ди­че­ско­го ли­ца;

  • изу­че­ние вы­пис­ки из ЕГРЮЛ;

  • изу­че­ние ин­фор­ма­ции и до­ку­мен­тов, пред­став­лен­ных са­мим кли­ен­том по ва­ше­му за­про­су;

  • ан­ке­ти­ро­ва­ние кли­ен­та и др.

Мы ре­ко­мен­ду­ем в обя­за­тель­ном по­ряд­ке на­прав­лять кли­ен­ту пись­мен­ный за­прос о пред­став­ле­нии ин­фор­ма­ции о сво­их бе­не­фи­ци­а­рах. В за­про­се не­об­хо­ди­мо ука­зать срок для пред­став­ле­ния ин­фор­ма­ции и спо­соб ее пред­став­ле­ния. На­при­мер, при­ло­жить спе­ци­аль­ную ан­ке­ту для за­пол­не­ния ее кли­ен­том. В за­про­се це­ле­со­об­раз­но ука­зать на обя­за­н­ность кли­ен­та пре­до­став­лять ор­га­ни­за­ци­ям, осу­ще­ств­ля­ю­щим опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, ин­фор­ма­цию, не­об­хо­ди­мую для ис­пол­не­ния ука­за­н­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми тре­бо­ва­ний Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ, вклю­чая ин­фор­ма­цию о сво­их вы­го­до­при­об­ре­та­те­лях, учре­ди­те­лях (у­част­ни­ках) и бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цах, со­глас­но п. 14 ст. 7 За­ко­на 115-ФЗ.

Вни­ма­ние тре­бу­ет и та­кая ре­ко­мен­да­ция, как ука­зы­вать в ан­ке­те (до­сье) кли­ен­та ин­фор­ма­цию, пред­став­лен­ную са­мим кли­ен­том, и вы­яв­лен­ную са­мо­сто­я­тель­но т.к. на пра­к­ти­ке, при при­ме­не­нии всех воз­мо­ж­ных «ин­стру­мен­тов» вы­яв­ле­ния бе­не­фи­ци­ар­ных вла­дель­цев, бе­не­фи­ци­ар­ным вла­дель­цем по ва­ше­му мне­нию мо­жет ока­зать­ся не то ли­цо, ин­фор­ма­цию о ко­то­ром пред­ста­вил кли­ент.

Мы на­сто­я­тель­но ре­ко­мен­ду­ем дол­ж­но­ст­ным ли­цам НФО озна­ко­мить с ме­то­ди­че­ски­ми ре­ко­мен­да­ци­я­ми со­труд­ни­ков НФО, в обя­за­н­но­сти ко­то­рых вхо­дит иден­ти­фи­ка­ция кли­ен­та.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->