Что объединяет Карла Фаберже и Алексея Денисова-Уральского?

Раздел: Выставки
09 июня 2017 г.

Боль­шин­ство юби­ля­ров пред­по­чи­та­ет по­лу­чать по­дар­ки, и толь­ко са­мые со­з­на­тель­ные да­рят по­дар­ки дру­гим. Имен­но так по­сту­пи­ли со­труд­ни­ки ека­те­рин­бур­г­ско­го Му­зея ис­то­рии ка­м­не­рез­но­го и юве­ли­р­но­го ис­кус­ства, ко­то­рый от­ме­ча­ет чет­верть­ве­ко­вой юби­лей, – сде­ла­ли уни­каль­ный по­да­рок всем жи­те­лям и го­стям Сред­не­го Ура­ла. Се­год­ня здесь от­кры­лась вы­став­ка «Карл Фа­бер­же и Алек­сей Де­ни­сов-Ураль­ский».

В­про­чем, и без по­дар­ков юби­ля­рам не обо­ш­лось. Вре­мен­но ис­пол­ня­ю­щий обя­за­н­но­сти гу­бер­на­то­ра Свер­д­ло­в­ской об­ла­сти Ев­ге­ний Куй­ва­шев и пред­се­да­тель ре­ги­о­наль­но­го За­ко­но­да­тель­но­го со­бра­ния Люд­ми­ла Ба­бу­ш­ки­на на­гра­ди­ли со­труд­ни­ков Му­зея ис­то­рии ка­м­не­рез­но­го и юве­ли­р­но­го ис­кус­ства бла­го­дар­ствен­ны­ми пись­ма­ми и почeт­ны­ми гра­мо­та­ми.

Жен­ский взгляд на пре­крас­ное осо­бен­но взыс­ка­те­лен (ге­не­раль­ный ди­рек­тор му­зеев Мос­ко­в­ско­го Кре­м­ля Еле­на Га­га­ри­на, ми­нистр куль­ту­ры Свер­д­ло­в­ской об­ла­сти Свет­пла­на Учай­ки­на и пред­се­да­тель За­ко­но­да­тель­но­го Со­бра­ния Свер­д­ло­в­ской об­ла­сти Люд­ми­ла Ба­бу­ш­ки­на). Фо­то: Па­вел Во­ро­ж­цо­в

Пер­вый из ге­ро­ев вы­став­ки – все­ми­р­но из­ве­ст­ный рос­сий­ский юве­лир и ор­га­ни­за­тор юве­ли­р­но­го про­из­вод­ства, про­сла­вив­ший­ся в со­з­на­нии обы­ва­те­ля пре­ж­де все­го из­го­то­в­ле­ни­ем пас­халь­ных яиц для ца­р­ской се­мьи, вто­рой – боль­шой пат­ри­от Ура­ла и не­пре­взой­дeн­ный зна­ток тех не­смет­ных бо­гат­ств, что та­и­ли и до сих пор та­ят в се­бе Ураль­ские го­ры. Имя Де­ни­со­ва-Ураль­ско­го, в от­ли­чие от Фа­бер­же, бы­ло мно­гие го­ды не­за­слу­жен­но за­бы­то, и лишь в по­след­нее де­ся­ти­ле­тие ис­сле­до­ва­те­ли его на­сле­дия убе­ди­ли куль­тур­ную об­ще­ствен­но­сть, что Алек­сей Де­ни­сов-Ураль­ский и Карл Фа­бер­же – рав­но­ве­ли­кие фи­гу­ры, бла­го­да­ря ко­то­рым рос­сий­ское ка­м­не­рез­ное и юве­ли­р­ное де­ло по­лу­чи­ло за­слу­жен­ное ми­ро­вое при­з­на­ние.

Лю­бой же­ла­ю­щий мог ку­пить ма­лень­кие пас­халь­ные яй­ца Фа­бер­же, сде­лан­ные не ме­нее тща­тель­но, чем им­пе­ра­тор­ские. В до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии сло­жи­лась тра­ди­ция - да­рить та­кие яй­ца де­ву­ш­кам, и с го­да­ми со­би­ра­лось на­сто­я­щее пас­халь­ное оже­ре­лье (не тут ли по­за­и­м­ство­вал идею юве­ли­р­ный дом "Pandora"?). Фо­то: Па­вел Во­ро­ж­цо­в

В юби­лей­ной вы­став­ке пред­став­ле­ны ра­бо­ты из ше­сти му­зеев – ра­зу­ме­ет­ся, са­мо­го Му­зея ис­то­рии ка­м­не­рез­но­го и юве­ли­р­но­го ис­кус­ства, а та­к­же му­зеев Мос­ко­в­ско­го Кре­м­ля, Ми­не­ра­ло­ги­че­ско­го му­зея име­ни Фер­сма­на Рос­сий­ской ака­де­мии на­ук, Пер­м­ской ху­до­же­ствен­ной га­ле­реи и дру­гих.

Пе­чать на­столь­ная из зо­ло­та и зо­ло­ти­сто­го то­па­за, при­на­д­ле­жав­шая Ве­ли­ко­му кня­зю Сер­гею Алек­сан­дро­ви­чу. Фо­то: Па­вел Во­ро­ж­цо­в

– Мы все­г­да с удо­воль­стви­ем де­ла­ем на­ши вы­став­ки за ру­бе­жом, но осо­бен­но при­ят­но участ­во­вать в экс­по­зи­ции, ко­то­рая от­кры­ва­ет­ся на ро­ди­не вы­да­ю­щих­ся ураль­ских ма­сте­ров, в тех ме­стах, кра­со­та ко­то­рых вдох­но­в­ля­ла вы­да­ю­щих­ся ка­м­не­ре­зов, – от­ме­ти­ла ге­не­раль­ный ди­рек­тор Го­су­дар­ствен­но­го ис­то­ри­ко-куль­тур­но­го му­зея-­за­по­вед­ни­ка «Мос­ко­в­ский Кре­м­ль» Еле­на Га­га­ри­на. – Бу­дем очень ра­ды, ес­ли вы­став­ка бу­дет иметь успех, и с удо­воль­стви­ем про­дол­жим со­труд­ни­че­ство.

– Мы под­би­ра­ли экс­по­на­ты, так или ина­че свя­за­н­ные с Ура­лом, – по­яс­ня­ет ве­ду­щий на­уч­ный со­труд­ник Му­зеев Мос­ко­в­ско­го Кре­м­ля, хра­ни­тель кол­лек­ции Фа­бер­же Та­тья­на Мун­тян. – Мно­гие экс­по­на­ты в ви­де ри­сун­ков пред­став­ле­ны в аль­бо­ме Им­пе­ра­тор­ской гра­ниль­ной фаб­ри­ки, ко­то­рый здесь хра­ни­т­ся. Не­ко­то­рые из этих пред­ме­тов, ко­то­рые ураль­цы ви­де­ли толь­ко на ри­сун­ках, они смо­гут уви­деть на вы­став­ке.

По­след­нее им­пе­ра­тор­ское яй­цо Фа­бер­же «Си­нее со­звез­дие Це­са­ре­ви­ча». Фо­то: Па­вел Во­ро­ж­цо­в

В­пе­р­вые в Ека­те­рин­бур­ге пред­став­ле­но, воз­мо­ж­но, са­мое зна­ме­ни­тое яй­цо Фа­бер­же – «Си­нее со­звез­дие Це­са­ре­ви­ча», ко­то­рое бы­ло за­ка­за­но Ни­ко­ла­ем II как по­да­рок им­пе­ра­три­це к Па­схе 1917 го­да, но по­с­ле мар­то­в­ско­го от­ре­че­ния Ни­ко­лая от пре­сто­ла так и не бы­ло до­де­ла­но. «Созвез­дие» дол­гое вре­мя счи­та­лось утра­чен­ным, и лишь в 2001 го­ду бы­ли най­де­ны его по­ло­вин­ки в фон­дах му­зея име­ни Фер­сма­на. И уже со­вре­мен­ные ре­став­ра­то­ры со­бра­ли во­е­ди­но то, что со­хра­ни­лось.

Со­гла­си­тесь, есть своя глу­бо­кая си­м­во­ли­ка в том, что зна­ме­ни­тое про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, не­за­вер­шeн­ное из-­за со­бы­тия, став­ше­го на­ча­лом дра­мы им­пе­ра­то­ра и его се­мьи, впе­р­вые ока­за­лось бук­валь­но ря­дом от то­го ме­ста, где эта дра­ма за­вер­ши­лась (от зда­ния му­зея до ме­ста рас­стре­ла ца­р­ской се­мьи ме­нее ки­ло­мет­ра).

Ми­не­ра­ло­ги­че­ская гор­ка, счи­та­ю­ща­я­ся вер­ши­ной твор­че­ства Алек­сея Де­ни­со­ва-Ураль­ско­го. Фо­то: Па­вел Во­ро­ж­цо­в

В экс­по­зи­ции вы­став­ки ещe не­ма­ло са­мых на­сто­я­щих ше­дев­ров. На­при­мер, Ми­не­ра­ло­ги­че­ская гор­ка, ко­то­рая счи­та­ет­ся вер­ши­ной твор­че­ства Де­ни­со­ва-Ураль­ско­го, фи­гур­ки из его же зна­ме­ни­то­го цик­ла «Во­ю­ю­щие дер­жа­вы». А луч­ше всe уви­деть сво­и­ми гла­за­ми. Вы­став­ка оста­нет­ся в Му­зее ис­то­рии ка­м­не­рез­но­го и юве­ли­р­но­го ис­кус­ства до 10 сен­тяб­ря.

[ oblgazeta.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->