В преддверии совещания «Комплекс мер по развитию рынка ювелирных изделий» в Минфине

Раздел: Рынки
02 марта 2017 г.

С 2008 – 2009 г в от­рас­ли ни­че­го не по­ме­ня­лось ни в за­ко­но­да­тель­стве, ни в бю­ро­кра­ти­че­ском ап­па­ра­те. Си­ту­а­ция до­ш­ла до пре­де­ла – на­зре­ла не­об­хо­ди­мость что-то де­лать: ли­бо с за­ко­на­ми, лю­бо с чи­но­в­ни­ка­ми. Ко­м­мен­та­рии по Ре­зо­лю­ции со­ве­ща­ния об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций юве­ли­ров Рос­сии и стран ЕврАзЭс, ко­то­рая бу­дет об­су­ж­дать­ся на пред­сто­я­щем со­ве­ща­нии в Мин­фи­не, в те­ле­фон­ном раз­го­во­ре нам дал пред­се­да­тель Со­ю­за юве­ли­ров СЗФО Алек­сандр Сер­ге­е­вич Го­ры­ня.

«Не по­ни­маю я это­го тре­па: “У­част­ни­ки со­ве­ща­ния при­з­на­ют, что раз­роз­нен­ность сил юве­ли­р­но­го со­об­ще­ства и не­со­гла­со­ван­ность дей­ствий мно­го­чис­лен­ных об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций, объ­е­ди­ня­ю­щих юве­ли­ров, не поз­во­ля­ют до­сти­г­нуть по­ло­жи­тель­но­го ре­зуль­та­та в ре­ше­нии за­дач по за­щи­те ин­те­ре­сов все­го со­об­ще­ства…” Мы ра­бо­та­ем в эко­но­ми­че­ском про­стран­стве, а зна­чит, дол­ж­ны со­з­да­вать­ся в первую оче­редь эко­но­ми­че­ские усло­вия для де­я­тель­но­сти пред­при­я­тий. Что да­ет нам по­яв­ле­ние Ко­ор­ди­на­ци­он­но­го Со­ве­та глав об­ще­ствен­ных объ­е­ди­не­ний юве­ли­ров Рос­сии и стран-чле­нов ЕврАзЭс? Ка­ко­ва его цель? Толь­ко ще­ки на­ду­вать­…Ведь уже есть Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии, по­че­му она не мо­жет взять на се­бя­под­го­то­в­ку об­ра­ще­ния к Пре­зи­ден­ту РФ? У нее для это­го есть все пол­но­мо­чия. Дру­гое де­ло, что вме­сто Ко­ор­ди­на­ци­он­но­го со­ве­та на пра­к­ти­ке дол­ж­но быть управ­ле­ние или от­дел в Минэко­но­мраз­ви­тия ли­бо Ми­ни­стер­стве про­мы­ш­лен­но­сти и тор­го­в­ли, ко­то­рый от­ве­ча­ет за юве­ли­р­ную от­расль. Не­об­хо­ди­мо со­з­да­вать не еще один со­ве­ща­тель­ный ор­ган, а ор­ган ис­пол­ни­тель­ной вла­сти - управ­ле­ние по дра­го­цен­ным ме­тал­лам, дра­го­цен­ным ка­м­ням и юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти ко­то­рое бы ку­ри­ро­ва­ло до­бы­чу, аф­фи­наж и пе­ре­ра­бо­т­ку дра­го­цен­но­го сы­рья, по ти­пу Глав­но­го управ­ле­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и ал­ма­зов "Гла­вал­маз­зо­ло­то" при Со­ве­те Ми­ни­ст­ров СССР. На­чаль­ник та­ко­го управ­ле­ния ра­нь­ше был на пра­вах ми­ни­стра. Не­об­хо­ди­мо по­сте­пе­н­но вво­дить этот от­рас­ле­вой ор­ган ис­пол­ни­тель­ной вла­сти в си­сте­му управ­ле­ния стра­ной. Что ка­са­ет­ся об­ра­ще­ния к Пре­зи­ден­ту РФ, то го­то­вить со­о­т­вет­ству­ю­щий до­ку­мент на­до не толь­ко на его имя, но и в ад­рес Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства РФ.

Вы­зы­ва­ет во­про­сы пункт 5 Ре­зо­лю­ции. Во-­пе­р­вых, “вве­де­ние от­рас­ле­вых стан­дар­тов и их же­ст­кое со­б­лю­де­ние все­ми участ­ни­ка­ми ры­н­ка”. От­рас­ле­вые стан­дар­ты дей­ству­ют у нас со вре­мен СССР, кто это­го не зна­ет? Ку­да дел­ся ОСТ 117-3-002-95? Во-в­то­рых, “пол­ное и че­ст­ное рас­кры­тие ин­фор­ма­ции об из­де­лии, вклю­чая ис­чер­пы­ва­ю­щую ин­фор­ма­цию по встав­кам, в фор­ме, удоб­ной для по­тре­би­те­ля”. Это то­же чет­ко про­пи­са­но в дей­ству­ю­щих нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тах. В-тре­тьих, “у­си­ле­ние внут­ри­о­т­рас­ле­во­го кон­тро­ля (со сто­ро­ны об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций)”. Ес­ли я как пред­ста­ви­тель Со­ю­за юве­ли­ров СЗФО при­ду на ка­кое-­ни­будь пред­при­я­тие с це­лью «п­ро­кон­тро­ли­ро­вать», то, бо­юсь, мне от­ве­тят очень гру­бо. Уси­ле­ние внут­рен­не­го кон­тро­ля воз­ло­же­но на Го­су­дар­ствен­ные ин­с­пе­к­ции про­би­р­но­го на­д­зо­ра. Имен­но для это­го они со­з­да­ны и на­де­ле­ны со­о­т­вет­ству­ю­щи­ми пра­ва­ми. Об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции мо­гут толь­ко об­ще­ствен­но по­ри­цать. Но ес­ли у ко­м­па­нии 500% при­бы­ли, то по­ри­цай­те ее хоть до по­те­ри пуль­са, ей без­раз­ли­ч­но. По­это­му пункт 5 – во­об­ще сло­во­б­лу­дие. Ес­ли речь идет о том, что­бы при­ве­сти все от­рас­ле­вые стан­дар­ты стран Ев­роАзЭс к еди­но­му “з­на­ме­на­те­лю”, то это на­до де­лать. Но это не фун­к­ция не об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций. Они дол­ж­ны сфор­му­ли­ро­вать та­кую за­да­чу пе­ред ис­пол­ни­тель­ной вла­стью.

Вве­де­ние QR-ко­дов до­сту­п­но по боль­шей ча­сти лишь кру­п­ным от­рас­ле­вым пред­при­я­ти­ям. Для ма­ло­го биз­не­са это весь­ма тру­до­е­м­ко, за­трат­но и про­б­ле­ма­ти­ч­но. То есть 90% фирм это­го сде­лать не смо­гут и в ре­зуль­та­те, при обя­за­тель­ной ре­ги­стра­ции в не­кой об­щей ба­зе QR-ко­дов, вы­ну­ж­де­ны бу­дут уй­ти с ры­н­ка. Они не­под­го­то­в­ле­ны. Оста­нет­ся 10% кру­п­ных иг­ро­ков. Я не про­тив вве­де­ния та­кой си­сте­мы, но в бу­ду­щем, в те­че­ние 5 – 7 лет по­с­ле при­ня­тия со­о­т­вет­ству­ю­ще­го от­рас­ле­во­го стан­дар­та.

Про­чтя пункт 6 (“У­част­ни­ки со­ве­ща­ния от­ме­ча­ют уча­ще­ние пре­тен­зий на­ло­го­вых ор­га­нов по упла­те НДС и пре­тен­зий пра­во­о­хра­ни­тель­ных ор­га­нов в ча­сти на­ру­ше­ний тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства при ис­поль­зо­ва­нии ло­ма и от­хо­дов юве­ли­р­ных из­де­лий”). хо­чет­ся спро­сить “ну и что?”. Эти ор­га­ны дей­ству­ют в пол­ном со­гла­сии с су­ще­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством. Со­вер­шен­ствуй­те, кто же про­тив! Но за­чем вклю­чать это в Ре­зо­лю­цию? Во­об­ще у ме­ня сло­жи­лось впе­чат­ле­ние, что текст пи­сал че­ло­век, ко­то­рый ни­че­го не по­ни­ма­ет в юве­ли­р­ной ин­ду­стрии. И на ме­сте бю­ро­кра­та я бы рас­сме­я­л­ся над та­ким до­ку­мен­том.

А вот пункт 8, ка­са­ю­щий­ся ро­ста из­дер­жек юве­ли­р­но­го биз­не­са на ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние тре­бо­ва­ний­ ­за­ко­но­да­тель­ства по про­ти­во­дей­ствию ле­га­ли­за­ции до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, – жиз­нен­но не­об­хо­дим. Вся про­дук­ция, про­из­во­ди­мая юве­ли­р­ной от­рас­лью, - част­ная соб­ствен­но­сть, в ней нет до­ли го­су­дар­ства. При ро­сте этих из­дер­жек то­ва­ро­о­бо­рот сни­жа­ет­ся в ра­зы, и го­су­дар­ство те­ря­ет на­ло­ги. Кро­ме то­го, сей­час апри­о­ри под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, что все пред­ста­ви­те­ли юве­ли­р­ной от­рас­ли – пре­сту­п­ни­ки на­рав­не с нар­ко­ди­ле­ра­ми. Это на­но­сит гро­ма­д­ный мо­раль­ный ущерб как по­тре­би­те­лям, так и про­из­вод­ствам. Но все по­лу­ме­ры, ко­то­рые пред­ла­га­ют­ся в Ре­зо­лю­ции, - мел­кое про­хин­дей­ство. Ес­ли, как от­ме­че­но, “до­би­вать­ся вы­во­да юве­ли­р­ных из­де­лий из се­реб­ра из-­под дей­ствия за­ко­на по про­ти­во­дей­ствию ле­га­ли­за­ции до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­те­м”, то се­реб­ро ав­то­ма­ти­че­ски пе­рей­дет в раз­ряд би­жу­те­рии. Это пол­но­стью ни­ве­ли­ру­ет его при­в­ле­ка­тель­ность как дра­го­цен­но­го ме­тал­ла в гла­зах по­тре­би­те­лей. И по­доб­ных «за­мас­ки­ро­ван­ных» уло­вок в Ре­зо­лю­ции мно­го…

Е­дин­ствен­ный пункт, с ко­то­рым я со­гла­сен без­о­го­во­роч­но, - пункт 9. Все пе­ре­чис­лен­ные ме­ры для раз­ви­тия экс­пор­та юве­ли­р­ных из­де­лий не­об­хо­ди­мо сроч­но при­ни­мать.

Пункт 10 сфор­му­ли­ро­ван весь­ма рас­плы­в­ча­то. “У­част­ни­ки со­ве­ща­ния при­з­на­ют раз­ли­чия в же­ст­ко­сти кон­тро­ля ры­н­ков юве­ли­р­ных из­де­лий стран ЕврАзЭс. В свя­зи с этим, при­з­на­ют и ри­с­ки по­сту­п­ле­ния с не­ко­то­рых на­прав­ле­ний не­за­кон­но вве­зен­ных юве­ли­р­ных из­де­лий из даль­не­го за­ру­бе­жья” Мы кон­ста­ти­ру­ем, что бу­дут труд­но­сти. Ну да, бу­дут.

Пред­ла­гаю до­пол­ни­тель­но вве­сти обя­за­тель­ную от­чет­ность по клей­ме­нию (по шту­ках, мас­се и ме­тал­лу) ор­га­на­ми про­би­р­но­го на­д­зо­ра, от­кры­тую для всех участ­ни­ков ры­н­ка, име­ю­щих ре­ги­стра­ци­он­ные удо­сто­ве­ре­ния ГИПН. Услу­га мо­жет быть плат­ной. На За­па­де за­да­ча бю­ро­кра­тов - ин­фор­ми­ро­вать о со­сто­я­нии ры­н­ка всех его участ­ни­ков. А у нас чи­но­в­ни­ки толь­ко ли­жут за­д­ни­цы сво­им на­чаль­ни­кам. Ин­фор­ма­цию со­би­ра­ют, но ни­ко­му ее не рас­кры­ва­ют. Ес­ли обя­зать их это де­лать, то ры­нок на­ч­нет ак­тив­но раз­ви­вать­ся. То­г­да чи­но­в­ни­ки бу­дут ну­ж­ны. Они, в при­н­ци­пе, по­лез­ные лю­ди, но по­че­му-то мы все вре­мя ока­зы­ва­е­м­ся с ни­ми по раз­ные сто­ро­ны бар­ри­ка­ды. Уже 25 лет ни­кто ни­че­го не зна­ет не толь­ко о юве­ли­р­ной от­рас­ли, но и обо всей эко­но­ми­ке стра­ны. Вот нам го­во­рят: ВВП под­ня­лось на 0,01%. А от­ку­да взя­л­ся этот по­ка­за­тель? Мне, как эко­но­ми­сту, не­по­нят­но. По­стро­е­ний нет, а есть ка­кие-то не­про­ве­ря­е­мые ци­ф­ры».

[ rjexpert.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->