Критическая масса вторичного рынка

Раздел: Драгоценные камни
28 марта 2017 г.

Сер­гей Го­ря­и­нов, Rough&Polished

Пред­ставь­те се­бе ав­то­мо­биль­ный ры­нок, на ко­то­ром в те­че­ние по­лу­ве­ка ав­то­мо­би­ли не уста­ре­ва­ют и не ути­ли­зи­ру­ют­ся. Ка­ж­дый год про­из­во­дят­ся ми­л­ли­о­ны но­вых ма­шин, но все про­из­ве­ден­ные ра­нее по-­пре­ж­не­му на ры­н­ке, их ха­ра­к­те­ри­сти­ки не­из­мен­ны, они по­ку­па­ют­ся и про­да­ют­ся. Оче­вид­но, та­кой ры­нок об­ре­чен – не­ук­лон­но рас­ту­щая то­вар­ная мас­са бу­дет да­вить на це­ну до тех пор, по­ка она не ока­жет­ся ни­же се­бе­сто­и­мо­сти и про­из­во­ди­тель бу­дет ра­зо­рен. Чем та­кая мо­дель от­ли­ча­ет­ся от со­вре­мен­но­го ры­н­ка при­род­ных бри­л­ли­ан­тов? Тем же, чем ал­маз огра­нен­ный, на­при­мер, на смо­лен­ском «Кри­стал­ле» в 1967 го­ду, от та­ко­го же, огра­нен­но­го там же вче­ра. То есть – ни­чем.

Исто­ри­че­ски, со­з­да­ние но­вых по­тре­би­те­лей бы­ло для ал­маз­ной ин­ду­стрии де­лом не ме­нее ва­ж­ным, чем по­иск и раз­ра­бо­т­ка но­вых ме­сто­ро­ж­де­ний - это бы­ло не­об­хо­ди­мым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния и про­цве­та­ния ры­н­ка. Но уни­что­же­ние ев­ро­пей­ской до­бы­чи бла­го­род­но­го опа­ла, вол­шеб­ное пре­вра­ще­ние Япо­нии в по­тре­би­те­ля № 2, «Eternity Ring» для со­вет­ских ал­ма­зов и дру­гие слав­ные ве­хи на пу­ти фор­ми­ро­ва­ния све­жих по­тре­би­тель­ских ар­мий при­ве­ли к то­му, что се­го­д­ня на ру­ках у по­тре­би­те­лей ско­пи­лось огро­м­ное ко­ли­че­ство из­де­лий с бри­л­ли­ан­та­ми. По дан­ным экс­пе­р­тов Blue Nile их оце­ноч­ная сто­и­мость пре­вы­ша­ет три­л­ли­он дол­ла­ров. И ста­ра­ни­я­ми всех участ­ни­ков «ал­маз­но­го тру­бо­про­во­да» эта ци­ф­ра не­пре­ры­в­но рас­тет. Оде­ж­да и ак­сес­су­а­ры вы­хо­дят из мо­ды, га­д­же­ты и ав­то­мо­би­ли мо­раль­но и тех­ни­че­ски уста­ре­ва­ют и толь­ко «diamonds are forever». Ле­ген­дар­ный ре­кла­м­ный сло­ган мед­лен­но, но вер­но пре­вра­ща­ет­ся в не­доб­рую шут­ку – бри­л­ли­ан­ты дей­стви­тель­но веч­ны, не ста­ре­ют и не пор­тят­ся. Они воз­вра­ща­ют­ся на ры­нок.

Ка­ков объ­ем вто­ри­ч­но­го ры­н­ка бри­л­ли­ан­тов, се­го­д­ня точ­но не зна­ет ни­к­то. Но то, что про­б­ле­ма су­ще­ству­ет и она весь­ма се­рьез­на, по­нят­но всем. Ина­че бы De Beers не на­чи­на­ла Diamond Reselling Insight Programme и не со­з­да­ва­ла бы International Institute of Diamond Valuation (IIDV). Тем не ме­нее все от­кры­тые про­г­но­зы по ры­н­кам ал­ма­зов и бри­л­ли­ан­тов упор­но про­дол­жа­ют иг­но­ри­ро­вать факт су­ще­ство­ва­ния огро­м­но­го (и не­пре­ры­в­но рас­ту­ще­го) «про­из­во­ди­те­ля». При­чи­на про­ста – ни­кто не зна­ет, как его по­с­чи­тать.

На дру­гих ры­н­ках рос­ко­ши вто­ри­ч­ный обо­рот – пред­мет са­мо­го при­сталь­но­го вни­ма­ния и ана­ли­за. Вот, на­при­мер, ры­нок сто­ло­во­го се­ре­бра. По дан­ным The Silver Institute, в 2015 го­ду спрос на этот то­вар со­ста­вил 62,9 млн ун­ций. А в пе­ре­ра­бо­т­ку в этом же го­ду пошло 28,5 млн ун­ций сто­ло­во­го се­ре­бра. И это толь­ко то, что пошло в аф­фи­наж, без уче­та со­дер­жи­мо­го при­лав­ков ан­ти­к­вар­ных и ко­мис­си­он­ных ма­га­зи­нов и online тор­го­вых пло­ща­док, на ко­то­рых про­да­ет­ся по­дер­жан­ное сто­ло­вое се­ре­бро. Мо­ж­но с уве­рен­но­стью утвер­ж­дать, что бо­лее по­ло­ви­ны пред­ло­же­ния на ры­н­ке сто­ло­во­го се­реб­ра фор­ми­ру­ет вто­ри­ч­ный ры­нок.

Но ес­ли на­се­ле­ние в та­ких мас­шта­бах рас­ста­ет­ся с фа­миль­ным се­ре­бром, по­че­му мы дол­ж­ны ду­мать, что с бри­л­ли­ан­та­ми оно по­сту­па­ет ина­че? Где се­го­д­ня аме­ри­кан­ские мат­ро­ны, ко­то­рые по­лу­чи­ли «eternity ring» c 25 бри­л­ли­ан­та­ми на се­реб­ря­ную сва­дь­бу го­ду так в 1965? Не­у­же­ли к бри­л­ли­ан­там по­кой­ной ба­бу­ш­ки на­след­ни­ки ис­пы­ты­ва­ют боль­ший пи­е­тет, чем к ее же сто­ло­во­му се­реб­ру? Вряд ли, про­сто ста­ти­сти­ка аф­фи­на­ж­ных за­во­дов от­но­си­тель­но до­сту­п­на, а ни один юве­лир, ди­лер и ри­тей­лер не ста­нет гру­зить кли­ен­та по­дроб­но­стя­ми, от­ку­да он по­лу­чил бри­л­ли­ан­ты для его но­во­го укра­ше­ния.

Наш го­ди­ч­ный мо­ни­то­ринг цен на элек­трон­ных тор­го­вых пло­ща­д­ках по­ка­зал, что бри­л­ли­ан­ты в по­дер­жан­ных юве­ли­р­ных из­де­ли­ях мас­со­во­го про­из­вод­ства 1960-1990 го­дов про­да­ют­ся в сред­нем за 50% от це­ны ана­ло­ги­ч­ных ка­м­ней в Rapaport Diamond Report. Точ­но та­кое же со­о­т­но­ше­ние цен на ры­н­ке сто­ло­во­го се­реб­ра – вин­таж мас­со­во­го про­из­вод­ства 1960-1990 го­дов идет за пол­це­ны от со­вре­мен­ных из­де­лий. Так что ги­по­те­зу о том, что вто­ри­ч­ный ры­нок – это ми­ни­мум по­ло­ви­на ры­н­ка бри­л­ли­ан­тов, мо­ж­но счи­тать ра­бо­чей.

В ос­но­ве бла­го­при­ят­ных (д­ля про­из­во­ди­те­лей ал­ма­зов) це­но­вых про­г­но­зов до сих пор ле­жит те­зис об ис­то­ще­нии ми­ро­вой ми­не­раль­но–­сы­рье­вой ба­зы. Впе­р­вые эта мысль бы­ла озву­че­на де­сять лет на­зад в ин­тер­вью, ко­то­рое взял ав­тор этих строк у ака­де­ми­ка Н. П. По­хи­лен­ко. Ака­де­мик ока­за­л­ся прав – но­вых кру­п­ных ме­сто­ро­ж­де­ний с тех пор от­кры­то не бы­ло. Вот толь­ко мо­щ­ность вто­ри­ч­но­го ры­н­ка, а тем бо­лее ре­а­к­ция это­го «ме­сто­ро­ж­де­ния» на ми­ро­вые эко­но­ми­че­ские кри­зи­сы то­г­да не об­су­ж­да­лась. А с уче­том это­го фа­к­то­ра це­но­вые пе­р­с­пе­к­ти­вы вы­г­ля­дят да­ле­ко не ра­ду­ж­но. И де­ло здесь не толь­ко в ба­наль­ном дав­ле­нии на ры­нок на­ко­п­лен­ной за сто­ле­тие про­мы­ш­лен­ной до­бы­чи ал­ма­зов то­вар­ной мас­сы.

Мас­со­вый по­тре­би­тель опа­са­ет­ся поль­зо­вать­ся пред­ме­та­ми, ко­то­рые ко­г­да-­ли­бо при­на­д­ле­жа­ли дру­го­му че­ло­ве­ку. «П­ло­хая аура», «п­ло­хая энер­ге­ти­ка» - весь­ма рас­про­стра­нен­ные фо­бии, с ко­то­ры­ми ча­сто при­хо­ди­т­ся стал­ки­вать­ся про­дав­цам вин­та­жа и ан­ти­к­ва­ри­а­та. Но есть ли у по­тре­би­те­ля га­ран­тия, что бри­л­ли­ант в но­вом укра­ше­нии, ко­то­рое он по­ку­па­ет се­го­д­ня в бу­ти­ке, не взят с вто­ри­ч­но­го ры­н­ка? Та­кой га­ран­тии нет. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность то­го, что этот ка­мень до­быт не вче­ра, а в 1935, 1951 или, на­при­мер, в 1970? Ве­ро­ят­ность не опре­де­ле­на, мо­ж­но дис­ку­ти­ро­вать – боль­шая она или не очень. Но не под­ле­жит со­м­не­нию, что она не ну­ле­ва­я! Хо­чет ли по­тре­би­тель, что­бы у не­го ока­за­л­ся ка­мень, до­бы­тый в ЮАР вре­мен апар­те­и­да или бо­е­ви­ка­ми Са­ви­м­би в Ан­го­ле? А мо­жет быть, этот ка­мень ко­г­да-то при­на­д­ле­жал жер­т­ве Хо­ло­ко­ста?

В­пол­не ве­ро­ят­но, что вто­ри­ч­ный ры­нок бри­л­ли­ан­тов на­брал кри­ти­че­скую мас­су, как в то­вар­ном, так и в ин­фор­ма­ци­он­ном смысле. Да­же уди­ви­тель­но, что апо­ло­ге­ты ал­маз­ной син­те­ти­ки по­ка не ис­поль­зу­ют его убий­ствен­ный по­тен­ци­ал. «Дет­ский труд», «эко­ло­гия», «кро­ва­вые ал­ма­зы» - это тро­тил, а вот «п­ло­хая аура» - это ядер­ный за­ряд. В свое вре­мя с по­мо­щью по­доб­ной «бо­м­бы» (ка­мень при­но­сит не­с­ча­стье) был за­чи­щен в поль­зу бри­л­ли­ан­та ры­нок бла­го­род­но­го опа­ла. И, мо­жет быть, сле­ду­ю­щий ви­ток спи­ра­ли уже близ­ко.

[ rough-polished.com ]

  • 28 марта 2017 г.:

    все правильно, поколение "большого пальца" уже и так равнодушно к бриллиантам, а если им рассказывать, что в новом изделии может быть камень б/у, который когда-то принадлежал челу с трагической судьбой, то воще от натуральных камней шарахаться начнут. Синтетика рулит - за ней абсолютная чистота и в этом смысле. Кирдык скоро и Де Бирсу и Алросе:)))

  • 31 марта 2017 г.:

    Здравствуйте. Не согласен с предыдущим комментарием в части сроков. "Кирдык" будет, но медленно и с некоторыми всплесками. Многие рассматривают бриллиант , как долгосрочную инвестицию и камни лежат себе по сейфам. Места не занимают. Правда это не относится к изделиям массового сегмента, там да. Камни с ломбардов и скупок идут на вторичный рынок.

  • 31 марта 2017 г.:

    Так в статье и речь идет о массовом сегменте. Как инвестицию можно рассматривать камни от 3-х карат и выше. А в срезе добычи АЛРОСА 80% это мелочь, которую индусы гранят для ширпотреба. Поэтому и кирдык.

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->