Маркировать нельзя клеймить. Где поставить запятую?

Раздел: Рынки
18 января 2017 г.

Вла­ди­мир Збой­ко­в

И­дея пред­ло­жить Про­би­р­ной па­ла­те Рос­сии пе­рей­ти на Ай-ти кон­троль обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий с мар­ки­ро­в­кой RFID ра­дио­ча­сто­т­ны­ми мет­ка­ми ро­ди­лась в 2010 го­ду, ко­г­да во всех СМИ об­су­ж­да­лось за­си­лие кон­тра­бан­ды и кон­тра­фа­к­та на рос­сий­ском юве­ли­р­ном ры­н­ке. Пред­ло­же­ние От­рас­ле­во­го от­де­ле­ния ДМДК «Де­ло­вой Рос­сии» бы­ло вне­се­но в мо­мент, ко­г­да в Мин­фи­не раз­ра­ба­ты­ва­лись пла­ны со­з­да­ния Фе­де­раль­ной слу­ж­бы по кон­тро­лю ДМДК, и Ай-ти кон­троль мог бы быть ча­сти­ч­ной аль­тер­на­ти­вой до­ро­го­сто­я­щей ини­ци­а­ти­ве об­ра­зо­ва­ния но­во­го ве­до­м­ства. Но на от­кры­том об­су­ж­де­нии пред­ло­же­ния в ок­тяб­ре 2010 го­да Про­би­р­ная па­ла­та Рос­сии в ли­це то­г­да­ш­не­го за­ме­сти­те­ля ру­ко­во­ди­те­ля Бо­ри­со­ва Б.П. ока­за­ла острое про­ти­во­дей­ствие даль­ней­ше­му об­су­ж­де­нию идеи Ай-ти кон­тро­ля в про­би­р­ном на­д­зо­ре.

Вто­рой вол­ной всплес­ка ин­те­ре­са к Ай-ти кон­тро­лю че­рез мар­ки­ро­в­ку би­рок ста­ла сло­жив­ша­я­ся кри­зис­ная си­ту­а­ция в 2014 го­ду, ко­г­да на вол­не рез­ко­го «за­кру­чи­ва­ния га­ек» во всех от­рас­лях эко­но­ми­ки ста­ло оче­вид­но, что уси­ле­ние го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля в юве­ли­р­ной сфе­ре не­из­бе­ж­но и оста­ет­ся лишь во­про­сом вре­ме­ни. То­г­да и на­ча­лись пе­р­вые про­дук­тив­ные кон­суль­та­ции с Про­би­р­ной па­ла­той Рос­сии. Од­на­ко спад про­даж в юве­ли­р­ной от­рас­ли и, глав­ное, рез­кое сни­же­ние юве­ли­р­ной кон­тра­бан­ды из-­за ро­ста кур­са дол­ла­ра сни­зи­ли ак­ту­аль­ность во­про­са уси­ле­ния кон­тро­ля.

И вот в кон­це 2016 го­да при­ш­ла тре­тья вол­на воз­вра­ще­ния к во­про­су. Те­перь уже об­су­ж­де­ние те­мы ини­ци­и­ро­ва­но го­су­дар­ством, точ­нее – на­д­го­су­дар­ствен­ным ор­га­ном, Евразий­ской эко­но­ми­че­ской ко­мис­си­ей. Соб­ствен­но, эта вол­на по­ш­ла во­об­ще «не от юве­ли­р­ки», а от под­ве­де­ния ито­гов пи­ло­т­но­го про­ек­та по мар­ки­ро­в­ке ме­хо­вых из­де­лий. Как по­ка­за­ли ито­ги пи­ло­т­но­го «шуб­но­го» про­ек­та мар­ки­ро­в­ки RFID ра­дио­ча­сто­т­ны­ми мет­ка­ми, от экс­пе­ри­мен­та вы­и­г­ра­ли все: и по­тре­би­тель, и про­из­во­ди­тель, и го­су­дар­ство.

Ус­пе­хи мар­ки­ро­в­ки ме­хо­вых из­де­лий в стра­нах ЕврАзЭС по­бу­ди­ли чи­но­в­ни­ков пе­ре­не­сти эту ме­то­ди­ку и на дру­гие от­рас­ли эко­но­ми­ки - в бу­ду­щем пе­ре­чень ка­те­го­рий то­ва­ров, где пла­ни­ру­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние мар­ки­ро­в­ки, рас­ши­ри­т­ся. В чис­ле про­че­го, где пред­по­ла­га­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние мар­ки­ро­в­ки, об­су­ж­да­ет­ся и юве­ли­р­ная сфе­ра.

П­ло­хо это для юве­ли­р­но­го биз­не­са, или хо­ро­шо? Для это­го да­вай­те оце­ним пе­р­с­пе­к­ти­вы рос­сий­ской юве­ли­р­ной про­мы­ш­лен­но­сти в ра­м­ках ожи­да­е­мых но­ва­ций – при­з­на­ния на тер­ри­то­рии Рос­сии про­би­р­ных клейм Бе­ла­ру­си, Ар­ме­нии, Ка­за­х­ста­на и Ки­р­ги­зии. Этим фа­к­том на­прочь уби­ва­ет­ся ар­гу­мент Про­би­р­ной па­ла­ты Рос­сии о том, что в Рос­сии юве­ли­р­ные из­де­лия на­де­ж­но за­щи­ще­ны го­су­дар­ствен­ным про­би­р­ным клей­мом. Те­перь оно, это клей­мо, не все­г­да бу­дет го­су­дар­ствен­ным (в Ка­за­х­ста­не Про­би­р­ная па­ла­та част­ная), и уж точ­но – не все­г­да рос­сий­ское.

С уче­том фа­к­ти­че­ско­го от­сут­ствия на дан­ный мо­мент эф­фек­тив­ной си­сте­мы про­би­р­но­го на­д­зо­ра в Ар­ме­нии, Ка­за­х­ста­не, и осо­бен­но – в Ки­р­ги­зии, нет ни­ка­ких на­дежд на то, что про­би­р­ные клей­ма на юве­ли­р­ных из­де­ли­ях этих стран бу­дут: а) со­о­т­вет­ство­вать ре­аль­ным до­лям дра­го­цен­ных ме­тал­лов в спла­ве, б) во­об­ще бу­дут на­сто­я­щи­ми про­би­р­ны­ми клей­ма­ми, а не эле­мен­та­ми юве­ли­р­ных из­де­лий, вы­пол­нен­ны­ми са­ми­ми юве­ли­р­ны­ми ко­м­па­ни­я­ми и/и­ли им­пор­те­ра­ми.

Нет со­м­не­ний, что в усло­ви­ях со­хра­не­ния хоть и не­боль­шой, но дей­ству­ю­щей ввоз­ной по­ш­ли­ны на юве­ли­р­ные из­де­лия, и в усло­ви­ях иной, чем в Рос­сии, сте­пе­ни про­з­ра­ч­но­сти гра­ниц трех упо­мя­ну­тых стран Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ства, тол­пы жу­ли­ков на­ч­нут бес­по­шлин­но вво­зить в них ту­ре­ц­кие, ки­тай­ские, да чьи угод­но юве­ли­р­ные из­де­лия. В ка­че­стве тран­зи­та на глав­ный ры­нок стран ЕврАзЭС – в Рос­сию. И на этих из­де­ли­ях из­на­чаль­но, уже при пе­ре­се­че­нии гра­ниц этих стран, бу­дут сто­ять яко­бы про­би­р­ные клей­ма дан­ных упо­мя­ну­тых рес­пуб­лик. При­чем с эти­ми «про­би­р­ны­ми клей­ма­ми» юве­ли­р­ные из­де­лия из Ар­ме­нии, Ка­за­х­ста­на и Ки­р­ги­зии смо­гут со­вер­шен­но сво­бод­но вво­зить­ся в Рос­сию и про­да­вать­ся у нас в лю­бом юве­ли­р­ном ма­га­зи­не. О ка­кой то­г­да за­щи­те по­тре­би­те­ля про­би­р­ным клей­мом мо­ж­но бу­дет го­во­рить?

Ко­неч­но, в Рос­сии пред­при­мут не­кие ме­ры для сдер­жи­ва­ния ожи­да­е­мо­го по­то­ка фа­к­ти­че­ски кон­тра­бан­д­ных, хоть и «о­бе­лен­ных» в дру­же­ствен­ных стра­нах юве­ли­р­ных из­де­лий. Но мо­гут ли та­кие ме­ры быть эф­фек­тив­ны­ми без ор­га­ни­за­ции Ай-ти кон­тро­ля за всем обо­ро­том юве­ли­р­ных из­де­лий? Уве­рен, что нет, ни­ка­кой сдер­жи­ва­ю­щей си­лы не по­лу­чи­т­ся, ес­ли Ай-ти кон­троль не бу­дет вве­ден в юве­ли­р­ную сфе­ру.

А мо­жет ли быть ор­га­ни­зо­ван Ай-ти кон­троль за обо­ро­том то­ва­ра без обя­за­тель­ной ин­фор­ма­ци­он­ной мар­ки­ро­в­ки это­го са­мо­го то­ва­ра? Нет, не мо­жет. Ими­та­ция Ай-ти кон­тро­ля мо­жет быть в лю­бом ви­де ор­га­ни­зо­ва­на, но на­сто­я­щее от­сле­жи­ва­ние дви­же­ния по­то­ков то­ва­ра без его ин­фор­ма­ци­он­ной мар­ки­ро­в­ки, под­да­ю­щей­ся ма­шин­но­му счи­ты­ва­нию, не­воз­мо­ж­на в при­н­ци­пе.

Итак, у рос­сий­ских юве­ли­ров на­ри­со­ва­лась аль­тер­на­ти­ва:
- ли­бо на рос­сий­ский ры­нок при­дет по­ток яко­бы за­клей­мен­ных про­би­р­ным клей­мом юве­ли­р­ных из­де­лий, про­из­ве­ден­ных яко­бы в дру­же­ствен­ных рес­пуб­ли­ках ЕврАзЭС,
- ли­бо в ра­м­ках ЕврАзЭС бу­дет при­ня­то обя­за­тель­ное мар­ки­ро­ва­ние юве­ли­р­ных из­де­лий и го­су­дар­ством бу­дет ор­га­ни­зо­ван сквоз­ной Ай-ти кон­троль за их обо­ро­том.

А в чем, соб­ствен­но, раз­ни­ца этих двух сце­на­ри­ев для рос­сий­ско­го по­тре­би­те­ля и про­из­во­ди­те­ля юве­ли­р­ных из­де­лий? А в том, что бла­го­да­ря ор­га­ни­за­ции на ба­зе мар­ки­ро­в­ки Ай-ти кон­тро­ля за их обо­ро­том юве­ли­р­ных из­де­лий, лю­бой по­тре­би­тель в лю­бом ма­га­зи­не смо­жет без про­б­лем узнать, где же на са­мом де­ле бы­ло из­го­то­в­ле­но юве­ли­р­ное из­де­лие. И сде­лать са­мо­сто­я­тель­ный вы­вод: мо­ж­но ли до­ве­рять та­ко­му про­из­во­ди­те­лю? Не ва­ж­но, есть ли при этом на са­мом из­де­лии про­би­р­ное клей­мо, чье оно, на­сто­я­щее ли и что на нем на­пи­са­но. Ду­маю, то до­ве­рие, ко­то­рое бы­ло сфор­ми­ро­ва­но на рос­сий­ском ры­н­ке рос­сий­ски­ми про­из­во­ди­те­ля­ми и Рос­сий­ской про­би­р­ной па­ла­той, со­хра­нят на­шим из­де­ли­ям хо­ро­шее кон­ку­рен­т­ное пре­и­му­ще­ство…

О­п­по­нен­ты вве­де­ния Ай-ти кон­тро­ля за обо­ро­том юве­ли­р­ных из­де­лий обы­ч­но ссы­ла­ют­ся на «о­то­р­ван­но­сть» ин­фор­ма­ци­он­ной мар­ки­ро­в­ки от са­мо­го из­де­лия (ин­фор­ма­ци­он­ная мар­ки­ро­в­ка ста­ви­т­ся не на из­де­лие, а на его би­р­ку). Но ведь би­р­ка не­раз­ры­в­но свя­за­на с юве­ли­р­ным из­де­ли­ем вплоть до мо­мен­та его роз­ни­ч­ной ре­а­ли­за­ции. И имен­но до это­го мо­мен­та и дол­жен осу­ще­ств­лять­ся Ай-ти кон­троль за обо­ро­том то­ва­ра. Все, что по­с­ле кас­сы – это уже гра­ж­дан­ский обо­рот то­ва­ра, не под­ле­жа­щий ни­ка­ко­му кон­тро­лю. По­нят­но, что ни один ло­м­бард или ску­п­ка при при­е­ме юве­ли­р­но­го из­де­лия от гра­ж­дан по-лю­бо­му не об­ра­ща­ют вни­ма­ние на клей­мо, са­мо­сто­я­тель­но про­ве­ряя ме­талл.

Од­ним из по­во­дов опа­се­ния рос­сий­ских юве­ли­ров при об­су­ж­де­нии вве­де­ния обя­за­тель­ной мар­ки­ро­в­ки вы­сту­па­ет опас­ность до­пол­ни­тель­ных из­дер­жек на ее осу­ще­ств­ле­ние. Здесь есть по­ле для ма­невра: мар­ки­ро­в­ка мо­жет быть с ис­поль­зо­ва­ни­ем RFID ра­дио­ча­сто­т­ных ме­ток (их це­на мо­жет ле­жать в пре­де­лах 10 – 60 руб­лей за шту­ку), ли­бо с ис­поль­зо­ва­ни­ем дву­мер­ных (2D) пе­чат­ных ко­дов, на­и­бо­лее по­пу­ляр­ным из ко­то­рых стал се­го­д­ня QR код. На­не­се­ние та­кой мар­ки­ро­в­ки на би­р­ку не сто­ит ни­че­го, т.к. его фор­ми­ро­ва­ние идет бес­плат­ной про­гра­м­мой, а сам он про­сто пе­ча­та­ет­ся на бу­ма­ге, т.е. на би­р­ке.

Ва­ж­но от­ме­тить, что Ай-ти кон­троль смо­жет до­пол­ни­тель­но по­вы­сить кон­ку­рен­то­с­по­соб­ность рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей юве­ли­р­ных из­де­лий по срав­не­нию с за­ру­бе­ж­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми им­пор­ти­ру­е­мых в Рос­сию из­де­лий. Ес­ли се­го­д­ня про­дук­ция толь­ко оте­че­ствен­ных юве­ли­р­ных про­из­во­ди­те­лей по­лу­ча­ет «об­рат­ный ад­рес» - от­тиск имен­ни­ка про­из­во­ди­те­ля, то им­пор­т­ные же из­де­лия се­го­д­ня во­об­ще не по­лу­ча­ют на рос­сий­ском ры­н­ке яв­но счи­ты­ва­е­мых све­де­ний об «об­рат­ном ад­ре­се». И про­да­вец мо­жет ле­г­ко ска­зать про ту­ре­ц­кое из­де­лие без имен­ни­ка, что оно, ска­жем, из Ита­лии, не­о­прав­дан­но за­вы­шая его пре­стиж в про­ти­во­вес рос­сий­ской про­дук­ции.

Пер­со­на­ли­за­ция кон­крет­но­го юве­ли­р­но­го из­де­лия, до­сти­га­е­мая мар­ки­ро­в­кой, да­ет воз­мо­ж­ность ра­ди­каль­но­го пе­ре­но­са от­вет­ствен­но­сти за ка­че­ство из­де­лий от го­су­дар­ства как на оте­че­ствен­но­го про­из­во­ди­те­ля, так и на им­пор­те­ра из­де­лий. Оче­вид­но, в этих усло­ви­ях вы­и­г­ры­ва­ет и по­тре­би­тель - по­яв­ля­ет­ся воз­мо­ж­ность предъ­яв­ле­ния су­деб­ных ис­ков к ре­аль­но­му ви­но­в­ни­ку в слу­чае ка­ких-­ли­бо на­ру­ше­ний ка­че­ства из­де­лий.

Ин­фор­ма­ци­он­ная мар­ки­ро­в­ка юве­ли­р­ных из­де­лий во­об­ще мо­жет ока­зать­ся един­ствен­ным шан­сом спа­се­ния юве­ли­р­но­го ры­н­ка, до­ве­рие к ко­то­ро­му во мно­гом уже по­до­р­ва­но из-­за слу­ча­ев об­ма­на по­тре­би­те­лей в ча­сти вста­вок. Ка­че­ствен­ные ха­ра­к­те­ри­сти­ки юве­ли­р­ных вста­вок, вклю­чая бри­л­ли­ан­ты, се­го­д­ня за­яв­ля­ет про­из­во­ди­тель, им­пор­тер или тор­го­в­ля, и про­би­р­ный на­д­зор их не кон­тро­ли­ру­ет. При­чем за­яв­ля­ет в та­ком ви­де и фор­ме, как раз­ре­ше­но го­су­дар­ством, но в боль­шин­стве слу­ча­ев не­по­нят­но по­тре­би­те­лю (и­ме­ют­ся в ви­ду со­кра­ще­ния опи­са­ния вста­вок на би­р­ках). Хо­тя сто­и­мость бри­л­ли­ан­тов в юве­ли­р­ных из­де­ли­ях мо­жет в со­т­ни раз пре­вы­шать сто­и­мость дра­го­цен­но­го ме­тал­ла в тех же из­де­ли­ях, и га­ран­тия го­су­дар­ства по ка­че­ству дра­го­цен­но­го ме­тал­ла – ни­что для по­тре­би­те­ля, ес­ли про­из­во­ди­те­лем или им­пор­те­ром при­ве­де­ны на би­р­ке за­вы­шен­ные ха­ра­к­те­ри­сти­ки юве­ли­р­ной встав­ки. Ин­фор­ма­ци­он­ная мар­ки­ро­в­ка поз­во­лит че­ст­но­му про­из­во­ди­те­лю по­дроб­но и без со­кра­ще­ний рас­ска­зать по­тре­би­те­лю про ис­поль­зо­ван­ные в из­де­лии встав­ки.

Вве­де­ние Ай-ти кон­тро­ля с ис­поль­зо­ва­ни­ем мар­ки­ро­в­ки вы­год­но та­к­же роз­ни­ч­ной юве­ли­р­ной тор­го­в­ле. Се­год­ня роз­ни­ца от­ве­ча­ет не толь­ко за то, что­бы на при­лав­ке бы­ли вы­ло­же­ны лишь за­клей­мен­ные юве­ли­р­ные из­де­лия, но фа­к­ти­че­ски и за то, сто­ят ли под­лин­ные или под­дель­ные от­тис­ки клейм на из­де­ли­ях, за до­сто­вер­ность ха­ра­к­те­ри­стик юве­ли­р­ных вста­вок, за­яв­лен­ных на би­р­ках из­де­лий. В слу­чае вве­де­ния Ай-ти кон­тро­ля по мар­ки­ро­в­ке, юве­ли­р­ная тор­го­в­ля бу­дет от­ве­чать ис­клю­чи­тель­но за то, что­бы на при­лав­ках у всех из­де­лий бы­ла эта мар­ки­ро­в­ка, а при про­да­же вы­би­вал­ся кас­со­вый чек. Ни­ка­ких со­про­во­ди­тель­ных до­ку­мен­тов по­ку­па­те­лям вы­пи­сы­вать не на­до – все не­об­хо­ди­мое по­ку­па­те­лю уже есть в мар­ки­ро­в­ке и по­ку­па­тель все­г­да мо­жет счи­тать в ма­га­зи­не или в су­де эту ин­фор­ма­цию.

О­ши­боч­но мне­ние, что с вве­де­ни­ем А-ти кон­тро­ля с ис­поль­зо­ва­ни­ем мар­ки­ро­в­ки по­ку­па­тель ли­ши­т­ся при­вы­ч­но­го про­би­р­но­го клей­ма. Про­сто с вве­де­ни­ем та­ко­го кон­тро­ля от­па­да­ет не­об­хо­ди­мость в обя­за­тель­ном ре­жи­ме го­су­дар­ствен­но­го опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния. За­хо­чет го­су­дар­ство – со­хра­нит его, не за­хо­чет, пой­мет, что Ай-ти кон­тро­ля по мар­ки­ро­в­ке до­ста­точ­но – сде­ла­ет доб­ро­воль­ным клей­ме­ние. При этом рос­сий­ское го­су­дар­ствен­ное про­би­р­ное клей­мо ста­нет не ин­стру­мен­том, поз­во­ля­ю­щим осу­ще­ств­лять про­би­р­ный на­д­зор, а не­ким до­пол­ни­тель­ным ат­ри­бу­том юве­ли­р­ных из­де­лий, по­вы­ша­ю­щим к не­му до­ве­рие. А вы­сво­бо­див­ши­е­ся при пе­ре­хо­де на доб­ро­воль­ное клей­ме­ние со­труд­ни­ки ГИПН, смо­гут быть на­прав­ле­ны на кон­троль роз­ни­ч­ных то­чек ре­а­ли­за­ции юве­ли­р­ной про­дук­ции, что мно­го­крат­но уси­лит эф­фект со­б­лю­де­ния ре­жи­ма обя­за­тель­но­го Ай-ти кон­тро­ля.

В сле­ду­ю­щей ста­тье бу­дет рас­сказ об этих двух воз­мо­ж­ных спо­со­бах мар­ки­ро­в­ки, их воз­мо­ж­но­стях и оп­ти­маль­ных сфе­рах при­ме­не­ния.

[ Ювелирные Известия ]

  • 18 января 2017 г.:

    мда.... а кто мешает навесить левую бирку с чужими данными на левое же изделие ? а что бирки у нас прикреплены к изделиям титановыми нитками? да они после возврата обрываются к чертям приходиться "перебирковывать". а как будет это информация обстоять если был ремонт изделия ? и вес вставки после ремонта изменился? новую бирку лепим с новым кодом ? а старую куда денем ?

  • 22 января 2017 г.:

    Переклеивание этикеток всегда было любимым народным занятием. Стоит российское клеймо на изделии - всем всё ясно. Стоит любое другое из Евразии - человек чешет голову. Вот и конкурентное преимущество. А захочет купить - ради Бога, на свой риск. Кто возразит? Постепенно тенденции проявятся, а сначала конечно будут неприятности. Но Российское клеймо на изделии - штука известная и народу более-менее знакомая. А эти игры в цветные фантики, ну охота цены на изделия поднять (а хорошего в ближайшем будущем ждать не приходится), затевайтесь, кому интересно...

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->