Росфинмониторинг о типовых нарушениях

Раздел: Власть
28 декабря 2016 г.

Ин­фор­ма­ци­он­ное со­об­ще­ние от 23 де­ка­б­ря 2016 «О ти­по­вых на­ру­ше­ни­ях обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре о про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма, вы­яв­ля­е­мых Рос­фин­мо­ни­то­рин­гом при про­ве­де­нии кон­троль­ных ме­ро­при­я­тий»

Фе­де­раль­ной слу­ж­бой по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу про­ве­ден ана­лиз на­ру­ше­ний обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма (да­лее – ПОД/ФТ), вы­яв­ля­е­мых при про­ве­де­нии кон­троль­ных ме­ро­при­я­тий в от­но­ше­нии под­на­д­зор­ных ор­га­ни­за­ций и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей.

На­и­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми на­ру­ше­ни­я­ми за­ко­но­да­тель­ства о ПОД/ФТ яв­ля­ют­ся:

- не­пред­став­ле­ние све­де­ний о ре­зуль­та­тах про­вер­ки на­ли­чия сре­ди сво­их кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства

Ука­за­н­ная обя­за­н­ность за­кре­п­ле­на под­пун­к­том 7 пун­к­та 1 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» (да­лее – Фе­де­раль­ный за­кон № 115-ФЗ). Ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щие опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли (да­лее – ор­га­ни­за­ции (ИП)) обя­за­ны не ре­же чем один раз в три ме­ся­ца про­ве­рять на­ли­чие сре­ди сво­их кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства (да­лее – про­вер­ка), и ин­фор­ми­ро­вать о ре­зуль­та­тах та­кой про­вер­ки упол­но­мо­чен­ный ор­ган в по­ряд­ке, уста­но­в­лен­ном Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

По фа­к­ту не­ис­пол­не­ния обя­за­н­но­сти по ин­фор­ми­ро­ва­нию (не ре­же чем один раз в три ме­ся­ца) Рос­фин­мо­ни­то­рин­га о ре­зуль­та­тах про­вер­ки сре­ди сво­их кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства ор­га­ни­за­ци­ям (ИП) сле­ду­ет на­пра­вить все от­че­ты по фор­ме ФЭС 3-ФМ (д­ля ор­га­ни­за­ций за пе­ри­од с 30 июня 2013 го­да по на­сто­я­щее вре­мя, для ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей с 31 июля 2013 го­да по на­сто­я­щее вре­мя).

От­чет по фор­ме ФЭС 3-ФМ на­прав­ля­ет­ся один раз в три ме­ся­ца не­за­ви­си­мо от то­го вы­яв­ле­ны ли сре­ди кли­ен­тов ор­га­ни­за­ции и фи­зи­че­ские ли­ца, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства.

По­ря­док пред­став­ле­ния от­че­та по фор­ме ФЭС 3-ФМ по­дроб­но опи­сан в ин­фор­ма­ци­он­ном пись­ме Рос­фин­мо­ни­то­рин­га от 13 мая 2016 го­да № 52.

- на­ли­чие от­вер­жен­ных и не­ис­прав­лен­ных со­об­ще­ний, под­ле­жа­щих кон­тро­лю

В со­о­т­вет­ствии с пун­к­та­ми 3.9, 3.10 и 3.15 Ин­струк­ции о пред­став­ле­нии в Фе­де­раль­ную слу­ж­бу по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу ин­фор­ма­ции, пре­ду­смо­т­рен­ной Фе­де­раль­ным за­ко­ном № 115-ФЗ, утвер­ж­ден­ной при­ка­зом Рос­фин­мо­ни­то­рин­га от 22.04.2015 № 110, при по­лу­че­нии ин­фор­ма­ции о не­воз­мо­ж­но­сти при­ня­тия со­об­ще­ния, ор­га­ни­за­ция при­ни­ма­ет ме­ры по устра­не­нию при­чин не­при­ня­тия ФЭС, ис­прав­ля­ет ука­за­н­ные Рос­фин­мо­ни­то­рин­гом за­ме­ча­ния и не позд­нее трех ра­бо­чих дней, сле­ду­ю­щих за днем раз­ме­ще­ния в Ли­ч­ном ка­би­не­те ли­бо АРМ ука­за­н­ной ин­фор­ма­ции, пред­став­ля­ет в Рос­фин­мо­ни­то­ринг ис­прав­лен­ное со­об­ще­ние це­ли­ком.

Ис­прав­лен­ное ФЭС дол­ж­но иметь зна­че­ние эле­мен­та «Вид со­об­ще­ния» - «2 - ис­прав­ле­ние за­пи­си». В эле­мен­тах «Но­мер со­об­ще­ния» и «Да­та со­об­ще­ния» ука­зы­ва­ют­ся но­мер и да­та пе­р­ви­ч­но пред­став­лен­но­го ФЭС. В рек­ви­зи­те «Да­та ис­прав­ле­ни­я/­за­ме­ны за­пи­си» ука­зы­ва­ет­ся да­та пред­став­ле­ния ис­прав­лен­но­го/­за­ме­ня­ю­ще­го со­об­ще­ния, с обя­за­тель­ным за­пол­не­ни­ем эле­мен­та «И­ден­ти­фи­ка­тор со­об­ще­ния Рос­фин­мо­ни­то­рин­га».

Д­ля ини­ци­а­тив­но­го вне­се­ния из­ме­не­ний и до­пол­не­ний в ра­нее пред­став­лен­ное и при­ня­тое Рос­фин­мо­ни­то­рин­гом со­об­ще­ние ор­га­ни­за­ция пред­став­ля­ет за­ме­ня­ю­щее ФЭС це­ли­ком, име­ю­щее зна­че­ние эле­мен­та «Вид со­об­ще­ния» - «3 - за­прос за­ме­ны за­пи­си», с ука­за­ни­ем в эле­мен­те «До­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция» вно­си­мых из­ме­не­ний в со­об­ще­ние с за­пол­не­ни­ем эле­мен­та «И­ден­ти­фи­ка­тор со­об­ще­ния Рос­фин­мо­ни­то­рин­га». При этом в эле­мен­тах «Но­мер со­об­ще­ния» и «Да­та со­об­ще­ния» за­ме­ня­ю­ще­го со­об­ще­ния ука­зы­ва­ют­ся но­мер и да­та пе­р­ви­ч­но пред­став­лен­но­го ФЭС, а в эле­мен­те «Да­та ис­прав­ле­ни­я/­за­ме­ны за­пи­си» ука­зы­ва­ет­ся да­та пред­став­ле­ния ис­прав­лен­но­го/­за­ме­ня­ю­ще­го со­об­ще­ния.

При на­ли­чии от­вер­г­ну­тых со­об­ще­ний (по при­чи­не от­ме­ны при­ка­за Рос­фин­мо­ни­то­рин­га № 245), пред­став­лен­ных по фор­ме 4-СПД, в слу­чае ес­ли при этом вза­мен от­вер­г­ну­тых со­об­ще­ний на­прав­ле­ны но­вые в фор­ма­те ФЭС 1-ФМ (по фор­ме, уста­но­в­лен­ной при­ка­зом Рос­фин­мо­ни­то­рин­га № 110) и име­ю­щих ста­тус «при­ня­то», ор­га­ни­за­ции (ИП) не­об­хо­ди­мо на­пра­вить в ад­рес Рос­фин­мо­ни­то­рин­га за­прос на уда­ле­ние от­вер­г­ну­тых со­об­ще­ний по фор­ме 4-СПД.

В за­про­се ука­зы­ва­ют­ся при­чи­ны уда­ле­ния со­об­ще­ния, а та­к­же дан­ные, поз­во­ля­ю­щие од­но­з­на­ч­но иден­ти­фи­ци­ро­вать со­об­ще­ние об опе­ра­ции (но­мер со­об­ще­ния, да­та со­об­ще­ния, иден­ти­фи­ка­тор со­об­ще­ния, а та­к­же иные до­пол­ни­тель­ные све­де­ния, со­дер­жа­щи­е­ся в со­об­ще­нии), и спо­соб пред­став­ле­ния со­об­ще­ния. Та­к­же в за­про­се не­об­хо­ди­мо ука­зать иден­ти­фи­ка­ци­он­ные дан­ные со­об­ще­ния пе­ре­став­лен­но­го в фор­ма­те ФЭС 1-ФМ (но­мер со­об­ще­ния, да­та со­об­ще­ния, иден­ти­фи­ка­тор со­об­ще­ния), пред­став­лен­но­го вза­мен от­вер­г­ну­то­го.

- не­ис­поль­зо­ва­ние Ли­ч­но­го ка­би­не­та для ска­чи­ва­ни­я/­про­смо­т­ра дей­ству­ю­ще­го Пе­реч­ня ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти (да­лее – Пе­ре­чень)

Со­глас­но пун­к­ту 2 ста­тьи 6 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ опе­ра­ция с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством под­ле­жит обя­за­тель­но­му кон­тро­лю в слу­чае, ес­ли хо­тя бы од­ной из сто­рон яв­ля­ет­ся ор­га­ни­за­ция или фи­зи­че­ское ли­цо, в от­но­ше­нии ко­то­рых име­ют­ся по­лу­чен­ные в уста­но­в­лен­ном в со­о­т­вет­ствии с на­сто­я­щим Фе­де­раль­ным за­ко­ном по­ряд­ке све­де­ния об их при­част­но­сти к экс­тре­ми­ст­ской де­я­тель­но­сти или тер­ро­риз­му, ли­бо юри­ди­че­ское ли­цо, пря­мо или кос­вен­но на­хо­дя­ще­е­ся в соб­ствен­но­сти или под кон­тро­лем та­ких ор­га­ни­за­ции или ли­ца, ли­бо фи­зи­че­ское или юри­ди­че­ское ли­цо, дей­ству­ю­щее от име­ни или по ука­за­нию та­ких ор­га­ни­за­ции или ли­ца.

Ор­га­ни­за­ции (ИП) не­об­хо­ди­мо ор­га­ни­зо­вать ре­гу­ляр­ную ра­бо­ту по ис­поль­зо­ва­нию ука­за­н­но­го Пе­реч­ня в це­лях вы­яв­ле­ния та­ких лиц при иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов.

При ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты с Пе­реч­нем не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся пун­к­том 21 по­ста­но­в­ле­ния Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 06.08.2015 № 804 «Об утвер­ж­де­нии Пра­вил опре­де­ле­ния Пе­реч­ня, и до­ве­де­ния это­го пе­реч­ня до све­де­ния ор­га­ни­за­ций, осу­ще­ств­ля­ю­щих опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей», в со­о­т­вет­ствии с ко­то­рым Пе­ре­чень до субъ­ек­тов Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ до­во­ди­т­ся толь­ко че­рез их ли­ч­ные ка­би­не­ты на офи­ци­аль­ном сай­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га.

- на­ру­ше­ние тре­бо­ва­ний по обу­че­нию ка­д­ров в це­лях ПОД/ФТ, в ча­сти про­хо­ж­де­ния спе­ци­аль­ным дол­ж­но­ст­ным ли­цом обу­че­ния в фор­ме це­ле­во­го ин­струк­та­жа

Тре­бо­ва­ния к под­го­то­в­ке и обу­че­нию ка­д­ров ор­га­ни­за­ций, осу­ще­ств­ля­ю­щих опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, в це­лях про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма, ука­за­н­ных в ста­тье 5 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 7 ав­гу­ста 2001 го­да № 115-ФЗ «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» уста­но­в­ле­ны при­ка­зом Рос­фин­мо­ни­то­рин­га от 03.08.2010 № 203 «Об утвер­ж­де­нии по­ло­же­ния о тре­бо­ва­ни­ях к под­го­то­в­ке и обу­че­нию ка­д­ров ор­га­ни­за­ций, осу­ще­ств­ля­ю­щих опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, в це­лях про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма» (да­лее – По­ло­же­ние № 203)

Со­глас­но пун­к­ту 10 По­ло­же­ния № 203 обу­че­ние в фор­ме це­ле­во­го ин­струк­та­жа ли­цо, пла­ни­ру­ю­щее осу­ще­ств­лять фун­к­ции спе­ци­аль­но­го дол­ж­но­ст­но­го ли­ца, про­хо­дит од­но­крат­но до на­ча­ла осу­ще­ств­ле­ния та­ких фун­к­ций.

- не­со­о­т­вет­ствие пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля, раз­ра­ба­ты­ва­е­мых ор­га­ни­за­ци­я­ми тре­бо­ва­ни­ям за­ко­но­да­тель­ства о ПОД/ФТ

В со­о­т­вет­ствии с пун­к­том 2 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ ор­га­ни­за­ции и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, обя­за­ны в це­лях пре­до­т­вра­ще­ния ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма раз­ра­ба­ты­вать пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля и при­ни­мать иные внут­рен­ние ор­га­ни­за­ци­он­ные ме­ры в ука­за­н­ных це­лях.

В слу­чае вне­се­ния из­ме­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон № 115-ФЗ ли­бо иные нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты в сфе­ре ПОД/ФТ ор­га­ни­за­ции и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли обя­за­ны вно­сить со­о­т­вет­ству­ю­щие из­ме­не­ния в свои пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля.

Сро­ки вне­се­ния из­ме­не­ний в пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля в свя­зи с из­ме­не­ни­ем дей­ству­ю­ще­го за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре ПОД/ФТ Фе­де­раль­ным за­ко­ном № 115-ФЗ или ины­ми нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми в на­сто­я­щее вре­мя не ре­гла­мен­ти­ро­ва­ны.

В­ме­сте с тем, в слу­чае вне­се­ния в Фе­де­раль­ный за­кон № 115-ФЗ ли­бо иные нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты в сфе­ре ПОД/ФТ из­ме­не­ний, ор­га­ни­за­ци­ям и ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лям ре­ко­мен­ду­ет­ся в те­че­ние 30 ка­лен­дар­ных дней с да­ты всту­п­ле­ния в си­лу ука­за­н­ных из­ме­не­ний ли­бо всту­п­ле­ния в си­лу но­во­го нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го ак­та вне­сти в свои пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля со­о­т­вет­ству­ю­щие из­ме­не­ния.

Но­вая ре­да­к­ция пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля или из­ме­не­ния к дей­ству­ю­щей ре­да­к­ции утвер­ж­да­ют­ся ру­ко­во­ди­те­лем ор­га­ни­за­ции (ИП).

[ Ювелирные Известия ]

  • 29 декабря 2016 г.:

    ВНИМАНИЕ! В ТЕКСТЕ ПИСЬМА РОСФИНМОНИТОРИНГА ДОПУЩЕНА НЕТОЧНОСТЬ! По всей видимости письмо готовилось до вступления в силу изменений в Постановление Правительства №667 "О требованиях в правила внутреннего контроля...
    В письме указано: "В слу­чае вне­се­ния из­ме­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон № 115-ФЗ ли­бо иные нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты в сфе­ре ПОД/ФТ ор­га­ни­за­ции и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли обя­за­ны вно­сить со­о­т­вет­ству­ю­щие из­ме­не­ния в свои пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля. Сро­ки вне­се­ния из­ме­не­ний в пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля в свя­зи с из­ме­не­ни­ем дей­ству­ю­ще­го за­ко­но­да­тель­ства в сфе­ре ПОД/ФТ Фе­де­раль­ным за­ко­ном № 115-ФЗ или ины­ми нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми ак­та­ми в на­сто­я­щее вре­мя не ре­гла­мен­ти­ро­ва­ны.
    В­ме­сте с тем, в слу­чае вне­се­ния в Фе­де­раль­ный за­кон № 115-ФЗ ли­бо иные нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты в сфе­ре ПОД/ФТ из­ме­не­ний, ор­га­ни­за­ци­ям и ин­ди­ви­ду­аль­ным пред­при­ни­ма­те­лям ре­ко­мен­ду­ет­ся в те­че­ние 30 ка­лен­дар­ных дней с да­ты всту­п­ле­ния в си­лу ука­за­н­ных из­ме­не­ний ли­бо всту­п­ле­ния в си­лу но­во­го нор­ма­тив­но­го пра­во­во­го ак­та вне­сти в свои пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля со­о­т­вет­ству­ю­щие из­ме­не­ния".
    ОДНАКО! Еще 30 сентября 2016 года вступили в силу изменения, согласно которым:
    все организации и индивидуальные предприниматели обязаны вносить изменения в правила внутреннего контроля в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма НЕ ПОЗДНЕЕ МЕСЯЦА после даты вступления в силу указанных нормативных правовых актов, если иное не установлено такими нормативными правовыми актами.
    БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ В ТОЛКОВАНИИ ПИСЬМА! Руководствоваться необходимо Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->