Россия в 2017 году представит миру «Российские бриллианты»

Раздел: Ювелиры и компании
07 сентября 2016 г.

Кру­п­ней­ший в ми­ре ал­ма­зо­до­бы­т­чик «Алро­са» раз­ра­ба­ты­ва­ет мар­ке­тин­го­вую про­гра­м­му для вы­хо­да на ми­ро­вой ры­нок с брен­да­ми «Рос­сий­ские бри­л­ли­ан­ты» и «Цвет­ные ка­м­ни», что поз­во­лит ко­м­па­нии за­нять опре­де­лен­ную ни­шу в та­ких кру­п­ных аук­ци­он­ных до­мах, как Sotheby's и Christie's, для ро­ста об­щей ка­пи­та­ли­за­ции пред­при­я­тия. Об этом со­об­щил «Из­ве­сти­ям» пред­ста­ви­тель ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щей ко­м­па­нии.

— В 2017 го­ду мы вый­дем с от­дель­ной мар­ке­тин­го­вой про­гра­м­мой в под­дер­ж­ку на­ше­го бри­л­ли­ан­то­во­го биз­не­са. Мы хо­тим вый­ти на ми­ро­вой ры­нок с брен­да­ми «Рос­сий­ские бри­л­ли­ан­ты» и «Цвет­ные ка­м­ни», ми­ро­вая мар­ке­тин­го­вая про­гра­м­ма сей­час до­пи­сы­ва­ет­ся. Мы хо­тим за­нять опре­де­лен­ную ни­шу, в том чис­ле на та­ких кру­п­ных аук­ци­о­нах, как Sotheby's, ко­то­рые под­ни­ма­ют об­щую ка­пи­та­ли­за­цию ко­м­па­нии. Опре­де­лен­ных за­дач по объ­е­мам нет, есть за­да­ча про­да­вать 100% про­из­ве­ден­ной про­дук­ции с ма­к­си­маль­ной ва­лют­ной эф­фек­тив­но­стью, — со­об­щил пред­ста­ви­тель АК «Алро­са».

По его сло­вам, ко­м­па­ния еже­год­но про­да­ет бри­л­ли­ан­ты на су­м­му око­ло $110–115 млн (о­ко­ло 5% от об­ще­го объ­е­ма ре­а­ли­за­ции) и за­ни­ма­ет око­ло 20% ры­н­ка рос­сий­ской огран­ки. Еже­год­но «Алро­са» ин­ве­сти­ру­ет в раз­ви­тие сво­е­го гра­ниль­но­го ди­ви­зи­о­на око­ло 500–700 млн руб­лей для при­об­ре­те­ния но­во­го обо­ру­до­ва­ния. Сей­час пол­ным хо­дом идет ре­ор­га­ни­за­ция огра­ноч­но­го биз­не­са, со­об­щил пред­ста­ви­тель АК «Алро­са».

При этом бри­л­ли­ан­то­вый ди­ви­зи­он «Алро­сы» на­хо­ди­т­ся на гра­ни вы­жи­ва­ния на фо­не от­ме­ны в РФ экс­пор­т­ной по­ш­ли­ны на ал­ма­зы и тра­ди­ци­он­ной низ­кой рен­та­бель­но­сти это­го биз­не­са.

— На­ша огран­ка — это три пред­при­я­тия: в Москве, Бар­на­у­ле и Ор­ле. Они на­хо­дят­ся в та­кой же си­ту­а­ции, как и все пред­при­я­тия огра­ноч­ной от­рас­ли, — в со­сто­я­нии, близ­ком к убы­т­ку. В част­но­сти, наш за­вод в Ор­ле на­хо­ди­т­ся в ста­дии бан­к­ро­т­ства, по­то­му что, к со­жа­ле­нию, на­ши эко­но­ми­че­ские ре­а­лии не сти­му­ли­ру­ют огра­ноч­ные про­из­вод­ства к рен­та­бель­но­сти, — от­ме­тил пред­ста­ви­тель «Алро­сы». Он под­чер­к­нул, что ко­м­па­ния за­ин­те­ре­со­ва­на в со­хра­не­нии ко­м­пе­тен­ций в этой сфе­ре.

За­ни­мать­ся огран­кой и про­из­вод­ством бри­л­ли­ан­тов «Алро­са» на­ча­ла еще в 2000 го­ду. При этом из­на­чаль­но ос­но­в­ной це­лью был сбор ин­фор­ма­ции о ры­н­ке, на ко­то­рый ко­м­па­ния по­став­ля­ет свои ал­ма­зы для про­из­вод­ства бри­л­ли­ан­тов.

В на­ча­ле 2013 го­да «Алро­са» впе­р­вые осу­ще­стви­ла те­сто­вые про­да­жи двух бри­л­ли­ан­тов на Sotheby's, а в мае то­го же го­да уже за­клю­чи­ла ме­мо­ран­дум с аук­ци­он­ным до­мом о воз­мо­ж­ной ре­а­ли­за­ции на тор­гах кру­п­ных бри­л­ли­ан­тов, про­из­ве­ден­ных «Бри­л­ли­ан­та­ми АЛРОСА», а та­к­же юве­ли­р­ных из­де­лий с эти­ми ка­м­ня­ми.

На се­го­д­ня­ш­ний день еже­год­ный объ­ем тор­гов про­дук­ци­ей «Алро­сы» че­рез Sotheby's не­боль­шой, там вы­став­ля­ют­ся толь­ко уни­каль­ные ка­м­ни, но для ко­м­па­нии ва­ж­на мар­ке­тин­го­вая со­став­ля­ю­щая, по­сколь­ку ры­нок США яв­ля­ет­ся од­ним из клю­че­вых в по­треб­ле­нии бри­л­ли­ан­тов. Пред­став­ля­е­мые для про­да­жи ка­м­ни про­хо­дят сер­ти­фи­ка­цию Ге­м­мо­ло­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та Аме­ри­ки (GIA). Сей­час «Алро­са» ак­тив­но со­труд­ни­ча­ет с GIA, в част­но­сти, ве­дет пе­ре­го­во­ры с пред­ста­ви­те­ля­ми аме­ри­кан­ской ко­м­па­нии об их уча­стии в ра­бо­те но­вой пло­ща­д­ки по тор­го­в­ле ал­ма­за­ми и бри­л­ли­ан­та­ми во Вла­ди­во­сто­ке, со­об­щил пред­ста­ви­тель ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щей ко­м­па­нии.

В июне 2016 го­да пре­зи­дент АК «Алро­са» Ан­д­рей Жар­ков в хо­де ви­зи­та в США про­вел ряд встреч с кру­п­ней­ши­ми по­тре­би­те­ля­ми про­дук­ции ко­м­па­нии и ру­ко­вод­ством от­рас­ле­вых ас­со­ци­а­ций. Об­су­ж­да­лись во­про­сы уве­ли­че­ния объ­е­ма про­даж ал­маз­ной про­дук­ции и ре­а­ли­за­ции со­в­ме­ст­ных мар­ке­тин­го­вых про­грамм. Рос­сий­ская ко­м­па­ния уже за­ре­ко­мен­до­ва­ла се­бя на аме­ри­кан­ском ры­н­ке. В част­но­сти, в 2012 го­ду «Алро­са» за­клю­чи­ла дол­го­сроч­ное со­гла­ше­ние о по­став­ках ал­маз­но­го сы­рья с Laurelton Diamonds (Бель­гия) — до­чер­ней ко­м­па­ни­ей Tiffany & Co., од­ной из кру­п­ней­ших в ми­ре се­тей роз­ни­ч­ной тор­го­в­ли юве­ли­р­ны­ми из­де­ли­я­ми и то­ва­ра­ми клас­са люкс.

По дан­ным ди­рек­то­ра груп­пы кор­по­ра­тив­ных рей­тин­гов ана­ли­ти­че­ско­го аген­т­ства АКРА Ма­к­си­ма Ху­да­ло­ва, «Алро­са» про­да­ет че­рез Sotheby's в ос­но­в­ном уни­каль­ные ка­м­ни раз­ме­ром бо­лее 50 ка­рат.

— Та­кие ка­м­ни чрез­вы­чай­но ред­ки, и за 2014 год, по оцен­кам, че­рез аук­ци­он бы­ло про­да­но не­сколь­ко ка­м­ней на су­м­му око­ло $2 млн. Посколь­ку вы­воз по­доб­ных уни­каль­ных ка­м­ней тре­бу­ет раз­ре­ше­ний от Го­хра­на, я не ожи­даю рез­ко­го рас­ши­ре­ния со­труд­ни­че­ства по дан­но­му на­прав­ле­нию, — от­ме­тил Ма­к­сим Ху­да­лов.

У «Алро­сы» есть за­ко­но­да­тель­ные огра­ни­че­ния на вы­воз уни­каль­ной про­дук­ции (бри­л­ли­ан­ты раз­ме­ром бо­лее 20 ка­рат). По про­це­ду­ре ко­м­па­ния дол­ж­на пре­до­ста­вить свой ка­мень осо­бо­го раз­ме­ра к вы­ку­пу Го­хра­ну. Ес­ли го­сор­ган да­ет офи­ци­аль­ный от­каз, то ка­мень пред­ла­га­ет­ся Яку­тии. И уже по­с­ле от­ка­за Яку­тии не­об­хо­ди­мо об­ра­тить­ся в пра­ви­тель­ство РФ за спе­ци­аль­ным по­ста­но­в­ле­ни­ем для вы­во­за ка­м­ня за ру­беж. Сей­час «Алро­са» об­су­ж­да­ет с Мин­фи­ном и Го­хра­ном воз­мо­ж­ное об­ле­г­че­ние этой про­це­ду­ры.

Пресс-слу­ж­ба Мин­фи­на вче­ра не от­ве­ти­ла на за­прос «Из­ве­стий».

— Ре­гу­ли­ро­ва­ния вы­во­за осо­бо кру­п­ных (бо­лее 50 ка­рат) и в осо­бен­но­сти имен­ных ка­м­ней, ве­ро­ят­но, из­бе­жать не уда­ст­ся, по­это­му став­ка, оче­вид­но, бу­дет де­лать­ся на про­дук­цию в 1,8–10,8 ка­рат, — счи­та­ет ана­ли­тик АКРА.

По сло­вам Ма­к­си­ма Ху­да­ло­ва, на ка­м­ни «Алро­сы» раз­ме­ра­ми 1,8–10,8 ка­рат при­хо­ди­т­ся до 4% до­бы­чи и 34% от об­щей вы­руч­ки ко­м­па­нии. За­пуск но­вых брен­дов и вы­ход с ни­ми на ме­ж­ду­на­род­ные аук­ци­о­ны мо­жет поз­во­лить по­лу­чать бо­лее вы­со­кие це­ны, а зна­чит, до­ве­сти до­лю сы­рья этой груп­пы до 36–40% в вы­руч­ке ко­м­па­нии.

— Про­дви­же­ние но­вых брен­дов в лю­бом слу­чае дол­ж­но при­не­сти поль­зу, как вся­кий се­рьез­ный мар­ке­тин­го­вых ход, по­вы­ша­ю­щий узна­ва­е­мость про­из­во­ди­те­ля и рас­ши­ря­ю­щий ры­н­ки сбы­та. И да­же сам факт ча­сто­го упо­ми­на­ния «Алро­сы» спо­со­бен под­нять би­р­же­вые ко­ти­ро­в­ки и по­вы­сить ка­пи­та­ли­за­цию, — счи­та­ет ана­ли­тик «Фи­на­ма» Алек­сей Ка­ла­чев.

Ма­к­сим Ху­да­лов по­ла­га­ет, что но­вые ры­н­ки ко­м­па­нии ско­рее бу­дут свя­за­ны с раз­ви­ти­ем тор­го­во­го кла­сте­ра во Вла­ди­во­сто­ке, по­сколь­ку про­дук­ция ко­м­па­нии уже хо­ро­шо зна­ко­ма за­па­д­ным и бли­ж­не­во­сточ­ным по­ку­па­те­лям.

— С уче­том от­ме­ны экс­пор­т­ной по­ш­ли­ны на ал­ма­зы из Рос­сии ве­ли­ка ве­ро­ят­но­сть, что часть мел­ких иг­ро­ков, осо­бен­но на Даль­нем Во­сто­ке, бу­дет по­г­ло­щать­ся бри­л­ли­ан­то­вым под­раз­де­ле­ни­ем «Алро­сы». В це­лом за­пуск но­вых брен­дов на ази­ат­ском на­прав­ле­нии мо­жет по­вы­сить до­лю до­хо­дов ко­м­па­нии от этой де­я­тель­но­сти до 10–15%, — счи­та­ет ана­ли­тик АКРА.

— Что ка­са­ет­ся кон­со­ли­да­ции огра­ноч­ных про­из­водств в РФ на ба­зе «Бри­л­ли­ан­тов АЛРОСА», то в бу­ду­щем это не толь­ко воз­мо­ж­но, но и, по­жа­луй, не­об­хо­ди­мо для под­дер­ж­ки от­рас­ли. В усло­ви­ях мо­но­по­лии на до­бы­чу и про­да­жу ал­ма­зов не­за­ви­си­мые огран­щи­ки не мо­гут иметь вы­со­кой рен­та­бель­но­сти, обес­пе­чи­вая ее мо­но­по­ли­сту. В та­кой си­ту­а­ции бу­дет пра­виль­но, ес­ли мо­но­по­лист сам, в свою оче­редь, по­за­бо­ти­т­ся о под­дер­жа­нии про­из­вод­ств, — по­ды­то­жил Алек­сей Ка­ла­чев из «Фи­на­ма».

[ izvestia.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->