«Ляпы» и «расплывчатые» ответы Росфинмониторинга про представление информации о «ежеквартальных» результатах проверки

Раздел: Власть
30 мая 2016 г.

Ко­м­мен­та­рии экс­пе­р­та по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу и ПОД/ФТ к пись­му Рос­фин­мо­ни­то­рин­га №52 от 13 мая 2016 г. «О по­ряд­ке пре­до­став­ле­ния све­де­ний о ре­зуль­та­тах про­вер­ки на­ли­чия сре­ди сво­их кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства (за ис­клю­че­ни­ем кре­ди­т­ных ор­га­ни­за­ций" (но­вые тре­бо­ва­ния Рос­фин­мо­ни­то­рин­га и «раз­мы­тые» от­ве­ты)

Пи­ни­ги­на Еле­на Ев­ге­ньев­на, экс­перт по фи­нан­со­во­му мо­ни­то­рин­гу и ПОД/ФТ

При изу­че­нии вы­ше­у­ка­за­н­но­го пись­ма у ме­ня воз­ни­к­ло же­ла­ние по­де­лить­ся сво­им мне­ни­ем от­но­си­тель­но не­ко­то­рых мо­мен­тов, ука­за­н­ных в пись­ме. И об­су­дить с юве­ли­р­ным со­об­ще­ством, как те­перь сле­до­вать ре­ко­мен­да­ци­ям Рос­фин­мо­ни­то­рин­га чтоб бы не на­влечь на се­бя не­при­ят­но­сти в ви­де ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти. Но сна­ча­ла о «ля­пах».

Во­прос №1 Пись­ма 52 Рос­фин­мо­ни­то­рин­га.

1. В от­но­ше­нии ко­го дол­ж­на про­во­дить­ся про­вер­ка в со­о­т­вет­ствии с под­пун­к­том 7 пун­к­та 1 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ?

В со­о­т­вет­ствии с под­пун­к­том 7 пун­к­та 1 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щие опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли обя­за­ны не ре­же чем один раз в три ме­ся­ца про­ве­рять на­ли­чие сре­ди сво­их кли­ен­тов ор­га­ни­за­ций и фи­зи­че­ских лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых при­ме­не­ны ли­бо дол­ж­ны при­ме­нять­ся ме­ры по за­мо­ра­жи­ва­нию (б­ло­ки­ро­ва­нию) де­не­ж­ных средств или ино­го иму­ще­ства, и ин­фор­ми­ро­вать о ре­зуль­та­тах та­кой про­вер­ки упол­но­мо­чен­ный ор­ган в по­ряд­ке, уста­но­в­лен­ном Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Фе­де­раль­ный за­кон № 115-ФЗ опре­де­ля­ет кли­ен­та как фи­зи­че­ское или юри­ди­че­ское ли­цо, на­хо­дя­ще­е­ся на об­слу­жи­ва­нии ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щей опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством.

Я спе­ци­аль­но под­чер­к­ну­ла фор­му­ли­ро­в­ку в от­ве­те Рос­фин­мо­ни­то­рин­га в от­но­ше­нии по­ня­тия «к­ли­ент». Это фор­му­ли­ро­в­ка Рос­фин­мо­ни­то­рин­га на мо­мент вы­пус­ка Пись­ма. Пись­мо вы­пу­ще­но в мае 2016 го­да!

З­десь будь­те вни­ма­тель­ны! Уди­ви­тель­но, но на мо­мент вы­пус­ка пись­ма 52, уже с 11 ян­ва­ря 2016 г. по­ня­тие кли­ен­та в 115-ФЗ бы­ло из­ме­не­но.

К­ли­ент - фи­зи­че­ское или юри­ди­че­ское ли­цо, ино­стран­ная струк­ту­ра без об­ра­зо­ва­ния юри­ди­че­ско­го ли­ца, на­хо­дя­щи­е­ся на об­слу­жи­ва­нии ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щей опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством.

То есть Рос­фин­мо­ни­то­ринг про­сто ис­клю­чил из про­вер­ки ино­стран­ную струк­ту­ру без об­ра­зо­ва­ния юри­ди­че­ско­го ли­ца? Или это оши­б­ка?

Ес­ли вы бу­де­те от­ра­жать по­ря­док про­ве­де­ния про­вер­ки в ва­ших ПВК с уче­том ре­ко­мен­да­ций пись­ма, будь­те ак­ку­рат­ней и не ско­пи­руй­те уста­рев­шее по­ня­тие кли­ен­та из Пись­ма Рос­фин­мо­ни­то­рин­га.

И­мен­но се­го­д­ня мне уже по­па­лись на про­вер­ку та­кие ПВК, в ко­то­рых от­ра­зи­ли все от­ве­ты Рос­фин­мо­ни­то­рин­га в про­гра­м­ме пред­став­ле­ния ин­фор­ма­ции в упол­но­мо­чен­ный ор­ган.

Во­прос №5 пись­ма 52

5. Ка­ким об­ра­зом сле­ду­ет про­во­дить про­вер­ку сре­ди сво­их кли­ен­тов фи­зи­че­ских лиц, в слу­чае ес­ли в от­но­ше­нии них не про­во­ди­лась иден­ти­фи­ка­ция в со­о­т­вет­ствии с пун­к­та­ми 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ?

Са­мый ин­те­рес­ный от­вет, ко­то­рый и по­ро­дил имен­но «но­вые» так ска­зать тре­бо­ва­ния, ко­то­рые во­об­ще вве­ли в за­б­лу­ж­де­ние в осо­бен­но­сти юве­ли­р­ное со­об­ще­ство.

При фор­ми­ро­ва­нии ФЭС 3-ФМ в по­ка­за­те­ле «Ко­ли­че­ство кли­ен­тов» учи­ты­ва­ют­ся все кли­ен­ты – ор­га­ни­за­ции и фи­зи­че­ские ли­ца, на­хо­дя­щи­е­ся на об­слу­жи­ва­нии ор­га­ни­за­ции, с ко­то­ры­ми за­клю­ча­лись как ра­зо­вые сдел­ки, так и уста­нав­ли­ва­лись де­ло­вые от­но­ше­ния, пред­по­ла­га­ю­щие осу­ще­ств­ле­ние бо­лее чем од­ной опе­ра­ции (сдел­ки).

При этом об­ра­ща­ем вни­ма­ние, что в со­о­т­вет­ствии с 1.1. 1.2, 1.4 и 1.4-2 ста­тьи 7 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ иден­ти­фи­ка­ция фи­зи­че­ских лиц про­во­ди­т­ся, ес­ли у ра­бо­т­ни­ков ор­га­ни­за­ции, осу­ще­ств­ля­ю­щей опе­ра­ции с де­не­ж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, воз­ни­ка­ют по­до­зре­ния, что дан­ная опе­ра­ция осу­ще­ств­ля­ет­ся в це­лях ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, или фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма.

От­вет очень раз­мы­тый и су­дя по пе­р­во­му аб­за­цу в от­чет не­об­хо­ди­мо вклю­чать всех кли­ен­тов не­за­ви­си­мо от то­го про­во­ди­лась ли в от­но­ше­нии кли­ен­тов иден­ти­фи­ка­ция. Вот имен­но этот слу­чай мо­жет при­ве­сти к раз­ли­ч­ным по­след­стви­ям. Ес­ли ор­га­ни­за­ция ука­жет толь­ко ко­ли­че­ство кли­ен­тов, в от­но­ше­нии ко­то­рых про­во­ди­лась иден­ти­фи­ка­ция (ведь толь­ко та­ких кли­ен­тов мы мо­жем про­ве­рить по пе­реч­ню и в ре­ше­нии), то на­ру­шит ре­ко­мен­да­ции дан­ные в пись­ме №52. А ес­ли ор­га­ни­за­ция ука­жет всех кли­ен­тов, то при про­вер­ке не­об­хо­ди­мо пред­ста­вить ан­ке­ты, под­твер­ж­да­ю­щие про­ве­де­ние иден­ти­фи­ка­ции кли­ен­тов в том ко­ли­че­стве, ко­то­рое бы­ло ука­за­но в от­че­те о ре­зуль­та­тах про­вер­ки. Как то­г­да до­ка­зать про­ве­ря­ю­ще­му ор­га­ну, что на са­мом де­ле вы ука­за­ли не тех, ко­го про­ве­ря­ли, а всех кли­ен­тов?

Я на­пра­ви­ла за­прос в Рос­фин­мо­ни­то­ринг о разъ­яс­не­ни­ях дан­ной си­ту­а­ции и со­ве­тую не то­ро­пить­ся вклю­чать в от­чет всех кли­ен­тов, ко­му на­при­мер, бы­ли сде­ла­ны про­да­жи на су­м­му не бо­лее 40 000 руб. Ведь по­ку­п­ка мо­жет быть со­вер­ше­на ли­цом двух из­де­лий и чек про­би­ва­ет­ся по ка­ж­до­му из­де­лию от­дель­но. На­при­мер, фи­зи­че­ское ли­цо ку­пи­ло два из­де­лия на 20 000 руб. и на 30 000 руб. Та­ким об­ра­зом, при про­вер­ке на­д­зор­ный ор­ган мо­жет по­тре­бо­вать предъ­явить ан­ке­ты по ко­ли­че­ству ука­за­н­ных в 3-ФМ кли­ен­тов, что яв­но не бу­дет со­в­па­дать.

По­это­му до­ка­зы­вать от­сут­стви­ем че­ков на су­м­му свы­ше 40 000 руб. смыс­ла нет. Фор­му­ли­ро­в­ка в 115-ФЗ «При по­ку­п­ке фи­зи­че­ским ли­цом юве­ли­р­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней на су­м­му, не пре­вы­ша­ю­щую 40 000 руб­лей….» не поз­во­ля­ет сде­лать вы­вод о том, что речь идет о су­м­ме од­но­го че­ка в ра­м­ках ра­зо­во­го до­го­во­ра. Фор­му­ли­ро­в­ка име­ет мно­же­ствен­ное зна­че­ние юве­ли­р­ных из­де­лий и поз­во­ля­ет тра­к­то­вать су­да­ми этот пункт не в поль­зу про­дав­ца. Учи­ты­вая вы­ше­из­ло­жен­ное, су­деб­ная пра­к­ти­ка мо­жет сло­жить­ся са­мым не­о­жи­дан­ным об­ра­зом. Ес­ли у ко­го есть чем по­де­лить­ся, да­вай­те об­су­дим. А по­ка при сда­че «е­же­к­вар­таль­ной» от­чет­но­сти в гра­фе «до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция» бу­дем ука­зы­вать на то, что ко­ли­че­ство кли­ен­тов ука­за­но с уче­том пись­ма №52 и в «о­т­чет» вклю­че­ны все кли­ен­ты.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->