Ювелирная работа. Золотой «Мерседес» для бандитов и бриллиантовое колье для цыганского барона

Раздел: Ювелиры и компании
16 февраля 2016 г.

В Бе­ла­ру­си сло­ж­но оты­с­кать ме­сто, где мо­ж­но обу­чить­ся тон­ко­стям юве­ли­р­но­го ма­стер­ства. Двое ма­сте­ров с трид­ца­ти­лет­ним ста­жем от­кры­ли един­ствен­ные в Бе­ла­ру­си кур­сы по обу­че­нию этой про­фес­сии.

В ма­стер­ской нас встре­ча­ют Ми­ха­ил Рей­з­ман и Ни­ко­лай Чи­стый. Боль­шую часть сво­ей жиз­ни они про­ра­бо­та­ли юве­ли­ра­ми. Их об­щий стаж в про­фес­сии — бо­лее 60 лет, в ко­пи­л­ке — са­мые не­о­бы­ч­ные за­ка­зы для са­мых раз­ных лю­дей.

«Устро­ить­ся в юве­ли­р­ную ма­стер­скую бы­ло пра­к­ти­че­ски рав­но­з­на­ч­но по­ле­ту на Лу­ну»

Ми­ха­ил и Ни­ко­лай на­чи­на­ли ра­бо­тать по­чти од­но­вре­мен­но: в 80-е го­ды в мин­ской ма­стер­ской на Оль­шев­ско­го. Го­во­рят, ма­стер­ская со­хра­ни­лась и по сей день. За­то жизнь во­круг из­ме­ни­лась. Юве­ли­ры дру­жат уже боль­ше 30 лет, но со­в­сем не по­хо­жи друг на дру­га. Ни­ко­лай — рез­кий и скро­м­ный, Ми­ха­ил — об­хо­ди­тель­ный и об­щи­тель­ный.

Паль­цы Ми­ха­и­ла Аль­бер­то­ви­ча укра­ша­ют зо­ло­тые пе­р­ст­ни соб­ствен­но­го про­из­вод­ства, с бри­л­ли­ан­та­ми. Юве­лир по­ка­зы­ва­ет ма­стер­скую. Стол, стул, ин­стру­мен­ты и пе­пель­ни­ца, за­пол­нен­ная окур­ка­ми. Мастер го­во­рит, очень ва­ж­но иметь свое обо­ру­до­ван­ное и ис­пы­тан­ное ме­сто.

— К ин­стру­мен­там ну­ж­но при­вы­к­нуть. Юве­ли­ры не ра­бо­та­ют чу­жи­ми. Это не­у­доб­но.

Ми­ха­ил, до то­го как стать юве­ли­ром, был ма­ля­ром, но, го­во­рит, же­ла­ние ра­бо­тать с ме­тал­лом у не­го бы­ло все­г­да.

— В те вре­ме­на устро­ить­ся в юве­ли­р­ную ма­стер­скую бы­ло пра­к­ти­че­ски рав­но­з­на­ч­но по­ле­ту на Лу­ну. Мне при­ш­лось це­лый год ждать, по­ка осво­бо­ди­т­ся ме­сто. Бы­ло очень сло­ж­но, — вспо­ми­на­ет Ми­ха­ил.



Ни­ко­лай Ан­то­но­вич при­шел в де­ло на пять лет ра­нь­ше сво­е­го дру­га. По­пал к юве­ли­рам, по­то­му что не хва­ти­ло ме­ста в ча­со­вой ма­стер­ской. По сло­вам ма­сте­ров, в СССР бы­ло труд­но ра­бо­тать. Из-­за де­фи­ци­та — не хва­та­ло ин­стру­мен­тов и ма­те­ри­а­лов.

— Не­воз­мо­ж­но бы­ло най­ти ин­стру­мен­ты, — объ­яс­ня­ет Ми­ха­ил Аль­бер­то­вич. — Пра­к­ти­че­ски все из­го­тав­ли­ва­ли са­ми. Сей­час ин­стру­мен­ты до­ро­гие, но они про­да­ют­ся. Ра­нь­ше хо­ро­шие швей­ца­р­ские пи­л­ки сто­и­ли 40 руб­лей, а пе­н­сия мо­ей ба­бу­ш­ки бы­ла 45.

За­то от за­каз­чи­ков в те го­ды не бы­ло от­боя. Не ну­ж­но бы­ло бес­по­ко­ить­ся о ре­кла­ме. Оче­ре­ди к юве­ли­рам ино­г­да за­ни­ма­ли в че­ты­ре утра, рас­ска­зы­ва­ет Ми­ха­ил Аль­бер­то­вич.

— Ко­г­да я толь­ко на­чи­нал ра­бо­тать в 80-е го­ды, был бум на коль­ца-«­мар­ки­зы» с удли­нен­ным оваль­ным ка­м­нем. Оче­редь бы­ла рас­пи­са­на на пол­го­да впе­ред. По­том ста­ли по­пу­ляр­ны­ми не­ж­ные и утон­чен­ные из­де­лия. А сей­час сно­ва воз­вра­ща­ет­ся мо­да на кру­п­ные укра­ше­ния.

По сло­вам ма­сте­ров, юве­ли­р­ное ис­кус­ство — са­мое кон­сер­ва­тив­ное. При­ду­мать что-то но­вое не­ле­г­ко. Но все­г­да мо­ж­но най­ти но­вые ва­ри­а­ции и фор­мы.

Ми­ха­ил Аль­бер­то­вич по­ка­зы­ва­ет не­о­бы­ч­ные из­де­лия, ко­то­рые ред­ко най­дешь в юве­ли­р­ных лав­ках или уви­дишь у слу­чай­но­го про­хо­же­го — ми­ни­к­ин­жа­лы из ро­га ко­су­ли, брас­лет-дра­кон и да­же се­реб­ря­ные гал­сту­ки. Осо­бен­но за­по­м­ни­лось ма­сте­ру коль­цо в ви­де бу­ке­та с 18 бри­л­ли­ан­та­ми. Це­на та­ко­го из­де­лия бы­ла око­ло 1000 дол­ла­ров.

«Та­кое ко­лье по сто­и­мо­сти рав­но­цен­но пя­ти­ко­м­нат­ной квар­ти­ре»

На во­прос о кли­ен­тах юве­ли­ры мно­го­з­на­чи­тель­но улы­ба­ют­ся. Го­во­рят, что пре­ж­де чем на­зы­вать за­каз­чи­ков, ну­ж­но у них спра­ши­вать раз­ре­ше­ние. Ни­ко­лаю Ан­то­но­ви­чу, на­при­мер, при­хо­ди­лось де­лать ко­лье для же­ны из­ве­ст­но­го цы­ган­ско­го ба­ро­на.

— 136 боль­ших бри­л­ли­ан­тов и око­ло 400 мел­ких, — рас­кры­ва­ет сек­рет юве­лир. — Та­кое ко­лье по сто­и­мо­сти рав­но­цен­но пя­ти­ко­м­нат­ной квар­ти­ре.

Ми­ха­ил Аль­бер­то­вич та­к­же ра­бо­тал с цы­га­на­ми. Сде­лал пе­р­стень ве­сом в 62 гра­м­ма. Для срав­не­ния, при­мер­но столь­ко ве­сят хо­ро­шие му­ж­ские ча­сы.

— В 90-е бы­ло мно­го бо­га­тых кли­ен­тов, и за­ка­зы бы­ли боль­шие, — вспо­ми­на­ет юве­лир.

Од­на­ж­ды Ми­ха­и­лу Аль­бер­то­ви­чу за­ка­за­ли мо­дель ав­то­мо­би­ля «Мер­се­дес» из зо­ло­та. Дли­на «ма­шин­ки» -- око­ло мет­ра, а мас­са — пол­то­ра ки­ло­гра­м­ма. Над из­де­ли­ем ма­стер тру­ди­л­ся два ме­ся­ца.

— Бан­ди­ты за­ка­за­ли в по­да­рок сво­е­му «брат­ку». По­лу­чи­л­ся как на­сто­я­щий, — улы­ба­ет­ся юве­лир. — Да­же двер­цы от­кры­ва­лись.

С бан­ди­та­ми в 90-е го­ды при­хо­ди­лось ра­бо­тать не один раз. Осо­бен­но ча­сто они за­ка­зы­ва­ли це­пи. О сы­рье юве­ли­ры то­г­да не бес­по­ко­и­лись. За­каз­чик мог ку­пить зо­ло­то пря­мо в ма­стер­ской. Ино­г­да лю­ди при­хо­ди­ли «со сво­им» ме­тал­лом, при­но­си­ли зо­ло­тые ко­рон­ки.

— Бы­ва­ли слу­чаи, ко­г­да при­не­сен­ное че­ло­ве­ком зо­ло­тое укра­ше­ние ока­зы­ва­лось под­дел­кой, сде­лан­ной из де­ше­вых ме­тал­лов. Но это не зна­чит, что че­ло­век об­ман­щик. Обы­ч­но в та­ком слу­чае ви­но­ват не­че­ст­ный про­да­вец.

Что­бы от­ли­чить зо­ло­то от под­дел­ки, ис­поль­зу­ют спе­ци­аль­ный ре­а­к­тив. Из­де­лие на­д­пи­ли­ва­ют, на­но­сят рас­твор. Ес­ли зо­ло­то не со­о­т­вет­ству­ет про­бе, оно чер­не­ет.

— Но в по­след­нее вре­мя я ча­ще стал­ки­ва­юсь с под­дель­ным се­ре­бром. Ино­г­да это ока­зы­ва­ют­ся из­де­лия из цер­ко­в­ных ла­вок, — де­ли­т­ся Ми­ха­ил.

В Бе­ла­ру­си юве­лир не име­ет пра­ва ра­бо­тать со сво­им сы­рьем. Укра­ше­ния мо­ж­но из­го­тав­ли­вать толь­ко из то­го, что при­нес за­каз­чик. По сло­вам ма­сте­ров, это усло­ж­ня­ет ра­бо­ту. В та­ком слу­чае юве­лир ра­бо­та­ет толь­ко по за­ка­зам, а соб­ствен­ные из­де­лия не име­ет пра­ва про­да­вать.

— Во всех стра­нах ма­стер мо­жет пой­ти в банк, ку­пить ме­талл, сде­лать укра­ше­ние и про­дать его. У нас это не­ре­аль­но. Это уго­ло­в­ное де­ло.

Се­реб­ря­ную пыль со­би­ра­ют в ба­ноч­ку, что­бы пе­ре­пла­вить­

Свои кур­сы Ми­ха­ил и Ни­ко­лай от­кры­ли в сен­тяб­ре 2014 го­да. За это вре­мя у ма­сте­ров обу­чи­лось око­ло 50 че­ло­век. Но, взды­ха­ют юве­ли­ры, оста­лось в де­ле толь­ко пять. Проб­ле­ма здесь не в та­лан­те. Юве­ли­р­ное ис­кус­ство тре­бу­ет мно­го вло­же­ний: ин­стру­мен­ты, ма­те­ри­а­лы, ма­стер­ская.

— Да­ле­ко не все из уче­ни­ков уме­ют ри­со­вать, да­ле­ко не все бу­дут ра­бо­тать юве­ли­ра­ми. Не­ко­то­рые при­хо­дят учить­ся для се­бя. Хо­тя это ис­кус­ство — очень до­ро­гое удо­воль­ствие.

Кста­ти, се­го­д­ня здесь от­ме­ча­ют день ро­ж­де­ния од­но­группни­ка. Сре­ди уче­ни­ков -та­к­си­сты, юри­сты, ин­же­не­ры-а­виа­тех­ни­ки и да­же свя­щен­ни­ки.

За пе­р­вой пар­той мо­ло­дой че­ло­век ста­ра­тель­но и со­сре­до­то­чен­но вы­пи­ли­ва­ет под­вес­ку в фор­ме кре­сти­ка. Ев­ге­ний — по про­фес­сии элек­трик. Па­рень обу­ча­ет­ся но­во­му ре­ме­с­лу уже пять ме­ся­цев. Масте­ра хва­лят его ра­бо­ты, го­во­рят, уче­ник спо­соб­ный.

— С дет­ства меч­тал стать юве­ли­ром, — де­ли­т­ся Ев­ге­ний. — Все­г­да за­ни­мал­ся чем-то по­доб­ным: хо­дил в ху­до­же­ствен­ную шко­лу, что-то ле­пил. Но не бы­ло воз­мо­ж­но­стей за­нять­ся этим се­рьез­но и зна­ний не хва­та­ло. Так и при­шел на кур­сы.

На ру­ках Ев­ге­ния — се­реб­ря­ная пыль. Здесь, в пря­мом смысле, ка­ж­дая кру­пи­ца на вес зо­ло­та. Пыль кро­по­т­ли­во со­би­ра­ют в ба­ноч­ку, что­бы по­том сно­ва пе­ре­пла­вить. Кур­сы под­хо­дят к кон­цу, па­рень по­ду­мы­ва­ет о том, что­бы устро­ить­ся в ма­стер­скую и от­та­чи­вать на­вык.

Есть сре­ди уче­ни­ков и пред­ста­ви­тель­ни­цы пре­крас­но­го по­ла. Та­тья­на — юри­ст. До это­го ра­бо­та­ла шве­ей. Де­ву­ш­ка го­во­рит, что ни­что еще так не увле­ка­ло ее, как юве­ли­р­ное ис­кус­ство.

— По­лу­ча­ла ди­п­лом и по­ни­ма­ла, что не очень хо­чу за­ни­мать­ся юри­с­пру­ден­ци­ей. А вот с ме­тал­лом мне все­г­да хо­те­лось ра­бо­тать. Как толь­ко по­яви­лась воз­мо­ж­но­сть, сра­зу за­пи­са­лась на кур­сы.

Та­тья­на при­з­на­ет­ся, что ино­г­да бы­ва­ет труд­но, но не по­то­му, что она де­ву­ш­ка. По ее сло­вам, ме­талл — труд­ный, не­по­дат­ли­вый ма­те­ри­ал.

— Та­кая ра­бо­та от­ни­ма­ет мно­го вре­ме­ни. Ну­ж­но быть усид­чи­вым, вни­ма­тель­ным и ста­ра­тель­ным че­ло­ве­ком.

Де­ву­ш­ка пла­ни­ру­ет устро­ить­ся в ма­стер­скую и за­ни­мать­ся юве­ли­р­ным ис­кус­ством про­фес­си­о­наль­но.

«От­ш­ли­фо­вать, за­по­ли­ро­вать — и го­то­во»

По­ку­пая коль­цо, по­ку­па­те­ли ви­дят лишь ре­зуль­тат ра­бо­ты — зо­ло­тое из­де­лие с си­я­ю­щи­ми бри­л­ли­ан­та­ми. Вся ра­бо­та ма­сте­ра оста­ет­ся скры­той от на­ших глаз. На­чи­на­ю­щий юве­лир Ев­ге­ний со­гла­ша­ет­ся при­о­т­крыть за­ве­су и по­ка­зы­ва­ет ма­стер-класс по из­го­то­в­ле­нию об­ру­чаль­но­го коль­ца.

Из ме­тал­ла (в на­шем слу­чае это ла­ту­нь), вы­пи­ли­ва­ет­ся по­лос­ка ну­ж­но­го раз­ме­ра. Па­рень тща­тель­но об­ра­ба­ты­ва­ет ме­талл в те­че­ние не­сколь­ких ми­нут.

За­тем по­лос­ка сги­ба­ет­ся в ну­ж­ную фор­му. Что­бы об­ле­г­чить этот про­цесс, ме­талл на­ка­ля­ют ог­нем.

Ев­ге­ний при­фу­го­вы­ва­ет коль­цо, и стык ста­но­ви­т­ся ро­в­ным. По­с­ле это­го — спай­ка.

— От­ш­ли­фо­вать, за­по­ли­ро­вать — и го­то­во, — ко­м­мен­ти­ру­ет Ми­ха­ил Аль­бер­то­вич и не­сет коль­цо в свою ма­стер­скую, что­бы за­вер­шить ра­бо­ту.

Весь про­цесс за­нял око­ло 40 ми­нут. В слу­чае с зо­ло­том по­тре­бу­ет­ся не­м­но­го боль­ше вре­ме­ни. А вот боль­шие и ви­ти­е­ва­тые из­де­лия обы­ч­но вы­ли­ва­ют­ся с по­мо­щью спе­ци­аль­ных форм. Вруч­ную их сде­лать очень труд­но.

— У нас ча­сто спра­ши­ва­ют, — рас­ска­зы­ва­ют ма­сте­ра, — на­до ли ху­до­же­ствен­ное об­ра­зо­ва­ни­е… Ни­че­го это­го не ну­ж­но­!

— Са­мая при­ят­ная часть ра­бо­ты юве­ли­ра — не ну­ж­но дол­го ду­мать о по­дар­ках, — го­во­рит Ми­ха­ил и да­рит нам толь­ко за­по­ли­ро­ван­ное, еще те­п­лое, ла­тун­ное коль­цо.

«Ко­г­да в стра­не хо­ро­шо, хо­дят по юве­ли­р­ным ма­стер­ским, ко­г­да пло­хо — по са­по­ж­ным»

— Ру­ко­во­ди­те­ли ма­стер­ских жа­лу­ют­ся, что нет при­то­ка мо­ло­дых ка­д­ров, — с гру­стью рас­ска­зы­ва­ет Ми­ха­ил. — Од­ни ста­ри­ки си­дят, уже не кре­а­тив­ные. А мо­ло­дых ка­д­ров нет, по­то­му что их ни­г­де не го­то­вят. В БНТУ обу­ча­ют тех­ни­ков юве­ли­р­но­го про­из­вод­ства, ко­то­рые бу­дут ра­бо­тать в цеху, но не юве­ли­ров. Нет у нас в Бе­ла­ру­си шко­лы юве­ли­р­ной. Од­но­му труд­но со­з­дать, а по­мочь ни­кто не хо­чет.

Есть два пу­ти осво­ить про­фес­сию юве­ли­ра в Бе­ла­ру­си: устро­ить­ся под­ма­сте­рьем в ма­стер­скую или прий­ти на кур­сы к Ми­ха­и­лу и Ни­ко­лаю. Учи­лись у ма­сте­ров да­же ра­бо­т­ни­ки кру­п­ных юве­ли­р­ных фаб­рик.

— Хо­ти­те верь­те, хо­ти­те нет — мы уже не­сколь­ко ме­ся­цев ра­бо­та­ем без за­р­пла­ты. Лю­дям сей­час труд­но пла­тить. Все до­хо­ды ухо­дят на арен­ду и на­ло­ги. Ра­нь­ше лю­дей хо­ди­ло мно­го. Те­перь — ма­ло.

К раз­го­во­ру под­клю­ча­ет­ся уче­ник Алек­сан­др, ко­то­рый меч­та­ет от­крыть свою ма­стер­скую. Му­ж­чи­на рас­ска­зы­ва­ет, что в Рос­сии го­раз­до про­ще на­чать та­кой биз­нес, а в во­сточ­ных стра­нах юве­ли­ра мо­ж­но встре­тить на ка­ж­дом углу.

— В Бе­ла­ру­си лю­ди хо­тят и го­то­вы этим за­ни­мать­ся. Но у нас сло­ж­но от­крыть ма­стер­скую по всем тре­бо­ва­ни­ям, нор­ма­ти­вам, за­ко­но­да­тель­ству. Так по­лу­ча­ет­ся мо­но­по­лия.

При этом, по сло­вам юве­ли­ров, ко­ли­че­ство за­ка­зов с ка­ж­дым го­дом умень­ша­ет­ся. У Ни­ко­лая Ан­то­но­ви­ча есть свой спо­соб опре­де­лить по­ло­же­ние дел в стра­не.

— Ко­г­да в стра­не хо­ро­шо, хо­дят по юве­ли­р­ным ма­стер­ским, ко­г­да пло­хо — по са­по­ж­ным. Так вот сей­час хо­дят по са­по­ж­ным, — за­клю­ча­ет юве­лир.

«Без жен­щин мы бы по­ги­б­ли»

В кон­це бе­се­ды юве­ли­ры при­з­на­ют­ся, что са­мые ка­при­з­ные кли­ен­ты — жен­щи­ны.

— При­хо­дят за укра­ше­ни­ем и ру­га­ют­ся, что хо­те­ли дру­гое. А го­во­рю «да­вай об­рат­но», а она — н-е-е-ет, — улы­ба­ет­ся Ни­ко­лай Ан­то­но­вич.

— Без жен­щин мы бы по­ги­б­ли, — от­ве­ча­ет Ми­ха­ил Аль­бер­то­вич.

— Ну вы со­в­сем не про юве­ли­р­ное де­ло го­во­ри­те, — в шут­ку воз­му­ща­ет­ся про­хо­дя­щая ми­мо ад­ми­ни­стра­тор по­ме­ще­ния.

— Мы про лю­бовь го­во­рим. Для ко­го же ра­бо­та­ют юве­ли­ры? Для жен­щин, — при­го­ва­ри­ва­ет Ми­ха­ил Аль­бер­то­вич, — чтоб кра­сив­ше бы­ли.

[ news.tut.by ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->