Работы собирали по музеям и частным коллекциям России, Франции, Армении, Белоруссии, Дании, всего около 250 произведений. Среди них — "Портрет М.Я.Львовой" из коллекции музея Орсе (Париж), "Портрет Александра III" из собрания Офицерского фонда Королевской лейб-гвардии (Копенгаген), "Портрет М.Н.Акимовой" из Национальной галереи Армении (Ереван).
Одна из сенсаций — показ грандиозного занавеса для балета "Шехеразада" Римского-Корсакова, поставленного для "Русских сезонов" Сергея Дягилева, а также "Портрет Иды Рубинштейн" из Русского музея (Санкт-Петербург). И конечно — "Девочка с персиками" (Третьяковская галерея). Этой знаменитой картиной художника открывается экспозиция; всего в ней три этажа — живопись, графика, театральная живопись, — впрочем, в некоторых из 19 разделов есть смешение стилей и техник исполнения.
Соцсети и СМИ задолго до открытия выставки обсуждали оригинальный проморолик — ожившую картину, точнее — героиню чудесного портрета. За несколько недель его посмотрели в интернете сотни тысяч человек, в восторге были и дети, и взрослые:
"В этой картине, как нам кажется, Серов воплотил то, о чем давно мечтало и грезило русское искусство, — рассказывает куратор выставки, хранитель Государственной Третьяковской галереи Ольга Атрощенко, — о чем спорили два его великих мэтра — Крамской и Репин: как сделать так, чтобы русское искусство стало таким же свободным, чистым, как живопись французских импрессионистов, и при этом сохранило свою содержательность".
"В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только отрадное", — это высказывание Валентина Серова любят цитировать.
Он и писал поначалу "только отрадное", это потом будут сложносочиненные психологические портреты, разные и по степени откровенности отношения художника к своим персонажам, и по технике исполнения. А первая — значимая, любимая с детства "отрада" — это, конечно, "Девочка с персиками", которую Серов написал в 22 года.
Редкий случай, когда одна из первых картин ещe молодого художника стала самым знаменитым его произведением. "Большая дорога лежит перед этим художником", — увидев эту работу, сказал П.М. Третьяков, меценат и основатель галереи (где, собственно, и выставлена "Девочка с персиками").
© РИА Новости. РИА Новости | Купить иллюстрацию
Репродукция картины "Девочка с персиками"
Вернувшись из поездки по Италии в любимое Абрамцево, молодой, влюбленный, полный свежих сил, светлых эмоций, он попросил позировать ему 12-летнюю дочку мецената Саввы Мамонтова — Веру. И портрет получился — светлый, добрый, легкий и — очень продуманный. Совершенная поза, будто вошла и присела ненадолго (хотя Вера позировала ему более 10 раз), сияющий фон — словно пленэрная живопись (а не привычное "светлое лицо на тeмном фоне"), композиционная завершенность, спокойствие и чистота, гармония цвета, света и тени, портрета, пейзажа и натюрморта.
"Мою Верушку и портретом как-то не назовeшь", — говорил Серов про "Девочку с персиками".
© РИА Новости. РИА Новости | Купить иллюстрацию
Репродукция картины В.Серова "Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я.Симонович"
Еще одна ранняя "отрада", живописная аллегория, уже не детство, а молодость — "Девушка, освещенная солнцем". И снова сюжетная картина, пленэрная живопись, свет и восторг, и на этот раз — все оттенки зеленого. Но написана совсем по-иному, скорее, в традициях постимпрессионизма: "И самому мне чудно, что я это сделал, тогда я вроде, как с ума спятил. Надо это временами: нет-нет да малость спятишь". Валентин Серов любил эту картину, считая ее чуть ли не лучшей.
Потом будут и психологические портреты в Репинской традиции, и портреты в стиле модерн, женские (Трубниковой, Юсуповой, Ермоловой, Орловой, Гиршман, Голицыной и другие), дружеские, "заказные", исторические, царские, домашние, светские, официальные, графика, пейзажи (российские, итальянские, греческие), античные сюжеты, театральная живопись, слияние, взаимодействие стилей. Некоторые портреты Валентин Серов писал месяцами, даже годами, готовя десятки эскизов и во время каждой новой встречи с героем пытаясь уловить черты характера, эмоции, чувства, о которых, быть может, персонаж и не подозревал.
На выставке можно проследить весь путь художника, удивительные метаморфозы. И это динамика развития не от молодости к опыту, это движение к новому, другому, еще более актуальному, прогрессивному, не всегда понятному и принимаемому современниками.
"Он выходил на совершенно иные уровни, нащупывал возможности совершенно иного художественного языка, чем тот, которым привыкли все говорить", — считает гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Так было с портретом обнаженной Иды Рубинштейн, экстравагантной танцовщицы и светской львицы. Картина экспонировалась на выставке "Мира искусств" и на международной выставке в Риме в 1911 году, публика приняла еe плохо (Это плакат! Зеленая лягушка! Скелет! Кузнечик! Гримаса гения!), Суриков назвал "безобразием", а учитель Серова — Репин — "гальванизированным трупом".
Шедевр Валентина Серова вновь опередил время, но сам художник не застал восхищения этой своей работой. В возрасте сорока семи лет он неожиданно умер от "грудной жабы" (приступа стенокардии). На излeте.
Бесполезно пытаться рассказать в этом материале обо всех шедеврах Валентина Серова, его жизни и творчестве — об этом написаны очерки, книги, трактаты. Могу лишь поделиться эмоциями (их много), восхищением, восторгом — и таких людей, замирающих у его полотен, на выставке было много. И будет еще больше.
Тем, кому предстоит открыть для себя работы Серова (или пересмотреть их) в помощь будет новый каталог его шедевров, изданный специально к юбилейной выставке.
"Мы не часто бываем довольны результатом, но нам кажется, что эта книга удалась — и по содержанию, и по исполнению, — рассказала заместитель гендиректора по просветительской и издательской деятельности Марина Эльзессер. — Мы думаем, что это просто бесценный материал, который дополнит впечатление о выставке".
На этой неделе было опубликовано и мобильное приложение (только для планшетов), аналогов которого нет в нашей стране — "Книги Третьяковской галереи" с подробным каталогом "Валентин Серов". В приложении — не просто тексты или страницы в PDF, в нем есть возможность увеличивать изображения, рассмотреть всe в подробностях, можно менять размер шрифта и яркость экрана. Приложение разработано и для iOS, и для Android.У выставки есть отдельный сайт, а для малышей специально к юбилею выпущена книга "Детям о Валентине Серове" с интерактивным материалом о жизни художника, его друзьях и увлечениях. В магазине галереи можно будет найти и книгу "История одного шедевра" (о "Девочке с персиками"), а также различные тематические сувениры.
Обновленное пространство, Wi-Fi, кафе, новые кассы, вестибюль и гардероб, — галерея тщательно подготовилась к юбилейной выставке.
"Все, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах", — как художнику удалось этого добиться, можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу. Надо идти — обязательно.