К вопросу закона «О вольном приносе»

Раздел: Недра
17 октября 2015 г.

Ти­мо­фе­ев П.Ф., гео­лог

В этой ста­тье рас­смот­ре­на си­ту­а­ция, сло­жив­ша­я­ся с ле­га­ли­за­ци­ей «воль­но­го при­но­са» зо­ло­та в со­вре­мен­ной Рос­сии. Пред­по­ло­же­но, что од­ной из при­чин не­при­ня­тия за­ко­на и со­от­вет­ству­ю­щих под­за­кон­ных ак­тов яв­ля­ет­ся не­по­ни­ма­ние со сто­ро­ны го­су­дар­ства ис­точ­ни­ка, от­ку­да возь­мет­ся зо­ло­то для «воль­но­го при­но­са» и, со­от­вет­ствен­но, не­воз­мож­ность тща­тель­но­го кон­тро­ля его до­бы­чи.

К ис­то­рии во­про­са

Со­глас­но ст. 9 ФЗ РФ «О нед­рах» поль­зо­ва­те­ля­ми недр мо­гут быть субъ­ек­ты пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти, в том чис­ле участ­ни­ки про­сто­го то­ва­ри­ще­ства, ино­стран­ные граж­да­не, юри­ди­че­ские ли­ца, ес­ли иное не уста­нов­ле­но фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми.

По­сле де­фол­та 1998 г., уро­нив­ше­го рубль, и ро­ста це­ны зо­ло­та на ми­ро­вом рын­ке (в на­ча­ле 2000-х гг.) в об­ще­стве про­явил­ся ин­те­рес к за­ко­но­да­тель­но­му обес­пе­че­нию «воль­но­го при­но­са» по ти­пу за­ко­на Рос­сий­ской им­пе­рии «О сво­бод­ном об­ра­ще­нии шли­хо­во­го зо­ло­та», вве­ден­но­го в дей­ствие с 1 мар­та 1902 го­да. По это­му за­ко­ну част­ным зо­ло­то­про­мыш­лен­ни­кам и фи­зи­че­ским ли­цам впер­вые в Рос­сии бы­ло раз­ре­ше­но сво­бод­но осу­ществ­лять опе­ра­ции по куп­ле-про­да­же и пе­ре­ра­бот­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов. И в по­сле­ду­ю­щем (в­клю­чая го­ды СССР) эта нор­ма пе­ри­о­ди­че­ски воз­об­нов­ля­лась, что поз­во­ля­ло вос­ста­нав­ли­вать (под­ни­мать) уро­вень до­бы­чи, па­дав­ший по­сле оче­ред­но­го за­пре­та.

В на­ше вре­мя, не­взи­рая на стро­и­тель­ство ры­ноч­ной эко­но­ми­ки, воз­мож­ность сво­бод­но­го обо­ро­та при­род­но­го зо­ло­та нор­ма­ми ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях» прак­ти­че­ски ис­клю­че­на, что труд­но при­знать пра­виль­ным. Зо­ло­то — обыч­ный то­вар, и за­кон дол­жен быть прост и по­ня­тен: до­был-про­дал-по­лу­чил при­быль, за­пла­тил на­ло­ги и спи спо­кой­но. Но по­ка так не по­лу­ча­ет­ся, как мне ка­жет­ся, из-за чрез­мер­ной пе­ре­стра­хов­ки го­су­дар­ства, дав­ле­ния ста­рых сте­рео­ти­пов о не­кой са­краль­ной сущ­но­сти «ва­лют­но­го ме­тал­ла» и не­об­хо­ди­мо­сти тща­тель­но­го и по­сто­ян­но­го го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля и над­зо­ра за его дви­же­ни­ем.

В 2002 г. гу­бер­на­тор Крас­но­яр­ско­го края А.Ле­бедь внес в Го­с­ду­му про­ект из­ме­не­ний и до­пол­не­ний в за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях», со­глас­но ко­то­ро­му пред­ла­га­лось раз­ре­шить до­бы­чу дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней не толь­ко ор­га­ни­за­ци­ям, но и фи­зи­че­ским ли­цам, про­шед­шим го­су­дар­ствен­ную ре­ги­стра­цию и по­лу­чив­шим ли­цен­зии. В 2003 г. этот за­ко­но­про­ект про­шел все три чте­ния, был одоб­рен Со­ве­том Фе­де­ра­ции, но Пре­зи­дент РФ В.Пу­тин его не под­пи­сал и от­пра­вил на до­ра­бот­ку (ко­то­рая не со­сто­я­лась).

По­сле оче­ред­но­го кри­зи­са в мар­те 2009 г. Пре­зи­дент РФ Д.Мед­ве­дев по­ру­чил пра­ви­тель­ству про­ана­ли­зи­ро­вать воз­мож­ность раз­ре­ше­ния зо­ло­то­до­бы­чи фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми.

20 сен­тяб­ря 2010 г. чле­на­ми Со­ве­та Фе­де­ра­ции в гос­ду­му был вне­сен за­ко­но­про­ект № 429535-5 «О до­бы­че зо­ло­та ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми». Ав­то­ры пред­ло­жи­ли вне­сти из­ме­не­ния в не­ко­то­рые ста­тьи за­ко­на «О Нед­рах» и за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях» сле­ду­ю­щие ос­нов­ные но­ва­ции:

-до­бы­чу зо­ло­та мож­но осу­ществ­лять толь­ко на участ­ках не­др, ко­то­рые в ко­ли­че­ствен­ном и ка­че­ствен­ном от­но­ше­нии не яв­ля­ют­ся объ­ек­та­ми про­мыш­лен­ной раз­ра­бот­ки и ко­то­рые опре­де­ля­ют­ся фе­де­раль­ным ор­га­ном управ­ле­ни­я;

-преду­смат­ри­ва­ет­ся за­яви­тель­ный прин­цип предо­став­ле­ния участ­ков не­др, без про­ве­де­ния кон­кур­сов и аук­ци­о­но­в; по­ря­док предо­став­ле­ния так­же уста­нав­ли­ва­ет­ся фе­де­раль­ным ор­га­ном управ­ле­ния фон­дом не­др;

-граж­да­не долж­ны быть за­ре­ги­стри­ро­ва­ны в ка­че­стве ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей­;

-пра­во на до­бы­чу у ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля воз­ни­ка­ет на ос­но­ва­нии ре­ше­ния Рос­недр или его тер­ри­то­ри­аль­но­го ор­га­на и за­креп­ля­ет­ся упро­щeн­ной фор­мой ли­цен­зии на срок до пя­ти лет;

-на­ло­го­об­ло­же­ние до­бы­чи пред­ла­га­ет­ся по упро­щeн­ной схе­ме;

-по­ря­док ре­а­ли­за­ции рос­сып­но­го зо­ло­та, до­бы­то­го ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми, в со­от­вет­ствии с за­ко­но­про­ек­том долж­но уста­но­вить Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Этот за­ко­но­про­ект про­шел толь­ко пер­вое чте­ние (в ян­ва­ре 2011 г.) и даль­ней­шее его дви­же­ние за­сто­по­ри­лось.

В дли­тель­ной дис­кус­сии, ожив­лен­ной по­ле­ми­ке и в экс­прес­сив­ных об­суж­де­ни­ях за­ин­те­ре­со­ван­ны­ми ли­ца­ми на раз­лич­ных фо­ру­мах из рас­смот­ре­ния, как мне ка­жет­ся, вы­па­да­ют три важ­ных ас­пек­та ука­зан­но­го во­про­са.

1. Кри­ми­наль­но-пра­во­вой во­прос

На­ря­ду с ле­галь­ным (ос­нов­ным), су­ще­ству­ет и те­не­вой обо­рот до­бы­то­го (при­род­но­го) зо­ло­та. Объ­ем его оце­ни­ва­ет­ся экс­пер­та­ми кос­вен­ны­ми ме­то­да­ми и циф­ры су­ще­ствен­но раз­ли­ча­ют­ся у раз­ных ав­то­ров, в раз­ных ре­ги­о­нах и в раз­ные го­ды. В дан­ном слу­чае нам ва­жен сам факт су­ще­ство­ва­ния в Рос­сии чер­но­го рын­ка при­род­но­го зо­ло­та, в ко­то­ром в обо­ро­те на­хо­дит­ся ме­талл, до­бы­ча ко­то­ро­го не мо­жет быть под­твер­жде­на не­об­хо­ди­мы­ми до­ку­мен­та­ми (ли­цен­зи­я­ми на пра­во до­бы­чи, тех­ни­че­ским про­ек­том раз­ра­бот­ки, пла­ном раз­ви­тия гор­ных ра­бот и т.п.).

Во вре­ме­на мо­ей ра­бо­ты на Се­ве­ро-Во­сто­ке СССР (1970–1980) скуп­кой не­ле­галь­но­го зо­ло­та в тех кра­ях за­ни­ма­лась ор­га­ни­за­ция, но­сив­шая не­офи­ци­аль­ное и не­по­лит­кор­рект­ное на­зва­ние «Ин­гу­ш­зо­ло­то». Су­ще­ство­ва­ла она и в 1990-е го­ды, ду­маю, что су­ще­ству­ет и сей­час. Це­ну они да­ва­ли ни­же, чем в зо­ло­то­при­ем­ных кас­сах (ЗПК), но не ин­те­ре­со­ва­лись про­ис­хож­де­ни­ем ме­тал­ла. Раз­ни­ца в це­не да­ва­ла кри­ми­наль­ный до­ход, ко­то­рый (по опре­де­ле­нию) на­но­сит вред го­су­дар­ству, под­пи­ты­вая те­не­вую эко­но­ми­ку и эт­ни­че­ские банд­фор­ми­ро­ва­ния (как это утвер­жда­лось в пресс-ре­ли­зах ор­га­на­ми пра­во­по­ряд­ка по­сле изъ­я­тия оче­ред­ной пар­тии ме­тал­ла).

Раз­ре­ше­ние воль­но­го при­но­са вы­во­дит это зо­ло­то из те­не­во­го обо­ро­та, при этом в вы­иг­ры­ше оста­ют­ся все участ­ни­ки про­цес­са (ста­ра­те­ли и го­су­дар­ство), кро­ме кри­ми­наль­ных струк­тур.

Спра­вед­ли­вым бу­дет и об­рат­ное утвер­жде­ние: за­прет воль­но­го при­но­са вы­го­ден толь­ко кри­ми­на­лу, но не за­ко­но­по­слуш­ным граж­да­нам.

А са­ми граж­да­не (как жи­те­ли от­да­лен­ных ме­ст, так и ини­ци­а­тив­ные не­по­сед­ли­вые лю­ди) мы­ли, мо­ют и бу­дут мыть даль­ше. А вот где и что мыть, не пре­сту­пая чер­ту за­ко­на? Ведь ни­кто не хо­чет быть пре­ступ­ни­ком.

2. Источ­ник ме­тал­ла для «воль­но­го при­но­са» в ЗПК

Это наи­бо­лее прин­ци­пи­аль­ный ас­пект раз­ре­ше­ния «воль­но­го при­но­са»; ча­сто скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что оп­по­нен­ты го­во­рят на раз­ных язы­ках и не по­ни­ма­ют друг дру­га.

Вот все воз­мож­ные пер­вич­ные ис­точ­ни­ки при­род­но­го зо­ло­та:

а) ко­рен­ные соб­ствен­но зо­ло­тые ме­сто­рож­де­ни­я;

б) ком­плекс­ные зо­ло­то­со­дер­жа­щие ме­сто­рож­де­ни­я;

в) рос­сып­ные ме­сто­рож­де­ния и про­яв­ле­ния.

В зо­ло­при­ем­ную кас­су мо­жет быть сдан толь­ко шли­хо­вой ме­талл из рос­сы­пей, т.к. слит­ки ли­га­тур­но­го зо­ло­та но­сят яв­но кри­ми­наль­ный ха­рак­тер. Ведь ни­кто же не по­не­сет в офи­ци­аль­ную скуп­ку укра­ден­ные на Ко­лым­ском аф­фи­наж­ном за­во­де 2 тон­ны ме­тал­ла?

А из ка­ких рос­сып­ных ис­точ­ни­ков мо­жет быть зо­ло­то «воль­но­го при­но­са»? Здесь на­до учи­ты­вать осо­бен­но­сти на­ше­го за­ко­но­да­тель­ства: недра, в т.ч. и под­счи­тан­ные в них за­па­сы по­лез­ных ис­ко­па­е­мых, яв­ля­ют­ся го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­стью, а до­бы­тые из недр по­лез­ные ис­ко­па­е­мые мо­гут на­хо­дить­ся в фе­де­раль­ной го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти, соб­ствен­но­сти субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, му­ни­ци­паль­ной, част­ной и в иных фор­мах соб­ствен­но­сти1.

Та­ким об­ра­зом, за­па­сы зо­ло­та в рос­сы­пи, раз­ве­дан­ные и утвер­жден­ные над­ле­жа­щим об­ра­зом, яв­ля­ют­ся го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­стью, а зо­ло­то, до­бы­тое из этой рос­сы­пи, яв­ля­ет­ся соб­ствен­но­стью вла­дель­ца ли­цен­зии. На­ли­чие утвер­жден­ных за­па­сов вро­де бы поз­во­ля­ет го­су­дар­ству кон­тро­ли­ро­вать его от­ра­бот­ку с по­мо­щью про­це­дур ли­цен­зи­ро­ва­ния, со­гла­со­ва­ния про­ек­тов до­бы­чи, еже­год­ным со­гла­со­ва­ни­ем «у­точ­нен­ных нор­ма­ти­вов по­терь», ста­тот­чет­но­стью и т.п. Кон­троль этот в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни эфе­ме­рен, но от этой ил­лю­зии управ­ле­ния го­су­дар­ство от­ка­зать­ся по­ка не в со­сто­я­нии.

А вот ко­му при­над­ле­жит зо­ло­то в пе­ре­мы­тых га­ле-эфель­ных от­ва­лах этой рос­сы­пи? Ведь от­ва­лы труд­но на­звать недра­ми, это от­хо­ды про­из­вод­ства, а зо­ло­то в них есть, по мень­шей ме­ре, в объ­е­ме со­гла­со­ван­ных го­су­дар­ством по­терь при до­бы­че? Удо­вле­тво­ри­тель­но от­ве­тить на дан­ный во­прос не­воз­мож­но, т.к. у нас по­ка нет за­ко­но­да­тель­но­го опре­де­ле­ния по­ня­тия «тех­но­ген­ное ме­сто­рож­де­ние» и су­ще­ству­ют рас­хож­де­ния меж­ду ФЗ «О нед­рах» и ФЗ «Об от­хо­дах про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния» в ча­сти опре­де­ле­ния прав вла­де­ния и ис­поль­зо­ва­ния от­ва­лов до­быч­ных ра­бот. От­ве­ты на эти во­про­сы не­об­хо­ди­мо най­ти в рам­ках под­го­тов­ки за­ко­на «О воль­ном при­но­се».

А ко­му при­над­ле­жит зо­ло­то из ме­сто­рож­де­ний пес­ча­но-гра­вий­ных сме­сей (ПГС)? Оно там есть в не­боль­ших ко­ли­че­ствах, но раз­ве­дать его, что­бы «утвер­дить за­па­сы», не­воз­мож­но, по­это­му при до­бы­че про­ще зо­ло­то спус­кать в хво­сты и де­лать вид, что его там нет. Что, впро­чем, не ме­ша­ет про­яв­ле­нию сме­кал­ки мест­ных ку­ли­би­ных.

Во власт­ных струк­ту­рах раз­ре­ше­ние «воль­но­го при­но­са» ча­сто по­ни­ма­ет­ся как предо­став­ле­ние от­дель­ным граж­да­нам ли­цен­зии на раз­ра­бот­ку зо­ло­тых при­ис­ков (и­ли не­боль­ших ме­сто­рож­де­ний), что в кор­не не­вер­но. Граж­да­нам, не во­ору­жен­ным тя­же­лой тех­ни­кой, раз­ра­бот­ка да­же мел­ких ме­сто­рож­де­ний, учтен­ных в го­су­дар­ствен­ном ба­лан­се, бу­дет не под си­лу.

«Воль­ный при­нос» не иден­ти­чен раз­ра­бот­ке мел­ких рос­сып­ных ме­сто­рож­де­ний — это раз­ные ви­ды де­я­тель­но­сти.

Зо­ло­то «воль­но­го при­но­са» ро­дом из та­ких про­яв­ле­ний, ко­то­рые ни­ко­гда не бу­дут раз­ве­да­ны и по­став­ле­ны на учет, т.е. они ни­ко­гда не ста­нут ме­сто­рож­де­ни­я­ми2.

По­тен­ци­аль­ные ис­точ­ни­ки шли­хо­во­го зо­ло­та для «воль­но­го при­но­са»

Источ­ни­к

Ар­гу­мен­ты «за» и «про­тив»

Из раз­ра­ба­ты­ва­е­мых рос­сып­ных ме­сто­рож­де­ний укра­ден­ное соб­ствен­ны­ми ра­бот­ни­ка­ми пред­при­я­тия, ли­бо приш­лы­ми лю­дь­ми, т.е. во­ров­ство соб­ствен­но­сти пред­при­я­тия.

Ве­ро­ят­ность кра­жи нель­зя ис­клю­чить пол­но­стью, но не сто­ит так­же счи­тать, что за­кон «О воль­ном при­но­се» спро­во­ци­ру­ет вспыш­ку во­ров­ства. При­ем­ная це­на в ЗПК бу­дет вы­ше, чем в услов­ном «Ин­гу­ш­зо­ло­то», но по­тре­бу­ет­ся предъ­явить и пас­порт и ли­цен­зию «воль­но­при­но­си­те­ля», т.е. это те усло­вия, ко­гда вор с укра­ден­ным ме­тал­лом не за­хо­чет све­тить­ся.

Из раз­ве­дан­ных, но по­ка не­раз­ра­ба­ты­ва­е­мых ме­сто­рож­де­ний, за­па­сы ко­то­рых учте­ны в го­су­дар­ствен­ном ба­лан­се за­па­сов, т.е. во­ров­ство го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти.

Прак­ти­че­ски ис­клю­че­но по ря­ду при­чин:

- ес­ли рос­сып­ное ме­сто­рож­де­ние раз­ве­да­но, но до сих пор не раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся, зна­чит, оно бы­ло раз­ве­да­но до 1992 г. впрок за счет гос­бюд­же­та и до сих пор не вос­тре­бо­ва­но из-за низ­ко­го ка­че­ства пес­ков, ли­бо весь­ма слож­ной тех­но­ло­гии от­ра­бот­ки;

- ме­то­до­ло­гия оцен­ки мел­ких рос­сып­ных ме­сто­рож­де­ний с за­па­са­ми до 3 тонн ба­зи­ру­ет­ся на при­ме­не­нии т.н. «рай­он­ных кон­ди­ций», в ал­го­ритм рас­че­та ко­то­рых за­ло­же­на се­зон­ная про­из­во­ди­тель­ность пред­при­я­тия по пес­кам 250–300 тыс. м3. Ина­че го­во­ря, пред­при­я­тию с мень­шей мощ­но­стью да­же за­па­сы, чис­ля­щи­е­ся ба­лан­со­вы­ми, от­ра­ба­ты­вать, ско­рее все­го, бу­дет не­вы­год­но, что же то­гда го­во­рить об ин­ди­ви­ду­аль­ном пред­при­ни­ма­те­ле, воз­мож­но­сти ко­то­ро­го мно­го ни­же ука­зан­ной циф­ры?

- по этой же при­чи­не не сле­ду­ет се­рьез­но вос­при­ни­мать не­од­но­крат­но озву­чен­ное пред­ло­же­ни­е3 раз­ре­шить «част­ни­кам» раз­ра­бот­ку мел­ких ме­сто­рож­де­ний с за­па­са­ми до 10 кг. Они им не под си­лу, они не смо­гут да­же вскрыть тор­фа, по­это­му при­ня­тие та­ко­го пред­ло­же­ния спо­соб­но толь­ко про­фа­ни­ро­вать са­му идею «воль­но­го при­но­са».

Ме­талл из не­раз­ве­дан­ных по­ка ме­сто­рож­де­ний, за­па­сы ко­то­рых не сто­ят на уче­те в го­су­дар­ствен­ном ба­лан­се. Это по­тен­ци­аль­ная го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­но­сть, ко­то­рая ста­нет та­ко­вой толь­ко по­сле раз­вед­ки, экс­пер­ти­зы за­па­сов и по­ста­нов­ки их на учет в го­су­дар­ствен­ный ба­ланс.

Это, на пер­вый взгляд, наи­бо­лее се­рьез­ный ар­гу­мент про­тив раз­ре­ше­ния «воль­но­го при­но­са». Де­с­кать, воль­ные ста­ра­те­ли «хищ­ни­че­ской от­ра­бот­кой» (вы­брав бо­га­тые гнез­да и струи) мо­гут се­рьез­но по­ра­зить не­раз­ве­дан­ные по­ка ме­сто­рож­де­ния до та­кой сте­пе­ни, что те по­те­ря­ют свою цен­но­сть.

Но это пред­по­ло­же­ние не вы­дер­жи­ва­ет кри­ти­ки: в 1930–1990 гг. зо­ло­то­рос­сып­ные рай­о­ны СССР бы­ли хо­ро­шо и пла­но­мер­но изу­че­ны и в ос­нов­ном от­ра­бо­та­ны, не сто­ит про­еци­ро­вать на них си­ту­а­цию «хищ­ни­че­ства», имев­ше­го ме­сто в Си­би­ри, на Даль­нем Во­сто­ке и на Ко­лы­ме в кон­це XIX — на­ча­ле XX вв., ко­гда они пред­став­ля­ли со­бой боль­шое «бе­лое пят­но».

Нет уже не­из­вест­ных ме­сто­рож­де­ний, ко­то­рые мож­но бы­ло бы «по­ра­зить» та­ким спо­со­бом ку­стар­ной до­бы­чей.

Ме­талл из рос­сып­ных про­яв­ле­ний: ко­со­вый ме­тал­л; ме­талл со скаль­ных ще­ток и из мел­ко­го ал­лю­вия в ка­ньо­на­х; най­ден­ный на ста­рых от­ва­лах и в до­ли­нах на не­боль­шой глу­би­не с по­мо­щью ме­тал­ло­де­тек­то­ро­в; «зо­ло­тая пыль» из ме­сто­рож­де­ний ПГС и т.п.

Это не­ме­сто­рож­де­ния, а про­яв­ле­ния, ко­то­рые ни­ко­гда не ста­нут ме­сто­рож­де­ни­я­ми: за­па­сы ме­тал­ла на этих про­яв­ле­ни­ях ни­ко­гда не бу­дут раз­ве­да­ны и по­став­ле­ны на учет в го­су­дар­ствен­ный ба­ланс как го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­но­сть из-за не­зна­чи­тель­но­сти мас­шта­бов и не­це­ле­со­об­раз­но­сти их раз­вед­ки (в т.ч. это и зо­ло­то на ме­сто­рож­де­ни­ях ПГС). Т.е. до­бы­ча та­ко­го зо­ло­та не мо­жет быть ис­тол­ко­ва­на как хи­ще­ние го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти, хо­тя фор­маль­но оно при­над­ле­жит го­су­дар­ству.

Это ре­аль­ный ис­точ­ник зо­ло­та для «воль­но­при­но­си­те­лей», про­мыш­ля­ю­щих в от­да­лен­ных рай­о­нах, ис­поль­зу­ю­щих руч­ной труд и ми­ни­маль­ные тех­ни­че­ские сред­ства (мак­си­мум ми­нид­ра­гу). Имен­но этот «ме­талл жел­то­го цве­та» и изы­ма­ют доб­лест­ные по­ли­цей­ские по ито­гам об­лав и спе­цо­пе­ра­ций.

Пробле­ма: от­ва­лы до­быч­ных ра­бот раз­лич­ной сте­пе­ни ре­куль­ти­ва­ции и со­хран­но­сти. Обыч­но ими ни­кто не ин­те­ре­су­ет­ся, но сто­ит на них что-ли­бо най­ти, как тут же объ­явит­ся хо­зя­ин. Пра­во­вая кол­ли­зия, так­же тре­бу­ю­щая за­ко­но­да­тель­но­го ре­ше­ния в рам­ках за­ко­на «О воль­ном при­но­се».

Не сто­ит ожи­дать се­рьез­но­го при­то­ка до­бы­то­го зо­ло­та из по­доб­ных ис­точ­ни­ков, но раз­ре­ше­ние «воль­но­го при­но­са» сни­зит со­ци­аль­ную на­пря­жен­ность и по­мо­жет в ре­ше­нии во­про­са тру­до­вой за­ня­то­сти на­се­ле­ния, осво­бо­дит по­ли­цию от вы­пол­не­ния не­нуж­ных функ­ций и пр.

Но не­воз­мож­ность раз­ве­дать и «утвер­дить за­па­сы» де­ла­ет не­воз­мож­ным и при­выч­ный фор­мат кон­тро­ля их от­ра­бот­ки, что при­во­дит го­су­дар­ство в сту­пор: иных ме­то­дов кон­тро­ля оно не зна­ет (да они, в сущ­но­сти, и не нуж­ны), а от­ка­зать­ся да­же от ил­лю­зор­но­го кон­тро­ля за дви­же­ни­ем «ва­лют­но­го ме­тал­ла» оно по ста­рой при­выч­ке (ко­то­рая ро­дом из СССР) не в си­лах.

В этом ас­пек­те про­бле­мы «воль­но­го при­но­са» (не­по­ни­ма­ние ис­точ­ни­ков зо­ло­та и не­воз­мож­ность кон­тро­ля до­бы­чи) кро­ет­ся, по-мо­е­му, ос­нов­ная при­чи­на дли­тель­ной за­держ­ки с при­ня­ти­ем за­ко­на и сло­жив­шей­ся па­ра­док­саль­ной си­ту­а­ции, ко­то­рую мож­но сфор­му­ли­ро­вать так: го­су­дар­ство на­стой­чи­во от­ка­зы­ва­ет­ся ле­га­ли­зо­вать свою соб­ствен­ность — зо­ло­то, со­бран­ное вруч­ную с по­верх­но­сти, — и, ис­поль­зуя по­ли­цей­скую си­лу, вы­тал­ки­ва­ет его на чер­ный ры­нок.

3. Пра­во­вое обес­пе­че­ние «воль­но­го при­но­са»

Как го­во­ри­лось вы­ше, ме­талл «воль­но­го при­но­са» ро­дом не из рос­сып­ных ме­сто­рож­де­ний, име­ю­щих ко­ор­ди­на­ты уг­ло­вых то­чек и гра­ни­цы гор­но­го от­во­да, а со­бран­ный прак­ти­че­ски с по­верх­но­сти или с не­боль­шой глу­би­ны из про­яв­ле­ний, ко­то­рые ни­ко­гда не бу­дут раз­ве­да­ны и пе­ре­ве­де­ны в ранг ме­сто­рож­де­ний, тре­бу­ю­щих про­це­ду­ры ли­цен­зи­ро­ва­ния до­бы­чи.

Ре­а­ли­за­ция пра­ва на воль­ный при­нос долж­на быть мак­си­маль­но упро­ще­на: за­яви­тель­ный прин­цип по­лу­че­ния па­тен­та (ли­цен­зии) на пра­во за­ни­мать­ся со­от­вет­ству­ю­щей де­я­тель­но­стью сро­ком до го­да (и­ли на про­мы­воч­ный се­зон) с ука­за­ни­ем тер­ри­то­рии (до­ли­на ру­чья, рас­па­док и т.п.) и при­ло­жен­ной вы­ко­пи­ров­ки кар­ты. По­след­нее нуж­но для ис­клю­че­ния из нее кон­ту­ров пло­ща­дей дей­ству­ю­щих ли­цен­зий, а так­же для уре­гу­ли­ро­ва­ния тер­ри­то­ри­аль­ных спо­ров смеж­ных воль­но­при­но­си­те­лей. Срок (не бо­лее го­да) поз­во­лит управ­лять воз­мож­ной «пе­ре­держ­кой ли­цен­зий» и ре­гу­ли­ро­вать со­от­вет­ству­ю­щую де­я­тель­но­сть. Пла­та за вы­да­чу па­тен­та воль­но­при­но­си­те­ля (ли­цен­зии) долж­на быть сим­во­ли­че­ской, толь­ко как ком­пен­са­ция ор­га­ни­за­ци­он­ных рас­хо­дов на его оформ­ле­ние и вы­да­чу.

Пол­но­мо­чия по нор­ма­тив­но-пра­во­во­му со­про­вож­де­нию до­бы­чи зо­ло­та воль­но­при­но­си­те­ля­ми долж­ны быть де­ле­ги­ро­ва­ны на ре­ги­о­наль­ный уро­вень. Ре­а­ли­за­ция пред­ло­же­ния на фе­де­раль­ном уров­не опре­де­ле­ния участ­ков недр для ор­га­ни­за­ции «воль­но­го при­но­са», как это бы­ло в ФЗ № 429535-5, за­гу­бит его в за­ро­ды­ше. Не­воз­мож­но из цен­тра управ­лять про­из­вод­ствен­ной де­я­тель­но­стью на та­кой гро­мад­ной тер­ри­то­рии, и «на зем­ле» луч­ше из­вест­ны мест­ные по­треб­но­сти и воз­мож­но­сти, там лег­че со­блю­дать не­об­хо­ди­мый ба­ланс ин­те­ре­сов в це­лях обес­пе­че­ния управ­ля­е­мо­сти про­цес­сом и его эф­фек­тив­но­сти.

[ zolotodb.ru ]

  • 17 октября 2015 г.:

    Полностью поддерживая автора хочу добавить.
    Природа это источник не только золота, но и всего вообще.
    То есть в том же распадке или ручье может лежать и серебро, и платина, и иридий, и любые минералы тяжелее 3 кг/литр, и просто красивые камушки (типа валуна нефрита цвета плевка).
    Вот это всё старатель должен выкинуть, или куда?
    Ведь мы говорим, в том числе, о снятии социальной напряжённости, то есть о количестве денег в семье?
    В этом случае надо отдавать себе отчёт в том, что демантоиды во много раз дороже золота, а лежат они в том же лотке.
    Легализация вольного приноса автоматически приводит к легализации оборота цветных, в том числе драгоценных камней.
    Учитывая многократные и постоянно возобновляемые попытки того же Минфина и Роснедр запретить свободный оборот любых цветных камней, можно сделать вывод, что рассуждения автора как минимум не полны.
    И в Минфине, и в Роснедра прекрасно понимают соотношение оборота цветных и драгоценных камней в сравнении с оборотом старательского золота.
    Свободный оборот камней несмотря на их кажущуюся копеечность в сотни и тысячи раз превосходит оборот золота. И, кроме того, учитывая ту же копеечность большинства цветных камней, создаёт в тысячи раз большую занятость населения. То есть снятие той самой социальной напряжённости.
    Даже более того, тот же Минфин категорически против легализации облагороживания уже легально добытых камней.
    Отсюда вывод: при обсуждении закона о вольном приносе никакие социальные аспекты не обсуждаются и во внимание не принимаются.
    Тогда о чём на самом деле идёт речь?
    Так вот оказывается, что автор абсолютно прав. Стороны говорят на разных языках и о разных вещах.
    Позиция одной стороны — желание людей жить и работать в своей стране, на своей земле свободно, богато и счастливо.
    Позиция другой стороны — любое напряжение в контролируемой нами области должно разрешаться только через прямое обращение к нам.
    Первой стороне практически не нужны чиновники.
    Второй стороне совсем не не нужны люди.

    Основных путей разрешения этой коллизии два.

    Это устранение из схемы взаимодействия людей, например превращая их в холопов, то есть собственность государства и чиновников, как его представителей. Это делается разными способами.
    Например присвоением собственности граждан государством, путём ограничения права распоряжаться ею. Что предельно ярко выражено в отношении государства к обороту драгметаллов и драгкамней.

    Либо — это устранение из схемы взаимодействия чиновников.
    Причём достаточно изъять их право распоряжаться чужой собственностью.
    В этом случае мы автоматически получаем вариант чиновника «европейского» типа. То есть нанятого обществом работника подконтрольного обществу и поэтому решающего проблемы именно нанимателей, а не собственные.

    И в том и в другом случае центральный вопрос — это вопрос собственности.

    Вот и выходит, что закон о вольном приносе тянет за собой:
    1. вопрос о собственности.
    И как следствие.
    2. вопрос о защите собственности.
    И как следствие.
    3. вопрос о независимости суда.
    И как следствие.
    4. вопрос о вертикали власти. Которая несовместима с контролем чиновников обществом.

    Одним словом как мудро выразился Жванецкий ещё 30 лет назад: « Не надо было водку трогать!»

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->