Финансистка создала уникальный ювелирный бренд, использовав азербайджанские ковровые узоры

Раздел: Ювелиры и компании
08 октября 2015 г.



В Азер­бай­джа­не есть уни­каль­ная ма­стер­ская, где вы мо­же­те уви­деть всю па­лит­ру на­ци­о­наль­ных ков­ро­вых узо­ров. Од­на­ко, на­не­се­ны они не на при­выч­ные тка­ные из­де­лия, а на… коль­ца и оже­ре­лья. За­ни­ма­ет­ся ков­ро­вой ре­ин­кар­на­ци­ей Рас­ми­на Гур­ба­то­ва, со­зда­тель пер­во­го со­вре­мен­но­го юве­лир­но­го брен­да Resm. Вдох­нов­лен­ная по­на­ча­лу на­ци­о­наль­ны­ми ков­ра­ми, в даль­ней­шем она пе­ре­нес­ла с по­мо­щью эма­ли на юве­лир­ные из­де­лия уни­каль­ные ор­на­мен­ты ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков Азер­бай­джа­на. Сквозь приз­му юве­лир­ных из­де­лий Рас­ми­на Гур­ба­то­ва рас­ска­за­ла «Москва-Ба­ку» о куль­ту­ре и ис­то­рии азер­бай­джан­ско­го на­ро­да.



- Как воз­ник­ла идея со­зда­ния Resm?

- Я мно­го лет про­ра­бо­та­ла в фи­нан­со­вом сек­то­ре, но, не­смот­ря на это, все­гда бы­ла твор­че­ским че­ло­ве­ком, лю­би­ла ри­со­вать, мог­ла ча­са­ми раз­гля­ды­вать на­ци­о­наль­ные ков­ры. Ме­ня за­во­ра­жи­ва­ли впле­тен­ные в них гео­мет­ри­че­ские ри­сун­ки, ко­то­рые не­сут в се­бе ча­стич­ки на­шей ис­то­рии и куль­ту­ры. В ка­кой-то мо­мент я по­ня­ла, что хо­чу пол­но­стью по­свя­тить се­бя твор­че­ству и по­ду­ма­ла о со­зда­нии кол­лек­ции на­ци­о­наль­ной одеж­ды. Од­на­ж­ды я рас­смат­ри­ва­ла ор­на­мент од­но­го из сво­их эс­ки­зов, ре­ши­ла сри­со­вать его от­дель­но, и по­сте­пен­но этот ри­су­нок при­об­рел очер­та­ни­я… ку­ло­на. Мне очень по­нра­вил­ся эс­киз укра­ше­ния и я ре­ши­ла во­пло­тить его в жиз­нь. Имен­но так и по­яви­лось пер­вое из­де­лие Resm, ко­то­рое из­ме­ни­ло мои пер­во­на­чаль­ные пла­ны и транс­фор­ми­ро­ва­лось в со­зда­ние кол­лек­ции юве­лир­ных из­де­лий. Ведь одеж­да – вещь не­по­сто­ян­ная, се­зон­ная, а укра­ше­ния пе­ре­да­ют­ся по на­след­ству, их да­рят, как пред­мет люб­ви и ува­же­ния. Та­ки­ми же веч­ны­ми яв­ля­ют­ся ков­ры: они пе­ре­хо­дят из по­ко­ле­ние в по­ко­ле­ние, жен­щи­ны тка­ли их се­бе в при­дан­ное, вкла­ды­вая в со­зда­ва­е­мые ор­на­мен­ты свои эмо­ции, ра­до­сть, меч­ты о се­мей­ном бла­го­по­лу­чии, за­ря­жая, та­ким об­ра­зом, ков­ро­вые узо­ры осо­бой энер­ге­ти­кой.

Идея объ­еди­нить две веч­но­сти во­оду­ше­ви­ла ме­ня на со­зда­ние пер­вой кол­лек­ции на ков­ро­вую те­ма­ти­ку с при­ме­не­ни­ем эма­ли. Так, по древним ков­ро­вым мо­ти­вам со­зда­на се­рия из­де­лий «Эж­да­ха­лы» с изоб­ра­же­ни­ем дра­ко­нов. При­ме­ча­тель­но, что во мно­гих куль­ту­рах дра­ко­ны яв­ля­ют­ся не­га­тив­ным пер­со­на­жем, у нас же они но­сят по­зи­тив­ный ха­рак­тер, - это сим­вол си­лы и вла­сти. А при со­зда­нии од­но­го из ко­лец ис­поль­зо­ва­лись ор­на­мен­ты из­вест­но­го азер­бай­джан­ско­го ков­ра «Шейх Са­фи», ко­то­рый хра­нит­ся в лон­дон­ском му­зее Вик­то­рии и Аль­бер­та. Од­но из по­пу­ляр­ных из­де­лий - «Фин­ди­ган» - со­зда­но по мо­ти­вам ко­вра, про­из­во­ди­мо­го в од­но­имен­ном се­ле в Хы­зы. Каж­дый круг ор­на­мен­та име­ет свое зна­че­ние - пер­вый рас­цвет, вто­рой яс­ную жиз­нь, а тре­тий пло­до­ро­дие.

- По­лу­ча­ет­ся, что юве­лир­ные из­де­лия не­сут в се­бе ка­кой-то смысл, энер­ге­ти­ку?

- Не­со­мнен­но. К при­ме­ру, ди­кая гвоз­ди­ка - это сим­вол сча­стья, а чи­на­ра озна­ча­ет чи­сто­ту, ведь это де­ре­во рас­тет толь­ко ря­дом с ме­че­тью. На об­ру­чаль­ные коль­ца на­не­се­ны сим­во­лы, при­зван­ные обе­ре­гать се­мей­ный очаг. У нас есть осо­бая кол­лек­ция «Махы», ко­то­рая пе­ре­во­дит­ся с пер­сид­ско­го язы­ка как ры­ба. Ко­гда в из­де­лии рыб­ки рас­по­ло­же­ны в па­ре, то они при­но­сят сча­стье сво­е­му об­ла­да­те­лю.

- По­че­му вы оста­но­ви­ли свой вы­бор на эма­ли?

- По­то­му что на ней мож­но кра­си­во вы­ра­зить ри­сун­ки, а ри­сун­ки - это ос­но­ва кон­цеп­ции на­ше­го брен­да – Resm (в пе­ре­во­де с азер­бай­джан­ско­го язы­ка озна­ча­ет ри­су­нок – прим. ред). Но мы ра­бо­та­ем не толь­ко с эма­лью, в сво­их из­де­ли­ях мы ис­поль­зу­ем брил­ли­ан­ты, ру­би­ны, изу­мру­ды, сап­фи­ры, по­лу­дра­го­цен­ные кам­ни. В на­шем слу­чае, вы­бор кам­ней под­во­дит­ся под ди­зайн из­де­лия. На­при­мер, мы го­то­ви­ли се­рию из­де­лий по мо­ти­вам ста­рин­ных ков­ров Эж­да­ха­лы, в ко­то­ром долж­ны бы­ли пре­об­ла­дать оран­же­вые от­тен­ки и я дол­го не мог­ла по­до­брать под­хо­дя­щие кам­ни. Со­вер­шен­но слу­чай­но, раз­гля­ды­вая кам­ни на оче­ред­ной юве­лир­ной вы­став­ке за ру­бе­жом, к мо­ей ра­до­сти, я на­шла то, что ис­ка­ла. Без этих кам­ней из­де­лия «Эж­да­ха­лы» не бы­ли бы та­ки­ми яр­ки­ми и за­по­ми­на­ю­щи­ми­ся.

- По­ми­мо ков­ро­вых узо­ров, ка­кие еще ри­сун­ки ис­поль­зу­ют­ся на юве­лир­ных из­де­ли­ях Resm?

- У нас есть кол­лек­ция зо­ло­тых и се­реб­ря­ных из­де­лий «Го­бу­стан», у ко­то­рой со­всем иная кон­цеп­ция. Это им­про­ви­за­ция на­скаль­ных пет­ро­гли­фов из Го­бу­стан­ско­го за­по­вед­ни­ка, ко­то­рые вклю­че­ны в спи­сок па­мят­ни­ков Ми­ро­во­го куль­тур­но­го на­сле­дия ЮНЕСКО. Мы по­ста­ра­лись при­дать из­де­ли­ям ви­ди­мость по­верх­но­сти Го­бу­ста­на с его зна­ме­ни­ты­ми на­скаль­ны­ми ри­сун­ка­ми – тан­цу­ю­щи­ми лю­дь­ми, ов­на­ми, охот­ни­ка­ми.

Сре­ди дру­гих, «вос­со­здан­ных» па­мят­ни­ков Азер­бай­джа­на - брил­ли­ан­то­вый ком­плект по мо­ти­вам ор­на­мен­та мав­зо­лея Мо­ми­не ха­тун, по­стро­ен­но­го в 12 ве­ке в Нах­чы­ва­не.

А ес­ли об­ра­ти­те вни­ма­ние на это коль­цо, то уви­ди­те, что его огран­ка – это кре­пост­ные сте­ны, по бо­кам на­не­се­ны два льва, оли­це­тво­ря­ю­щие герб Шир­ван­ша­хов, а в цен­тре брил­ли­ант – все­ми лю­би­мый Иче­ри­ше­хер.

Мы со­зда­ли кол­лек­цию с фан­та­сти­че­ски­ми пти­ца­ми, ко­то­рых мож­но ча­сто встре­тить на ков­рах, а так­же ке­ра­ми­че­ских из­де­ли­ях, про­из­ве­де­ни­ях зод­че­ства. Есть кол­лек­ции, свя­зан­ные с гра­на­том – «на­ром», ко­то­рый как и тра­ди­ци­он­ный бу­та яв­ля­ет­ся са­мы­ми из­вест­ны­ми мо­ти­ва­ми в на­ци­о­наль­ных ор­на­мен­тах.

В на­ших из­де­ли­ях от­ра­же­ны тра­ди­ции, ис­то­рия. На­при­мер, мо­ло­дые по­ку­па­тель­ни­цы ча­ще все­го об­ра­ща­ют вни­ма­ние на ку­лон с ча­ры­ка­ми. Эти азер­бай­джан­ские та­поч­ки с за­ост­рен­ны­ми мы­са­ми но­си­ли в ста­ри­ну и обя­за­тель­но да­ри­ли не­ве­стам на сва­дьбу. А эта брошь на­зы­ва­ет­ся «Чай­ный на­бор». В Азер­бай­джа­не лю­бое за­сто­лье обя­за­тель­но на­чи­на­ет­ся и за­вер­ша­ет­ся чае­пи­ти­ем. Из­де­лие со­сто­ит из тро­и­цы: са­мо­ва­ра, ста­ка­на ар­му­ды и на­ци­о­наль­ной сла­до­сти ша­кер­бу­ры. Кста­ти, са­мо­вар вы­бра­ли не­слу­чай­но. Хо­тя он ча­ще все­го ас­со­ци­и­ру­ет­ся с Рос­си­ей, тем не ме­нее, пер­вый гли­ня­ный са­мо­вар был най­ден при рас­коп­ках в го­ро­де Ше­ки, а его воз­раст - око­ло 3700 лет.

- Я за­ме­ти­ла в ва­шей кол­лек­ции и ста­рин­ные азер­бай­джан­ские укра­ше­ния, ко­то­рые ко­гда-то но­си­ли на­ши ба­буш­ки…

- Кол­лек­ция «ше­бе­ке» это сво­е­го ро­да воз­вра­ще­ни­ем к ис­то­кам тра­ди­ци­он­ных укра­ше­ний, это уни­каль­ная тех­ни­ка со­зда­ния фи­ли­гран­ной ажур­ной вя­зи. Нам уда­лось дать вто­рую жизнь ста­рин­ным юве­лир­ным из­де­ли­ям азер­бай­джан­ских ма­сте­ров. Посмот­ри­те на этот брас­лет, он на­зы­ва­ет­ся «Лам­ба­ло», при его со­зда­нии бы­ли ис­поль­зо­ва­ны узо­ры бор­дюр­ных ор­на­мен­тов, по­пу­ляр­ные на юге Азер­бай­джа­на.

- В ва­шей кол­лек­ции на­шлось ме­сто и цвет­ку Ха­ры-бюль­бюль­…

- Ха­ры-бюль­бюль это сим­вол го­ро­да Шу­ши, один из ред­ких ви­дов ор­хидей, ко­то­рый рас­тет толь­ко в Ка­ра­ба­хе. С этим не­ве­ро­ят­но кра­си­вым цвет­ком свя­за­ны мно­го ле­генд и пре­да­ний. В пе­ре­во­де с азер­бай­джан­ско­го язы­ка «хар» озна­ча­ет «шип», а «бюль­бюль» - со­ло­вей. По од­ной из ле­генд, со­ло­вей влю­бил­ся в пре­крас­ный цве­ток. Ве­тер хо­тел их раз­лу­чить, и со­ло­вью при­шлось при­крыть со­бой цве­ток, что­бы спа­сти его от ги­бе­ли. Так и по­явил­ся Ха­ры-бюль­бюль, цве­ток люб­ви и ми­ра. Со­глас­но дру­гой ле­ген­де, дочь ка­ра­бах­ско­го ха­на вы­шла за­муж за иран­ско­го пра­ви­те­ля. Она силь­но тос­ко­ва­ла по ро­ди­не, и то­гда шах, что­бы со­греть ее серд­це, ре­шил раз­бить сад с цве­та­ми, по­доб­ный то­му, что был в Ка­ра­ба­хе. Все рас­те­ния при­ви­лись, кро­ме од­но­го – ха­ры-бюль­бюль, не тер­пя­ще­го раз­лу­ку и цве­ту­ще­го толь­ко в Ка­ра­ба­хе. Из­де­лия с ха­ры-бюль­бюль – од­ни из са­мых яр­ких в на­шей кол­лек­ции, при их со­зда­нии ис­поль­зо­ва­лись сап­фи­ры, аме­ти­сты, гра­на­ты, изу­мру­ды.

- Ес­ли у вас из­де­лия для муж­чин?

- Для муж­чин мы со­зда­ли об­шир­ную кол­лек­цию че­ток и за­по­нок на лю­бой вкус. Сре­ди них есть яр­кие ве­щи, од­на­ко ос­нов­ная кол­лек­ция вы­дер­жа­на в стро­гом сти­ле.

- Кто ва­ши ос­нов­ные по­ку­па­те­ли?

- Пер­во­на­чаль­ная идея бы­ла про­па­ган­ди­ро­вать азер­бай­джан­скую куль­ту­ру сре­ди ино­стран­ных го­стей. К каж­до­му укра­ше­нию у нас при­ла­га­ет­ся сер­ти­фи­кат, в ко­то­ром со­дер­жит­ся ис­то­рия и зна­че­ние ор­на­мен­тов из­де­лия. Со вре­ме­нем, по­сте­пен­но мы пе­ре­шли от «су­ве­нир­ной» идеи в сто­ро­ну со­зда­ния на­ци­о­наль­но­го юве­лир­но­го брен­да. Се­год­ня у нас две ка­те­го­рии кли­ен­тов - это на­ши со­оте­че­ствен­ни­ки, ко­то­рых при­вле­ка­ют на­ци­о­наль­ные ор­на­мен­ты и ино­стран­цы, по­ки­да­ю­щие Азер­бай­джан с ча­стич­кой на­шей куль­ту­ры. Сре­ди на­ших по­ку­па­те­лей – кор­по­ра­тив­ные кли­ен­ты, круп­ные ком­па­нии, при­об­ре­та­ю­щие юве­лир­ные из­де­лия для важ­ных го­стей.

- На ком из из­вест­ных лю­дей мож­но уви­деть укра­ше­ния Resm?

- Нам при­ят­но, что на­ши юве­лир­ные из­де­лия но­сит пер­вая ле­ди Азер­бай­джа­на Мехри­бан Али­е­ва. За­пон­ки Resm мож­но уви­деть на ита­льян­ском пев­це Аль Ба­но. А в про­шлом го­ду в Ба­ку про­хо­дил кон­церт ита­льян­ско­го ком­по­зи­то­ра Эн­нио Мор­ри­ко­не. Я обо­жаю его му­зы­ку, мне уда­лось по­об­щать­ся с ним, рас­ска­зать о на­ших из­де­ли­ях, на про­ща­ние мы по­да­ри­ли ему за­пон­ки, а его су­пру­ге ку­лон из кол­лек­ции Resm.

- Из­де­лия, по­кры­тые эма­лью, про­из­ве­ли не­ве­ро­ят­ный эф­фект в Азер­бай­джа­не, ведь преж­де мест­ные юве­ли­ры не ра­бо­та­ли с та­кой тех­ни­кой. Как от­нес­лись к этой идее ва­ши близ­кие?

- Вна­ча­ле ме­ня не все под­дер­жа­ли. Да­же мой отец-юве­лир рас­кри­ти­ко­вал эту идею, он счи­тал, что на­ше об­ще­ство не го­то­во к нов­ше­ствам, его мож­но при­влечь толь­ко брил­ли­ан­та­ми, а не по­кры­ты­ми эма­лью из­де­ли­я­ми. К то­му же, это тру­до­ем­кий и до­ро­го­сто­я­щий про­цесс, ко­то­рый мог и не оку­пить­ся. Но ме­ня это не оста­но­ви­ло, я про­дол­жа­ла ра­бо­тать, со вре­ме­нем Resm стал по­пу­ляр­ным, «по­ку­па­е­мым», с по­мо­щью ко­то­ро­го лю­ди зна­ко­мят­ся с ис­то­ри­ей и куль­ту­рой Азер­бай­джа­на. Се­год­ня я по­ни­маю, что сде­ла­ла пра­виль­ный вы­бор.

[ moscow-baku.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->