Три переломных момента в вопросе о синтетических бриллиантах – 2

Раздел: Ювелиры и компании
09 июля 2015 г.

Ед­ва я успел опуб­ли­ко­вать «пе­ре­лом­ный мо­мент 1», как по­яви­лось со­об­ще­ние о том, что был про­из­ве­ден вы­со­ко­ка­че­ствен­ный брил­ли­ант ве­сом в 10 ка­ра­тов рос­сий­ской ком­па­ни­ей New Diamond Technology, за­яв­ля­ю­щей, что они об­ла­да­ют но­вым на­мно­го бо­лее эф­фек­тив­ным про­цес­сом. Они за­яв­ля­ют, что им по­тре­бо­ва­лось 300 ча­сов на со­зда­ние это­го кам­ня, ко­то­рый был огра­нен из кус­ка сы­рья го­раз­до боль­ше­го раз­ме­ра ве­сом свы­ше 30 ка­ра­тов. Да­вай­те раз­бе­рем­ся, 300 ча­сов – это 12,5 дней на ка­мень ве­сом 10 ка­ра­тов. Не­смот­ря на то, что это бы­ло сде­ла­но для про­дви­же­ния обыч­но­го про­из­вод­ства, боль­шин­ство ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щих ком­па­ний с удо­воль­стви­ем бы хо­те­ли бы по­лу­чать го­то­вый вы­со­ко­ка­че­ствен­ный дра­го­цен­ный ка­мень ве­сом 10 ка­ра­тов каж­дые 10 дней.

По­том я про­чи­тал о том, что клу­бы Helzberg и Sam, каж­дый из ко­то­рых за­ни­ма­ет­ся не­сколь­ко раз­ны­ми сег­мен­та­ми рын­ка, оба пред­ла­га­ют круп­ные брил­ли­ан­ты ро­зо­во­го, жел­то­го и бе­ло­го цве­та сто­и­мо­стью в ты­ся­чи [дол­ла­ро­в].

Итак, пер­вый пе­ре­лом­ный мо­мент, мо­жет, уже на­сту­па­ет – ско­рее, чем я ду­мал.

Су­ще­ству­ет не­сколь­ко вес­ких при­чин для пе­ре­хо­да к син­те­ти­че­ским брил­ли­ан­там, кро­ме раз­ни­цы в це­не. Ос­нов­ные про­из­во­ди­те­ли при­род­ных брил­ли­ан­тов - De Beers, АЛРОСА, Rio Tinto и дру­гие – зна­ют, что гря­дет, по су­ще­ству, ко­нец. По­это­му у них есть три важ­ных мо­ти­ва­ции. Про­дать как мож­но боль­ше, как мож­но быст­рее и по са­мой вы­со­кой це­не, по­то­му что пра­ви­ла иг­ры мо­гут рез­ко из­ме­нить­ся. От­сю­да под­держ­ка ра­бо­ты по мар­ке­тин­гу (я ви­жу, что сно­ва за­пус­ка­ет­ся сло­ган «Брил­ли­ант – это на­все­гда»), по­ро­ча­щие вы­ска­зы­ва­ния о тех брил­ли­ан­тах, ко­то­рые со­зда­ва­лись не мил­ли­о­ны лет (в­се­го 300 ча­сов) и вы­дав­ли­ва­ние каж­до­го гри­вен­ни­ка из сайт­хол­де­ров. Мар­тин Ра­па­порт (Martin Rapaport) на сво­ем ак­тив­но по­се­ща­е­мом еже­год­ном зав­тра­ке на вы­став­ке JCK Show в Лас-Ве­га­се ска­зал, что про­из­во­ди­те­лям сы­рья не­об­хо­ди­мо сле­дить за тем, что­бы вся це­поч­ка про­из­вод­ства и рас­пре­де­ле­ния, вплоть до по­тре­би­те­ля, бы­ла за­щи­ще­на. Со­всем не по­хо­же, что те об этом ду­ма­ют. Их пер­спек­ти­вы слиш­ком ко­рот­ки.

Все это вы­зва­ло от­ри­ца­тель­ный эф­фект пе­ре­пол­не­ния ал­ма­зо­про­во­да брил­ли­ан­та­ми (Ра­па­порт утвер­жда­ет, что его RapNet со­дер­жит свы­ше мил­ли­о­на кам­ней), что раз­ру­ша­ет при­бы­ли для огран­щи­ков и удер­жи­ва­ет бан­ки­ров от ве­де­ния та­ко­го биз­не­са с низ­ки­ми мар­жа­ми). Но у про­из­во­ди­те­лей ма­ло ва­ри­ан­тов. Они не мо­гут на са­мом де­ле со­кра­тить объ­е­мы про­из­вод­ства в по­пыт­ке со­здать де­фи­цит, по­то­му что они ни­ко­гда не смо­гут до­го­во­рить­ся меж­ду со­бой об этом (да­же ОРЕК не мо­жет это­го) и по­то­му что они мо­гут не до­стичь же­ла­е­мо­го эф­фек­та! Брил­ли­ан­ты по­втор­но­го об­ра­ще­ния и син­те­ти­че­ские брил­ли­ан­ты мо­гут за­пол­нить брешь и по бо­лее низ­кой це­не, тем са­мым еще боль­ше под­ры­вая биз­нес про­из­во­ди­те­лей ал­ма­зов.

По­это­му мы уви­дим, что про­дол­жит­ся по­вы­ше­ние цен, бу­дут за­клю­чать­ся вне­пла­но­вые спе­ци­аль­ные сдел­ки и раз­мер сай­тов и це­ны бу­дут со­кра­щать­ся толь­ко в по­след­ний мо­мент, ко­гда бу­дет яв­ным воз­му­ще­ние сайт­хол­де­ров.

Это не на­зо­вешь нор­маль­ным ком­мер­че­ским биз­не­сом. В лю­бом дру­гом ви­де то­ва­ров, ко­гда спрос низ­кий, це­ны па­да­ют и сво­ра­чи­ва­ет­ся гор­ная до­бы­ча. По­треб­но­сти по­ку­па­те­ля яв­ля­ют­ся дви­жу­щей си­лой объ­е­мов про­из­вод­ства и цен.

Изоб­ре­те­ние син­те­ти­че­ских брил­ли­ан­тов со­зда­ло дру­гие опас­но­сти для про­из­во­ди­те­лей ал­ма­зов. De Beers про­де­ла­ла огром­ную ра­бо­ту по со­зда­нию ими­джа брил­ли­ан­тов как ред­ко­го, до­ро­го­го по­дар­ка от Ма­те­ри Зем­ли. Мысль о том, что брил­ли­ан­ты из­го­тав­ли­ва­ют­ся как без­де­луш­ка, яв­ля­ет­ся пу­га­ю­щей пер­спек­ти­вой, осо­бен­но то­гда, ко­гда стал­ки­ва­ешь­ся не с де­ше­вы­ми брил­ли­ан­та­ми с изъ­я­на­ми, а с де­ше­вы­ми брил­ли­ан­та­ми са­мо­го вы­со­ко­го ка­че­ства. Этот фак­тор мо­жет све­сти на нет эф­фек­тив­ность мно­гих руд­ни­ков, про­из­во­дя­щих в ос­нов­ном низ­ко­ка­че­ствен­ные ал­ма­зы.

Все это яв­ля­ет­ся при­чи­на­ми, по ко­то­рым все про­из­во­ди­те­ли се­го­дня мчат­ся впе­ред на всех па­рах.

В этих усло­ви­ях воз­ни­ка­ет не­пре­одо­ли­мый со­блазн пе­рей­ти на син­те­ти­че­ские брил­ли­ан­ты (и из­ба­вить­ся, воз­мож­но, от сай­тов), и этот пе­ре­ход на­дви­га­ет­ся. Ос­нов­ным ас­пек­том, с ко­то­рым стал­ки­ва­ют­ся про­из­во­ди­те­ли брил­ли­ан­тов, яв­ля­ет­ся про­из­во­ди­тель­но­сть. Обес­пе­че­ние за­груз­ки фаб­ри­ки ра­бо­той име­ет важ­ное зна­че­ние, по­это­му мы столк­ну­лись с та­ким ко­ли­че­ством пе­ре­хо­да на аль­тер­на­тив­ные ма­те­ри­а­лы и кам­ни. А объ­ем име­ет го­раз­до боль­шее зна­че­ние для них, чем дви­же­ние брил­ли­ан­тов. По­тре­би­тель по­ку­па­ет го­то­вое юве­лир­ное из­де­лие. Брил­ли­ан­ты мо­гут быть важ­ным ком­по­нен­том, но имен­но ком­по­нен­том.

Это при­во­дит нас к пе­ре­лом­но­му мо­мен­ту но­мер 2.

Ра­зум­но пред­по­ло­жить, что про­из­вод­ство и про­да­жа син­те­ти­че­ских брил­ли­ан­тов под вли­я­ни­ем всех этих фак­то­ров бу­дет рас­ши­рять­ся на­мно­го быст­рее, чем мы мог­ли бы пред­ста­вить. Мы уже ви­дим из­де­лия, в ко­то­рых со­че­та­ет­ся при­ме­не­ние син­те­ти­че­ских и при­род­ных брил­ли­ан­тов, не­ко­то­рые в ка­че­стве кам­ней в цен­тре, не­ко­то­рые по бо­кам. Насту­пит мо­мент, и он на са­мом де­ле дол­жен на­сту­пить, ко­гда про­из­во­ди­те­лям брил­ли­ан­тов по­тре­бу­ют­ся опре­де­лен­ные ас­сор­ти­мен­ты и ко­ли­че­ства брил­ли­ан­тов для вы­пол­не­ния за­ка­зов, и един­ствен­ным пу­тем для до­сти­же­ния это­го ста­нет ис­поль­зо­ва­ние для вы­пол­не­ния ра­бо­ты как при­род­ных брил­ли­ан­тов и/и­ли син­те­ти­че­ских брил­ли­ан­тов, име­ю­щих­ся в на­ли­чии. Я бы риск­нул ска­зать, что это уже про­ис­хо­дит в те­че­ние ка­ко­го-то вре­ме­ни, но без объ­яв­ле­ния. (Та­кие слу­чаи из­вест­ны, и про­из­во­ди­те­ли брил­ли­ан­тов, и ри­тей­ле­ры бы­ли в яро­сти, ко­гда с них взя­ли боль­ше, не го­во­ря уже о том, что их об­ма­ну­ли).

Мы, ко­неч­но, зна­ем, обо всех уси­ли­ях, пред­при­ни­ма­е­мых для раз­ви­тия при­ме­не­ния скан­не­ров и те­сте­ров, поз­во­ля­ю­щих про­стое и мас­со­вое рас­по­зна­ва­ние. Хо­ро­шая по­пыт­ка, я ска­жу, но ве­ро­ят­ность быст­ро­го, де­ше­во­го, ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния де­тек­тор­ных устройств очень ма­ла. И ес­ли это да­же чу­дес­ным об­ра­зом слу­чит­ся, это не ре­шит про­бле­му на­ли­чия устой­чи­во­го на­деж­но­го пред­ло­же­ния по при­ем­ле­мой це­не, что все про­из­во­ди­те­ли юве­лир­ных из­де­лий хо­те­ли бы ви­деть. Не в ми­ре рас­ту­ще­го спро­са и сни­же­ния объ­е­мов про­из­вод­ства при­род­ных брил­ли­ан­тов (о­со­бен­но в ка­те­го­рии кам­ней от сред­не­го до вы­со­ко­го ка­че­ства).

Итак, пе­ре­лом­ный мо­мент но­мер 2 про­ис­хо­дит, ко­гда син­те­ти­че­ские брил­ли­ан­ты на­хо­дят ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние, а опто­ви­ки и ри­тей­ле­ры не хо­тят – или не мо­гут – иметь де­ло с предо­став­ле­ни­ем га­ран­тии ис­поль­зо­ва­ния при­род­ных брил­ли­ан­тов. Си­ту­а­ция ста­но­вит­ся по­чти не­раз­ре­ши­мой. По­это­му все воз­вра­ща­ют­ся к раз­го­во­рам о том, что все эти кам­ни яв­ля­ют­ся «брил­ли­ан­та­ми» и что не­ко­то­рые или все они яв­ля­ют­ся при­род­ны­ми, а не­ко­то­рые или все яв­ля­ют­ся син­те­ти­че­ски­ми брил­ли­ан­та­ми.

Мир брил­ли­ан­тов в этот мо­мент зна­чи­тель­но из­ме­нит­ся. Мы на­зо­вем это сдви­гом па­ра­диг­мы, и па­ра­диг­мы со мно­ги­ми воз­мож­ны­ми по­след­стви­я­ми, ко­то­рые я опи­шу в сле­ду­ю­щий раз, пе­ред тем как пред­ло­жить пе­рей­ти к пе­ре­лом­но­му мо­мен­ту но­мер 3.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->