Почему закон об идентификации покупателей ювелирных изделий не будет работать: мнение эксперта

Раздел: Гильдия Ювелиров России
08 мая 2015 г.

Сайт Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» пуб­ли­ку­ет мне­ние пра­во­за­щит­ни­ка Алек­сандра Вол­ко­ва, по­сту­пив­шее в ре­дак­цию.

При­ня­тый ГД в пер­вом чте­нии за­ко­но­про­ект об "уве­ли­че­нии по­ро­го­вой сто­и­мо­сти юве­лир­ных из­де­лий при иден­ти­фи­ка­ции их по­ку­па­те­лей" очень встре­во­жил рос­сий­скую юве­лир­ную от­расль, не­смот­ря на то, что фор­маль­ные ав­то­ры дан­но­го за­ко­но­про­ек­та (за фа­ми­ли­я­ми ко­то­рых яв­но скры­ва­ет­ся жаж­ду­щий все но­вых пол­но­мо­чий Рос­фин­мо­ни­то­ринг) ис­хо­ди­ли из то­го, что "в со­от­вет­стви­и" с дей­ству­ю­щим "ан­тиот­мы­воч­ны­м" за­ко­ном иден­ти­фи­ка­ция по­ку­па­те­ля уже "не­об­хо­ди­ма не­за­ви­си­мо от сто­и­мо­сти по­куп­ки" (что, к сло­ву, ста­ло на­сто­я­щей но­во­стью для мно­гих участ­ни­ков юве­лир­но­го рын­ка и по­ку­па­те­лей юве­лир­ных укра­ше­ний).

Объ­ек­тив­но­сти ра­ди сто­ит от­ме­тить, что и не­ко­то­рые юве­лир­ные ма­га­зи­ны уже дав­но при­дер­жи­ва­ют­ся этой же точ­ки зре­ния, но де­ла­ют при этом свое­об­раз­ную "скид­ку" сво­им кли­ен­там, ссы­ла­ясь на все тот же "ан­тиот­мы­воч­ный" за­кон:

Ста­тья 7. Пра­ва и обя­зан­но­сти ор­га­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих опе­ра­ции с де­неж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ство­м

1.1. Иден­ти­фи­ка­ция кли­ен­та - фи­зи­че­ско­го ли­ца, пред­ста­ви­те­ля кли­ен­та, вы­го­до­при­об­ре­та­те­ля и бе­не­фи­ци­ар­но­го вла­дель­ца не про­во­дят­ся при осу­ществ­ле­нии ор­га­ни­за­ци­я­ми, осу­ществ­ля­ю­щи­ми опе­ра­ции с де­неж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, опе­ра­ций по при­е­му от кли­ен­тов - фи­зи­че­ских лиц пла­те­жей, стра­хо­вых пре­мий, ес­ли их сум­ма не пре­вы­ша­ет 15 000 руб­лей ли­бо сум­му в ино­стран­ной ва­лю­те, эк­ви­ва­лент­ную 15 000 руб­лей (за ис­клю­че­ни­ем слу­чая, ко­гда у ра­бот­ни­ков ор­га­ни­за­ции, осу­ществ­ля­ю­щей опе­ра­ции с де­неж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, воз­ни­ка­ют по­до­зре­ния, что дан­ная опе­ра­ция осу­ществ­ля­ет­ся в це­лях ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, или фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма).

Раз­ме­щая на вит­ри­нах со­от­вет­ству­ю­щие от­пу­ги­ва­ю­щие по­ку­па­те­лей объ­яв­ле­ния, эти "чрез­мер­но за­ко­но­по­слуш­ны­е" юве­лир­ные ма­га­зи­ны доб­ро­воль­но об­ре­ка­ют се­бя на убыт­ки и ли­ша­ют се­бя кли­ен­ту­ры. При этом риску­ют быть оштра­фо­ван­ны­ми за на­ру­ше­ние прав по­тре­би­те­лей и не­за­кон­ный сбор их пер­со­наль­ных дан­ных, не го­во­ря уже о воз­мож­но­сти при­вле­че­ния к от­вет­ствен­но­сти за "на­вод­ку" в слу­чае раз­бой­но­го на­па­де­ния на по­ку­па­те­ля или квар­тир­ной кра­жи. Но на­сколь­ко оправ­да­на та­кая мо­дель по­ве­де­ния у же­ла­ю­щих "пе­ре­стра­хо­вать­ся"?

Что­бы от­ве­тить на этот во­прос (а так­же на во­прос о "не­об­хо­ди­мо­сти иден­ти­фи­ка­ции не­за­ви­си­мо от сто­и­мо­сти"), сле­ду­ет при­ве­сти крат­кий ана­лиз наи­бо­лее со­мни­тель­ных (пре­жде все­го, с по­зи­ции рос­сий­ской Кон­сти­ту­ции и рос­сий­ско­го пра­ва) по­ло­же­ний ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА", не­вер­ное по­ни­ма­ние ко­то­ро­го как кон­тро­ли­ру­ю­щи­ми ор­га­на­ми, так и участ­ни­ка­ми юве­лир­но­го рын­ка для ав­то­ра этой ста­тьи оче­вид­на.

Для на­ча­ла сто­ит при­ве­сти сле­ду­ю­щую фор­му­ли­ров­ку из рас­смат­ри­ва­е­мо­го за­ко­на:

кли­ент - фи­зи­че­ское или юри­ди­че­ское ли­цо, на­хо­дя­ще­е­ся на об­слу­жи­ва­нии ор­га­ни­за­ции, осу­ществ­ля­ю­щей опе­ра­ции с де­неж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ство­м

Но мож­но ли ска­зать, что слу­чай­ный по­ку­па­тель юве­лир­но­го из­де­лия, яв­ля­ет­ся ли­цом, "на­хо­дя­щим­ся на об­слу­жи­ва­нии ор­га­ни­за­ции, осу­ществ­ля­ю­щей опе­ра­ции с де­неж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ство­м" - по ана­ло­гии с кли­ен­том бан­ка? Ес­ли ру­ко­вод­ство­вать­ся обыч­ной ло­ги­кой - нель­зя. Из че­го мож­но сде­лать вы­вод: долж­ност­ные и иные за­ин­те­ре­со­ван­ные ли­ца поз­во­ля­ют се­бе мак­си­маль­но рас­ши­ри­тель­ное тол­ко­ва­ние за­ко­на (что яв­ля­ет­ся пря­мым на­ру­ше­ни­ем Кон­сти­ту­ции и вхо­дит в про­ти­во­ре­чие с по­зи­ци­ей КС РФ), ис­хо­дя из ве­дом­ствен­ных и лич­ных ин­те­ре­сов.

Ста­тья 6. Опе­ра­ции с де­неж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, под­ле­жа­щие обя­за­тель­но­му кон­тро­лю

1. Опе­ра­ция с де­неж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством под­ле­жит обя­за­тель­но­му кон­тро­лю, ес­ли сум­ма, на ко­то­рую она со­вер­ша­ет­ся, рав­на или пре­вы­ша­ет 600000 руб­лей ли­бо рав­на сум­ме в ино­стран­ной ва­лю­те, эк­ви­ва­лент­ной 600000 руб­лей, или пре­вы­ша­ет ее (об этой из­на­чаль­ной по­ро­го­вой сум­ме сто­рон­ни­ки "ко­пе­еч­но­го" кон­тро­ля по­че­му-то по­сто­ян­но за­бы­ва­ют!), а по сво­е­му ха­рак­те­ру дан­ная опе­ра­ция от­но­сит­ся к од­но­му из сле­ду­ю­щих ви­дов опе­ра­ций:

4) иные сдел­ки с дви­жи­мым иму­ще­ством:

по­ме­ще­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней, юве­лир­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий или иных цен­но­стей в лом­бар­д

Этот пункт во­про­сов не вы­зы­ва­ет, по­сколь­ку лом­бар­ды мо­гут яв­лять­ся свое­об­раз­ны­ми "пунк­та­ми при­е­ма" дра­го­цен­но­стей, по­лу­чен­ных раз­бо­ем, во­ров­ством и гра­бе­жом. Во­прос вы­зы­ва­ет толь­ко аб­стракт­ный тер­мин "и­ные цен­но­сти" в кон­тек­сте дан­но­го "стро­го­го" за­ко­на.

скуп­ка, куп­ля-про­да­жа дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, юве­лир­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий­

Тер­мин "куп­ля-про­да­жа" яв­ля­ет­ся глав­ным ис­точ­ни­ком про­блем для юве­лир­ной от­рас­ли и по­ку­па­те­лей юве­лир­ных из­де­лий. Ес­ли ру­ко­вод­ство­вать­ся ло­ги­кой за­ко­на, а не стрем­ле­ни­ем "в­се и всех кон­тро­ли­ро­вать", то на­до при­знать, что сло­во "про­да­жа" здесь со­вер­шен­но не­умест­но, по­сколь­ку ле­га­ли­за­ция под­ра­зу­ме­ва­ет со­хра­не­ние и пре­умно­же­ние вло­жен­ных сред­ств. А при­об­ре­те­ние юве­лир­ных укра­ше­ний (в­клю­чая брен­до­вые) яв­ля­ет­ся край­не пло­хим вло­же­ни­ем сред­ств: це­на да­же са­мо­го до­ро­го­го укра­ше­ния (в сто­и­мость ко­то­ро­го так­же за­ло­же­на зна­чи­тель­ная пла­та за из­вест­ное имя) по­сле по­куп­ки па­да­ет в ра­зы. По­это­му за­ко­но­мер­но, что в по­след­ние го­ды в Рос­сии по­яви­лись спе­ци­аль­ные VIP-лом­бар­ды, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щи­е­ся на брен­до­вых укра­ше­ни­ях и ак­сес­су­а­рах. В от­ли­чие от обыч­ных лом­бар­дов, при­вык­ших мак­си­маль­но за­ни­жать це­ну, они пред­ла­га­ют сво­им кли­ен­там (на­при­мер, нуж­да­ю­щим­ся биз­не­сме­нам, бро­шен­ным лю­бов­ни­цам, "руб­лев­ским же­на­м" и про­чим да­ле­ким от кри­ми­на­ла и тер­ро­риз­ма лю­дям) бо­лее-ме­нее при­ем­ле­мые усло­вия. Толь­ко не сто­ит ис­кать в чис­ле этих кли­ен­тов се­рьез­ных "от­мыв­щи­ко­в" и спон­со­ров по­лу­ми­фи­че­ско­го "меж­ду­на­род­но­го тер­ро­риз­ма"...

И сно­ва:

Ста­тья 7. Пра­ва и обя­зан­но­сти ор­га­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих опе­ра­ции с де­неж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ство­м

2. Ор­га­ни­за­ции, осу­ществ­ля­ю­щие опе­ра­ции с де­неж­ны­ми сред­ства­ми или иным иму­ще­ством, обя­за­ны в це­лях предот­вра­ще­ния ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма раз­ра­ба­ты­вать пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля, на­зна­чать спе­ци­аль­ных долж­ност­ных лиц, от­вет­ствен­ных за ре­а­ли­за­цию пра­вил внут­рен­не­го кон­тро­ля, а так­же при­ни­мать иные внут­рен­ние ор­га­ни­за­ци­он­ные ме­ры в ука­зан­ных це­лях. Важ­но от­ме­тить, что ни­ка­кие "пра­ви­ла внут­рен­не­го кон­тро­ля" и "и­ные внут­рен­ние ор­га­ни­за­ци­он­ные ме­ры" не долж­ны про­ти­во­ре­чить Кон­сти­ту­ции, ГК и дру­гим ФЗ, со­зда­вать кон­ку­рен­цию пра­во­вых норм и ухуд­шать по­ло­же­ние граж­дан. Со­глас­но п.3 ст.55 Кон­сти­ту­ции пра­ва и сво­бо­ды граж­да­ни­на не мо­гут быть огра­ни­че­ны ни под­за­кон­ны­ми ак­та­ми, ни ве­дом­ствен­ны­ми ин­струк­ци­я­ми, ни, тем бо­лее, пра­ви­ла­ми ком­мер­че­ской ор­га­ни­за­ции. Они мо­гут быть огра­ни­че­ны в ис­клю­чи­тель­ных слу­ча­ях толь­ко опуб­ли­ко­ван­ным для все­об­ще­го све­де­ния ФЗ, ко­то­рый, в свою оче­редь, не дол­жен про­ти­во­ре­чить Кон­сти­ту­ции и дру­гим ФЗ, а так­же со­зда­вать "ю­ри­ди­че­ские пет­ли" внут­ри са­мо­го се­бя на ра­дость кон­тро­ли­ру­ю­щим ор­га­нам и кор­руп­ци­о­не­рам (а за­ко­но­про­ект об иден­ти­фи­ка­ции по­ку­па­те­лей юве­лир­ных из­де­лий пред­став­ля­ет из се­бя ти­пич­ную "кор­руп­ци­он­ную кор­муш­ку", со­зда­ва­е­мую на ров­ном ме­сте в усло­ви­ях кри­зи­са!).

Пе­ре­чис­ляя бо­лее чем спор­ные по­ло­же­ния "ан­тиот­мы­воч­но­го" за­ко­на нель­зя не упо­мя­нуть и глав­ный "и­сточ­ник вдох­но­ве­ни­я" его сто­рон­ни­ков - 40 ре­ко­мен­да­ций ФАТФ для на­ци­о­наль­ных за­ко­но­да­тельств (сле­пое сле­до­ва­ние ко­то­рым дав­но и успеш­но под­ры­ва­ет ос­но­вы рос­сий­ско­го за­ко­но­да­тель­ства).

Ин­те­ре­сы юве­лир­ной от­рас­ли за­тра­ги­ва­ет "ре­ко­мен­да­ция №12" (на ко­то­рую со­дер­жит­ся на­мек в по­яс­ни­тель­ных за­пис­ках к обо­им вне­сен­ным в ГД за­ко­но­про­ек­там об иден­ти­фи­ка­ции по­ку­па­те­лей юве­лир­ных из­де­лий, и ко­то­рая са­ма по се­бе не мо­жет яв­лять­ся са­мо­сто­я­тель­ным ис­точ­ни­ком пра­ва в Рос­сии и огра­ни­чи­вать пра­ва и сво­бо­ды рос­сий­ских граж­дан, ко­то­ры­ми они уже об­ла­да­ли или об­ла­да­ют), ко­то­рая гла­сит, что "тре­бо­ва­ния по кон­тро­лю за кли­ен­та­ми и по­лу­че­нию и на­коп­ле­нию ин­фор­ма­ции, по­лу­чен­ной от них, долж­ны рас­про­стра­нять­ся не толь­ко на фи­нан­со­вые ор­га­ни­за­ции, но так­же и на ка­зи­но, аген­тов по не­дви­жи­мо­сти, тор­гов­цев юве­лир­ны­ми из­де­ли­я­ми, юри­стов, но­та­ри­усов, дру­гих не­за­ви­си­мых юри­ди­че­ских кон­суль­тан­тов и бух­гал­те­ров. В част­но­сти, ко­гда они по­мо­га­ют ре­ги­стри­ро­вать ком­па­нии и на­пол­нять их устав­ный ка­пи­тал, а так­же на лиц, ока­зы­ва­ю­щих услу­ги по со­зда­нию и ад­ми­ни­стри­ро­ва­нию ком­па­ний и тра­с­то­в".

Важ­но от­ме­тить, что в "ре­ко­мен­да­ции №12" ни­че­го не го­во­рит­ся о хо­тя бы при­мер­ном це­но­вом по­ро­ге для юве­лир­ных из­де­лий (на­при­мер, в при­вяз­ке к сред­ней зар­пла­те по стра­не и т.п. по­ка­за­те­лям). Не­смот­ря на это, в по­яс­ни­тель­ных за­пис­ках к обо­им вне­сен­ным в ГД за­ко­но­про­ек­там об иден­ти­фи­ка­ции по­ку­па­те­лей юве­лир­ных из­де­лий име­ет ме­сто ссыл­ка на "луч­ший ев­ро­пей­ский опы­т" (при этом стра­ны, где по­куп­ка юве­лир­ных из­де­лий не под­ле­жит кон­тро­лю, про­сто иг­но­ри­ру­ют­ся) с ука­за­ни­ем сумм в Ев­ро, фи­гу­ри­ру­ю­щих в на­ци­о­наль­ных пра­во­вых ак­тах упо­мя­ну­тых стран. По­доб­ную ссыл­ку ав­тор дан­ной ста­тьи рас­це­ни­ва­ет как под­та­сов­ку фак­тов, по­сколь­ку упо­ми­на­е­мые сум­мы по­до­зри­тель­но сов­па­да­ют с це­но­вы­ми по­ро­га­ми, свя­зан­ны­ми с огра­ни­че­ни­ем рас­че­тов на­лич­ны­ми (со­глас­но Кон­сти­ту­ции и ГК, по­доб­ные огра­ни­че­ния в Рос­сии не­до­пу­сти­мы), ко­то­рые су­ще­ству­ют в ря­де ев­ро­пей­ских стран (в первую оче­редь, обанк­ро­тив­ших­ся и из­ряд­но люм­пе­ни­зи­ро­ван­ных). Но огра­ни­че­ние на­лич­ных рас­че­тов и иден­ти­фи­ка­ция по­ку­па­те­лей юве­лир­ных из­де­лий - те­мы со­вер­шен­но раз­ны­е! По­это­му да­же не сле­ду­ет все­рьез рас­смат­ри­вать по­доб­ные "ар­гу­мен­ты". Осо­бен­но, ес­ли они зву­чат из уст "за­щит­ни­ков су­ве­ре­ни­те­та Рос­си­и" и "сто­рон­ни­ков осо­бо­го пу­ти"...

Те­перь вер­нем­ся к при­ня­то­му в пер­вом чте­нии за­ко­но­про­ек­ту, в ка­че­стве от­ве­та на ко­то­рый в ГД был вне­сен дру­гой за­ко­но­про­ект - бо­лее "ли­бе­раль­ный". Во­прос про­ст: бу­дет ли в со­вре­мен­ной Рос­сии ра­бо­тать за­кон об иден­ти­фи­ка­ции по­ку­па­те­лей юве­лир­ных из­де­лий при на­ли­чии опре­де­лен­но­го це­но­во­го по­ро­га? (А он мо­жет быть лю­бым - 15 000 или 150 000 руб­лей - зна­че­ния не име­ет.) От­вет на этот во­прос для ав­то­ра этой ста­тьи оче­ви­ден: НЕ БУДЕТ!

И де­ло не толь­ко в том, что в пе­ри­од эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са и сни­же­ния по­ку­па­тель­ской спо­соб­но­сти на­се­ле­ния про­дав­цы юве­лир­ных из­де­лий бу­дут не ис­пол­нять его по су­гу­бо фи­нан­со­вым со­об­ра­же­ни­ям или по при­чи­не не­зна­ния о его су­ще­ство­ва­нии (а это бу­дет обя­за­тель­но) - они не бу­дут ис­пол­нять его и по юри­ди­че­ским при­чи­на­м! Посколь­ку в со­от­вет­ствие с рос­сий­ским за­ко­но­да­тель­ством по­куп­ка юве­лир­но­го из­де­лия не тре­бу­ет ли­цен­зии, не под­ле­жит го­сре­ги­стра­ции и яв­ля­ет­ся обыч­ной сдел­кой (при ко­то­рой про­да­вец не впра­ве вы­дви­гать по­ку­па­те­лю ни­ка­ких усло­вий), то де-юре про­да­вец про­сто не смо­жет от­ка­зать по­ку­па­те­лю, от­ка­зав­ше­му­ся от уни­зи­тель­ной про­це­ду­ры иден­ти­фи­ка­ции. А ес­ли по­ку­па­те­лю все-та­ки от­ка­жут, то он сра­зу же по­лу­чит пра­во по­дать в суд на юве­лир­ный ма­га­зин (с­сы­ла­ясь на Кон­сти­ту­цию, ГК, ФЗ "О за­щи­те прав по­тре­би­те­лей" и ФЗ "О пер­со­наль­ных дан­ны­х", в пря­мое про­ти­во­ре­чие с ко­то­ры­ми и вой­дет рас­смат­ри­ва­е­мая по­прав­ка к "ан­тиот­мы­воч­но­му" за­ко­ну) и пра­во на об­ра­ще­ние в над­зор­ные ор­га­ны (что осо­бен­но опас­но для про­дав­ца), не име­ю­щие ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к Рос­фин­мо­ни­то­рин­гу. И, ско­рее все­го, эти ор­га­ны по­дой­дут к во­про­су фор­маль­но - так, как при­вык­ли под­хо­дить го­да­ми. Они бу­дут ру­ко­вод­ство­вать­ся, преж­де все­го, вы­ше­пе­ре­чис­лен­ны­ми (в скоб­ках) за­ко­на­ми. Т.о. ис­пол­не­ние бук­вы аб­сурд­но­го и про­ти­во­прав­но­го по сво­ей су­ти за­ко­на про­дав­ца­ми юве­лир­ных из­де­лий бу­дет су­лить им не мень­шие не­при­ят­но­сти, чем его не­ис­пол­не­ни­е! В ка­че­стве до­ка­за­тель­ства здесь мож­но при­ве­сти по­зи­цию Рос­по­треб­над­зо­ра. Не­дав­но на од­ном из его сай­тов в руб­ри­ке "Во­прос-от­вет" был за­дан во­прос о пра­во­мер­но­сти тре­бо­ва­ния т.н. "в­нут­рен­не­го пас­пор­та" у по­ку­па­те­лей в юве­лир­ных ма­га­зи­нах. На что по­сле­до­вал од­но­знач­ный от­вет: "У Вас ни­кто ни­че­го не име­ет пра­ва тре­бо­вать при по­куп­ке!". Это мож­но бы­ло бы объ­яс­нить не­гра­мот­но­стью "от­став­шей от жиз­ни" юри­ди­че­ской служ­бы Рос­по­треб­над­зо­ра" или "от­сут­стви­ем вза­и­мо­по­ни­ма­ни­я" меж­ду ве­дом­ства­ми, но... Как по­ка­зы­ва­ет прак­ти­ка, в каж­дом ре­ги­о­не (и да­же го­ро­де) дей­ству­ют свои "по­ряд­ки" и "вза­и­мо­от­но­ше­ни­я" меж­ду биз­не­сом и чи­нов­ни­ка­ми, при ко­то­рых и "ан­тиот­мы­воч­ный" за­кон тол­ку­ет­ся ис­хо­дя из "мест­ной спе­ци­фи­ки"...

С уче­том вы­ше­ска­зан­но­го на­пра­ши­ва­ет­ся один вы­вод: в ны­неш­них ре­а­ли­ях юве­лир­но­му биз­не­су без­опас­нее все­го ру­ко­вод­ство­вать­ся "фун­да­мен­таль­ны­ми" за­ко­на­ми (ГК и ФЗ "О за­щи­те прав по­тре­би­те­ля"), при­ня­ты­ми до по­яв­ле­ния "ан­тиот­мы­воч­но­го" за­ко­на и ос­но­ван­ны­ми на Кон­сти­ту­ции 1993 го­да, а так­же ФЗ "Об ос­но­вах го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния тор­го­вой де­я­тель­но­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и" и ФЗ "О пер­со­наль­ных дан­ны­х" - в ка­че­стве до­пол­ни­тель­ной "стра­хов­ки". То­гда над­зор­ным ор­га­нам бу­дет слож­но предъ­яв­лять ему об­ви­не­ния в "з­лост­но­м" не­ис­пол­не­нии "ан­тиот­мы­воч­но­го" за­ко­на, по­сколь­ку де-юре не­ис­пол­ни­мый пункт об иден­ти­фи­ка­ции по­ку­па­те­лей юве­лир­ных из­де­лий (в лю­бой ре­дак­ции) бу­дет "пе­ре­би­вать­ся" вы­ше­упо­мя­ну­ты­ми ФЗ (в ко­то­рые по­ка ни­кто не со­би­ра­ет­ся вно­сить со­от­вет­ству­ю­щие прав­ки), с ко­то­ры­ми он бу­дет вхо­дить в яв­ное про­ти­во­ре­чие.

Го­во­ря о се­го­дняш­них угро­зах для рос­сий­ско­го юве­лир­но­го биз­не­са, нель­зя оста­вить без вни­ма­ния и фак­тор про­из­во­ла. А с ним, как по­ка­за­ло про­ве­ден­ное ав­то­ром ста­тьи ис­сле­до­ва­ние, уже стал­ки­ва­ют­ся не­ко­то­рые юве­лир­ные ма­га­зи­ны. Од­ним из са­мых во­пи­ю­щих про­яв­ле­ний про­из­во­ла со сто­ро­ны пред­ста­ви­те­лей над­зор­ных ор­га­нов, слиш­ком "твор­че­ски" под­хо­дя­щих к ис­пол­не­нию "ан­тиот­мы­воч­но­го" за­ко­на, сле­ду­ет счи­тать про­ти­во­прав­ную прак­ти­ку про­ве­де­ния т.н. "кон­троль­ных за­ку­по­к" юве­лир­ных из­де­лий без "и­ден­ти­фи­ка­ции по­ку­па­те­ля" (а ана­лиз тек­ста "ан­тиот­мы­воч­но­го" за­ко­на не по­ка­зы­ва­ет, что иден­ти­фи­ка­ция по­ку­па­те­ля юве­лир­ных из­де­лий на се­го­дняш­ний день во­об­ще не­об­хо­ди­ма!) с це­лью на­ло­же­ния ад­ми­ни­стра­тив­но­го штра­фа на ма­га­зин. Юри­стам, ди­рек­то­рам и про­дав­цам юве­лир­ных ма­га­зи­нов сле­ду­ет знать, что ме­ро­при­я­тия ОРД (в част­но­сти, "про­ве­роч­ная за­куп­ка") про­во­дят­ся толь­ко по ста­тьям УК и долж­ны быть со­гла­со­ва­ны в уста­нов­лен­ном за­ко­ном по­ряд­ке! Рос­сий­ское за­ко­но­да­тель­ство не преду­смат­ри­ва­ет про­ве­де­ние ме­ро­при­я­тий ОРД по ста­тьям КоАП! По­это­му ни "про­ве­роч­ные за­куп­ки" юве­лир­ных укра­ше­ний в ма­га­зи­нах в це­лях "вы­яв­ле­ния укло­не­ния от иден­ти­фи­ка­ции по­ку­па­те­ля", ни "про­ве­роч­ные за­куп­ки" услуг не­ле­галь­ных так­си­стов, ни "про­ве­роч­ные за­куп­ки" т.н. "ин­тим­ных услу­г", ни "о­пе­ра­тив­ные экс­пе­ри­мен­ты" по про­да­же пи­ва школь­ни­кам, ни про­чие по­доб­ные "воль­но­сти" долж­ност­ных лиц ни­ка­кой юри­ди­че­ской си­лы иметь не мо­гут и в ка­че­стве до­ка­за­тель­ства в су­де не при­ни­ма­ют­ся. Бо­лее то­го, долж­ност­ное ли­цо, со­вер­шив­шее вы­ше­опи­сан­ную "про­ве­роч­ную за­куп­ку" юве­лир­ных укра­ше­ний в ма­га­зи­не, мо­жет и долж­но быть при­вле­че­но к уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти по ста­тье "Пре­вы­ше­ние долж­ност­ных пол­но­мо­чий" (вы­ра­жен­ное в про­из­воль­ном при­ме­не­нии за­ко­на и при­сво­е­нии се­бе не преду­смот­рен­ных за­ко­ном пол­но­мо­чий), ли­бо по ста­тье "З­ло­упо­треб­ле­ние долж­ност­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми" (ес­ли име­ли ме­сто ко­рыст­ные со­об­ра­же­ния, вро­де вы­мо­га­тель­ства взят­ки за пре­кра­ще­ние не­су­ще­ству­ю­ще­го "де­ла").

Та­к­же важ­но от­ме­тить, что рос­сий­ское за­ко­но­да­тель­ство за­пре­ща­ет про­во­ка­цию пре­ступ­ле­ния или пра­во­на­ру­ше­ния, о чем про­дав­цам юве­лир­ных ма­га­зи­нов и юри­стам юве­лир­ных ком­па­ний не сле­ду­ет за­бы­вать! По­сле рас­смот­ре­ния всех наи­бо­лее важ­ных для юве­лир­ной от­рас­ли юри­ди­че­ских ас­пек­тов, са­мое вре­мя ска­зать па­ру фраз о по­след­стви­ях при­ня­тия по­прав­ки в "ан­тиот­мы­воч­ный" за­кон. А они пред­ска­зу­е­мы. Про­цент участ­ни­ков юве­лир­но­го рын­ка, же­ла­ю­щих ис­пол­нять обре­ме­ни­тель­ную обя­зан­ность по иден­ти­фи­ка­ции по­ку­па­те­лей (ес­ли за­ко­но­про­ект бу­дет при­нят и на­саж­дать­ся с по­мо­щью ад­ми­ни­стра­тив­но­го ре­сур­са, не­взи­рая на про­те­сты со сто­ро­ны юве­лир­ной от­рас­ли) бу­дет ни­чтож­но мал: од­ни уй­дут "в те­не­вые схе­мы" с за­ни­же­ни­ем цен и со­став­ле­ни­ем под­лож­ной от­чет­но­сти, дру­гие уй­дут "в под­по­лье", "мел­ки­е" и "сла­бо­нерв­ны­е" и во­все уй­дут с рын­ка, юве­ли­ры бу­дут на­пря­мую про­да­вать свои ра­бо­ты на все­воз­мож­ных "яр­мар­ках ма­сте­ро­в" (что уже име­ет ме­сто), а кто-то про­сто ста­нет про­да­вать юве­лир­ные укра­ше­ния "как част­ное ли­цо" и "как бы по нуж­де" (на­при­мер, рас­про­да­вая то­вар под ви­дом "без­де­лу­шек сбе­жав­шей же­ны"). Ва­ри­ан­тов укло­нить­ся от кон­тро­ля бу­дет мно­же­ство. И в про­иг­ры­ше в ито­ге ока­жет­ся все то же "вез­де­су­щее го­су­дар­ство", ра­ди ин­те­ре­сов ко­то­ро­го и при­ни­мал­ся "ан­тиот­мы­воч­ный" за­кон: по­ми­мо по­те­ри на­ло­гов умень­шит­ся и чис­ло же­ла­ю­щих вой­ти или вло­жить­ся в мно­го­стра­даль­ный рос­сий­ский юве­лир­ный биз­нес...

Хо­чет­ся ве­рить, что рос­сий­ская юве­лир­ная от­расль сде­ла­ет из сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции пра­виль­ные вы­во­ды и смо­жет за­щи­тить свои ин­те­ре­сы не­взи­рая ни на ка­кое дав­ле­ние.

[ gjr.ru ]

  • 09 мая 2015 г.:

    Умный человек, что тут ещё скажешь.

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->