Почему воронежские страховщики отказываются страховать ювелирный бизнес

Раздел: Ювелиры и компании
08 апреля 2015 г.

В кон­це мар­та в цен­тре Во­ро­не­же на круп­ную сум­му был ограб­лен ста­рей­ший ча­со­вой ком­плекс «Мир ча­сов» и «Зо­ло­тое вре­мя». По­сле ин­ци­ден­та его вла­де­лец Игорь Ма­ле­ев ре­шил за­стра­хо­вать то­вар. Од­на­ко, к сво­е­му удив­ле­нию, столк­нул­ся с про­бле­мой: стра­хо­вые ком­па­нии от­ка­зы­ва­ют­ся за­клю­чать с ним до­го­вор, мо­ти­ви­руя это тем, что ча­сы при­рав­не­ны к юве­лир­ным из­де­ли­ям, а за та­кой то­вар они «не бе­рут­ся». Мы об­ра­ти­лись к не­сколь­ким экс­пер­там, име­ю­щим от­но­ше­ние к юве­лир­но­му и стра­хо­во­му биз­не­су, что­бы разо­брать­ся в этой про­бле­ме.

Го­во­рит Игорь Ма­ле­ев, ди­рек­то­ра са­ло­на «Зо­ло­тое вре­мя» и ма­га­зи­на «Мир ча­сов»:

— Я за­хо­тел за­стра­хо­вать свой ма­га­зин. Са­мо­сто­я­тель­но всю про­шлую не­де­лю за­ни­мал­ся по­ис­ком стра­хо­вой ком­па­нии в Во­ро­не­же. При­мер­но 15 ком­па­ний я об­зво­нил. 75% от­ка­за­ли сра­зу. Ска­за­ли, что ча­сы при­рав­не­ны к юве­лир­ным укра­ше­ни­ям: «Мы за это не берeм­ся». Осталь­ные при­сы­ла­ли ан­ке­ту, ко­то­рую нуж­но за­пол­нить и вы­слать об­рат­но. При­чeм с те­бя тре­бу­ют ука­зать ка­кой у те­бя то­вар, на ка­кую сум­му, как устро­е­на сиг­на­ли­за­ция, по­жар­ная си­сте­ма, есть ли ок­на, две­ри, ре­шeт­ки, и ка­кие. То есть я, как вла­де­лец ма­га­зи­на, дол­жен рас­крыть всю ин­фор­ма­цию. Это во­об­ще-то пря­мая на­вод­ка. Где га­ран­тии, что стра­хо­вая ком­па­ния не ра­бо­та­ет в па­ре со взлом­щи­ка­ми? Не хо­чешь, по­жа­луй­ста, не да­вай эту ин­фор­ма­цию. Но то­гда они мо­гут ска­зать: «Мы вас не бу­дем стра­хо­вать». Это доб­ро­воль­но-при­ну­ди­тель­ное дей­ствие.

На те ан­ке­ты, ко­то­рые я за­пол­нил и от­пра­вил, я ещe не по­лу­чил ка­ко­го-то от­ве­та. Но как го­во­рят кол­ле­ги-юве­ли­ры, это бес­по­лез­но. Страху­ют толь­ко то­гда, ко­гда берeшь кре­дит в бан­ке под то­вар. В та­ком слу­чае банк на­зы­ва­ет ком­па­нию, ко­то­рая мо­жет за­стра­хо­вать. Банк за­ин­те­ре­со­ван дать те­бе кре­дит, по­это­му страху­ет то­вар, куп­лен­ный на эти день­ги. Мне сей­час кре­дит не ну­жен, по­это­му за­стра­хо­вать тот то­вар, что у ме­ня есть, я не мо­гу.

По сло­вам Иго­ря Ма­ле­е­ва, по­ло­ви­на те­ле­фо­нов стра­хо­вых ком­па­ний в ин­тер­не­те — «мерт­вые», стра­хо­вым ком­па­ни­ям не при­над­ле­жат. «Я так по­ни­маю, что стра­хо­вые ком­па­нии от­кры­ва­ют­ся и за­кры­ва­ют­ся очень ди­на­мич­но», — го­во­рит пред­при­ни­ма­тель.

На­о­трез от­ка­за­лись стра­хо­вать то­вар «Ми­ра ча­сов» «Ин­гос­страх», «Фе­ми­да», «Ц­ю­рих», «Аль­фа стра­хо­ва­ние», «СоГаз», «Со­вет­ская стра­хо­вая ком­па­ния» и не­ко­то­рые дру­гие, ме­нее из­вест­ные ком­па­нии. От­ме­тим, что в спис­ках услуг этих ком­па­ний стра­хо­ва­ние иму­ще­ства юри­ди­че­ских лиц при­сут­ству­ет. По­про­си­ли за­пол­нить ан­ке­ту «ЖАСО», «Росгос­страх», «IBG». «На на­сто­я­щий мо­мент у нас ещe нет ни с кем окон­ча­тель­ной до­го­во­рен­но­сти», — от­ме­тил вла­де­лец ма­га­зи­на ча­сов.

С прось­бой про­ком­мен­ти­ро­вать си­ту­а­цию мы об­ра­ти­лись к спе­ци­а­ли­стам. Вот, что они рас­ска­за­ли.

Та­тья­на Мак­си­мо­ва, ди­рек­тор по раз­ви­тию юве­лир­но­го до­ма «Сер­до­лик»:

— Да, дей­стви­тель­но, стра­хо­вые ком­па­нии тре­бу­ют пол­но­го рас­кры­тия всей ин­фор­ма­ции, но мы рас­ска­за­ли не обо всeм. К нам при­шeл пред­ста­ви­тель од­но­го из бан­ков, мы с ни­ми, ко­неч­но, дол­гое вре­мя го­во­ри­ли на эту те­му. У нас всe иму­ще­ство на­хо­дит­ся в соб­ствен­но­сти, и под за­лог (о­ни все­гда его тре­бу­ют) мы предо­ста­ви­ли до­воль­но мно­го (ма­ши­ны, по­ме­ще­ния), к то­му же, мы яв­ля­ем­ся их кор­по­ра­тив­ным кли­ен­том, по­это­му и про­блем со стра­хо­ва­ни­ем у нас не воз­ник­ло. То, что банк предъ­явил та­кие тре­бо­ва­ния, счи­таю, пра­виль­но, ведь он несeт рис­ки.

Вла­ди­слав Бе­ре­зин, экс-ру­ко­во­ди­тель стра­хо­вой ком­па­нии IBG:

— Стра­хо­ва­ние — до­ста­точ­но слож­ный биз­нес. В раз­ных сфе­рах, будь то юве­лир­ный или ка­кой-то иной биз­нес, рис­ки вы­счи­ты­ва­ют­ся от­дель­но, для это­го со­би­ра­ет­ся ста­ти­сти­ка. Ста­ти­сти­ки по юве­лир­но­му биз­не­су прак­ти­че­ски нет, так как по­счи­тать ве­ро­ят­ность ограб­ле­ния не­воз­мож­но. Ес­ли взять Во­ро­неж, то за по­след­ние не­сколь­ко лет мы об­на­ру­жим все­го два-три слу­чая ограб­ле­ния юве­лир­ных са­ло­нов. По­это­му, ес­ли взгля­нуть на эту си­ту­а­ция объ­ек­тив­но, не со сто­ро­ны соб­ствен­ни­ка, и не со сто­ро­ны стра­хов­щи­ка, а с по­зи­ции то­го, как устро­ен стра­хо­вой биз­нес, то ре­ше­ние от­ка­зать в стра­хов­ке, не имея ста­ти­сти­ки, вер­ное.

Не­смот­ря на то, что ве­ро­ят­ность на­ступ­ле­ния стра­хо­во­го слу­чая в юве­лир­ном биз­не­се не­ве­ли­ка, она всe же есть. При этом у ком­па­нии, ре­шив­шей за­стра­хо­вать то­вар, воз­ни­ка­ет огром­ная про­бле­ма при за­клю­че­нии до­го­во­ров, что с юве­лир­ны­ми, что с ча­со­вы­ми ма­га­зи­на­ми. Как про­ве­рить, ка­кой то­вар есть на скла­де? Ес­ли мы возь­мeм си­ту­а­цию с ав­то­са­ло­на­ми, там всe про­сто. У каж­дой ма­ши­ны есть vin-код, по­это­му про­ве­рить, ка­кие ма­ши­ны фак­ти­че­ски бы­ли на скла­де в мо­мент ограб­ле­ния, до­ста­точ­но лег­ко. В юве­лир­ном биз­не­се это­го нет. Ес­ли про­ис­хо­дит стра­хо­вой слу­чай, га­ран­ти­ро­вать, что кли­ент в ка­че­стве укра­ден­но­го то­ва­ра за­явит имен­но тот, что был на скла­де, нет.

Стра­хо­ва­ние юве­лир­но­го биз­не­са (в на­шем слу­чае, ма­га­зи­на ча­сов) тре­бу­ет близ­ких и до­ве­ри­тель­ных от­но­ше­ний меж­ду кли­ен­том и стра­хо­вой ком­па­ни­ей. Ес­ли это круп­ный боль­шой биз­нес, в со­ста­ве ко­то­ро­го бу­дет юве­лир­ный, стра­хо­вая ком­па­ния ра­бо­та­ет с этим кли­ен­там по всем на­прав­ле­ни­ям, то, ско­рее, ни­ка­ких про­блем в стра­хо­ва­нии не бу­дет. У стра­хо­вой ком­па­нии бу­дет уве­рен­но­сть, что ей не предъ­явят то­вар, ко­то­ро­го не бы­ло в на­ли­чии. Ес­ли в стра­хо­вую ком­па­нию при­хо­дит не­зна­ко­мый че­ло­век с до­ста­точ­но рис­ко­ван­ным биз­не­сом и пред­ла­га­ет за­клю­чить до­го­вор стра­хо­ва­ния, то ему впол­не ре­зон­но мо­гут от­ка­зать. Раз­мер стра­хо­во­го пла­те­жа в дан­ном слу­чае, не­смот­ря на то, что сто­и­мость иму­ще­ства вы­со­кая, бу­дет не столь зна­чи­те­лен для стра­хо­вой ком­па­нии, сколь зна­чи­тель­ны бу­дут те про­бле­мы и за­да­чи, ко­то­рые она долж­на ре­шить, что­бы этот до­го­вор за­клю­чить и со­про­вож­дать.

В Москве есть стра­хо­вые ком­па­нии, ко­то­рые спе­ци­а­ли­зи­ру­ют­ся на юве­лир­ном биз­не­се: у них есть спе­ци­а­ли­сты, они по­ни­ма­ют, как это де­лать, — ме­ха­низм пол­но­стью от­ла­жен. В Во­ро­не­же ни в од­ной стра­хо­вой ком­па­нии нет спе­ци­а­ли­стов, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щих­ся на юве­лир­ном биз­не­се. Этим ком­па­ни­ям для то­го, что­бы за­клю­чить до­го­вор, нуж­но про­ве­сти ко­лос­саль­ную ра­бо­ту, при этом они за­ра­бо­та­ют не­су­ще­ствен­ную, с точ­ки зре­ния обо­ро­та стра­хо­вой ком­па­нии, сум­му, при этом возь­мут на се­бя риск, что, в прин­ци­пе, со­вер­шен­но не­ра­зум­но. С дру­гой сто­ро­ны, по­дав­ля­ю­щее ко­ли­че­ство стра­хо­вых ком­па­ний, ко­то­рые есть в Во­ро­не­же, яв­ля­ют­ся фи­ли­а­ла­ми фе­де­раль­ных стра­хов­щи­ков. И я ду­маю, что пол­но­мо­чий на стра­хо­ва­ние по­доб­но­го ро­да де­я­тель­но­сти у них в прин­ци­пе нет.

Один из экс­пер­тов, к ко­то­ро­му мы об­ра­ти­лись за ком­мен­та­ри­ем, сде­лал имен­но так — об­ра­тил­ся в мос­ков­скую ком­па­нию. Рас­ска­зы­ва­ет Олег Со­ко­лов, ди­рек­тор се­ти юве­лир­ных са­ло­нов «Пла­ти­на»:

— У нас по­доб­ных про­блем нет — наш то­вар за­стра­хо­ван. От­кры­тия всей ин­фор­ма­ции от нас не тре­бо­ва­ли. Нуж­но об­ра­щать­ся в пра­виль­ные стра­хо­вые ком­па­нии, то­гда та­ких во­про­сов не воз­ник­нет. Мы ра­бо­та­ли с ком­па­ни­ей «Бе­ло­ка­мен­ная». Это мос­ков­ская стра­хо­вая ком­па­ния, ко­то­рая страху­ет толь­ко юве­лир­ный биз­нес, на­чи­ная от за­во­дов за­кан­чи­вая пред­при­ни­ма­те­ля­ми. Я знаю, что с ней ра­бо­та­ют мно­гие круп­ные юве­лир­ные рос­сий­ские за­во­ды. Они сде­ла­ли нам вы­год­ное пред­ло­же­ние, ко­то­рое мы и при­ня­ли. То­вар был за­стра­хо­ван на год. С точ­ки зре­ния биз­не­са, я бы, ко­неч­но, не стал рас­кры­вать ин­фор­ма­цию об обо­ро­те, сколь­ко и что мы про­даeм, по­то­му что это — моя соб­ствен­но­сть. Где га­ран­тии, что эта ин­фор­ма­ция от стра­хов­щи­ков не пой­дeт даль­ше?

В кон­це от­ме­тим, что стра­хо­ва­ние укра­ше­ний и ча­сов, как мы вы­яс­ни­ли, вещь не­про­стая, од­на­ко, край­не не­об­хо­ди­мая. Бук­валь­но в ми­нув­шие вы­ход­ные наш пор­тал 36on.ru пи­сал о по­пыт­ке ограб­ле­ния: из во­ро­неж­ско­го юве­лир­но­го ма­га­зи­на пы­та­лись украсть дра­го­цен­но­сти на 2 мил­ли­о­на.

[ 36on.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->