АЛРОСА пока не скорректировала свой прогноз роста цен на алмазы, оцениваемого в 3% в этом году, несмотря на падение спроса на них в январе и феврале, заявил первый вице–президент компании Игорь Соболев журналистам.
«Прогноз роста цен на алмазы в 3% по итогам 2015 года мы пока не пересматривали, было бы некорректно это делать только по итогам двух первых месяцев. Тем не менее, по итогам января–февраля мы видим ослабление спроса. У клиентов пока остается достаточный объем стоков. В январе мы не меняли цены, в феврале немного снизили их, чтобы поддержать рынок», – отметил Соболев.
Глава одной из крупнейших российских компаний–клиентов АЛРОСА заявил агентству Интерфакс, что в ходе февральских торгов компания снизила свои цены в среднем на 3%. Единственный конкурент АЛРОСА, компания De Beers, скорректировала свои цены на 3–4% в январе и на 2% – в феврале.
Цены на алмазное сырье выросли на 7% в 2014 г. Выручка АЛРОСА от продаж алмазов в прошлом году составила 5 млрд. долларов; компания рассчитывает, что в 2015 г. этот показатель вырастет на 6%.
Соболев отметил, что, устанавливая цены, АЛРОСА проанализировала спрос и предложение, находящуюся в публичном доступе информацию о продажах других компаний, данные о продаже ювелирных изделий в США, Китае и Индии, а также курсы обмена различных валют, в том числе индийской рупии, так как на сегодняшний день Индия является крупнейшим в мире производителем бриллиантов.
«АЛРОСА, как крупный участник рынка, старается вести себя ответственно, с оглядкой на мировой баланс спроса и предложения, чтобы рынок не лихорадило», – сказал первый вице–президент компании.
АЛРОСА также, возможно, пересмотрит некоторые из низкоприбыльных проектов, если цены на алмазное сырье упадут. Для реализации одного из таких проектов – разработки кимберлитовой трубки «Заря» в Западной Якутии – компания может попросить о предоставлении налоговых льгот или статуса области приоритетной разработки.
«Теоретически, ситуация на рынке может сложиться так, что цены упадут. В этом случае нам, возможно, придется пересмотреть параметры добычи на некоторых низкоприбыльных месторождениях. Такие факторы анализируются постоянно. Но в настоящее время это маловероятно», – отметил Соболев.
Сейчас алмазодобывающие компании начинают инвестировать в месторождения с невысоким содержанием алмазов в силу истощения ресурсов более прибыльных проектов. «Мы никогда не занимались разработкой таких месторождений ранее», – заявил Соболев.
В числе таких месторождений с низким содержанием алмазов – трубка «Заря» в составе Айхальского ГОКа и месторождение «Верхне-Мунское» в составе Удачнинского ГОКа, сказал Соболев.
Согласно ранее обнародованным данным по запасам, содержание алмазов в руде на трубке «Заря» составляет 0,17 карата на тонну, а на Верхне-Мунском месторождении – около 0,6 карата на тонну. В отличие от этого, на «Удачной», одной из главных алмазных трубок в Якутии, запасы составляют 1,5 карата на тонну, а на более богатой «Интернациональной» – около 8 каратов на тонну руды. Порог рентабельности по группе АЛРОСА составляет 0,11 карата на тонну, и запасы с более низким содержанием алмазов классифицируются как некоммерческие.
Компания планирует разрабатывать «Зарю» и Верхне-Мунское в целях поддержания стабильного уровня добычи в Якутии. «Заря» также понадобится для загрузки завода по обогащению алмазов в Айхале после истощения трубки «Комсомольская» в 2020 г., а также для сохранения рабочих мест для местного населения. Хотя геологические данные по образцам алмазов с «Зари» указывают на высокие цены, в ТЭО АЛРОСА намеренно занижает эти параметры и оценивает трубку очень консервативно.
Тем не менее, при текущих ценах на алмазы «это не суперэффективный, но, тем не менее, эффективный проект», сказал Соболев.
АЛРОСА хотела бы получить налоговые льготы для проекта «Заря». «Сейчас есть предложение рассмотреть вопрос о разработке «Заря» отдельной дочерней компанией, что позволит получить статус регионального проекта и налоговые льготы», – сказал Соболев. По его словам, вице–премьер Юрий Трутнев, который курирует АЛРОСА, недавно также предложил рассмотреть вопрос о придании проекту статуса территории приоритетного развития.
«Севералмаз» в Архангельской области является наиболее проблемным подразделением АЛРОСА вот уже несколько лет, но компания не планирует пересматривать этот проект, сказал Соболев. В связи с низким уровнем производства на «Севералмазе» в течение инвестиционного периода, подразделение в течение нескольких лет генерировало убытки.
«По нашим оценкам, с точки зрения операционной рентабельности, в этом году «Севералмаз» уже будет в зоне безубыточности, а не с убытком, как в предыдущие несколько лет. В плане возмещения инвестиций, это, конечно, долговременный проект. Но нам удалось превратить его в проект, который способен быть эффективным. Все необходимые инвестиции в этот проект уже сделаны, расходы больше расти не будут, так что в будущем рост добычи алмазов от 2 до 5 млн. каратов будет только способствовать улучшению результатов «Севералмаза»», – сказал Соболев.
АЛРОСА не рассматривает возможность расширения мощностей «Севералмаза» по обогащению руды с нынешних 4 млн. тонн до 10 млн. тонн. «Мы решили стабильно разрабатывать все трубки Ломоносовского месторождения [«Севералмаза»] при существующих обогатительных мощностях в течение более 30–40 лет», – сказал Соболев.
По его словам, доля алмазов «Севералмаза», которые продаются по более низкой цене, чем алмазы, добываемые в Якутии (61,3 долл. за карат по сравнению со 149 долл. в первой половине года), будет расти в продажах АЛРОСА, но это не приведет к падению выручки.
«Сейчас на «Севералмазе» мы разрабатываем так называемую кратерную часть. Концентрация алмазов в этой руде низкая. В будущем, в 2018 г., мы выйдем на более богатую руду, что составляло базис проекта. И благодаря этому мы получим рост добычи алмазов до 5 млн. каратов без увеличения физических объемов добычи руды», – отметил Соболев.
2025 год
январь | февраль | март | апрель |
май | июнь | июль | август |
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.