Как рассказала заведующая научно-исследовательским отделом Музея истории и культуры крымских татар «Ханский дворец» Ленара Чубукчиева, в Казань привезены ткацкие работы, вышивка, традиционные наряды, ювелирные украшения. Она поблагодарила сотрудников музея за теплый прием и предоставленную возможность сотрудничества Бахчисарайского заповедника с музеем-заповедником «Казанский Кремль».
Старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Бахчисарайского историко-культурного заповедника София Абдураманова рассказала, что во времена крымских ханов вышивкой и шитьем занимались не только женщины, но и мужчины – ремесленники в специальных цехах. Они изготавливали дорогие предметы, вышивали золотом войлок, бархат, одежду для крымских ханов, амуницию, походные палатки и др. Девочек вышивке и шитью обучали с семилетнего возраста. Их учили в том числе и двустороннему шитью – традиционному крымско-татарскому шитью. В данной вышивке невозможно отличить лицевую от изнаночной стороны ткани.
Вышивка по плотным тканям представлена во всех витринах выставки. Здесь можно увидеть суконную мужскую куртку, которая является частью свадебного наряда. София Абдураманова сообщила, что на выставку в основном привезены предметы свадебного обряда. Каждая девушка с детства начинала готовить себе приданое. У бедных девушек должно быть вышито не менее 70 полотенец, а у богатых – 200-250. Обязательно готовился подарок жениху из 9 предметов. В разных районах Крыма набор предметов варьировался. Но в него обязательно входил расшитый платок «бахча», куда складывали курточку, а также вышитые золотом кисеты для золотых монет, табака, а большие прямоугольные кисеты были предназначены для хранения Корана. Все они представлены на выставке. Также девушки вышивали футляры для часов, подвязки для мужских носков. Таким способом они показывали свою любовь к будущему мужу.
На выставке представлен и платок, выполненный двусторонним шитьем. Он использовался после обряда крашения хной рук невесты, платком накрывалась чаша с хной.
У невесты было обязательно красное или бордовое бархатное или атласное платье, украшенное манжетами. Украшали наряд вышивкой или золотыми галунами. На голову невеста надевала «фес» – женскую шапочку, украшенную серебром. На ноги – сафьяновые сапожки, также расшитые серебром.
В праздничные дни все предметы, которые с детства девушка вышивала, развешивались по дому, над окнами, размещались на полочках. Крымско-татарский дом был своеобразной выставкой женского рукоделия. Все вышитые предметы передавались по наследству.
Ленара Чубукчиева рассказала, что ювелирное дело пришло в Крым в XII-XIII веке. В основном им занимались мужчины. Ювелирные украшения, кроме эстетического назначения, выполняли еще и защитную функцию. По ювелирному изделию можно было определить социальный статус девушки и возраст. Изделия изготавливали из золота, серебра, меди. Излюбленной и самой распространенной была техника «филигрань». На вставке представлены головные, височные, налобные и шейные украшения.