В Киеве показывают произведения ювелирного искусства

Раздел: Выставки
18 декабря 2014 г.

Хо­лод­ным зим­ним ве­че­ром под кры­шей му­зея, в ко­то­ром жи­вет на­сто­я­щее на­род­ное ис­кус­ство, со­бра­лись про­дол­жа­те­ли ста­рин­ных тра­ди­ций юве­лир­но­го и эма­льер­но­го де­ла, ко­то­рые до­ка­за­ли, что тво­рить пре­крас­ное все­гда ак­ту­аль­но. Этот про­цесс нель­зя оста­но­вить не при ка­ких об­сто­я­тель­ствах, и до­ка­за­тель­ством это­го яв­ля­ют­ся уди­ви­тель­ные ра­бо­ты, пред­став­лен­ные на вы­став­ке с ин­три­гу­ю­щим на­зва­ни­ем «К­вад­ра — ми­ни-ме­талл. Юве­лир­ное ис­кус­ство — ми­ни-эма­ли».

Ви­та­лий Хо­мен­ко — из­вест­ный ки­ев­ский юве­лир и эма­льер и вдох­но­ви­тель это­го вы­ста­воч­но­го про­ек­та, по­яс­нил: на­зва­ние свя­за­но с тем, что раз в че­ты­ре го­да про­во­дит­ся та­кой фо­рум ма­сте­ров, хо­тя, по его мне­нию, этот про­ме­жу­ток вре­ме­ни мож­но бы­ло бы со­кра­тить до двух лет.

Ро­сти­слав Шма­га­ло - док­тор ис­кус­ство­ве­де­ния из Ль­во­ва, го­во­рит о том, что меж­ду пер­вой и этой вы­став­кой юве­ли­ров про­шло че­ты­ре го­да. Это на пер­вый взгляд мно­го вре­ме­ни, а ес­ли учи­ты­вать, на­сколь­ко тща­тель­но и дол­го юве­лир ра­бо­та­ет над сво­им про­из­ве­де­ни­ем, то очень ма­ло. Обыч­но лю­би­те­ли ис­кус­ства, в част­но­сти аме­ри­кан­цы, спра­ши­ва­ют: «А сколь­ко вре­ме­ни ху­дож­ник по­тра­тил на со­зда­ние сво­е­го про­из­ве­де­ния?». В дан­ном слу­чае на­до спра­ши­вать: сколь­ко лет ху­дож­ник по­тра­тил? Это бу­дет бо­лее ло­гич­ным по та­ко­му ви­ду ис­кус­ства, как юве­лир­ное, ко­то­рое от­нюдь не хо­чет впи­сы­вать­ся в со­вре­мен­ный ритм жиз­ни.В этом есть па­ра­докс: не­смот­ря на уни­фи­ка­цию со­вре­мен­но­го юве­лир­но­го ис­кус­ства, его мно­го­мил­ли­он­ное ти­ра­жи­ро­ва­ние и тех­но­ло­ги­че­ские про­цес­сы, ко­то­ры­ми пы­та­ют­ся за­ме­нить ру­ко­твор­но­сти, все рав­но на­хо­дят­ся та­кие фа­на­тич­но на­стро­ен­ные про­фес­си­о­на­лы, для ко­то­рых юве­лир­ное ис­кус­ство — ду­шев­ный по­рыв. Они не под­да­ют­ся со­блаз­нам но­вых тех­но­ло­гий, ве­я­ни­ям но­вой эс­те­ти­ки, ко­то­рая при­хо­дит к нам вме­сте с «мон­стра­ми» юве­лир­но­го рын­ка, ра­бо­та­ю­щих на ва­ло­вой ти­раж. Они име­ют соб­ствен­ный ав­тор­ский по­черк, ко­то­рый мно­го лет оста­ет­ся не­из­мен­ным »

Од­ним из обе­ре­гов львов­ской юве­лир­ной тра­ди­ции на­зы­ва­ют из­вест­но­го юве­ли­ра и эма­лье­ра Ста­ни­сла­ва Воль­ско­го — при­знан­но­го мэт­ра в об­ла­сти ху­до­же­ствен­но­го ме­тал­ла не толь­ко во Ль­во­ве, но и да­ле­ко за пре­де­ла­ми Укра­и­ны. Ху­до­же­ствен­ное ма­стер­ство и вир­ту­оз­ное ис­пол­не­ние это­го та­лант­ли­во­го ма­сте­ра, свое­об­раз­ную «че­ло­ве­ка-ор­кестр», спе­ци­а­ли­сты-ис­кус­ство­ве­ды счи­та­ют по­сле­до­ва­те­лем зна­ме­ни­то­го Фа­бер­же и вы­да­ю­ще­го­ся ки­ев­ско­го юве­ли­ра и пред­при­ни­ма­те­ля Ио­си­фа Мар­ша­ка. Он ра­бо­та­ет в жан­рах Аrt jewelry и жи­во­пи­си в эма­ли, при­ме­няя раз­лич­ные тех­ни­ки об­ра­бот­ки ме­тал­ла, резь­ба по кам­ню, тех­ни­ку го­ря­чей эма­ли, со­че­тая в сво­их жи­во­пис­ных ра­бо­тах эмаль и гут­ное стек­ло, ко­то­рое яв­ля­ет­ся соб­ствен­ной на­ход­кой ху­дож­ни­ка. Про­из­ве­де­ния Ста­ни­сла­ва Воль­ско­го, пред­став­лен­ные на вы­став­ке, — это брас­лет, коль­цо и брошь, а так­же эма­ле­вые пан­но, ко­то­рые на­зы­ва­ют­ся «Май­дан».

Че­рез приз­му ав­тор­ско­го ми­ро­воз­зре­ния они от­ра­жа­ют со­бы­тия в на­шей стра­не, сви­де­тель­ствуя вы­со­кий про­фес­си­о­наль­ный уро­вень и твор­че­ский та­лант ху­дож­ни­ка. Осо­бым твор­че­ским сти­лем от­ли­ча­ют­ся укра­ше­ния до­нец­ко­го юве­ли­ра Сер­гея Ален­го­за. В твор­че­стве ху­дож­ни­ка пре­об­ла­да­ют сю­жет­ные мо­ти­вы на ми­фо­ло­ги­че­ские гре­че­ские и хри­сти­ан­ские те­мы, ведь Сер­гей Ален­гоз — грек по про­ис­хож­де­нию. На вы­став­ке пред­став­ле­но не­сколь­ко укра­ше­ний из цик­ла по гре­че­ским мо­ти­вам — под­вес­ки и гар­ни­тур «По­сле Сим­бле­гад». А его твор­че­ская ра­бо­та «Пе­гас, опа­лен­ный вой­ной», яв­ля­ет­ся свое­об­раз­ным твор­че­ским от­кли­ком ху­дож­ни­ка на ны­неш­нюю вой­ну в Укра­и­не, в част­но­сти в его род­ном го­ро­де.

Брас­лет и под­вес­ки Ан­дрея Бо­лю­ха пред­став­ля­ют на вы­став­ке уни­каль­ный вид твор­че­ства — юве­лир­ное куз­неч­ное. Соз­дан­ные с по­мо­щью куз­неч­ных ин­стру­мен­тов укра­ше­ния, име­ю­щие по­ли­хром­ное зву­ча­ние бла­го­да­ря тех­ни­ке тер­мо­ок­си­ди­ро­ва­ния, яв­ля­ясь яр­ким сви­де­тель­ством то­го, что ху­дож­ни­ки в ре­а­ли­за­ции сво­ей твор­че­ской идеи не огра­ни­че­ны ни тех­но­ло­ги­че­ски, ни ху­до­же­ствен­но.

Ки­ев­ля­не за­да­ют тон

«За­ме­ча­тель­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми на вы­став­ке пред­став­ле­ны бу­ко­вин­скую и львов­скую шко­лу юве­лир­ства, — счи­та­ет док­тор ис­кус­ство­ве­де­ния. — Все­гда мощ­ным ка­мер­то­ном бы­ла крым­ская шко­ла юве­ли­ров, но, к со­жа­ле­нию, они не при­ня­ли уча­стие в ны­неш­ней вы­став­ке. Обыч­но цен­тром юве­лир­но­го ис­кус­ства счи­тал­ся Ки­ев.

В со­вет­ское вре­мя бы­ли свои огра­ни­че­ния — не всем поз­во­ля­ли ра­бо­тать с цен­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми. Для та­ко­го ви­да де­я­тель­но­сти нуж­ны бы­ли спе­ци­аль­ные раз­ре­ше­ния. Нель­зя бы­ло вы­хо­дить за рам­ки, уста­нов­лен­ные стан­дар­та­ми юве­лир­ных за­во­дов, ко­то­рые ра­бо­та­ли на тер­ри­то­рии стра­ны. Вме­сте с тем, экс­пе­ри­мен­таль­ные твор­че­ские груп­пы 1970-х го­дов во гла­ве с Ви­та­ли­ем Хо­мен­ко, ко­то­рые со­зда­ва­лись то­гда в Ки­е­ве, пы­та­лись со­вер­шить про­рыв в ав­тор­ском ис­кус­стве юве­ли­ров, они и сей­час за­да­ют тон ». «Укра­и­на — это мно­го­на­ци­о­наль­ное го­су­дар­ство.У нас жи­вут и тур­ки, и га­гау­зы, и ар­мя­не. Бы­ло бы очень ин­те­рес­но про­ве­сти со­вре­мен­ную вы­став­ку юве­ли­ров стра­ны с укло­ном на на­ци­о­наль­ные тра­ди­ции », — за­ме­ча­ет из­вест­ный ки­ев­ский юве­лир Ви­та­лий Хо­мен­ко

Воз­рож­де­ние древ­них тра­ди­ций

Свое­об­раз­ный про­рыв в ав­тор­ском ис­кус­стве сде­ла­ли и укра­ин­ские ма­сте­ра-эма­лье­ры. Ведь бы­ли вре­ме­на, ко­гда из-за вой­ны и ре­во­лю­ции эма­льер­ное де­ло, что име­ет дав­ние тра­ди­ции в Укра­и­не, бы­ло в упад­ке, но с по­след­ней чет­вер­ти XX ве­ка на­ча­лось его воз­рож­де­ние. «И­мен­но бла­го­да­ря твор­че­ской де­я­тель­но­сти та­ких ве­ду­щих со­вре­мен­ных ху­дож­ни­ков, как Алек­сандр Бо­ро­дай, Ви­та­лий Хо­мен­ко, Алек­сандр Ми­ха­льянц, Ста­ни­слав Воль­ский в ху­до­же­ствен­ном про­стран­стве Укра­и­ны по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние тех­ни­ка го­ря­чих эма­лей — так на­зы­ва­е­мая жи­во­пис­ная эмаль, ко­то­рая бе­рет свое на­ча­ло с из­вест­но­го фран­цуз­ско­го го­ро­да Ли­мож эпо­хи Воз­рож­де­ния, — рас­ска­зы­ва­ет ху­дож­ник-эма­льер Та­тья­на Ильи­на, од­на из ку­ра­то­ров вы­став­ки. — Ра­бо­ты, вы­пол­нен­ные в тех­ни­ке жи­во­пис­ной эма­ли, — очень вы­ра­зи­тель­ные и не­по­вто­ри­мые, трех - тель­ный про­цесс их со­зда­ния тре­бу­ет от ху­дож­ни­ка не толь­ко осве­дом­лен­но­сти с ком­по­зи­ци­он­ны­ми, ху­до­же­ствен­но-сти­ле­вы­ми ас­пек­та­ми ра­бо­ты, со­вер­шен­но­го зна­ния свойств ма­те­ри­а­ла и на­вы­ков ра­бо­ты с ним, но еще и опе­ра­тив­ной го­тов­но­сти «со­труд­ни­чать» с эма­ля­ми.

Ме­сто: На­ци­о­наль­ный му­зей укра­ин­ско­го на­род­но­го де­ко­ра­тив­но­го ис­кус­ства (ул. Лавр­ская, 9, корп. 2)

Вы­став­ка про­длит­ся до 25 ян­ва­ря 2015 го­да.

[ creativpodiya.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->