Творчество и поделки с детьми в детской психиатрической больнице

Раздел: Общество
15 декабря 2014 г.

Доб­ро­воль­че­ское дви­же­ние «Да­ни­лов­цы» пред­ла­га­ет се­рию ав­тор­ских пуб­ли­ка­ций «Во­лон­тер­ство для чай­ни­ков«. Мы да­ем от­ве­ты на раз­ные-раз­ные во­про­сы о во­лон­тер­стве. На­шим от­ве­там мож­но до­ве­рять! Сво­и­ми зна­ни­я­ми, раз­мыш­ле­ни­я­ми и опы­том де­лят­ся опыт­ные ра­бо­та­ю­щие се­го­дня во­лон­те­ры, ко­ор­ди­на­то­ры во­лон­тер­ских групп, спе­ци­а­ли­сты и экс­пер­ты.


Твор­че­ство и по­дел­ки с детьми в дет­ской пси­хи­ат­ри­че­ской боль­ни­це

Сво­им опы­том и сек­ре­та­ми де­лит­ся Ели­за­ве­та Чи­стя­ко­ва — ко­ор­ди­на­тор во­лон­тер­ской груп­пы в дет­ской пси­хи­ат­ри­че­ской боль­ни­це №6. Вы­пуск­ни­ца фи­ло­ло­ги­че­ско­го фа­куль­те­та МГУ, учи­тель рус­ско­го язы­ка и ли­те­ра­ту­ры в шко­ле для де­тей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здо­ро­вья. С «Да­ни­лов­ца­ми» с 2008 го­да. На­чи­на­ла во­лон­те­ром в НИИ ней­ро­хи­рур­гии им.Бур­ден­ко. По­ра­бо­та­ла по­чти во всех во­лон­тер­ских груп­пах. С 2010 — ко­ор­ди­на­тор. Во­лон­тер­ство для Ели­за­ве­ты — опыт ра­дост­ной и слож­ной встре­чи, твор­че­ство и со­твор­че­ство об­ще­ния и со­бы­тия, воз­мож­ность по­да­рить ку­со­чек кра­со­ты, ко­то­рая во­круг нас. Опыт во­лон­тер­ской ра­бо­ты — 6 лет.

В дет­скую пси­хи­ат­ри­че­скую боль­ни­цу (а мы ра­бо­та­ем в жен­ском от­де­ле­нии) Да­ни­лов­цы хо­дят бо­лее 5 лет. На­чи­на­лись на­ши встре­чи с ри­сун­ков, бе­сед и спо­кой­ных про­стых игр. Спе­ци­фи­ка боль­ни­цы, и в част­но­сти на­ше­го от­де­ле­ния, та­ко­ва, что ка­те­го­ри­че­ски нель­зя пред­ла­гать де­тям ак­тив­ный до­суг и все, что мо­жет воз­бу­дить. Это обу­слов­ле­но за­бо­ле­ва­ни­я­ми де­тей, про­хо­дя­щих там ле­че­ние.

По­это­му боль­ше все­го у нас при­жи­лось твор­че­ство. Но, ду­маю, не толь­ко по­это­му. В твор­че­стве де­ти на­хо­дят воз­мож­ность са­мо­вы­ра­зить­ся, с од­ной сто­ро­ны, и сде­лать по­дар­ки близ­ким, по ко­то­рым ску­ча­ют, с дру­гой. Ро­ди­те­ли при­хо­дят к ним два ра­за в не­де­лю. Точ­нее, два ро­ди­тель­ских дня преду­смот­ре­ны, а на де­ле все за­ви­сит от ро­ди­те­лей. Де­ти у нас раз­ные: из бла­го­по­луч­ных се­мей, из не­бла­го­по­луч­ных, из ин­тер­на­тов.

На­ча­ли мы ко­гда-то с бу­ма­ги, из ко­то­рой де­ла­ли по­дел­ки в млад­шей (7-12 лет) груп­пе. Пер­вым был про­стей­ший цве­ток в тех­ни­ке ори­га­ми.Эф­фект был по­тря­са­ю­щий, хо­тя с тех­ни­че­ской и пе­да­го­ги­че­ской точ­ки зре­ния за­ня­тие ока­за­лось не­про­стое. Пол­то­ра де­сят­ка ги­пе­р­ак­тив­ных, тос­ку­ю­щих по вни­ма­нию де­тей всту­па­ли в бой за са­мый крас­ный кар­тон, са­мый круг­лый кру­жок для се­ре­дин­ки цвет­ка и за пер­вое ме­сто в оче­ре­ди к един­ствен­но­му на груп­пу во­лон­те­ру.

Мы то­гда со­мне­ва­лись: нуж­ны ли по­дел­ки, ес­ли они про­во­ци­ру­ют кон­флик­ты? Мо­жет быть, для са­мих де­тей луч­ше про­сто ри­со­вать, как и пре­жде, фло­ма­сте­ра­ми? Но мы при­хо­ди­ли, и де­ти спра­ши­ва­ли: а что мы се­го­дня бу­дем де­лать? Им хо­те­лось но­вых впе­чат­ле­ний, хо­те­лось сде­лать что-то не­обыч­ное, не­ожи­дан­ное для са­мих се­бя, и по­сте­пен­но мы ста­ли го­то­вить за­ня­тия для млад­шей груп­пы на каж­дое по­се­ще­ние. Кон­флик­ты ста­ли слу­чат­ся ре­же: де­ти на­учи­лись ве­сти се­бя в но­вой для них си­ту­а­ции раз­да­чи кар­то­на, во­лон­те­ры на­учи­лись при­но­сить оди­на­ко­во крас­ный кар­тон и оди­на­ко­во круг­лые кру­ги, вы­би­рать по­дел­ку в со­от­вет­ствии со слож­но­стью и чис­лен­но­стью груп­пы.

В то же вре­мя оста­ва­лись в че­сти рас­крас­ки: мы раз­ры­ва­ли их на ли­сты и раз­да­ва­ли де­тям в кон­це за­ня­тия.

Впо­след­ствии ока­за­лось, что в тех­ни­ке ори­га­ми мож­но де­лать огром­ное ко­ли­че­ство яр­ких, кра­си­вых и не­слож­ных по­де­лок — сей­час их по­тря­са­ю­ще при­ду­мы­ва­ет наш во­лон­тер Юля Гу­са­ко­ва, при­шед­шая в груп­пу в кон­це вес­ны те­ку­ще­го го­да.

Тем вре­ме­нем стар­шая груп­па (12-17 лет), как и пре­жде, ри­со­ва­ла, кто что мо­жет и иг­ра­ла в ма­фию и пан­то­ми­му.

Как за­ин­те­ре­со­вать твор­че­ством на­сто­ро­жен­ных под­рост­ков, бы­ло не­яс­но. Но бы­ло впол­не яс­но од­но: дет­ские по­дел­ки им не при­не­сешь. Они уже боль­шие, и де­лать с ни­ми на­до что-то дей­стви­тель­но кра­си­вое, на уров­не до­стой­но­го hand-made по­дар­ка. Пер­вое, что мы осво­и­ли — слож­ные и кра­си­вые мо­де­ли ори­га­ми. Ста­ра­лись оформ­лять их кра­си­во, впи­сы­вать в от­крыт­ку, в ком­по­зи­цию. И… стар­шие де­воч­ки за­ин­те­ре­со­ва­лись. При­хо­ди­ли к нам уже не 5-6 че­ло­век, а 10-12, ино­гда боль­ше.

Слож­ность пред­став­ля­ло боль­шое ко­ли­че­ство огра­ни­че­ний в боль­ни­це по ма­те­ри­а­лам: нель­зя пла­сти­лин, нож­ни­цы, лю­бые крас­ки, лю­бые нит­ки и лен­ты. Про игол­ки да­же не го­во­рю. Сей­час ад­ми­ни­стра­ция от­но­сит­ся к нам с го­раз­до бОль­шим до­ве­ри­ем, по­это­му в стар­шей груп­пе (о­ни спо­кой­нее, их про­ще кон­тро­ли­ро­вать) раз­ре­ша­ют пла­сти­лин и крас­ки, а под осо­бо вни­ма­тель­ным при­смот­ром да­же нит­ки.

Че­рез не­ко­то­рое вре­мя в на­шем ар­се­на­ле по­яви­лись цве­ты из сал­фе­ток, фо­то-ма­стер-клас­сы ко­то­рых бы­ли най­де­ны на­ми в ин­тер­не­те, по­дел­ки из гоф­ри­ро­ван­ной бу­ма­ги, из фоль­ги.

Важ­ным эта­пом стал квил­линг: он от­крыл но­вые воз­мож­но­сти. Квил­линг — тех­ни­ка скру­чи­ва­ния уз­ких бу­маж­ных по­ло­сок. Она пред­по­ла­га­ет не­сколь­ко ба­зо­вых форм и поз­во­ля­ет при­ду­мы­вать бес­ко­неч­но мно­го раз­ных ком­по­зи­ций.

И со­вер­шен­но но­вой ис­то­ри­ей ста­ли не­обыч­ные по­дел­ки. Не­ко­то­рые из них вы­рос­ли внут­ри груп­пы (пле­те­ние фе­не­чек, леп­ка из са­мо­за­твер­де­ва­ю­щей гли­ны с по­сле­ду­ю­щим рас­кра­ши­ва­ни­ем ), а не­ко­то­рые при­но­си­ли с со­бой во­лон­те­ры-но­вич­ки.

Так у нас по­яви­лись гра­вю­ры — их при­нес­ла Ве­ро­ни­ка Бра­ту­ше­ва. Лист по­кры­ва­ет­ся цвет­ной ак­ва­ре­лью, на­ти­ра­ет­ся свеч­кой и за­кра­ши­ва­ет­ся чер­ной гу­а­шью, по­сле вы­сы­ха­ния ко­то­рой не­пи­шу­щей руч­кой вы­ца­ра­пы­ва­ет­ся ри­су­нок.

Ира Мол­ча­но­ва, в свое вре­мя, на­учи­ла нас мок­ро­му ва­ля­нию (п­лос­кие кар­тин­ки из шер­сти) и рас­кра­ши­ва­нию по­лот­ня­ных су­мок ак­ри­ло­вы­ми крас­ка­ми.

Осо­бы­ми со­бы­ти­я­ми мы пы­та­ем­ся де­лать празд­ни­ки. Их я услов­но де­лю на про­сто празд­ни­ки (Но­вый год, 8 Мар­та) и празд­ни­ки со смыс­лом (Рож­де­ство, Пас­ха).

В празд­ни­ки мы да­рим на­бо­ры из кни­ги, кан­це­ля­рии, не­боль­шой иг­руш­ки и сла­до­стей. Но, глав­ное, в этот день мы про­во­дим осо­бен­ное твор­че­ское за­ня­тие. Мы ста­ра­ем­ся при­ду­мать для де­тей что-то не­обыч­ное. На­при­мер, два го­да под­ряд мы пи­са­ли каж­до­му из де­тей лич­ное пись­мо от Де­да Мо­ро­за с по­же­ла­ни­я­ми, сло­ва­ми под­держ­ки и вся­че­ски­ми мо­ти­ва­ци­я­ми к по­зи­тив­ным свер­ше­ни­ям (по­след­нее осо­бен­но ка­са­ет­ся стар­ших).

Тра­ди­ци­ей ста­ла и фор­ма по­здрав­ле­ния с Но­вым го­дом. Мы за­ве­ли боль­шой крас­ный ме­шок и по­да­роч­ный са­по­жок с ко­ло­коль­чи­ка­ми. Из меш­ка мы раз­да­ем по­дар­ки, а из са­пож­ка все де­ти тя­нут кон­фе­ты с по­же­ла­ни­я­ми.

Из не­обыч­но­го но­во­год­не­го де­ла­ли ку­кол-сне­го­ви­ков и де­дов-мо­ро­зов для ку­коль­но­го те­ат­ра — это бы­ли чу­дес­ные по­жерт­во­ван­ные на­бо­ры. Де­ла­ли объ­ем­ные ел­ки из бу­ма­ги и по­том их укра­ша­ли. Со стар­ши­ми де­ла­ли вит­раж­ные на­клей­ки на ок­на: кла­ли в про­зрач­ный файл рас­крас­ку и разу­кра­ши­ва­ли его, как обыч­ный вит­раж. Че­рез сут­ки кар­тин­ку мож­но ак­ку­рат­но от­кле­ить и по­ме­стить на ок­но.

Од­на­ж­ды про­бо­ва­ли де­лать огром­ную кол­лек­тив­ную ел­ку из мо­дуль­но­го ори­га­ми в млад­шей груп­пе, но де­ти ско­ро уто­ми­лись и раз­бе­жа­лись, за­то вос­пи­та­те­ли и во­лон­те­ры очень впе­чат­ли­лись!

На Рож­де­ство то­же сло­жи­лось не­сколь­ко тра­ди­ций. Пер­вая — муль­тик «Рож­де­ство» Ал­да­ши­на, бла­го­да­ря ко­то­ро­му мы ста­ра­ем­ся до­не­сти до де­тей чу­до, зна­чи­мость и ра­дость Рож­де­ства. Важ­ным для нас сред­ством ви­зу­а­ли­за­ции, на­гляд­но­сти Рож­де­ства ста­ли вер­те­пы. Пер­вый вер­теп был боль­шой, со­сто­ял из мно­же­ства раз­ных ори­гам­ных эле­мен­тов и в ито­ге ока­зал­ся слиш­ком за­тя­ну­тым: де­ла­ли мы его до кон­ца Свя­ток. За­то на сле­ду­ю­щий год вер­теп был до­ве­ден до ума, мно­гие де­та­ли бы­ли под­го­тов­ле­ны за­ра­нее, и он вы­шел во­вре­мя и очень кра­си­вым.

Пер­вая пас­халь­ная тра­ди­ция — ко­неч­но, рас­кра­ши­ва­ние яиц. Вто­рая — опять же мульт­фильм. Мульт­филь­мы хо­ро­ши тем, что они при­вле­ка­ют вни­ма­ние де­тей, силь­нее эмо­ци­о­наль­но за­тра­ги­ва­ют, чем про­сто рас­сказ. По­сле про­смот­ра мы, ко­неч­но, об­суж­да­ем все уви­ден­ное. Ино­гда из это­го по­лу­ча­ют­ся очень хо­ро­шие раз­го­во­ры со стар­ши­ми детьми.

На­ше дви­же­ние – это бо­лее 800 участ­ни­ков и око­ло 4000 под­опеч­ных де­тей и взрос­лых в год.

Уже 6 лет «Да­ни­лов­цы» ор­га­ни­зу­ют твор­че­ские, учеб­ные и иг­ро­вые встре­чи, про­гул­ки и по­езд­ки для де­тей в боль­ни­цах и при­ю­тах; кор­мят без­дом­ных у Па­ве­лец­ко­го вок­за­ла; де­ла­ют бла­го­тво­ри­тель­ные ре­мон­ты нуж­да­ю­щим­ся; пе­ре­пи­сы­ва­ют­ся с за­клю­чен­ны­ми.

Сре­ди учре­жде­ний, где «Да­ни­лов­цы» смог­ли ре­а­ли­зо­вать во­лон­тер­ские ини­ци­а­ти­вы:

  • Рос­сий­ская дет­ская кли­ни­че­ская боль­ни­ца 3 от­де­ле­ния (г.Москва),
  • ФНКЦ дет­ской ге­ма­то­ло­гии, он­ко­ло­гии и им­му­но­ло­гии (г.Москва)
  • НИИ ней­ро­хи­рур­гии им.Бур­ден­ко (г.Москва),
  • Дет­ский дом-ин­тер­нат для ум­ствен­но-от­ста­лых де­тей N15 и №24 (г.Москва)
  • Дет­ский нар­ко­ло­ги­че­ский дис­пан­сер (г.Москва),
  • Ко­ло­ния для не­со­вер­шен­но­лет­них пре­ступ­ни­ков (МО, г.Мо­жай­ск),
  • Со­ци­аль­ный при­ют (МО, г.Сту­пи­но)

Мы бу­дем очень при­зна­тель­ны за под­держ­ку на­ше­го дви­же­ния. «Да­ни­лов­цы» ве­дут свою де­я­тель­ность ис­клю­чи­тель­но за счeт част­ных по­жерт­во­ва­ний и средств от про­да­жи на бла­го­тво­ри­тель­ных яр­мар­ках то­ва­ров, сде­лан­ных ру­ка­ми на­ших во­лон­те­ров. Мы ищем спон­со­ра, го­то­во­го под­дер­жать на­ше Дви­же­ние и вме­сте с на­ми по­мо­гать ты­ся­чам лю­дей.

www.danilovcy.ru

[ danilovcy.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->