Золотодобыча в Якутии: как законодательство влияет на работу отрасли

Раздел: Недра
21 октября 2014 г.

В этом го­ду, к 90-ле­тию зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти Яку­тии, вы­шла кни­га «Труд­ное зо­ло­то Яку­тии». Жур­на­лист Ири­на Пан­те­ле­е­ва со­бра­ла боль­шой объ­ем ма­те­ри­а­лов, мно­гие из ко­то­рых пуб­ли­ку­ют­ся впер­вые. Се­год­ня мы пред­ла­га­ем ва­ше­му вни­ма­нию от­ры­вок из этой кни­ги - мне­ние Алек­сея Ефи­мо­ва, ру­ко­во­ди­те­ля Де­пар­та­мен­та гор­но­руд­ной и пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти Мин­про­ма РС (Я), о том, как сло­жи­лась си­ту­а­ция в зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щей от­рас­ли рес­пуб­ли­ки по­сле 1991 го­да и ка­кие за­да­чи ей пред­сто­ит ре­шать на со­вре­мен­ном эта­пе.

От­сут­ствие за­ко­но­да­тель­ства спо­соб­ство­ва­ло раз­ва­лу

С 1991 го­да, по­сле рас­па­да СССР, все от­рас­ли на­род­но­го хо­зяй­ства стра­ны пе­ре­жи­ва­ли тя­же­лый пе­ри­од пе­ре­хо­да к ры­ноч­ным от­но­ше­ни­ям. В ре­зуль­та­те ре­форм про­мыш­лен­ный по­тен­ци­ал рес­пуб­ли­ки су­ще­ствен­но из­ме­нил­ся - про­изо­шли кар­ди­наль­ные пе­ре­ме­ны в соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства, ушла в про­шлое ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ная си­сте­ма управ­ле­ния про­из­вод­ством. Про­цес­сы раз­го­су­дар­ствле­ния и при­ва­ти­за­ции при­ве­ли к раз­ва­лу круп­ных го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий: зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щая от­расль ста­ла чрез­вы­чай­но раз­дроб­лен­ной, со­сто­я­щей из мел­ких и сред­них пред­при­я­тий. Это ста­ло од­ной из ос­нов­ных при­чин, ко­то­рые сдер­жи­ва­ли раз­ви­тие зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти рес­пуб­ли­ки: мел­кие и сред­ние пред­при­я­тия, не имея до­ста­точ­ных фи­нан­со­вых сред­ств, не мог­ли при­об­ре­тать но­вую вы­со­ко­про­из­во­ди­тель­ную тех­ни­ку (боль­ше­груз­ные са­мо­сва­лы, по­груз­чи­ки и др.) для раз­ра­бот­ки ме­сто­рож­де­ний и ре­а­ли­за­ции ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов по осво­е­нию но­вых объ­ек­тов. По­ло­же­ние усу­губ­ля­лось от­сут­стви­ем на­лич­ных де­нег. Ру­ко­во­ди­те­ли пред­при­я­тий в рас­че­тах с по­став­щи­ка­ми ис­поль­зо­ва­ли раз­лич­ные «фи­нан­со­вые сур­ро­га­ты» - век­се­ля, то­вар­ные че­ки, бар­тер­ные до­го­во­ры, а с ра­бот­ни­ка­ми рас­счи­ты­ва­лись про­дук­та­ми, юве­лир­ны­ми из­де­ли­я­ми, раз­лич­ны­ми то­ва­ра­ми, вплоть до зап­ча­стей и са­мой тех­ни­ки.

Соз­да­ние на про­из­вод­ствен­ных мощ­но­стях гор­но-обо­га­ти­тель­ных ком­би­на­тов ПО «Я­кут­зо­ло­то» но­вых ак­ци­о­нер­ных об­ществ со­про­вож­да­лось оже­сто­чен­ной по­ле­ми­кой о це­ле­со­об­раз­но­сти раз­ру­ше­ния от­ла­жен­но­го ме­ха­низ­ма, ко­то­рый фор­ми­ро­вал­ся не од­но де­ся­ти­ле­тие. Пра­ви­тель­ство рес­пуб­ли­ки бы­ло не в со­сто­я­нии удер­жать кон­троль над от­рас­лью, и, в кон­це кон­цов, по­сле му­чи­тель­ных ко­ле­ба­ний бы­ло при­ня­то ре­ше­ние об ак­ци­о­ни­ро­ва­нии зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щих ком­би­на­тов. На этом за­вер­ши­лась эпо­ха мо­но­поль­ной го­су­дар­ствен­ной до­бы­чи зо­ло­та.

Ос­нов­ной про­бле­мой в этот пе­ри­од ста­ло от­сут­ствие за­ко­но­да­тель­ных ак­тов в сфе­ре не­дро­поль­зо­ва­ния. От­сут­ствие за­ко­но­да­тель­ства и чет­ко­го век­то­ра раз­ви­тия при­ве­ло к за­кры­тию мно­гих гор­няц­ких по­сел­ков и вы­во­зу жи­те­лей на «ма­те­рик». Эти ме­ро­при­я­тия про­хо­ди­ли на ос­но­ве по­ста­нов­ле­ний Пра­ви­тель­ства Рос­сии, ко­то­рое вы­де­ли­ло на их ре­а­ли­за­цию зна­чи­тель­ные фи­нан­со­вые сред­ства. Кро­ме то­го, в 1997 го­ду бы­ло вы­де­ле­но 4 тон­ны зо­ло­та из Го­хра­на Рос­сии в ви­де то­вар­но­го кре­ди­та на по­га­ше­ние за­дол­жен­но­сти по за­ра­бот­ной пла­те и ре­струк­ту­ри­за­цию про­из­вод­ства. Этот кре­дит был по­га­шен толь­ко в 2011 го­ду.

При­нят за­кон «О нед­рах»

21 фев­ра­ля 1992 го­да Го­су­дар­ствен­ная Ду­ма при­ня­ла очень важ­ный для всей Рос­сии фе­де­раль­ный за­кон «О нед­рах», ко­то­рый стал пер­вым нор­ма­тив­но-пра­во­вым ак­том для гор­но­до­бы­ва­ю­щих пред­при­я­тий. На­до от­ме­тить, что Яку­тия в чис­ле пер­вых субъ­ек­тов РФ раз­ра­бо­та­ла и при­ня­ла свой за­кон «О нед­рах», ко­то­рый был утвер­жден По­ста­нов­ле­ни­ем Вер­хов­но­го Со­ве­та рес­пуб­ли­ки от 22 де­каб­ря 1992 го­да в рам­ках сво­их пол­но­мо­чий, ко­то­рые име­лись на тот пе­ри­од. А они бы­ли очень ши­ро­ки­ми.

В 1992 го­ду, в усло­ви­ях ры­ноч­ных от­но­ше­ний, пол­но­мо­чия по аван­си­ро­ва­нию зо­ло­то­до­бы­чи бы­ли воз­ло­же­ны на Ко­ми­тет по дра­го­цен­ным ме­тал­лам, кам­ням и ва­лю­те при Ми­ни­стер­стве фи­нан­сов Яку­тии, а с 1993 го­да – при Пра­ви­тель­стве РС (Я). В мар­те 1996 го­да пра­ви­тель­ство рес­пуб­ли­ки утвер­ди­ло «Про­грам­му ре­кон­струк­ции дей­ству­ю­щих и стро­и­тель­ства но­вых зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щих пред­при­я­тий Рес­пуб­ли­ки Са­ха (Я­ку­тия) на пе­ри­од до 2000 го­да». Про­грам­ма опре­де­ля­ла ос­нов­ную кон­цеп­цию раз­ви­тия зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щей от­рас­ли в усло­ви­ях ры­ноч­ных от­но­ше­ний, од­на­ко в этом до­ку­мен­те в до­ста­точ­ной сте­пе­ни не бы­ло учте­но кар­ди­наль­ное из­ме­не­ние стра­те­ги­че­ской на­прав­лен­но­сти об­щей эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки, в свя­зи с чем фи­нан­со­вое обес­пе­че­ние про­грамм­ных ме­ро­при­я­тий не по­лу­чи­ло раз­ви­тия.

Ко­рен­ные из­ме­не­ния, ко­то­рые про­изо­шли в струк­ту­ре зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти, про­бле­мы при­вле­че­ния ин­ве­сти­ций, ухуд­ше­ние гор­но-гео­ло­ги­че­ских усло­вий, вы­со­кая из­но­шен­ность ос­нов­ных фон­дов, энер­го­ем­кая, мо­раль­но уста­рев­шая тех­но­ло­гия пе­ре­ра­бот­ки руд тре­бо­ва­ли пе­ре­смот­ра кон­цеп­ту­аль­ных ос­нов и стра­те­гии осво­е­ния ми­не­раль­но-сы­рье­вой ба­зы рес­пуб­ли­ки, опре­де­ле­ния пер­спек­тив­ных на­прав­ле­ний ин­ве­сти­ро­ва­ния.

В 1997 го­ду Ко­ми­тет по дра­го­цен­ным ме­тал­лам, кам­ням и ва­лю­те при Пра­ви­тель­стве РС (Я) был пре­об­ра­зо­ван в ГУП «Ко­ми­тет по дра­го­цен­ным ме­тал­лам и дра­го­цен­ным кам­ням» и пе­ре­дал пол­но­мо­чия по аван­си­ро­ва­нию зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щих пред­при­я­тий рес­пуб­ли­ки фи­нан­со­во-про­мыш­лен­ной ком­па­нии «Са­ха­зо­ло­то». Но су­ще­ство­вав­ший в то вре­мя «ва­лют­ный ко­ри­дор», ко­гда сто­и­мость дол­ла­ра США не мог­ла пре­вы­шать ше­сти рос­сий­ских руб­лей, а сто­и­мость ос­нов­ных энер­го­но­си­те­лей рос­ла как на дрож­жах, по­ста­вил рен­та­бель­ность зо­ло­то­до­бы­чи на грань эко­но­ми­че­ской це­ле­со­об­раз­но­сти ве­де­ния биз­не­са. Ведь сто­и­мость зо­ло­та опре­де­ля­лась на тор­гах Лон­дон­ской бир­жи и учи­ты­ва­лась толь­ко в дол­ла­рах США. Все это при­ве­ло к то­му, что уро­вень объ­е­мов до­бы­чи зо­ло­та в 1998 го­ду сни­зил­ся до ис­то­ри­че­ско­го ми­ни­му­ма - 11,7 тон­ны.

За­ра­бо­тал ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях»

Де­фолт фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ской си­сте­мы стра­ны 1998 го­да при­вел к от­ме­не «ва­лют­но­го ко­ри­до­ра», а так­же при­ня­тию в том же го­ду фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях», ко­то­рый поз­во­лил всем экс­порт­но-ори­ен­ти­ро­ван­ным пред­при­я­ти­ям вздох­нуть не­мно­го сво­бод­ней. По­яви­лась при­быль, ко­то­рая в первую оче­редь ста­ла на­прав­лять­ся на тех­ни­че­ское пе­ре­во­ору­же­ние про­из­вод­ства. Зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щие пред­при­я­тия на­ча­ли вкла­ды­вать боль­ше де­нег в гео­ло­го­раз­ве­доч­ные ра­бо­ты, что­бы уве­ли­чить свою ми­не­раль­но-сы­рье­вую ба­зу. Все это при­ве­ло к по­сте­пен­но­му ро­сту объ­е­мов до­бы­чи.

Се­год­ня зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щие пред­при­я­тия рес­пуб­ли­ки раз­ра­ба­ты­ва­ют рос­сып­ные и руд­ные ме­сто­рож­де­ния, от­кры­тые якут­ски­ми гео­ло­га­ми в со­вет­ский пе­ри­од.

В 2002 го­ду на­ча­лось вы­стра­и­ва­ние вер­ти­каль­но ин­те­гри­ро­ван­ных от­но­ше­ний по всем на­прав­ле­ни­ям от­рас­лей эко­но­ми­ки и вет­вей вла­сти. Все ры­ча­ги управ­ле­ния и го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния бы­ли пе­ре­да­ны фе­де­раль­но­му цен­тру. К 2007 го­ду во­про­сы вла­де­ния, рас­по­ря­же­ния фон­дом недр по всем ви­дам твер­дых по­лез­ных ис­ко­па­е­мых и уг­ле­во­до­род­но­му сы­рью, под­зем­ным во­дам окон­ча­тель­но бы­ли от­не­се­ны к пол­но­мо­чи­ям фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. К пол­но­мо­чи­ям субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции бы­ли от­не­се­ны во­про­сы ре­гу­ли­ро­ва­ния и рас­по­ря­же­ния об­ще­рас­про­стра­нен­ны­ми по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми, что бы­ло за­креп­ле­но на за­ко­но­да­тель­ном уров­не.

Сей­час ми­не­раль­но-сы­рье­вой по­тен­ци­ал рес­пуб­ли­ки в це­лом поз­во­ля­ет под­дер­жи­вать до­стиг­ну­тый уро­вень до­бы­чи зо­ло­та в объ­е­ме 19-21 тон­ны в год и да­же уве­ли­чить его до 25-27 тонн при не­об­хо­ди­мых вло­же­ни­ях в гео­ло­го­раз­ве­доч­ные ра­бо­ты со сто­ро­ны го­су­дар­ства и не­дро­поль­зо­ва­те­лей. Од­на­ко ана­лиз по­ка­зы­ва­ет, что гео­ло­го­раз­ве­доч­ные ра­бо­ты - с по­лу­че­ни­ем при­ро­ста за­па­сов зо­ло­та про­мыш­лен­ных ка­те­го­рий - кон­цен­три­ру­ют­ся на уже из­вест­ных руд­ных объ­ек­тах и от­ра­ба­ты­ва­е­мых рос­сып­ных ме­сто­рож­де­ни­ях. При этом по рос­сып­ным объ­ек­там на­блю­да­ет­ся со­кра­ще­ние объ­е­мов гео­ло­го­раз­ве­доч­ных ра­бот по при­чи­не не­до­ста­точ­ной под­го­тов­ки (ли­цен­зи­ро­ва­ния) пло­ща­дей с про­гноз­ны­ми ре­сур­са­ми (в том чис­ле тех­но­ген­ны­ми) рос­сып­но­го зо­ло­та.

За­па­сы зо­ло­та в Яку­ти­и

Опор­ны­ми объ­ек­та­ми раз­ви­тия руд­ной зо­ло­то­до­бы­чи Яку­тии оста­ют­ся ме­сто­рож­де­ния Ку­ра­нах­ско­го руд­но­го по­ля, Неж­да­нин­ское ме­сто­рож­де­ние (со­став­ная часть зо­ло­тых ак­ти­вов «По­люс Зо­ло­то»), а так­же «К­ю­чус», на­хо­дя­щий­ся в не­рас­пре­де­лен­ном фон­де не­др, на ко­то­рых со­сре­до­то­че­на ос­нов­ная зо­ло­то­руд­ная сы­рье­вая ба­за на 80,4% по за­па­сам про­мыш­лен­ных ка­те­го­рий и на 96,3% по за­па­сам ка­те­го­рии С2.

Из них лишь ме­сто­рож­де­ния Ку­ра­нах­ско­го руд­но­го по­ля осва­и­ва­ют­ся от­но­си­тель­но пол­но­цен­но, но и здесь име­ют­ся ре­зер­вы на­ра­щи­ва­ния зо­ло­то­до­бы­чи за счет во­вле­че­ния в от­ра­бот­ку бед­ных руд и от­ва­лов с при­ме­не­ни­ем куч­но­го вы­ще­ла­чи­ва­ния, что поз­во­лит уве­ли­чить объ­е­мы про­из­вод­ства пред­при­я­тия в 2-2,5 ра­за. На зо­ло­то­руд­ных ме­сто­рож­де­ни­ях «Неж­да­нин­ское» и «К­ю­чус» с мы­шья­ко­ви­сты­ми упор­ны­ми ру­да­ми име­ют­ся боль­шие за­па­сы для со­зда­ния круп­ных пред­при­я­тий с раз­ра­бот­кой и внед­ре­ни­ем про­грес­сив­ных тех­но­ло­гий обо­га­ще­ния руд.

За­па­сы руд­но­го зо­ло­та ка­те­го­рии С1+С2, опре­де­ля­ю­щие пер­спек­ти­вы на­ра­щи­ва­ния про­мыш­лен­ной до­бы­чи, так­же со­сре­до­то­че­ны в ос­нов­ном на сред­них ме­сто­рож­де­ни­ях: «Та­бор­ное», «Гросс», (Олек­мин­ский рай­он, ООО «Не­рюн­гри-ме­тал­лик»), «Ниж­не-Яко­кит­ское», «Под­го­леч­ное», «Ря­би­но­вое» (Ал­дан­ский рай­он, груп­па ком­па­ний «Се­ли­гдар» ) и ме­сто­рож­де­ний Та­рын­ско­го руд­но­го по­ля.

Про­гноз­ный по­тен­ци­ал рес­пуб­ли­ки по руд­но­му зо­ло­ту очень зна­чи­те­лен и в не­сколь­ко раз пре­вы­ша­ет чис­ля­щи­е­ся за­па­сы про­мыш­лен­ных ка­те­го­рий. Наи­бо­лее обос­но­ван­ные про­гноз­ные ре­сур­сы руд­но­го зо­ло­та раз­ме­ща­ют­ся в Юж­но-Якут­ском, Верх­не-Ин­ди­гир­ском, Ал­лах-Юнь­ском, Ку­лар­ском и Ады­чан­ском рай­о­нах. Про­мыш­лен­ные мас­шта­бы зо­ло­то­нос­но­сти уста­нов­ле­ны в во­сточ­ной и юж­ной ча­стях Яно-Ин­ди­гир­ской и Юж­но-Якут­ской зо­ло­то­нос­ных про­вин­ций, где скон­цен­три­ро­ва­на вся сы­рье­вая ба­за и име­ет­ся наи­бо­лее на­деж­но про­смат­ри­ва­е­мый про­гноз­ный по­тен­ци­ал от­кры­тия но­вых ме­сто­рож­де­ний.

Про­гноз­ные ре­сур­сы рос­сып­но­го зо­ло­та огра­ни­че­ны и оце­ни­ва­ют­ся в ко­ли­че­стве 30-35% чис­ля­щих­ся про­мыш­лен­ных за­па­сов в рос­сы­пях, что сви­де­тель­ству­ет об ис­то­ще­нии рос­сып­но­го по­тен­ци­а­ла не­др. Ос­нов­ные про­гноз­ные ре­сур­сы рос­сып­но­го зо­ло­та со­сре­до­то­че­ны в Юж­но-Якут­ском, Верх­не-Ин­ди­гир­ском и дру­гих рай­о­нах Яку­тии. При этом ка­че­ство ми­не­раль­но-сы­рье­вой ба­зы про­дол­жа­ет ухуд­шать­ся за счет сни­же­ния сред­не­го со­дер­жа­ния зо­ло­та и услож­не­ния гор­но-гео­ло­ги­че­ских усло­вий от­ра­бот­ки.

В июне 2005 го­да Ми­ни­стер­ство при­род­ных ре­сур­сов и эко­ло­гии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции утвер­ди­ло дол­го­сроч­ную го­су­дар­ствен­ную про­грам­му изу­че­ния недр и вос­про­из­вод­ства ми­не­раль­но­го сы­рья. В про­грам­му бы­ло вклю­че­но 35 ос­нов­ных ви­дов по­лез­ных ис­ко­па­е­мых: топ­лив­но-энер­ге­ти­че­ское сы­рье, чер­ные, ле­ги­ру­ю­щие, цвет­ные, бла­го­род­ные ме­тал­лы и не­ме­тал­лы.

В кон­тек­сте об­ще­на­ци­о­наль­ных стра­те­гий ре­ше­ние глав­ных за­дач про­грам­мы (в пер­спек­ти­ве до 2020 го­да) долж­но обес­пе­чить эко­но­ми­ку стра­ны и рас­ту­щие по­треб­но­сти в важ­ней­шем ми­не­раль­ном сы­рье ба­зо­вых от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти, в том чис­ле ва­лют­но­го ме­тал­ла (зо­ло­та), пу­тем вос­про­из­вод­ства ми­не­раль­но-сы­рье­вых ре­сур­сов, ком­пен­си­ру­ю­щих до­бы­чу и по­треб­ле­ние, на ос­но­ве ком­плекс­но­го и ра­ци­о­наль­но­го ис­поль­зо­ва­ния не­др.

Зо­ло­то для Яку­тии и Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции тра­ди­ци­он­но оста­ет­ся од­ним из наи­бо­лее при­о­ри­тет­ных и вы­со­ко­лик­вид­ных ви­дов ми­не­раль­но­го сы­рья на­ря­ду с топ­лив­но-энер­ге­ти­че­ским сы­рьем, ал­ма­за­ми и не­ко­то­ры­ми дру­ги­ми важ­ней­ши­ми по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми. Со­глас­но рас­чет­ным по­ка­за­те­лям про­грам­мы, го­до­вая до­бы­ча зо­ло­та в Рос­сии к 2020 го­ду долж­на до­стиг­нуть не ме­нее 200 тонн с из­ме­не­ни­ем век­то­ра струк­ту­ры на ко­рен­ные ме­сто­рож­де­ния: 140 тонн - руд­ные ме­сто­рож­де­ния и 60 тонн - рос­сып­ные.

Для до­сти­же­ния это­го ру­бе­жа до­ля за­трат на гео­ло­го­раз­ве­доч­ные ра­бо­ты по зо­ло­ту в об­щем объ­е­ме фе­де­раль­ных ин­ве­сти­ций со­став­ля­ет око­ло 20%. До 2017 го­да в Яку­тии про­гно­зи­ру­ет­ся не­зна­чи­тель­ный рост объ­е­мов зо­ло­то­до­бы­чи, в ос­нов­ном за счет вво­да в экс­плу­а­та­цию руд­ных объ­ек­тов «Лод­го­леч­ное» и «Ря­би­но­вое» в Ал­дан­ском рай­о­не и ме­сто­рож­де­ния «Гросс» в Олек­мин­ском рай­о­не. Объ­ем до­бы­чи до 2017 го­да не пре­вы­сит 21-22 тон­ны. Не­га­тив­ным фак­то­ром раз­ви­тия от­рас­ли ста­ло сни­же­ние в 2013 го­ду цен на зо­ло­то на ми­ро­вом рын­ке.

Пробле­ма №1 - со­вер­шен­ство­ва­ние за­ко­но­да­тель­ства о нед­рах

Не­сколь­ко слов о дей­ству­ю­щем фе­де­раль­ном за­ко­не «О нед­рах», ко­то­рый не в пол­ной ме­ре со­от­вет­ству­ет уров­ню раз­ви­тия ры­ноч­ных от­но­ше­ний в стра­не на со­вре­мен­ном эта­пе. В на­сто­я­щее вре­мя до кон­ца не раз­гра­ни­че­ны пред­ме­ты ве­де­ния меж­ду ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти Рос­сии и ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ в сфе­ре не­дро­поль­зо­ва­ния. В свя­зи с этим ре­ги­о­ны, в со­от­вет­ствии со ста­тья­ми 5, 9, 11 и 72 Кон­сти­ту­ции стра­ны, пред­ла­га­ют опре­де­лить участ­ки недр мест­но­го зна­че­ния в ви­де участ­ков не­др, со­дер­жа­щих не­боль­шие ме­сто­рож­де­ния раз­лич­ных по­лез­ных ис­ко­па­е­мых (кро­ме стра­те­ги­че­ских, от­не­сен­ных к участ­кам недр фе­де­раль­но­го зна­че­ния).

Осо­бое зна­че­ние для даль­не­во­сточ­ных и си­бир­ских ре­ги­о­нов име­ет ре­гу­ли­ро­ва­ние ли­цен­зи­ро­ва­ния рос­сы­пей зо­ло­та. Наз­ре­ла не­об­хо­ди­мость упро­ще­ния предо­став­ле­ния пра­ва поль­зо­ва­ния рос­сып­ны­ми ме­сто­рож­де­ни­я­ми (про­яв­ле­ни­я­ми) зо­ло­та пу­тем вы­де­ле­ния их в участ­ки недр мест­но­го зна­че­ния, с пе­ре­да­чей со­от­вет­ству­ю­щих пол­но­мо­чий ор­га­нам го­су­дар­ствен­ной вла­сти субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, что со­кра­тит и упро­стит про­це­ду­ру пе­ре­да­чи прав поль­зо­ва­ния до 3-6 ме­ся­цев со дня по­да­чи за­яв­ки вме­сто 1-2 лет, как сей­час.

Дей­ству­ю­щий за­кон «О нед­рах» не со­дер­жит не­об­хо­ди­мых чет­ких пра­вил, ко­то­рые од­но­знач­но опре­де­ля­ли бы ин­ве­сти­ци­он­ную по­ли­ти­ку в этой сфе­ре, от­ве­ча­ю­щую как ин­те­ре­сам го­су­дар­ства, так и ин­те­ре­сам не­дро­поль­зо­ва­те­лей. Кро­ме то­го, вы­зы­ва­ют боль­шую оза­бо­чен­ность пер­спек­ти­вы ста­биль­но­го энер­го­снаб­же­ния эко­но­ми­ки внут­ри стра­ны, а так­же со­хра­не­ние и рас­ши­ре­ние экс­порт­ных воз­мож­но­стей до­бы­ва­ю­щих от­рас­лей, обес­пе­чи­ва­ю­щих льви­ную до­лю ва­лют­ных по­ступ­ле­ний.

В на­сто­я­щее вре­мя во­про­сы вла­де­ния, рас­по­ря­же­ния и поль­зо­ва­ния недра­ми при до­бы­че по­лез­ных ис­ко­па­е­мых не­за­ви­си­мо от мас­шта­бов ме­сто­рож­де­ний, вклю­чая про­стей­шие рос­сып­ные ме­сто­рож­де­ния зо­ло­та, об­рос­ли мно­го­чис­лен­ны­ми ад­ми­ни­стра­тив­ны­ми ба­рье­ра­ми, ко­то­рые тор­мо­зят раз­ви­тие пред­при­я­тий и пре­пят­ству­ют со­зда­нию но­вых про­из­вод­ств. Осво­е­ние ме­сто­рож­де­ний на­хо­дит­ся под при­сталь­ным вни­ма­ни­ем де­сят­ков ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти с раз­ре­ши­тель­ны­ми, над­зор­ны­ми и кон­троль­ны­ми функ­ци­я­ми. Еще на эта­пе под­го­тов­ки усло­вий тор­гов по кон­крет­ным объ­ек­там усло­вия поль­зо­ва­ния недра­ми об­рас­та­ют все­воз­мож­ны­ми сро­ка­ми про­из­вод­ства ра­бот, тре­бо­ва­ни­я­ми про­ве­де­ния раз­лич­ных экс­пер­тиз, со­гла­со­ва­ний, со­блю­де­ния за­ко­но­да­тель­ных и нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов в об­ла­сти зем­ле­поль­зо­ва­ния, во­до­поль­зо­ва­ния, про­мыш­лен­ной без­опас­но­сти, охра­ны недр и окру­жа­ю­щей сре­ды, со­ци­аль­ны­ми, фи­нан­со­вы­ми и дру­ги­ми обя­за­тель­ства­ми.

О мас­шта­бах ад­ми­ни­стра­тив­но­го вли­я­ния на не­дро­поль­зо­ва­тель­скую де­я­тель­ность мож­но су­дить по ко­ли­че­ству нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов. К при­ме­ру, в об­ла­сти гео­ло­ги­че­ско­го изу­че­ния недр бы­ло вы­пу­ще­но по­ряд­ка 300 до­ку­мен­тов (при­ка­зов, по­ста­нов­ле­ний, про­то­ко­лов, ин­струк­ций, пи­сем, ме­то­ди­че­ских ука­за­ний и т.д.), из ко­то­рых по­ряд­ка 200 - дей­ству­ю­щие. В об­ла­сти не­дро­поль­зо­ва­ния при­ня­то бо­лее 140 до­ку­мен­тов, на­чи­ная с за­ко­нов и за­вер­шая все­воз­мож­ны­ми ре­гла­мен­та­ми, пись­ма­ми, при­ка­за­ми, ме­то­ди­че­ски­ми ре­ко­мен­да­ци­я­ми. Ес­ли уче­сть, что раз­ра­бот­ка про­ек­тов, пла­нов раз­ви­тия гор­ных ра­бот, тех­ни­ко-эко­но­ми­че­ских обос­но­ва­ний, от­че­тов, их экс­пер­ти­за, со­гла­со­ва­ние и yтвер­жде­ние за­ни­ма­ют го­ды, мож­но лег­ко оце­нить не­га­тив­ное вли­я­ние не­по­мер­но­го го­су­дар­ствен­но­го ад­ми­ни­стри­ро­ва­ния от­но­ше­ний не­дро­поль­зо­ва­ния.

Име­ет­ся не­сколь­ко спор­ных мо­мен­тов по при­ня­тию ре­ше­ния об объ­яв­ле­нии толь­ко аук­ци­о­нов и от­ме­не кон­кур­сов при предо­став­ле­нии пра­ва поль­зо­ва­ния участ­ка­ми не­др. При всей ка­жу­щей­ся ар­гу­мен­ти­ро­ван­но­сти при­ня­тия та­кой фор­мы тор­гов (кто объ­явил боль­шую сто­и­мость за уча­сток не­др, тот и при­зна­ет­ся по­бе­ди­те­лем) име­ют­ся и не­га­тив­ные для субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции мо­мен­ты. Пер­вый - вся сум­ма ра­зо­во­го пла­те­жа (ко­то­рая ча­сто пре­вы­ша­ет стар­то­вую це­ну в не­сколь­ко раз, а в не­ко­то­рых слу­ча­ях - в де­сят­ки раз) пе­ре­чис­ля­ет­ся по­бе­ди­те­лем в фе­де­раль­ный бюд­жет и в по­сле­ду­ю­щие го­ды вли­я­ет на фи­нан­со­вые по­ка­за­те­ли пред­при­я­тия, сни­жая, в первую оче­редь, об­ла­га­е­мую ба­зу на при­быль, что умень­ша­ет до­ход­ную часть ре­ги­о­наль­но­го бюд­же­та. Вто­рой - на уча­стие в аук­ци­о­нах до­пус­ка­ют­ся фир­мы-од­но­днев­ки или фир­мы-про­во­ка­то­ры, цель ко­то­рых - со­рвать аук­ци­он или под­нять раз­мер ра­зо­во­го пла­те­жа до уров­ня ну­ле­вой или да­же от­ри­ца­тель­ной рен­та­бель­но­сти. Тре­тий мо­мент – субъ­ек­ты РФ ли­ше­ны ме­ха­низ­мов го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния не­дро­поль­зо­ва­ния на сво­ей тер­ри­то­рии, что при­во­дит к не­кор­рект­но­му про­гно­зи­ро­ва­нию объ­е­мов до­бы­чи зо­ло­та на сред­не­сроч­ный и дол­го­сроч­ный пе­ри­о­ды, по­то­му что ста­биль­ные сред­ние и ма­лые зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щие пред­при­я­тия, у ко­то­рых есть про­из­вод­ствен­ные мощ­но­сти и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные кад­ры, не име­ют га­ран­тий по­бе­ды в аук­ци­о­не из-за дей­ствий фирм-од­но­дне­вок.

В свя­зи с этим в рам­ках раз­ра­ба­ты­ва­е­мых за­ко­но­да­тель­ных до­ку­мен­тов по раз­ви­тию Даль­не­го Во­сто­ка и Бай­каль­ско­го ре­ги­о­на не­об­хо­ди­мо раз­ра­бо­тать ряд за­ко­но­про­ек­тов по вне­се­нию из­ме­не­ний и до­пол­не­ний в дей­ству­ю­щий фе­де­раль­ный за­кон «О нед­рах» и не­ко­то­рые нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты, ко­то­рые ка­са­ют­ся во­про­сов не­дро­поль­зо­ва­ния и си­сте­мы ли­цен­зи­ро­ва­ния, что­бы упро­стить от­но­ше­ния не­дро­поль­зо­ва­ния на тер­ри­то­рии Даль­не­го Во­сто­ка и За­бай­ка­лья, вплоть до пол­ной за­ме­ны ФЗ «О нед­рах» Гор­ным ко­дек­сом.

Со­вер­шен­ство­ва­ние за­ко­но­да­тель­ства о нед­рах, на­ря­ду с раз­ви­ти­ем транс­порт­ной и энер­ге­ти­че­ской ин­фра­струк­тур, - один из ак­ту­аль­ней­ших и зло­бо­днев­ных во­про­сов как для го­су­дар­ства, так и для дей­ству­ю­щих и бу­ду­щих поль­зо­ва­те­лей не­др. Их ско­рей­шее ре­ше­ние бу­дет спо­соб­ство­вать ин­тен­сив­но­му раз­ви­тию всех от­рас­лей гор­но­до­бы­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти, в том чис­ле и зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щей, на всей тер­ри­то­рии Даль­не­во­сточ­но­го фе­де­раль­но­го окру­га.

[ news.iltumen.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->