Максим Шкадов: «Необходимо создавать собственный канал реализации с максимально глубоким проникновением на рынок»

Раздел: Ювелиры и компании
06 октября 2014 г.

При­ни­мая во вни­ма­ние раз­вер­нув­ше­е­ся об­суж­де­ние во­про­са о бу­ду­щем рос­сий­ской ал­маз­ной про­мыш­лен­но­сти, агент­ство Rough&Polished об­ра­ти­лось с во­про­са­ми к Мак­си­му Шка­до­ву, ру­ко­во­ди­те­лю Про­из­вод­ствен­но­го объ­еди­не­ния «Кри­сталл» (С­мо­лен­ск), круп­ней­ше­го про­из­во­ди­те­ля брил­ли­ан­тов в Рос­сии и Ев­ро­пе. В сво­ем ин­тер­вью он вы­ска­зал свою точ­ку зре­ния на про­бле­мы, встав­шие в на­сто­я­щее вре­мя пе­ред от­рас­лью.

Оче­вид­но, что рос­сий­ская ал­маз­ная от­расль на­хо­дит­ся на по­ро­ге се­рьез­ных пре­об­ра­зо­ва­ний, как ор­га­ни­за­ци­он­ных, так и кад­ро­вых. Посколь­ку от­расль экс­порт­но-ори­ен­ти­ро­ван­ная, эф­фек­тив­ность гря­ду­щих ре­ше­ний за­ви­сит от пра­виль­но­го по­ни­ма­ния но­вых вы­зо­вов ми­ро­во­го ал­маз­но­го рын­ка. В чем они, на Ваш взгляд, за­клю­ча­ют­ся?

Се­год­ня сбы­то­вые мо­де­ли ве­ду­щих ал­ма­зо­до­быт­чи­ков - АЛРОСА и De Beers, вы­стро­е­ны та­ким об­ра­зом, что со­зда­ет­ся ил­лю­зия по­сто­ян­но­го вы­со­ко­го спро­са на ал­ма­зы со сто­ро­ны мно­го­чис­лен­ных по­ку­па­те­лей. Но на са­мом де­ле по­ку­па­тель уже прак­ти­че­ски один - это Ин­дия. Сайт­хол­де­ры мо­гут иметь бель­гий­скую или лю­бую дру­гую ре­ги­стра­цию, но 90% сы­рья ре­аль­но ухо­дит в Ин­дию. А це­лью ин­дий­ских кол­лег яв­ля­ет­ся кон­троль рын­ка, и они это­го не скры­ва­ют. Ин­дий­ский ал­маз­ный биз­нес се­го­дня - это ло­ги­сти­че­ски пре­крас­но вы­стро­ен­ный и ра­бо­та­ю­щий при мощ­ной го­су­дар­ствен­ной под­держ­ке биз­нес объ­е­мом по­ряд­ка $15 млрд. Ес­ли уче­сть, что ми­ро­вые кре­дит­ные ре­сур­сы, че­рез ко­то­рые фи­нан­си­ру­ет­ся по­куп­ка ал­ма­зов и про­из­вод­ство брил­ли­ан­тов - это все­го око­ло $18 млрд, то сле­ду­ет при­знать, что ал­маз­ный ры­нок ста­но­вит­ся "рын­ком по­ку­па­те­ля". И это при­во­дит к то­му, что це­ной на­чи­на­ет управ­лять по­ку­па­тель: сей­час сы­рье раз­мер­но­стью " - 7" и ни­же по­ку­па­ют и об­ра­ба­ты­ва­ют толь­ко ин­дий­цы, и по ди­на­ми­ке цен мож­но утвер­ждать, что це­ну на эти клас­сы уже не под­нять ни­ко­гда, по­сколь­ку ее дик­ту­ет мо­но­поль­ный по­ку­па­тель. А в сре­зе до­бы­чи та­ко­го сы­рья мно­го. Про­ще го­во­ря - сбыт АЛРОСА уже фа­таль­но за­ви­сит от со­сто­я­ния ин­дий­ской эко­но­ми­ки и бан­ков­ской си­сте­мы. И у De Beers та­кая же про­бле­ма.

Но "ин­дий­ский то­вар" - это еще не все сы­рье...

По­ня­тие "ин­дий­ский то­вар" быст­ро раз­мы­ва­ет­ся. В Ин­дии об­ра­ба­ты­ва­ют уже все клас­сы сы­рья. Все но­вей­шее обо­ру­до­ва­ние, все но­вей­шие ла­зер­ные и ком­пью­тер­ные си­сте­мы, си­сте­мы мик­ро­ско­пи­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния идут в Ин­дию ши­ро­ким по­то­ком. Там су­ще­ству­ет про­счи­тан­ная и вы­ве­рен­ная стра­те­гия, на­прав­лен­ная на за­хват рын­ка. Где сей­час Из­ра­иль как ал­маз­ный цен­тр? Его прак­ти­че­ски нет на рын­ке, он пол­но­стью по­дав­лен ин­дий­ски­ми кон­ку­рен­та­ми. Сей­час Antwerp Diamond Bank ухо­дит из ал­маз­но­го биз­не­са, это при­мер­но $1,6 млрд кре­дит­ных ли­ний, ес­ли их за­ме­нят ин­дий­ские бан­ки, Ант­вер­пен как ал­маз­ный центр мо­жет пре­кра­тить свое су­ще­ство­ва­ние. Ал­маз­ный ры­нок ис­то­ри­че­ски со­зда­вал­ся как "ры­нок про­дав­ца", се­го­дня он пре­вра­ща­ет­ся в "ры­нок по­ку­па­те­ля", что не­сет в се­бе се­рьез­ную угро­зу, ко­то­рую ал­ма­зо­до­быт­чи­ки пред­по­чи­та­ют иг­но­ри­ро­вать.

Что мож­но про­ти­во­по­ста­вить этой угро­зе?

Не­об­хо­ди­мо со­зда­вать соб­ствен­ный ка­нал ре­а­ли­за­ции с мак­си­маль­но глу­бо­ким про­ник­но­ве­ни­ем на ры­нок. Рос­сий­ское сы­рье, рос­сий­ская пе­ре­ра­бот­ка, рос­сий­ский юве­лир­ный бренд ми­ро­во­го уров­ня и со­зда­ние соб­ствен­ной сбы­то­вой се­ти. Толь­ко так мож­но обес­пе­чить без­опас­ное раз­ви­тие рос­сий­ской ал­маз­ной от­рас­ли.

До­бы­ча и пе­ре­ра­бот­ка в Рос­сии есть, а вот юве­лир­но­го брен­да ми­ро­во­го клас­са не бы­ло со вре­мен Фа­бер­же. Сколь­ко по­тре­бу­ет­ся де­нег и вре­ме­ни для его со­зда­ния?

Не­об­хо­дим ре­клам­ный бюд­жет по­ряд­ка $15 млн в год. При та­ком фи­нан­си­ро­ва­нии аб­со­лют­но ре­аль­но в те­че­ние 5 лет вы­ве­сти на ры­нок бренд ми­ро­во­го клас­са. Это дол­жен быть имен­но рос­сий­ский, на­ци­о­наль­но окра­шен­ный бренд. Воз­мож­но, вер­нуть­ся к Фа­бер­же бы­ло бы луч­шей иде­ей.

Кто мо­жет слу­жить ис­точ­ни­ком сред­ств?

В первую оче­редь в ре­а­ли­за­ции та­кой стра­те­гии долж­на быть за­ин­те­ре­со­ва­на АЛРОСА. Для нее это озна­ча­ет по­лу­че­ние соб­ствен­но­го без­опас­но­го и устой­чи­во­го ка­на­ла сбы­та. В про­тив­ном слу­чае она рис­ку­ет пре­вра­тить­ся в при­да­ток ин­дий­ско­го ал­маз­но­го биз­не­са в са­мом не­да­ле­ком бу­ду­щем. Кро­ме то­го, су­ще­ству­ет "Ал­ма­зю­ве­ли­р­экс­пор­т", об­ла­да­ю­щий весь­ма не­пло­хим фи­нан­со­вым по­тен­ци­а­лом, ко­то­рый со­вер­шен­но не за­дей­ство­ван в оте­че­ствен­ном ал­маз­ном и юве­лир­ном биз­не­се. Эта струк­ту­ра за­ни­ма­ет­ся про­да­жей кон­троль­ных от­рез­ков АЛРОСА, что в со­вре­мен­ных усло­ви­ях яв­ный ана­хро­низм - что этим кон­тро­ли­ру­ет­ся? Еще они про­да­ют ка­кие-то остат­ки из Гос­фон­да, но Гос­фонд с та­кой за­да­чей мо­жет впол­не са­мо­сто­я­тель­но справ­лять­ся, по­сред­ник ему не ну­жен. Реор­га­ни­зо­ван­ный "Ал­ма­зю­ве­ли­р­экс­пор­т" мог бы стать ба­зой для ко­ман­ды, со­зда­ю­щей и про­дви­га­ю­щей рос­сий­ский юве­лир­ный бренд ми­ро­во­го клас­са.

Се­год­ня в от­рас­ли об­суж­да­ет­ся ряд но­ва­ций: от со­зда­ния ал­маз­но-брил­ли­ан­то­вой ТОР (тер­ри­то­рия опе­ре­жа­ю­ще­го раз­ви­тия - ред.) в Яку­тии до при­вле­че­ния ми­ро­вых юве­лир­ных брен­дов в ка­че­стве стра­те­ги­че­ских парт­не­ров. Ни од­на из этих схем не пред­по­ла­га­ет со­зда­ния на­ци­о­наль­но­го юве­лир­но­го брен­да. Мо­гут ли иметь пер­спек­ти­ву та­кие ре­ше­ния?

Для то­го, что­бы при якут­ских за­тра­тах да­вать кон­ку­рент­ную про­дук­цию, нуж­но де­лать выс­шую ка­те­го­рию ка­че­ства, а для это­го нуж­ны спе­ци­а­ли­сты, ко­то­рых там нет. По­это­му из якут­ской ТОР про­сто по­лу­чит­ся по­сред­ник по экс­пор­ту сы­рья. Как толь­ко там по­явит­ся та­мо­жен­ный пост и бир­жа - по­ток сы­рья пой­дет в Ин­дию и Ки­тай. Ни­ка­ко­го по­зи­ти­ва для от­рас­ли это, ко­неч­но, не при­не­сет. Стра­те­ги­че­ское парт­нер­ство с ми­ро­вы­ми юве­лир­ны­ми брен­да­ми чре­ва­то кон­флик­том ин­те­ре­сов. Ры­нок брил­ли­ан­тов на­хо­дит­ся под огром­ным дав­ле­ни­ем, кон­ку­рен­ция чрез­вы­чай­но вы­со­ка - толь­ко у Ра­па­пор­та сей­час на $7 млрд брил­ли­ан­тов в сво­бод­ном пред­ло­же­нии. В та­ких усло­ви­ях бренд - парт­нер все­гда мо­жет дик­то­вать вы­год­ные ему усло­вия со­труд­ни­че­ства, на­вя­зы­вая и це­ны, и ас­сор­ти­мент. А вот ес­ли у вас в ру­ках вся це­поч­ка - от ал­маз­но­го ме­сто­рож­де­ния до коль­ца в бу­ти­ке под ва­шим брен­дом, то вы спо­соб­ны из­влечь из рын­ка мак­си­мум воз­мож­но­го. В Рос­сии, увы, по­чти не про­из­во­дит­ся то­ва­ров, до­стой­ных ми­ро­во­го брен­дин­га. Ал­маз­ная от­расль - счаст­ли­вое ис­клю­че­ние, здесь мы име­ем шанс, ко­то­рый упус­кать нель­зя.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->