Камчатский край известен большинству инвесторов, прежде всего, как средоточие рыбных ресурсов и благодатное место для развития туризма. Однако в недрах этого региона скрываются и богатые минерально-сырьевые ресурсы. Организация их добычи и экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона не менее выгодна, чем поставки туда морепродуктов.
Камчатский край долгое время оставался на периферии мировой экономики. Сложившаяся еще в советское время система разделения компетенций между регионами определяла место Камчатки как поставщика морепродуктов и главного российского военно-морского форпоста в северной части Тихого океана.
Однако сейчас все меняется. Вектор развития мировой экономики последние два десятилетия стремительно поворачивается на Восток – в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). «Азиатским тиграм» с каждым годом требуется все больше разнообразных ресурсов для дальнейшего развития. И это открывает для инвесторов новые возможности, связанные с разработкой богатого минерально-сырьевого потенциала Камчатского края.
Сырьевой голод
Несмотря на общее замедление темпов развития мировой экономики, в странах АТР по-прежнему наблюдается и прогнозируется устойчивый рост потребления энергоресурсов. Международное энергетическое агентство, например, прогнозирует увеличение спроса на природный газ в этих странах до 2035 года в размере 4,5 % ежегодно. В Китае – на 7 % в год. Растет и импорт нефти в Поднебесной. По прогнозам экспертов, уже в следующем году дальневосточный сосед России будет импортировать 61% потребного ему черного золота (в 2010 году этот показатель составлял 54%). Аналогичная ситуация с углем. В прошлом году Китай импортировал беспрецедентный объем угля для электростанций и предприятий черной металлургии – 327 млн тонн, и, несмотря на развитие собственной угледобычи, снижать импорт угля в обозримой перспективе не собирается. Остра потребность в странах АТР также в железной руде и цветных металлах.
Подобная ситуация уже вызвала разворот России на Восток. С учетом соглашений, достигнутых во время весеннего визита президента РФ Владимира Путина в Пекин, Россия будет ежегодно поставлять в Китай 30 млн тонн нефти и почти 40 млрд куб. м газа. Что касается угля, то практически весь уголь Эльгинского месторождения в Южной Якутии, к разработке которого приступил «Мечел», будет экспортироваться в АТР. «Спрос на уголь в долгосрочной перспективе будет только расти, главным локомотивом будет Азия (80 % мирового потребления). Аналитики ожидают, что потребление в Азии вырастет в следующие 10 лет с 250 до 350 млн тонн коксующегося угля», – отметил в недавнем интервью EastRussia.ru генеральный директор «Мечела» Олег Коржов.
Таким образом, рост экономик стран АТР породил к жизни такие проекты на российском Дальнем Востоке, которые долгие годы считались невостребованными. Якутия начинает туда поставки газа («Газпром»), нефти («Роснефть», CNPC, «Сургутнефтегаз»), резко увеличивает экспорт угля («Мечел», «Колмар»). Забайкалье – меди («Металлоинвест»), Амурская область и Еврейская автономная область – железной руды (группа Petropavlovsk). Наращивается добыча экспортных углеводородов и в Сахалинской области. Естественно, не может остаться в стороне от этого процесса и Камчатский край, также обладающий существенным минерально-сырьевым потенциалом. Тем более, что у Камчатки есть одно несомненное преимущество перед чисто материковыми регионами – логистика. Порт Петропавловск-Камчатский уже сейчас является опорным портом в восточной части Северного морского пути – кратчайшей морской дороги между странами АТР и Европы. А уже к 2020 году Китай намерен перенаправить на Севморпуть до 15 % своего гигантского внешнеторгового оборота. Поэтому с точки зрения логистики развитие многих минерально-сырьевых проектов на территории Камчатки даже более выгодно, чем на материке.
Чем богаты
В советское время Камчатка, по сути, воспринималась как одна большая военно-морская база. Поэтому разработка минерально-сырьевой базы региона практически не велась, хотя в Корякском автономном округе (он вошел в состав Камчатского края в 2007 году) успешно добывали платину. Между тем, геология полуострова такова, что здесь есть богатые залежи газа, угля, самородной серы, термальных вод, коренного и россыпного золота и серебра, никеля, меди, платины, олова, свинца и цинка.
В конце 80-х годов прошлого столетия, например, в западной части Камчатки были открыты четыре газоконденсатных месторождения с суммарными разведанными запасами по категории С1 порядка 16 млрд куб. м – Кшукское, Нижне-Квакчикское, Средне-Кунжинское и Северо-Колпаковское. Их разработку сейчас ведет «Газпром», и этот газ используется исключительно для обеспечения потребностей самого края. Но на шельфе Западной Камчатки содержатся куда более значительные ресурсы газа, чем на суше. Сейсмологические исследования и начало в 2011 году поискового бурения в этой части шельфа Охотского моря дали основание национальному газовому концерну объявить, что на Камчатке может быть создан еще один национальный центр газодобычи, по масштабам сравнимый с Сахалинским, Якутским, Иркутским и Красноярским центрами. По прогнозам, в шельфовой зоне, прилегающей к западному побережью Камчатского края, могут содержаться 6 млрд тонн углеводородов в нефтяном эквиваленте.
«Через 10 лет мы можем стать Сахалином», – говорит об углеводородном потенциале Камчатки заместитель председателя правительства Камчатского края Марина Суббота. Заместитель председателя правительства края Юрий Зубарь не исключает того, что в будущем регион по примеру своих соседей сможет экспортировать значительные объемы газа, добываемые на его территории. Это возможно при строительстве на территории Камчатки завода по сжижению природного газа (СПГ), поскольку именно в таком виде наиболее эффективно экспортировать камчатский газ в страны АТР. Выгоду подобного предприятия наглядно демонстрирует не только СПГ-завод на Сахалине, но и пример компании «НОВАТЭК», которая сейчас строит СПГ-завод на полуострове Ямал. Несмотря на то что Ямал и Китай разделяет более 10 тыс. км и льды Северного Ледовитого океана, китайская CNPC уже законтрактовала ежегодные поставки ямальского сжиженного газа в Поднебесную в количестве 3 млн тонн в год на протяжении 20 лет. Поэтому камчатский СПГ-завод, при подтверждении уровня запасов газа на шельфе Охотского моря и их последующей разработке, будет не менее эффективен, чем СПГ-заводы на Сахалине, Ямале и во Владивостоке. Тем более что ресурсной базой для него могут служить не только месторождения шельфа Западной Камчатки, но и анклав в срединной части Охотского моря. «По объему запасов эти территории в 52 тыс. кв. км – настоящая пещера Али-Бабы, доступ к которой открывает огромные возможности и перспективы для российской экономики», – оценил содержащиеся там запасы министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской.
Экспортные перспективы камчатского угля связаны, прежде всего, с разработкой Крутогоровского месторождения каменного угля. Угля на Камчатке много. Здесь выделено пять угленосных районов (Олюторский, Пенжинский, Пусторецко-Паланский, Тигильский и Крутогоровский), прогнозные ресурсы которых составляют по каменному углю 4,2 млрд тонн, по бурому углю – 2,8 млрд тонн. Крутогоровское месторождение отличает удобное географическое расположение, высокое качество, не уступающее углям Сахалина, и высокая степень разведанности. Обеспеченность разреза разведанными запасами составит более 50 лет при объемах годовой добычи угля 150 тыс. тонн в год.
Непочатый Клондайк
Особый интерес для инвесторов представляют запасы золота, серебра, платины, никеля и олова Камчатского края. На сегодняшний день на Камчатке известно более 400 золоторудных проявлений и точек минерализации, большинство из которых до конца не изучены. «Велика вероятность того, что под землей скрыто гораздо больше, чем мы себе представляем. Мы стоим у истоков инвестиционной истории длительностью в десятилетия, которая принесет процветание и возможности как инвесторам, так и самому региону», – убежден министр природных ресурсов и экологии Камчатского края Василий Прийдун.
Промышленная добыча золота и серебра на Камчатке началась, по сути, только десятилетие назад. В прошлом году здесь было добыто 2,5 тонны золота, что составило 1% от общего объема добычи этого благородного металла в России. 1,5 тонны из них добыла компания «Золото Камчатки», входящая в холдинг «Интерминералс». К 2015 году, по словам директора по взаимодействию с государственными органами «Интерминералс» Юрия Гаращенко, компании, входящие в этот холдинг, намерены удвоить объем добычи золота на Камчатке, а к 2025 году довести его объем до 10–12 тонн в год, в том числе за счет разработки вместе с внешними инвесторами месторождения Бараньевское. Показателем серьезности намерений «Интерминералс» является то, что компания даже перенесла свой головной офис из Москвы на Камчатку.
Компания «СиГМА», в свою очередь, уже вложила 110 млн долларов в освоение Озерновского золоторудного месторождения, расположенного в труднодоступном Карагинском районе Камчатского края. К 2018 году «СиГМА» намерена довести объем добычи золота на этом месторождении до 2 тонн в год.
В общей сложности в Камчатском крае сейчас разведаны и в различной степени изучены 10 месторождений и 22 перспективных участка коренного золота с предварительно оцененными запасами металла 150 тонн и прогнозными ресурсами 1,2 тыс. тонн. Запасы попутного серебра учтены на балансе в объеме 570 тонн, прогнозные ресурсы превышают 6,7 тыс. тонн. Запасы россыпного золота оценены в 54 месторождениях в объемах 3,9 тонны, прогнозные ресурсы – 23 тонны. Поэтому, с учетом уже функционирующих и строящихся горно-обогатительных фабрик и комбинатов, правительство края прогнозирует, что уже к концу нынешнего десятилетия объем добычи золота на Камчатке должен возрасти до 10–12 тонн в год. Добыча серебра – с 2 до 15 тонн в год. Но ученые-геологи утверждают, что это только верхушка «золотого айсберга», который скрыт в недрах Камчатки.
Если брать другие цветные металлы, то остаточные запасы россыпной платины, которая с успехом последние 20 лет добывается на севере края – в Корякии, составляют около 900 кг, ресурсы – 33 тонны. Прогнозные ресурсы коренной платины – более 30 тонн. Никеля в Камчатском крае известно более 200 рудопроявлений. Наиболее крупные из них расположены в южной части Срединного хребта. Среднее содержание никеля в расположенных там залежах сплошных сульфидных руд составляет 4,9 %, меди – 1,6 %, кобальта – 0,1 %, платиноидов – 3,96 г/т. При этом прогнозный объем ресурсов по никелю и кобальту Срединного кристаллического массива оценивается в 3,5 млн тонн и 44 тыс. тонн соответственно.
Понятно, что разрабатывать минерально-сырьевые богатства Камчатки непросто. Краевые власти, со своей стороны, настроены на оказание максимальной поддержки инвесторам, решившим принять участие в освоении минерально-сырьевых богатств Камчатки. «Содействие в реализации инвестиционных проектов в Камчатском крае оказывается многостороннее, в том числе за счет сокращения и упрощения процедур, связанных с выдачей разрешительной документации, с проведением работ по подключению к сетям коммуникаций. Все более ориентированной на инвестора становится система налогообложения. Есть и другие, не материального характера преференции для инвесторов», – подчеркивает генеральный директор «Корпорации развития Камчатского края» Николай Пегин.
Таким образом, Камчатский край, бывший когда-то terra incognita не только для иностранных, но и для российских инвесторов, сейчас открывает новые возможности для сотрудничества с Юго-Восточной Азией.
2025 год
январь | февраль | март | апрель |
май | июнь | июль | август |
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.