Ювелир: художник или литейщик

Раздел: Рынки
24 сентября 2014 г.

Про­фес­сия юве­ли­ра все­гда счи­та­лась край­не вы­год­ной и вы­со­ко­опла­чи­ва­е­мой, а дра­го­цен­ные укра­ше­ния и пред­ме­ты рос­ко­ши оста­ют­ся вос­тре­бо­ван­ны­ми, не­смот­ря на ка­при­зы мо­ды или эко­но­ми­че­ские по­тря­се­ния. Но на пят­ки част­ным ма­сте­рам ста­ли на­сту­пать се­те­ви­ки с ко­лос­саль­ным ас­сор­ти­мен­том. Мож­но ли се­го­дня за­ра­бо­тать на юве­лир­ных укра­ше­ни­ях, и как из­ме­нил­ся «дра­го­цен­ный» биз­нес? Что се­го­дня вы­би­ра­ет ры­бин­ский по­тре­би­тель — экс­клю­зив или де­ше­виз­ну?

Юве­лир-пред­при­ни­ма­тель­

Оль­га Фе­до­ро­ва в юве­лир­ном биз­не­се семь лет. Сей­час она вла­де­ет круп­ным ма­га­зи­ном се­ти «ЮвеЛи­ра», где пред­став­ле­ны укра­ше­ния на лю­бой вкус и ко­ше­лек, но счи­та­ет, что дер­жать­ся на пла­ву ей поз­во­ля­ет из­го­тов­ле­ние из­де­лий на за­каз.

— Юве­лир­ные укра­ше­ния на за­каз — очень вос­тре­бо­ван­ная услу­га. Ес­ли с вит­ри­ны про­да­ет­ся око­ло 250 грам­мов зо­ло­та в ме­сяц, то за­ка­зы­ва­ют око­ло 400 грам­мов. Но со­всем от­ка­зать­ся от вит­рин­ных про­даж, и за­ни­мать­ся толь­ко из­го­тов­ле­ни­ем я не мо­гу. Не­смот­ря на рен­та­бель­но­сть, раз­ни­ца не­зна­чи­тель­ная: в мас­шта­бах юве­лир­но­го ма­га­зи­на 100–150 грам­мов — это не­мно­го. Из­де­лие на за­каз — это га­ран­ти­ро­ван­ная про­да­жа. Я мо­гу быть уве­ре­на на сто про­цен­тов, что его ку­пят и, та­ким об­ра­зом, рас­счи­тать бюд­жет и при­быль впе­ред. А ко­гда я вкла­ды­ваю свои день­ги в ме­талл, при­об­ре­тая се­рий­ную про­дук­цию, то все­гда рискую, так как не знаю, ко­гда из­де­лие бу­дет про­да­но. По­это­му лич­но я ста­ра­юсь про­дви­гать как услу­гу имен­но из­го­тов­ле­ние. Это вы­год­но и для ме­ня, и для по­ку­па­те­лей, — рас­ска­зы­ва­ет Оль­га.

Укра­ше­ние с вит­ри­ны с на­цен­кой ори­ен­ти­ро­воч­но в два ра­за до­ро­же за­каз­но­го, хо­тя из­де­лия име­ют оди­на­ко­вый вес, фор­му, про­бу и да­же бир­ку, их из­го­тав­ли­ва­ют од­ни и те же лю­ди на од­ном и том же за­во­де. Все де­ло в сро­ках. Оль­га ра­бо­та­ет на­пря­мую с за­во­дом в Ко­стро­ме, где за­каз вы­пол­ня­ет­ся око­ло ме­ся­ца, по­это­му в юве­лир­ном са­ло­не че­ло­век ре­ша­ет сам: го­то­вое из­де­лие здесь и сей­час, но в два ра­за до­ро­же, или бо­лее вы­год­ная по­куп­ка, но че­рез ме­сяц. Оль­га Фе­до­ро­ва по­яс­ня­ет, укра­ше­ния с вит­ри­ны рас­счи­та­ны на лю­дей, огра­ни­чен­ных в сро­ках, но та­ких по­ку­па­те­лей ма­ло, а юве­лир­ных ма­га­зи­нов мно­го. По­это­му ра­бо­та на за­каз — это од­на из форм кон­ку­рент­ной борь­бы.

По­ку­па­те­лям это да­ет воз­мож­ность не толь­ко сэко­но­мить, но и по­лу­чить экс­клю­зив­ную ве­щь. Но го­тов ли ры­бин­ский по­тре­би­тель за­пла­тить за экс­клю­зив? По сло­вам Оль­ги, в ос­нов­ном к юве­ли­ру об­ра­ща­ют­ся об­ла­да­те­ли сво­е­го зо­ло­та: оди­но­кой се­реж­ки, разо­рван­ной це­поч­ки, ста­ро­го по­гну­то­го коль­ца. И за­ка­зы­вая укра­ше­ние, лю­ди ду­ма­ют о том, как сде­лать его де­шев­ле, а не уни­каль­нее.

— В ос­нов­ном укра­ше­ния на за­каз из­го­тав­ли­ва­ют по шаб­ло­нам, ко­то­рые пред­став­ле­ны у нас в ка­та­ло­ге. С ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми эс­ки­за­ми при­хо­дят лю­ди с хо­ро­шим до­стат­ком. В Ры­бин­ске есть ма­те­ри­аль­но обес­пе­чен­ные жи­те­ли, го­то­вые по­тра­тить боль­шие день­ги за экс­клю­зив­ное укра­ше­ние, но, мне ка­жет­ся, что они пред­по­чтут сде­лать за­каз в круп­ном го­ро­де, сто­ли­це или Ев­ро­пе. Это как с одеж­дой, бо­га­тые лю­ди в Ры­бин­ске не оде­ва­ют­ся, — счи­та­ет юве­лир.

Ре­монт — еще один по­вод об­ра­тить­ся к юве­ли­ру. По­чи­нить разо­рван­ную це­поч­ку, за­мок в се­реж­ке, брас­лет от ча­сов — са­мые ча­стые про­бле­мы. И ес­ли вос­ста­нов­ле­ние це­поч­ки обой­дет­ся в 500 руб­лей, то пе­ре­плав­ка ее в но­вое из­де­лие — 800. Лю­ди, как пра­ви­ло, вы­би­ра­ют вто­рое.

Оль­га Фе­до­ро­ва ра­бо­та­ла на про­из­вод­стве мо­де­лье­ром юве­лир­ных укра­ше­ний и мо­жет от­ме­тить, что юве­лир­ный ры­нок со вре­ме­нем из­ме­нил­ся. Де­вуш­ка счи­та­ет, что до­ступ­ность укра­ше­ний об­рат­но про­пор­ци­о­наль­на ко­ли­че­ству по­ку­па­те­лей.

— Сей­час юве­лир­ная ин­ду­стрия ак­тив­но раз­ви­ва­ет­ся. Ес­ли до 2004 го­да про­из­вод­ство бы­ло от­но­си­тель­ное, в го­ро­де су­ще­ство­ва­ли все­го три ма­га­зи­на с не­боль­шим вы­бо­ром укра­ше­ний, то на се­го­дняш­ний день мож­но ку­пить все, что за­хо­чешь. Сле­до­ва­тель­но, и по­ку­па­те­лей ста­ло мень­ше, — го­во­рит Оль­га.

Но Оль­га не жа­лу­ет­ся, ее ма­га­зин су­ще­ству­ет на рын­ке два го­да, и са­ма хо­зяй­ка счи­та­ет, что огром­ный вклад в раз­ви­тие ее биз­не­са вно­сит твор­че­ская ра­бо­та юве­ли­ра.

Юве­лир-ху­дож­ни­к

Ка­ран­да­ши и крас­ки бы­ли лю­би­мы­ми пред­ме­та­ми в ру­ках Ири­ны Во­ро­бье­вой с са­мо­го дет­ства. Но, от­учив­шись один класс в ху­до­же­ствен­ной шко­ле, Ири­на по­ня­ла, что ри­со­вать по стан­дар­ту и по­то­му что на­до, ей не­ин­те­рес­но. К два­дца­ти го­дам ху­дож­ни­ца, от­ло­жив ак­ва­рель, на­ча­ла ри­со­вать мас­лом. Увле­че­ние вы­ли­лось в ра­бо­ту, ко­то­рая ста­ла при­но­сить до­ход.

— На­чи­на­ла я с на­тель­ных ико­нок, и, что­бы пре­вра­тить свой ри­су­нок в юве­лир­ное укра­ше­ние, об­ра­зок от­да­ва­ла юве­ли­ру, ко­то­ро­му пла­ти­ла за ра­бо­ту. А ко­гда ты ра­бо­та­ешь на не­сколь­ких ра­бо­тах, что­бы про­кор­мить се­мью, опла­тить квар­ти­ру, да еще и юве­ли­ра — это тя­же­ло. И то­гда я ре­ши­ла са­ма стать юве­ли­ром, но, по­ра­бо­тав, по­ня­ла: не мое. То­гда юве­лир­но­му ма­стер­ству на­учил­ся брат. Вме­сте ста­ли раз­ви­вать се­мей­ный биз­нес, — вспо­ми­на­ет Ири­на.

Юве­лир­ное ма­стер­ство очень за­трат­ное, не­об­хо­ди­мо долж­ным об­ра­зом обо­ру­до­вать ра­бо­чий стол, при­об­ре­сти спе­ци­аль­ный ин­стру­мент. Что­бы раз­ви­вать свой биз­нес, на­чи­на­ю­щим юве­ли­рам при­шлось вло­жить мно­го де­нег, но, как по­ка­за­ло вре­мя, не зря. Сов­мест­ные ра­бо­ты по­лу­ча­лись, по­яв­ля­лись свои кли­ен­ты, а во­семь лет на­зад брат Ири­ны уехал по­ко­рять Пи­тер, где воз­мож­но­стей для раз­ви­тия го­раз­до боль­ше, чем в про­вин­ци­аль­ном го­род­ке. На сме­ну бра­ту при­шел муж Сер­гей, ко­то­ро­го Ири­на ввя­за­ла в этот не­про­стой и не­ста­биль­ный биз­нес, не­смот­ря на все со­мне­ния муж­чи­ны. Те­перь они не толь­ко муж и же­на, но и на­пар­ни­ки. Ири­на ри­су­ет, Сер­гей де­ла­ет об­рам­ле­ние из се­ребра. За два­дцать лет в ху­до­же­ствен­ном ис­кус­стве Ири­на при­зна­ет­ся, что ей бы­ло не­лег­ко. При­ш­лось мно­го­му учить­ся са­мой. Да и фи­нан­со­во тя­же­ло, ко­гда муж и же­на вкла­ды­ва­ют все день­ги в од­но де­ло.

— От от­сут­ствия средств я ре­ши­ла ри­со­вать что-то не от­но­ся­ще­е­ся к церк­ви и бо­лее твор­че­ски от­но­сить­ся к ра­бо­те. Люб­лю ри­со­вать что-то та­кое не­по­сред­ствен­ное — де­тей, ан­ге­лов, жи­вот­ных, и все­гда пы­та­юсь пе­ре­дать эмо­ции, что­бы изоб­ра­же­ние ожи­ва­ло, — рас­ска­зы­ва­ет Ири­на о сво­их ори­ги­наль­ных ра­бо­тах, сре­ди ко­то­рых уни­каль­ные бро­ши, серь­ги, ко­лье, ку­ло­ны. Но ху­дож­ник о мас­со­вом спро­се на ее укра­ше­ния ил­лю­зий не пи­та­ет. Ири­на убеж­де­на, что по до­сто­ин­ству оце­нить руч­ную ра­бо­ту мо­жет толь­ко че­ло­век, раз­би­ра­ю­щий­ся в ис­кус­стве.

— Лю­дям нра­вит­ся что-то бо­лее про­стое, при­зем­лен­ное. У ме­ня есть кли­ен­ты, на­ра­бо­тан­ные со вре­ме­нем, и в ос­нов­ном это жен­щи­ны око­ло 40 лет. Все пред­ста­ви­тель­ни­цы пре­крас­но­го по­ла лю­бят укра­ше­ния, я и са­ма все­гда об­ра­щаю вни­ма­ние на кра­си­вую и яр­кую брошь на ми­мо про­хо­дя­щей жен­щи­не. Бы­ли и се­рьез­ные ра­бо­ты, лю­ди за­ка­зы­ва­ли зо­ло­тые укра­ше­ния с кам­ня­ми, но та­кие за­ка­зы край­не ред­кие, все стре­мят­ся ку­пить по­де­шев­ле, — го­во­рит Ири­на Во­ро­бье­ва.

Для Ири­ны и Сер­гея лав­ное — раз­ви­тие соб­ствен­ных твор­че­ских спо­соб­но­стей. Этим, по их мне­нию, и от­ли­ча­ет­ся юве­лир-ху­дож­ник от юве­ли­ра-пред­при­ни­ма­те­ля.

Юве­лир-ма­стер

Вя­че­слав Аб­ра­мов в юве­лир­ном биз­не­се с 1992 го­да. На­чи­нал, как и все, с из­го­тов­ле­ния се­ре­жек, ко­лец, це­по­чек. Ощу­тив на соб­ствен­ном кар­ма­не ре­зуль­тат от на­плы­ва юве­лир­ных ма­га­зи­нов, он ре­шил пе­рей­ти на бо­лее вы­со­кий уро­вень и со­зда­вать экс­клю­зив­ные ве­щи для со­сто­я­тель­ных лю­дей. Те­перь он ши­ро­ко из­ве­стен как при­знан­ный ма­стер по из­го­тов­ле­нию окла­дов для икон.

— Сей­час ма­га­зи­ны по­сту­па­ют хит­ро — они ме­ня­ют ста­рые укра­ше­ния на но­вые, соб­ствен­но, де­ла­ют то же са­мое, что и мы. Го­во­ря про­стым язы­ком, они от­би­ра­ют наш хлеб. По­это­му для част­ни­ков это ста­ло боль­шой про­бле­мой. И те юве­ли­ры, ко­то­рые не смог­ли пе­ре­стро­ить­ся, ис­пы­ты­ва­ют опре­де­лен­ные труд­но­сти, не­ко­то­рые да­же за­кры­лись. Ес­ли по­счи­тать, сколь­ко бы­ло юве­ли­ров де­сять лет на­зад и сей­час, то раз­ни­ца, ко­неч­но, ощу­ти­ма. В 90-е го­ды ко мне при­хо­ди­ло 25–30 че­ло­век за ме­сяц, а те­перь мо­гут быть два че­ло­ве­ка в три ме­ся­ца. И это не го­во­рит, что я пло­хой юве­лир. Это го­во­рит лишь о том, что нет по­ку­па­те­ля. Лю­ди идут це­ле­на­прав­лен­но в ма­га­зин, они не бу­дут ис­кать част­ни­ка и хо­дить по квар­ти­рам, что­бы за­па­ять це­поч­ку, — рас­суж­да­ет Вя­че­слав Аб­ра­мов.

Юве­лир­ный биз­нес, по его мне­нию, раз­де­лил­ся на две ка­те­го­рии: од­на не­боль­шая часть об­слу­жи­ва­ет бо­га­тых лю­дей и де­ла­ет ве­щи, ко­то­рые сто­ят мил­ли­о­ны, дру­гая — боль­шая часть — об­слу­жи­ва­ет про­стых лю­дей, спо­соб­ных от­дать из сво­е­го ко­шель­ка две–три ты­ся­чи руб­лей и свой лом. Рас­суж­дая об экс­клю­зи­ве, Вя­че­слав Аб­ра­мов при­во­дит про­стой при­мер: ес­ли обыч­ный ра­бо­чий по­лу­ча­ет в сред­нем по об­ла­сти 26 ты­сяч руб­лей, смо­жет ли он по­тра­тить свой ме­сяч­ный за­ра­бо­ток не на мо­ло­ко и кварт­пла­ту, а на экс­клю­зив­ное укра­ше­ние?

— Ры­бин­ско­му по­ку­па­те­лю не ну­жен экс­клю­зив. Мо­ло­дежь уез­жа­ет из на­ше­го го­ро­да, оста­ют­ся ба­буш­ки, не­уже­ли они со сво­ей ма­лень­кой пен­си­ей пой­дут за­ка­зы­вать юве­лир­ные укра­ше­ния? Мас­со­во­му по­тре­би­те­лю нуж­но про­сто пе­ре­пла­вить тот лом, что у не­го есть, или по­чи­нить укра­ше­ние. По­это­му та ка­те­го­рия юве­ли­ров, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся ре­мон­том, за­ра­ба­ты­ва­ют хо­ро­шие день­ги за счет ко­ли­че­ства. Все осталь­ные юве­ли­ры, ко­то­рые ра­бо­та­ют с не­боль­ши­ми за­ка­за­ми, за­ра­ба­ты­ва­ют при­мер­но 25 ты­сяч руб­лей в ме­сяц, как и ря­до­вой ра­бо­чий. Та­ким об­ра­зом, по­лу­ча­ет­ся, что се­го­дня юве­ли­ры не за­ра­ба­ты­ва­ют и раз­ви­ва­ют­ся, а про­сто вы­жи­ва­ют в этом биз­не­се, — счи­та­ет Вя­че­слав.

Ему для пе­ре­хо­да на бо­лее вы­со­кий уро­вень и по­ис­ки бо­га­тых кли­ен­тов по­на­до­би­лось де­сять лет, мно­гим при­шлось по­жерт­во­вать, вло­жить не­ма­лые соб­ствен­ные сред­ства. За­то те­перь на вы­руч­ку от про­да­жи од­ной ико­ны он мо­жет про­жить пол­го­да. Его кли­ен­ты — ино­го­род­ние со­сто­я­тель­ные за­каз­чи­ки, а его имя из­вест­но не толь­ко в Рос­сии, но и за ру­бе­жом. Вя­че­слав Аб­ра­мов уве­рен, юве­лир­ный биз­нес бу­дет вос­тре­бо­ван все­гда, но ра­бо­тать в нем бу­дут под­ма­сте­рья, а за­ра­ба­ты­вать — ма­сте­ра.

[ rweek.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->