Новая постоянная экспозиция – "Ювелирное искусство тувинцев. Серебро", открывшаяся в Национальном музее имени Алдан Маадыр в дни празднования 100-летию единения России и Тувы, уже успела привлечь внимание жителей и гостей республики. На выставке представлена уникальная коллекция этнографических предметов из серебра, созданных тувинскими мастерами. Среди них – составные части традиционного костюма, мужские и женские украшения, курительные принадлежности, конская упряжь. Центром экспозиции стал «Памятник тувинской письменности» – яркий образец ювелирного технического и художественного мастерства, который был создан в 2013 году в честь 80-летия тувинской письменности.
Он выполнен в виде субургана высотой 108 см, отлитого из чистого серебра с выгравированными пятью алфавитами – орхоно-енисейским, тибетским, старомонгольским, латиницей и кириллицей. Инициатором создания серебряного субургана стал министр образования Тувы, доктор филологических наук Каадыр-оол Бичелдей Памятник изготовлен интернациональной командой тувинских умельцев на добровольные пожертвования жителей республики, Первый этап работ выполнили народные мастера из Бай-Тайги – Сергей Кочаа и Владимир Салчак. Отделкой, нанесением надписей занимался ювелир Сергей Кирилов; готовил постамент, руководил установкой памятника Заслуженный художник России Леонид Ужук.
Среди первых посетителей выставки «Ювелирное искусство тувинцев. Серебро» были почетные гости республики – Народная артистка России и Тувы Надежда Красная, ее супруг, Заслуженный деятель искусств Тувы Вадим Федоровцев, академик РАН, директор института археологии и этнографии СО РАН Анатолий Деревянко. Надежда Красная отметила, что изящество представленных изделий из серебра дает представление о том, как тонко чувствуют красоту тувинские мастера. Анатолий Деревянко. признался, что выставка произвела на него колоссальное впечатление: «Более всего поразил серебряный субурган. Он был сделан нашими современниками меньше года назад. Это свидетельствует о том, что тувинские традиции обработки серебра не утрачены и самое время их возрождать и культивировать, как это сейчас происходит с горловым пением».