«Ширпотреб» работы Фаберже

Раздел: Выставки
21 февраля 2014 г.

Очень мно­гие зна­ют о пас­халь­ных яй­цах, из­го­тов­лен­ных Фа­бер­же для рос­сий­ских им­пе­ра­то­ров. Но эта фир­ма вы­пол­ня­ла не толь­ко цар­ские за­ка­зы, она про­из­во­ди­ла и ути­ли­тар­ные пред­ме­ты. Три из них хра­нят­ся в му­зее Бу­ры­ли­на в Ива­но­ве. Это ковш, на­груд­ный знак и рю­моч­ка. Пер­вые два на­хо­дят­ся в экс­по­зи­ции «Зо­ло­тая кла­до­вая», рю­моч­ка – в за­пас­ни­ках.Д­ля ре­ги­о­наль­ных му­зеев из­де­лия Фа­бер­же – ред­ко­сть. Боль­шин­ство из них на­хо­дит­ся в Эр­ми­та­же, в Го­су­дар­ствен­ном ис­то­ри­че­ском му­зее в Москве, а так­же за гра­ни­цей.

Бо­га­тыр­ский ковш ве­сит бо­лее трех ки­ло­грам­мов

Вид это­го ков­ша до­воль­но вну­ши­те­лен. Сде­лан из се­ребра, внут­ри по­крыт по­зо­ло­той.

- В ос­нов­ном из дра­го­цен­ных ме­тал­лов Фа­бер­же ра­бо­та­ли с се­реб­ром и пла­ти­ной, - рас­ска­зы­ва­ет за­ве­ду­ю­щий от­де­лом фон­дов му­зея Д. Г. Бу­ры­ли­на Игорь Ли­сен­ков.

На экс­по­на­те есть клей­мо фир­мы Фа­бер­же.

Вес ков­ша – 3 ки­ло­грам­ма 280 грам­мов, объ­ем 5 лит­ров. Сде­лан он в фор­ме древ­не­рус­ско­го ков­ша – скоб­ка­ря.

- В то вре­мя про­сле­жи­ва­ет­ся яв­ный ин­те­рес к древ­не­рус­ско­му ис­кус­ству. Юве­ли­ры по­вто­ря­ют фор­мы дав­но ушед­ших из оби­хо­да пред­ме­тов – ков­шей, бра­тин, чаш, - по­яс­нят Игорь Вик­то­ро­вич.

Ло­пасть (руч­ка) ков­ша име­ет лу­ко­вич­ную фор­му (тра­ди­ци­он­ную для древ­не­рус­ской куль­ту­ры: вспом­ним шле­мы бо­га­ты­рей и ку­по­ла церквей). На ло­па­сти изоб­ра­же­ны три бо­га­ты­ря.

Укра­шен ковш во­се­мью аме­ти­ста­ми – по 4 с каж­дой сто­ро­ны.

- Аме­ти­сты – по­лу­дра­го­цен­ные кам­ни. Они под­чер­ки­ва­ют ху­до­же­ствен­ную цен­ность ков­ша, - про­дол­жа­ет Игорь Ли­сен­ков.– По пре­да­ни­ям, аме­тист об­ла­да­ем сверхъ­есте­ствен­ной си­лой: при­но­сит уда­чу, за­щи­ща­ет от ма­гии, опья­не­ния. Ино­гда аме­тист на­зы­ва­ют ар­хи­ерей­ским кам­нем: выс­шие чи­ны свя­щен­но­слу­жи­те­лей но­си­ли перст­ни с та­ким кам­нем. Огра­не­ны аме­ти­сты фор­мой ка­бо­шон - за­круг­лен­но. Это са­мая ран­няя фор­ма огран­ки, сей­час она ис­поль­зу­ет­ся для не­про­зрач­ных или сла­бо­про­све­чи­ва­ю­щих кам­ней.

Из­го­тов­лен ковш в на­ча­ле XX ве­ка. Од­но вре­мя счи­та­лось, что он вхо­дил в кол­лек­цию Бу­ры­ли­на. За­тем по до­ку­мен­там уда­лось уста­но­вить, что экс­по­нат по­сту­пил в му­зей в 1922 го­ду из Ива­но­во-Воз­не­сен­ско­го губ­фин­от­де­ла, ку­да сво­зи­лось иму­ще­ство, кон­фис­ко­ван­ное у фаб­ри­кан­тов.

Сбо­ку на ков­ше вы­гра­ви­ро­ва­на над­пись: «Прав­ле­нию То­ва­ри­ще­ства Ива­но­во-Воз­не­сен­ской Ткац­кой ма­ну­фак­ту­ры от Тор­го­во­го до­ма Л. Кно­пъ 1880-1905 г.». Как ока­за­лось, ковш был по­да­рен прав­ле­нию этой фир­мы (в со­вет­ское вре­мя - фаб­ри­ка Ба­ла­шо­ва) в честь 25-ле­тия со­труд­ни­че­ства от Тор­го­во­го до­ма «Л. Кноп». Тор­го­вый дом «Л. Кноп» по­став­лял хло­пок и тек­стиль­ное обо­ру­до­ва­ние.

- В то вре­мя по­су­да бы­ла уже обыч­ная. Но в на­ча­ле XX ве­ка в Рос­сии уси­ли­ва­ет­ся ин­те­рес к древ­не­рус­ско­му ис­кус­ству, в юве­лир­ном де­ле всe ча­ще об­ра­ща­ют­ся к фор­мам, ко­то­рые уже ушли из упо­треб­ле­ния – ков­шам, ча­шам. И по­яв­ля­ют­ся они уже в де­ко­ра­тив­ном, по­да­роч­ном ва­ри­ан­те, - по­яс­ня­ет Игорь Вик­то­ро­вич.

Вла­де­лец зна­ка стер свою фа­ми­лию

Еще один пред­мет фир­мы Фа­бер­же – на­груд­ный знак «Об­ще­ства по­все­мест­ной по­мо­щи по­стра­дав­шим на вой­не сол­да­там и их се­мьям». (Это об­ще­ство ока­зы­ва­ло ма­те­ри­аль­ную под­держ­ку ра­не­ным сол­да­там, по­мо­га­ло вы­хло­па­ты­вать при­чи­та­ю­щи­е­ся им пен­сии, по­со­бия, на­гра­ды.)

- Ра­бо­ты Фа­бер­же обыч­но из­вест­ны экс­клю­зив­ны­ми вы­со­ко­ху­до­же­ствен­ны­ми об­раз­ца­ми, но ино­гда фир­ма вы­пус­ка­ла до­воль­но не­обыч­ные для нее пред­ме­ты, к при­ме­ру, этот на­груд­ный знак, - го­во­рит Игорь Ли­сен­ков.– Кста­ти, чле­ном это­го об­ще­ства был Ни­ко­лай II, то­же имев­ший по­доб­ный зна­к…

Знак пред­став­ля­ет со­бой ве­нок из ду­бо­вых ли­стьев с ор­лом и им­пе­ра­тор­ской ко­ро­ной. На гру­ди ор­ла - щит с изоб­ра­же­ни­ем Геор­гия По­бе­до­нос­ца. Ни­же ски­петр с дер­жа­вой. Спра­ва – крест бе­лой эма­ли, в ниж­ней ча­сти – лен­та си­ней эма­ли с над­пи­сью «За ве­ру, ца­ря и Оте­че­ство». Цве­та ис­поль­зу­е­мой эма­ли – бе­лый, си­ний, крас­ный – оли­це­тво­ря­ют цве­та го­су­дар­ствен­но­го фла­га Рос­сии.

Обыч­но зна­ки бы­ли имен­ные: на об­рат­ной сто­ро­не гра­ви­ро­ва­лась фа­ми­лия че­ло­ве­ка, всту­пив­ше­го в это бла­го­тво­ри­тель­ное об­ще­ство.

- Гра­ви­ров­ка фа­ми­лии бы­ла и на этом на­груд­ном зна­ке, - рас­ска­зы­ва­ет за­ве­ду­ю­щий от­де­лом фон­дов му­зея.– Но они сби­ты. Ви­ди­мо, хо­зя­ин сде­лал это по­сле 1917 го­да, опа­са­ясь но­вой вла­сти. К сло­ву, по­доб­ные зна­ки вы­да­ва­лись круп­ным чи­нов­ни­кам и пред­ста­ви­те­лям ге­не­ра­ли­те­та.

В фон­ды му­зея знак по­сту­пил в 1960 го­ду. Ива­но­вец на­шел этот знак на чер­да­ке сво­е­го до­ма, ко­то­рый ра­нее при­над­ле­жал не­ко­е­му Гор­но­сталeву, и при­нес в му­зей.

Рю­моч­ка с рас­ти­тель­ным ор­на­мен­том

Рю­моч­ка фир­мы Фа­бер­же, име­ю­ща­я­ся в му­зее, не вы­став­ля­ет­ся в экс­по­зи­ции – хра­нит­ся в за­пас­ни­ках. Она за­вер­ну­та в во­ще­ную бу­ма­гу, ко­то­рая не да­ет окис­лять­ся ме­тал­лу, по­ме­ще­на в ко­роб­ку, при­ка­сать­ся к ней мож­но толь­ко в спе­ци­аль­ных пер­чат­ках.

- Клей­мо сви­де­тель­ству­ет, что рюм­ка про­из­ве­де­на фир­мой Фа­бер­же, - со­об­ща­ет Игорь Ли­сен­ков. - По спра­воч­ни­кам и ка­та­ло­гам уда­лось уста­но­вить, что из­го­тов­ле­на она в 1895 го­ду. Эта рю­моч­ка опро­вер­га­ет сло­жив­ше­е­ся мне­ние о том, что Фа­бер­же из­го­тав­ли­вал толь­ко экс­клю­зив­ные ве­щи. Нет, в фир­ме де­ла­ли но­жи, вил­ки, рюм­ки…

Вы­со­та рю­моч­ки не­боль­шая – 5-7 сан­ти­мет­ров.

- По ху­до­же­ствен­но­му ре­ше­нию она су­ще­ствен­но от­ли­ча­ет­ся от ков­ша, - по­яс­ня­ет Игорь Вик­то­ро­вич. - Укра­ше­ние рюм­ки до­ста­точ­но скром­ное – плос­кост­ная резь­ба рас­ти­тель­но­го ха­рак­те­ра.

По мне­нию за­ве­ду­ю­ще­го от­де­лом фон­да му­зея, этот пред­мет, ско­рее все­го, вхо­дил в кол­лек­цию Бу­ры­ли­на.

- К со­жа­ле­нию до­ку­мен­тов, про­яс­ня­ю­щих ис­то­рию рюм­ки, по­ка не най­де­но, - го­во­рит Игорь Ли­сен­ков.

Це­на во­про­са

По дан­ным Ин­тер­не­та, на рос­сий­ских аук­ци­о­нах ря­до­вые ве­щи с клей­мом Фа­бер­же сто­ят не мень­ше 500 дол­ла­ров. На аук­ци­о­не Ге­лос в 2005 го­ду две пар­ные рюм­ки с рас­ти­тель­ным ор­на­мен­том на­ча­ла ХХ ве­ка, из­го­тов­лен­ные фир­мой Фа­бер­же, пре­взо­шли стар­то­вую це­ну в бо­лее чем в 2 ра­за и бы­ли про­да­ны за 100 000 руб. Прав­да, в Ев­ро­пе их це­на не­сколь­ко де­шев­ле.

Справ­ка

Пред­ки Фа­бер­же – фран­цу­зы, по­ки­нув­шие ро­ди­ну в XVII ве­ке. Сна­ча­ла се­мья по­се­ли­лась в Эсто­нии, а в XIX ве­ке пе­ре­бра­лась в Рос­сию. Здесь Густав Фа­бер­же от­крыл не­боль­шую юве­лир­ную ма­стер­скую и ма­га­зин. Сла­ву фир­ме при­нес его стар­ший сын Карл. Он по­лу­чил бле­стя­щее ху­до­же­ствен­ное об­ра­зо­ва­ние за гра­ни­цей, овла­дел раз­лич­ны­ми тех­ни­че­ски­ми при­е­ма­ми юве­лир­но­го ис­кус­ства. Не­ко­то­рое вре­мя Карл ра­бо­тал ре­став­ра­то­ром в Им­пе­ра­тор­ском Эр­ми­та­же - это поз­во­ли­ло ему изу­чить при­е­мы ста­рых ма­сте­ров. А по­сле смер­ти от­ца Карл стал про­дол­жа­те­лем се­мей­но­го де­ла.

Ко­гда на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на, ин­те­рес к про­дук­ции Фа­бер­же упал. По­сле ре­во­лю­ции ма­стер­ские бы­ли раз­гром­ле­ны, гла­ва фир­мы уехал за гра­ни­цу. Боль­шин­ство его из­де­лий раз­ны­ми пу­тя­ми то­же ушло за ру­беж.

[ ivgazeta.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->