У покупателей интернет-магазинов и супермаркетов лишних денег уже нет

Раздел: Рынки
15 января 2014 г.

Рос­сий­ские по­тре­би­те­ли, как и пре­жде, го­то­вы вы­вер­нуть кар­ма­ны пе­ред но­во­год­ни­ми празд­ни­ка­ми, но сум­мы их по­ку­пок в де­каб­ре не вы­рос­ли по срав­не­нию с про­шлым го­дом, а в не­ко­то­рых сег­мен­тах, на­при­мер в одеж­де, да­же умень­ши­лись. Пло­хой знак для биз­не­са: в ин­тер­нет-ма­га­зи­нах сред­ний чек с уче­том ин­фля­ции вы­шел мень­ше или на уров­не но­во­год­них по­ка­за­те­лей 2012 го­да.

Дан­ные про­цес­син­го­вой ком­па­нии Uniteller по сред­не­му че­ку по­ку­пок в он­лайн-ма­га­зи­нах и тор­го­вых тер­ми­на­лах по­ка­зы­ва­ют тра­ди­ци­он­ный для де­каб­ря ска­чок в сум­ме по срав­не­нию с обыч­ны­ми ме­ся­ца­ми го­да (см. ин­фо­гра­фи­ку). Как и в дру­гих стра­нах, рос­си­я­не на­хо­дят­ся в кру­го­во­ро­те пред­но­во­год­них трат, по­ку­пая по­дар­ки дру­зьям и близ­ким. В срав­не­нии с но­яб­рем про­шло­го го­да в де­каб­ре 2013-го рост сред­не­го че­ка в сег­мен­те про­даж юве­лир­ных из­де­лий при­ба­вил 109%. Боль­ше, чем в но­яб­ре, по­тре­би­те­ли по­тра­ти­ли на одеж­ду (+35%), бы­то­вую тех­ни­ку и элек­тро­ни­ку (+27%).

«Де­кабрь дол­гие го­ды еще бу­дет по­ка­зы­вать ры­вок в тра­тах по­тре­би­те­лей», — го­во­рит ге­не­раль­ный ди­рек­тор INFOLine Иван Фе­дя­ков. Это мен­та­ли­тет и осо­бен­ность по­треб­ле­ния, при­чем не толь­ко в Рос­сии. Как от­ме­ча­ет экс­перт, пред­по­сы­лок к то­му, что­бы это по­ве­де­ние из­ме­ни­лось, нет. Прав­да, на­ши по­ку­па­те­ли не­сколь­ко от­ли­ча­ют­ся от дру­гих ев­ро­пей­цев. Это от­чет­ли­во за­мет­но на при­ме­ре по­дар­ков де­тям. В Рос­сии, по дан­ным г-на Фе­дя­ко­ва, боль­ше по­дар­ков, при­уро­чен­ных к да­там, а к при­ме­ру, в Гер­ма­нии их ча­ще по­ку­па­ют за до­сти­же­ния в уче­бе и по дру­гим по­во­дам.

Не­смот­ря на то что де­кабрь­ский сред­ний чек все так же вы­ше, чем в обыч­ные ме­ся­цы го­да, ес­ли про­ве­сти срав­не­ние сумм с те­ми же пе­ри­о­да­ми го­дом рань­ше, вид­но за­мед­ле­ние и да­же стаг­на­ция роз­нич­но­го рын­ка. Уже с се­ре­ди­ны 2012 го­да ана­ли­ти­ки INFOLine на­блю­да­ли устой­чи­вую тен­ден­цию к за­мед­ле­нию тем­пов ро­ста роз­нич­но­го то­ва­ро­обо­ро­та, что в первую оче­редь бы­ло свя­за­но с за­мед­ле­ни­ем тем­пов ро­ста до­хо­дов на­се­ле­ния.

Ис­хо­дя из дан­ных Uniteller, в 2012 го­ду сред­ний чек на одеж­ду в он­лайн-ма­га­зи­нах в де­каб­ре со­ста­вил 9190 руб., а в 2013 го­ду — 9224 руб. Юве­лир­ных укра­ше­ний в 2012 го­ду в сред­нем по­ку­па­ли на 11 666 руб., а в про­шлом — на 12 825 руб. Ес­ли сде­лать по­прав­ку на ин­фля­цию (в по­след­них чис­лах де­каб­ря 2013 го­да Рос­стат пред­ва­ри­тель­но оце­нил ин­фля­цию за про­шлый год в 6,5%), по­лу­ча­ет­ся, что по­тре­би­те­ли в раз­лич­ных сег­мен­тах тор­гов­ли ку­пи­ли столь­ко же то­ва­ров или да­же мень­ше, чем в 2012 го­ду.

По сло­вам Ива­на Фе­дя­ко­ва, тен­ден­ции в он­лайн-ри­тей­ле и тра­ди­ци­он­ной тор­гов­ле в це­лом схо­жи. Но у ин­тер­нет-тор­гов­цев обыч­но сред­ний чек вы­ше. По­тре­би­те­ли не де­ла­ют в Се­ти за­ка­зы на 200—300 руб., и по­куп­ки их бо­лее об­ду­ман­ны. Кро­ме то­го, у ин­тер­нет-ри­тей­ле­ров есть тех­но­ло­гии мо­ти­ви­ро­вать по­тре­би­те­ля по­тра­тить боль­ше (вир­ту­аль­ная кор­зи­на, как пра­ви­ло, со­дер­жит то­вар и ре­ко­мен­да­ции, чем его до­пол­нить).

По от­зы­вам тра­ди­ци­он­ных ри­тей­ле­ров, по­тре­би­те­ли так же хо­ро­шо тра­ти­лись пе­ред Но­вым го­дом, но и они фик­си­ру­ют тре­вож­ные тен­ден­ции. Не­де­лю на­зад круп­ней­ший рос­сий­ский ри­тей­лер «Ма­г­нит» за­явил, что по­тре­би­тель­ская ак­тив­ность до­мо­хо­зяйств сни­жа­ет­ся. По дан­ным не­а­уди­ро­ван­ной от­чет­но­сти тор­го­вой се­ти, ее про­да­жи в 2013 го­ду вы­рос­ли на 29,22%, до 579,53 млрд руб., но в де­каб­ре тем­пы вы­руч­ки за­мед­ли­лись. По срав­не­нию с де­кабрем 2012 го­да про­да­жи вы­рос­ли на 22,88%, до 63,624 млрд руб. «Мы от­ме­ча­ем яв­ный тренд на пе­ре­ори­ен­та­цию по­ку­па­те­лей в сто­ро­ну то­ва­ров в бо­лее низ­ком це­но­вом сег­мен­те», — го­во­рит­ся в со­об­ще­нии «Ма­г­ни­та».

2014 год ста­нет не­про­стым для от­рас­ли. Как про­гно­зи­ру­ет INFOLine, впер­вые по­сле кри­зи­са 2008—2010 го­дов ди­на­ми­ка про­даж бу­дет от­ри­ца­тель­ной. Кро­ме то­го, по оцен­кам экс­пер­тов, 2 трлн руб. по­тре­би­те­лям в 2014 го­ду при­дет­ся по­тра­тить не на по­куп­ки, а на об­слу­жи­ва­ние ра­нее взя­тых кре­ди­тов. «По­тре­би­тель­ское кре­ди­то­ва­ние пре­вра­ща­ет­ся из драй­ве­ра ро­ста в тор­моз раз­ви­тия ри­тей­ла в Рос­сии», — го­во­рит г-н Фе­дя­ков.

[ rbcdaily.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->