Потомственный мастер-ювелир из Гоцатля Магомед Джамалудинов более 60 лет работает на своем поприще

Раздел: Ювелиры и компании
07 января 2014 г.

Да­ге­стан из­древ­ле сла­вил­ся на­род­ны­ми ре­мес­ла­ми. Прак­ти­че­ски их столь­ко же, сколь­ко и язы­ков, и по­то­му по пра­ву Да­ге­стан – не про­сто Стра­на гор, язы­ков, но и ре­ме­сел. А каж­дое ре­мес­ло име­ло здесь свою фи­ло­со­фию, ми­фо­ло­гию, па­лит­ру от­тен­ков по­чер­ков и сти­лей, со­зда­вая во­круг се­бя куль­ту­ру ма­стер­ства.

Исто­ри­че­ски сло­жи­лось так, что Да­ге­стан все­гда сла­вил­ся сво­и­ми ма­сте­ра­ми-юве­ли­ра­ми, ко­то­рые из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние со­зда­ва­ли бо­га­тей­шие тра­ди­ции, шко­лы, соб­ствен­ный на­ци­о­наль­ный стиль в юве­лир­ном ис­кус­стве. Да­ле­ко за сво­и­ми пре­де­ла­ми сла­ви­лись та­кие цен­тры, как Ку­ба­чи, Ка­зи-Ку­мух, Го­цатль, Ка­за­ни­ще, Чох, Ру­гуд­жа. Оде­тое в се­реб­ро и зо­ло­то, укра­шен­ное гра­ви­ро­ван­ным чер­не­вым узо­ром па­рад­ное ору­жие, не­обы­чай­ные, уди­ви­тель­ные по кра­со­те жен­ские укра­ше­ния по­все­мест­но со­зда­ва­лись в Да­ге­ста­не, не­ся в се­бе эт­ни­че­ские осо­бен­но­сти и та­лант на­ро­да. Да­ге­стан­ские юве­ли­ры вла­де­ли все­ми тех­ни­че­ски­ми при­е­ма­ми юве­лир­но­го де­ла, чув­ство­ва­ли и по­ни­ма­ли ме­талл и ка­мень, ве­ка­ми со­зда­ва­ли не­обы­чай­ной кра­со­ты и слож­но­сти узо­ры и ор­на­мен­ты для сво­их из­де­лий.

Од­ним из круп­ных цен­тров на­род­ных ху­до­же­ствен­ных про­мыс­лов вот уже бо­лее 300 лет яв­ля­ет­ся се­ле­ние Го­цатль Хун­зах­ско­го рай­о­на Да­ге­ста­на. Здесь из­дав­на по­лу­чи­ли раз­ви­тие та­кие ви­ды на­род­ных ре­ме­сел, как из­го­тов­ле­ние мед­но-че­кан­ных из­де­лий, юве­лир­ное де­ло и ору­жей­ное про­из­вод­ство, вы­дел­ка без­вор­со­вых ков­ров «да­ва­гьин». В про­шлом авар­ские се­ле­ния Го­цатль и Ичи­ча­ли обес­пе­чи­ва­ли мед­ной по­су­дой цен­траль­ные и се­вер­ные рай­о­ны На­гор­но­го Да­ге­ста­на. Масте­ра мед­но­че­кан­щи­ки из­го­тов­ля­ли раз­но­об­раз­ную бы­то­вую утварь: боль­шие лу­жен­ные, от­де­лан­ные гра­ви­ро­ван­ным и ре­льеф­ным че­кан­ным ор­на­мен­том во­до­нос­ные кув­ши­ны, ма­ло­го раз­ме­ра кув­ши­ны для пи­тья и умы­ва­ния, ри­ту­аль­ные под­но­сы с круп­ным ор­на­мен­том, кот­лы и дру­гую ку­хон­ную по­су­ду.

В XVII-XVIII ве­ках в Го­цат­ле зна­чи­тель­но­го раз­ви­тия до­стиг­ло юве­лир­ное ис­кус­ство – из­го­тов­ле­ние тра­ди­ци­он­ных жен­ских укра­ше­ний из се­ребра: все­воз­мож­ных под­ве­сок, брас­ле­тов, ко­лец, се­рег, на­ши­вок на го­лов­ной убор, по­я­сов, пу­го­виц и т.д., укра­шен­ных чер­не­вым узо­ром, зер­нью, на­клад­ной фи­ли­гра­нью, ин­кру­сти­ро­ван­ные по­лу­дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми или цвет­ным стек­лом.

В XIX ве­ке ма­сте­ра-юве­ли­ры Го­цат­ля до­стиг­ли боль­шо­го со­вер­шен­ства в из­го­тов­ле­нии се­реб­ря­ных муж­ских на­бор­ных по­я­сов, га­зы­рей, в ху­до­же­ствен­ной от­дел­ке се­реб­ром и чер­нью кин­жа­лов, ша­шек и крем­не­вых пи­сто­ле­тов. Нам из­вест­на це­лая пле­я­да про­слав­лен­ных ма­сте­ров ору­жей­но­го и юве­лир­но­го де­ла, ра­бо­тав­ших у се­бя в Го­цат­ле в XIX ве­ке и про­сла­вив­ших так на­зы­ва­е­мое «а­вар­ское се­ребро» в Да­ге­ста­не и за его пре­де­ла­ми. Сре­ди них – потом­ствен­ные се­реб­ря­ни­ки, бра­тья Ма­го­мед (1850-1940) и Исма­ил (1857-1920) Га­зи­е­вы, их по­том­ки Ша­миль (1891 г.р.) и Джа­ма­лу­дин Га­зи­е­вы, Ма­го­мед Джа­ма­лу­ди­нов, Ма­го­мед Исма­и­лов (1900 г.р.), а так­же ма­стер Ма­го­мед-Га­джи Ма­го­мед­бе­ков (1837-1937), его сы­но­вья Га­джи­яв (1892 г.р.), Ма­го­мед (1905 г.р.) и внук Ма­го­мед Га­джи­ев (1922 г.р.). Ра­бо­ты не­ко­то­рых из ма­сте­ров хра­нят­ся ны­не в Го­су­дар­ствен­ном ис­то­ри­че­ском му­зее (Ма­го­мед Га­зи­ев, Га­джи­яв Ма­го­мед­бе­ков).

В кон­це XIX ве­ка од­ним из са­мых из­вест­ных ма­сте­ров-юве­ли­ров Да­ге­ста­на был Ча­лан­дар из Гам­сутля. Мо­ло­дой та­лант­ли­вый ма­стер Ма­го­мед, сын Га­зи­я­ва, по­зна­ко­мил­ся с мэтром в Те­мир-Хан-Шу­ре, ко­гда он про­да­вал свои ра­бо­ты, вы­да­вая их за ра­бо­ту Ча­лан­да­ра. Ча­лан­дар вы­со­ко оце­нил ра­бо­ты Ма­го­ме­да и ска­зал, что сме­ло мо­жет за­явить о се­бе.

В пер­вой по­ло­ви­не XX ве­ка юве­лир­ное ис­кус­ство го­цат­лин­цев ста­ло при­хо­дить в упа­док. Со­хра­нить ве­ко­вые тра­ди­ции и связь по­ко­ле­ний, воз­ро­дить сек­ре­ты ма­стер­ства, бы­лую сла­ву авар­ско­го се­реб­ра вы­па­ло на до­лю потом­ствен­но­го ма­сте­ра-юве­ли­ра, ны­не на­род­но­го ху­дож­ни­ка Рос­сии и Да­ге­ста­на Ма­го­ме­да Ка­зи­е­ви­ча Джа­ма­лу­ди­но­ва.
Наш со­вре­мен­ник Ма­го­мед Джа­ма­лу­ди­нов, потом­ствен­ный (в 11 по­ко­ле­нии) ма­стер-юве­лир из авар­ско­го се­ле­ния Го­цатль. Ра­но на­ча­лась тру­до­вая де­я­тель­ность Джа­ма­лу­ди­но­ва. В во­ен­ном 1944 го­ду, по окон­ча­нии 7-го клас­са, он ра­бо­та­ет учи­те­лем млад­ших клас­сов в Ка­хиб­ском рай­о­не. За­тем за­ве­ду­ю­щим Зи­ра­нин­ской на­чаль­ной шко­лы Ун­цу­куль­ско­го рай­о­на. По­сле вой­ны за­оч­но окон­чил Ун­цу­куль­скую сред­нюю шко­лу и 2-го­дич­ные пе­да­го­ги­че­ские кур­сы в Ма­хач­ка­ле. Ра­бо­та­ет ди­рек­то­ром Но­во­ме­хель­тин­ской, Гим­рин­ской сред­них школ, ин­спек­то­ром Ун­цу­куль­ско­го РАЙОНО. А в 1955 го­ду, оста­вив пе­да­го­ги­че­скую ра­бо­ту, он це­ли­ком по­свя­ща­ет се­бя потом­ствен­но­му ре­ме­с­лу сво­их пред­ков – юве­лир­но­му де­лу, ко­то­рым он за­ни­мал­ся все эти го­ды каж­дую сво­бод­ную ми­ну­ту.

Впер­вые пя­ти­лет­ним ре­бен­ком взял Ма­го­мед в ру­ки юве­лир­ный ин­стру­мент – ши­ло, ко­то­рое спе­ци­аль­но сма­сте­рил для не­го его дед, про­слав­лен­ный юве­лир Ма­го­мед Га­зи­ев. Еще в дет­стве он овла­дел аза­ми ма­стер­ства, при­няв эс­та­фе­ту у сво­е­го де­да. Дол­го и кро­пот­ли­во по­сти­гал Ма­го­мед это тон­кое ре­мес­ло, ко­то­рое в даль­ней­шем ста­ло де­лом его жиз­ни. С 1955 по 1958 год М. Джа­ма­лу­ди­нов ра­бо­та­ет ма­сте­ром-юве­ли­ром сна­ча­ла в Ор­джо­ни­кид­зе (Вла­ди­кав­каз), за­тем в Тби­ли­си. С 1958 по 1964 год со­зда­ет и бес­смен­но ру­ко­во­дит вна­ча­ле ар­те­лью, а за­тем ху­до­же­ствен­ным ком­би­на­том в Го­цат­ле. На­чав ра­бо­ту в ма­лень­кой ма­стер­ской с 10 уче­ни­ка­ми, Джа­ма­лу­ди­нов за ко­рот­кий срок со­зда­ет мно­го­про­филь­ный кол­лек­тив в 200 че­ло­век, от­стро­ив двух­этаж­ное, пре­крас­но обо­ру­до­ван­ное зда­ние и со­здав все не­об­хо­ди­мые усло­вия для ра­бо­ты и твор­че­ства.

Тре­бо­ва­тель­ность к се­бе, от­вет­ствен­ность и лю­бовь к де­лу его от­цов при­во­дит Джа­ма­лу­ди­но­ва к ре­ше­нию учить­ся. Бу­дучи опыт­ным ма­сте­ром, он по­ки­да­ет на пять лет Да­ге­стан, со­здан­ный соб­ствен­ны­ми уси­ли­я­ми и ста­ра­ни­я­ми ху­до­же­ствен­ный ком­би­нат в Го­цат­ле, се­мью – для то­го, что­бы по­пол­нить свои зна­ния и ма­стер­ство. Ис­поль­зуя по­след­ний шанс в воз­раст­ном цен­зе для по­сту­па­ю­щих, Джа­ма­лу­ди­нов ста­но­вит­ся сту­ден­том Мос­ков­ско­го тех­но­ло­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та, от­де­ле­ния ху­до­же­ствен­ной об­ра­бот­ки ме­тал­ла. С лю­бо­вью он от­зы­ва­ет­ся о го­дах, про­ве­ден­ных здесь, и осо­бен­но о сво­ем стар­шем дру­ге и на­став­ни­ке, потом­ствен­ном рус­ском юве­ли­ре А. Ефи­мо­ве, ко­то­рый ввел его в ска­зоч­ный, пле­ни­тель­ный мир фи­ли­гра­ни. Имен­но эта тех­ни­ка, не­обы­чай­но слож­ная, но столь же изыс­кан­ная, ста­но­вит­ся у ма­сте­ра од­ной из ве­ду­щих в его твор­че­стве.

Мастер по­ни­ма­ет свое при­зва­ние очень ши­ро­ко – тво­рить, учить, пе­ре­да­вать, со­хра­нять бо­га­тое на­сле­дие про­шло­го. Как го­во­рит сам Ма­го­мед Ка­зи­е­вич, ни­ко­гда он не мог спо­кой­но си­деть, за­ни­ма­ясь толь­ко «ю­ве­лир­кой». Бес­по­кой­ная ду­ша, пат­ри­о­тизм, вы­со­кие ор­га­ни­за­тор­ские спо­соб­но­сти все­гда дер­жа­ли его в гу­ще со­бы­тий ху­до­же­ствен­ной жиз­ни Да­ге­ста­на.

Од­ним из пер­вых в рес­пуб­ли­ке Джа­ма­лу­ди­нов го­во­рил на всех уров­нях о не­об­хо­ди­мо­сти со­хра­нять и раз­ви­вать на­род­ные ху­до­же­ствен­ные про­мыслы. И ре­а­ли­зо­вы­вал это на де­ле. В раз­ные го­ды он за­ни­мал­ся пре­по­да­ва­тель­ской ра­бо­той, при этом ни­ко­гда не бро­сал сво­е­го де­ла. Ма­го­мед Ка­зи­е­вич участ­во­вал в ор­га­ни­за­ции ху­до­же­ствен­но-гра­фи­че­ско­го фа­куль­те­та ДГПИ, был ди­рек­то­ром ху­до­же­ствен­но­го учи­ли­ща им. М. Дже­ма­ла, а в се­ре­ди­не1980-х го­дов ор­га­ни­зо­вал и до по­след­них лет воз­глав­ля­ет Ма­хач­ка­лин­ский ху­до­же­ствен­ный ком­би­нат, где вос­пи­тал и на­учил это­му тон­ко­му ре­ме­с­лу бо­лее 300 ода­рен­ных юно­шей и де­ву­шек, обу­чив их сек­ре­та­ми ху­до­же­ствен­но­го ли­тья, гра­ви­ров­ки, чер­ни, фи­ли­гра­ни. А се­год­ня, не­смот­ря на пре­клон­ный воз­раст, ма­стер го­тов воз­гла­вить и пе­ре­да­вать свой уни­каль­ный опыт в Шко­ле Джа­ма­лу­ди­но­ва, про­ек­ти­ру­е­мой на уров­не пра­ви­тель­ства Да­ге­ста­на.

Уди­ви­тель­но мно­го­гран­на лич­ность ма­сте­ра, и его мир твор­че­ства не огра­ни­чи­ва­ет­ся юве­лир­ным ис­кус­ством. Он ра­бо­та­ет в жи­во­пи­си и пла­сти­ке. Бо­лее ста по­ло­тен раз­ных жан­ров вы­шло из-под его ки­сти. Это и ба­таль­ные кар­ти­ны о Кав­каз­ской вой­не, и пей­за­жи, и на­тюр­мор­ты, и порт­ре­ты. Еще он и до­воль­но ин­те­рес­ный скуль­птор – в ме­тал­ле, гип­се, в де­ре­ве и гли­не со­зда­ет скульп­тур­ные ком­по­зи­ции, бю­сты, пан­но, ча­ши. Это как бы от­ду­ши­на, где он во­пло­ща­ет свои мыс­ли, идеи, раз­ви­ва­ясь как под­лин­ная твор­че­ская лич­но­сть, ис­точ­ни­ка­ми ко­то­ро­го слу­жат не­ис­ся­ка­е­мая энер­гия и та­лант.

Но, ко­неч­но, в первую оче­редь имя его не­раз­рыв­но свя­за­но с юве­лир­ным ис­кус­ством Да­ге­ста­на, на по­при­ще ко­то­ро­го он твор­че­ски ра­бо­та­ет бо­лее 60 лет. За свою жизнь он со­здал не­ма­ло под­лин­ных про­из­ве­де­ний. Что же от­ли­ча­ет это­го ма­сте­ра? Его ру­кам под­власт­но прак­ти­че­ски все – лю­бой ма­те­ри­ал, лю­бая тех­ни­ка. Ему оди­на­ко­во хо­ро­шо да­ют­ся раз­лич­ные фор­мы и мо­де­ли, ко­то­рые он со­зда­ет, – жен­ские укра­ше­ния, по­суд­ные и под­нос­ные пред­ме­ты, об­лож­ки книг. Мастер в со­вер­шен­стве вла­де­ет все­ми тра­ди­ци­он­ны­ми юве­лир­ны­ми тех­ни­ка­ми: гра­ви­ров­кой, чер­нью, по­зо­ло­той, фи­ли­гра­нью, эма­лью, че­кан­кой, резь­бой по кам­ню и ко­сти, штам­пом, ок­си­ди­ров­кой. Ма­те­ри­а­лом для ра­бо­ты слу­жат тра­ди­ци­он­ные се­реб­ро и зо­ло­то, пал­ла­дий, а так­же мель­хи­ор, ла­ту­нь, раз­лич­ные спла­вы.

Есть у Джа­ма­лу­ди­но­ва еще од­на ма­ло­из­вест­ная грань его твор­че­ства. Он не толь­ко ис­кус­но ис­поль­зу­ет дра­го­цен­ные и по­де­лоч­ные кам­ни в сво­их рос­кош­ных жен­ских укра­ше­ни­ях – ко­лье, брас­ле­тах, коль­цах, но и ве­ли­ко­леп­но сам их гра­нит, об­ра­ба­ты­ва­ет, шли­фу­ет, при­да­вая кам­ню ту или иную фор­му, вы­яв­ляя де­ко­ра­тив­ные осо­бен­но­сти каж­до­го из них: от ру­би­на, изу­мру­да и су­пер­цир­ко­ния до по­де­лоч­ных ма­ла­хи­та, неф­ри­та, сер­до­ли­ка, яшмы, об­си­ди­а­на и би­рю­зы.

Его мож­но на­звать веч­ным экс­пе­ри­мен­та­то­ром «ду­ши» и «те­ла» из­де­лия. Часто, бе­ря за ос­но­ву тра­ди­ци­он­но да­ге­стан­скую фор­му – ку­ба­чин­ский брас­лет, во­до­нос­ный го­цат­лин­ский кув­шин, в пла­не де­ко­ра­тив­но­го их ре­ше­ния он под­хо­дит но­ва­тор­ски, а под­час про­сто сме­ло, ис­поль­зуя эле­мен­ты и ор­на­мен­таль­ные ком­по­зи­ции раз­лич­ных ху­до­же­ствен­ных сти­лей: эле­мен­ты ба­рок­ко, ро­ко­ко, мо­дерн. Каж­дое из­де­лие са­мо­цен­но, во всем ви­ден ин­ди­ви­ду­аль­ный под­ход и ав­тор­ский по­черк. Сам ху­дож­ник го­во­рит о се­бе: «Я де­лаю то, что ни­кто не де­ла­ет. Пусть это зву­чит не­скром­но, но та­ких ма­сте­ров, как я, ма­ло. Мо­жет, толь­ко ку­ба­чи­нец Га­джи-Ба­хмуд Ма­го­ме­дов». Гля­дя на их про­из­ве­де­ния, по­ни­ма­ешь, что скром­ность здесь во­ис­ти­ну не­умест­на.

Ма­го­мед Ка­зи­е­вич Джа­ма­лу­ди­нов – мно­го­гран­ный ху­дож­ник-ма­стер, име­ю­щий ко­лос­саль­ный опыт, в со­вер­шен­стве вла­де­ю­щий мно­ги­ми ви­да­ми на­род­но­го де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ства. Ему свой­ствен­ны по­сто­ян­ный по­иск, ори­ги­наль­ные ре­ше­ния, сме­лые пред­ло­же­ния. Он твор­че­ски экс­пе­ри­мен­ти­ру­ет в ком­по­зи­ци­он­ных и ор­на­мен­таль­ных ре­ше­ни­ях, вос­ста­нав­ли­ва­ет ис­кон­но на­род­ные, за­бы­тые тех­но­ло­гии и при­е­мы из­го­тов­ле­ния юве­лир­ных из­де­лий из бла­го­род­ных ме­тал­лов. Но­ва­тор­ские от­кры­тия Джа­ма­лу­ди­но­ва в тех­ни­ке и тех­но­ло­гии фи­ли­гра­ни до­ве­ли, по все­об­ще­му при­зна­нию, до фан­та­сти­че­ских форм изя­ще­ство, тон­кость и по­э­зию го­ло­во­кру­жи­тель­но­го ажу­ра из зо­ло­той ни­ти. Ажур­ная и на­клад­ная фи­ли­грань яв­ля­ют­ся ви­зит­ной кар­точ­кой Джа­ма­лу­ди­но­ва, став­ше­го фак­ти­че­ски ро­до­на­чаль­ни­ком со­вре­мен­но­го на­прав­ле­ния фи­ли­гран­но­го ис­кус­ства в Да­ге­ста­не. Ес­ли в свое вре­мя фи­ли­грань ис­поль­зо­ва­лась ма­сте­ра­ми как часть де­ко­ра в пред­ме­тах укра­ше­ния, то с по­да­чи Джа­ма­лу­ди­но­ва фи­ли­гран­ное ис­кус­ство при­об­ре­ло ста­тус са­мо­сто­я­тель­но­го ви­да со все­ми вы­те­ка­ю­щи­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и осо­бен­но­стя­ми. Фи­ли­гран­ное ма­стер­ство Джа­ма­лу­ди­но­ва от­ли­ча­ет­ся яр­ким на­ци­о­наль­ным ха­рак­те­ром, сов­ме­щен­ным со стро­гим ака­де­миз­мом. Чет­кие ра­ци­о­наль­ные мо­ти­вы че­ре­ду­ют­ся с изящ­ной вет­ви­стой ажур­ной фи­ли­гра­нью.

За каж­дым из­де­ли­ем сто­ят го­ды кро­пот­ли­во­го, ко­лос­саль­но­го тру­да, своя ис­то­рия, труд­но­сти и по­бе­ды. Весь­ма ин­те­рес­на ис­то­рия од­ной из ра­бот Ма­го­ме­да Ка­зи­е­ви­ча – де­ко­ра­тив­но­го кув­ши­на под на­зва­ни­ем «Во­сточ­ная рап­со­дия». Бо­лее 10 лет тру­дил­ся над ней ма­стер, еще 5 лет про­сто­я­ла она за плот­ной две­рью сей­фа, ожи­дая сво­е­го ча­са. И толь­ко вес­ной 1996 го­да пред­ста­ла «Во­сточ­ная рап­со­дия» во всей сво­ей кра­се на суд зри­те­лей на боль­шой пер­со­наль­ной вы­став­ке Джа­ма­лу­ди­но­ва. Смот­ришь на кув­шин и ка­жет­ся, что это чу­до – аб­со­лют­но не­ру­ко­твор­ная ве­щь, вы­пол­нен­ная из воз­душ­ных зо­ло­тых ни­тей. В ос­но­ву ма­стер взял фор­му тра­ди­ци­он­но­го да­ге­стан­ско­го кув­ши­на – кум­га­на, мо­дель ко­то­ро­го строй­на и гра­ци­оз­на. Бо­лее мил­ли­о­на при­па­ян­ных эле­мен­тов, встав­ки из ма­ла­хи­та и цвет­ной эма­ли, гра­ви­ров­ка, чер­нь, по­зо­ло­та – со­став­ля­ю­щие это­го уди­ви­тель­но­го тво­ре­ния. Тон­кая и вир­ту­оз­ная ра­бо­та, буд­то спле­тен­ная тон­ки­ми де­ви­чьи­ми ру­ка­ми зо­ло­тое ажур­ное кру­же­во в со­че­та­нии со стро­ги­ми и ла­ко­нич­ны­ми эле­мен­та­ми и со­зда­ют ту уди­ви­тель­ную «джа­ма­лу­ди­нов­скую» гар­мо­нию.

На­род­ный ма­стер юве­лир­но­го ис­кус­ства Ма­го­мед Ка­зи­е­вич Джа­ма­лу­ди­нов обу­чил и вос­пи­тал сот­ни уче­ни­ков-под­ма­сте­рьев в на­сто­я­щих твор­цов пре­крас­но­го, про­дол­жа­те­лей древ­не­го ре­мес­ла гор­цев. Он обу­чил их не толь­ко тай­нам пре­вра­ще­ния хо­лод­но­го ме­тал­ла в жи­вые пле­те­нья рас­ти­тель­ных ор­на­мен­тов и не­об­ра­бо­тан­но­го са­мо­цве­та в рос­сы­пи бо­га­то­го со­цве­тия дра­го­цен­ных кам­ней. Пре­жде все­го, он на­учил сво­их уче­ни­ков люб­ви, твор­че­ско­му от­но­ше­нию к на­род­но­му ис­кус­ству, уме­нию вло­жить ду­шу и тре­пет­ное от­но­ше­ние в раз­ви­тии са­мо­быт­ных на­род­ных тра­ди­ций в со­вре­мен­ном юве­лир­ном ис­кус­стве Да­ге­ста­на.

Бо­лее 800 из­де­лий из дра­го­цен­ных и бла­го­род­ных ме­тал­лов со­тво­ре­но чу­до­твор­ны­ми ру­ка­ми «ма­сте­ра се­реб­ря­ных дел» («ар­цул уста­ра»). Мно­гие уни­каль­ные ра­бо­ты ма­сте­ра пред­став­ле­ны в луч­ших му­зе­ях стра­ны – Ору­жей­ной па­ла­те Крем­ля, Рус­ском му­зее, Му­зее де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ства на­ро­дов Рос­сии. Боль­шая кол­лек­ция ра­бот раз­ных лет пред­став­ле­на в Да­ге­стан­ском му­зее изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств им. П. Гам­за­то­вой и Да­ге­стан­ском го­су­дар­ствен­ном объ­еди­нен­ном ис­то­ри­че­ском и ар­хи­тек­тур­ном му­зее им. А. Та­хо-Го­ди.

Сре­ди мно­го­чис­лен­ных вы­ста­вок, по­свя­щен­ных твор­че­ству Джа­ма­лу­ди­но­ва, пер­со­наль­ная юби­лей­ная вы­став­ка, по­свя­щен­ная 85-ле­тию ав­то­ра в Да­ге­стан­ском му­зее изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств им. П. Гам­за­то­вой, наи­бо­лее пол­но охва­ты­ва­ет не толь­ко все твор­че­ские эта­пы, но и на­прав­ле­ния его де­я­тель­но­сти. На вы­став­ке, ко­то­рая про­хо­дит в эти дни, воз­мож­но, впер­вые ши­ро­ко пред­став­ле­но и изоб­ра­зи­тель­ное ис­кус­ство ма­сте­ра.

Бо­лее два­дца­ти жи­во­пис­ных по­ло­тен, се­рия гра­фи­че­ских ра­бот и скульп­ту­ра пред­став­ля­ют еще од­ну грань ма­сте­ра. Для юве­ли­ра Джа­ма­лу­ди­но­ва жи­во­пись – это сви­де­тель­ство без­гра­нич­но­сти твор­че­ских идей и во­пло­ще­ний – как от­ду­ши­на, как внут­рен­ний диа­лог с ми­ром. Боль­шие кар­ти­ны – пей­за­жи, на них, на пер­вый взгляд, – род­ные ме­ста, при­гля­дев­шись – во­об­ра­жа­е­мые да­ли – кра­си­вые и мо­ну­мен­таль­ные. В них не­пре­мен­но при­сут­ству­ет боль­шое креп­кое рас­ки­ди­стое де­ре­во, ча­сто сос­на. По­хо­же, это не­кий об­раз-сим­вол, в ко­то­ром уга­ды­ва­ет­ся сам ав­тор. Пей­за­жи на­пи­са­ны гу­сто, плот­но, как пра­ви­ло, в со­сто­я­нии ве­чер­не­го за­ка­та или ран­не­го утрен­не­го рас­све­та, их «го­бе­ле­но­вая тка­не­ва» фак­ту­ра при­да­ет кар­ти­нам еще боль­шую ве­ли­ча­вость и на­пря­жен­но­сть. И это впол­не пе­ре­кли­ка­ет­ся с его юве­лир­ным твор­че­ством, с его под­хо­дом к де­ко­ри­ро­ва­нию, стрем­ле­нию услож­нять за­да­чу, уси­ли­вать эф­фект.

И ес­ли пей­за­жи Джа­ма­лу­ди­но­ва мо­ну­мен­таль­ны и на­по­ри­сты, то его порт­ре­ты де­мон­стри­ру­ют нам ас­ке­тич­но­сть, сдер­жан­ность фор­мы, фи­ло­соф­ское со­дер­жа­ние, ка­мер­ную фор­му. Ге­рои порт­ре­та – близ­кие и да­ле­кие лю­ди, есть ав­то­порт­ре­ты, есть ко­пии, как под­ра­жа­ние ве­ли­ким. В порт­ре­тах Джа­ма­лу­ди­но­ва чув­ству­ет­ся пе­ре­клич­ка с ран­ним рус­ским свет­ским порт­ре­том – в на­стро­е­нии, в то­наль­но­сти, в ко­ло­ри­те. Ху­дож­ник пы­та­ет­ся пе­ре­дать не про­сто внеш­нее сход­ство, но и свой­ства че­ло­ве­ка, и это чув­ству­ет­ся. Изоб­ра­зи­тель­ный блок вы­став­ки, по­ми­мо жи­во­пи­си и гра­фи­ки, до­пол­ня­ют и ори­ги­наль­ные объ­ем­ные фор­мы – скульп­ту­ры, вы­пол­нен­ные в де­ре­ве, – по­лу­аб­стракт­ные, очень эмо­ци­о­наль­ные порт­ре­ты-об­ра­зы.

Мож­но по раз­но­му от­но­сить­ся к то­му, что мы ви­дим, мож­но на­хо­дить плю­сы и ми­ну­сы, но глав­ное при этом по­ни­мать, что ху­дож­ник – юве­лир, бе­ру­щий­ся за ки­сть, ка­ран­даш или сте­ку, не пы­та­ет­ся нам по­нра­вить­ся, не сда­ет эк­за­мен. Как под­лин­ный ху­дож­ник он во­лен в вы­бо­ре средств и форм, что­бы чест­но и от­кро­вен­но, ого­ляя свой мир, свою ду­шу пе­ред зри­те­лем тво­рить и че­рез твор­че­ство до­не­сти до нас свои мыс­ли, свое по­ни­ма­ние кра­со­ты и раз­но­об­ра­зие ми­ра.

[ riadagestan.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->