Гора самоцветов Виктора Сырнева

Раздел: Ювелиры и компании
31 января 2014 г.

Кто из нас хоть раз не за­ми­рал от вос­тор­га при ви­де пре­крас­ных про­из­ве­де­ний юве­лир­но­го ис­кус­ства? Все они плод фан­та­зии и кро­пот­ли­во­го тру­да ма­сте­ров, су­мев­ших со­еди­нить тра­ди­ции, за­ло­жен­ные ве­ли­ки­ми умель­ца­ми про­шло­го, с со­вре­мен­ны­ми на­ход­ка­ми и тен­ден­ци­я­ми. Мы не­слу­чай­но за­ве­ли об этом речь, ведь се­го­дня Меж­ду­на­род­ный день юве­ли­ра. К этой да­те ИА «24.kg» пред­ла­га­ет сво­им чи­та­те­лям ин­тер­вью с на­род­ным ху­дож­ни­ком КР, чле­ном Рос­сий­ской ака­де­мии ху­до­жеств Вик­то­ром Сыр­не­вым, ко­то­рый на днях по­бе­дил в меж­ду­на­род­ном кон­кур­се ди­зай­не­ров в Ита­лии.

- По­че­му вы ре­ши­ли стать юве­ли­ром?

- В об­щем-то, я и не ре­шал. Так по­лу­чи­лось, что ро­дил­ся и вы­рос в огром­ном ин­ду­стри­аль­ном го­ро­де Сверд­лов­ске, ны­не Ека­те­рин­бур­ге. Это го­род за­во­дов, фаб­рик, про­мыш­лен­ных тер­ри­то­рий, центр кам­не­рез­но­го и юве­лир­но­го ис­кус­ства Рос­сии. Мне все­гда нра­ви­лось ма­сте­рить, со­би­рать мо­де­ли из кон­струк­то­ра, вы­пи­ли­вать раз­ные фи­гур­ки. Маль­чиш­кой я ви­дел се­бя то­ка­рем-уни­вер­са­лом. Мне так нра­ви­лось это на­зва­ние - уни­вер­сал. Я уни­вер­сал. Но, ко­гда по­до­шло вре­мя се­рьез­но вы­би­рать про­фес­сию, отец ока­зал­ся ря­дом: «Ты же лю­бишь ри­со­вать, ле­пить. Иди в ху­до­же­ствен­ное учи­ли­ще». И я по­сту­пил на ху­дож­ни­ка-ю­ве­ли­ра. По­лу­ча­ет­ся, что отец ви­дел го­раз­до даль­ше.

- Ко­гда вы толь­ко на­чи­на­ли ра­бо­тать, как ва­ше твор­че­ство вос­при­ни­ма­ли дру­гие, в том чис­ле кол­ле­ги?

- Ко­гда на­чи­нал, ни­ка­ко­го твор­че­ства не бы­ло. Бы­ла ру­ти­на. По­сле трех лет уче­бы на­пра­ви­ли ра­бо­тать на юве­лир­ный за­вод «Рус­ские са­мо­цве­ты» в Сверд­лов­ске. Со­че­та­ние не­со­че­та­е­мо­го - ли­бо «ю­ве­лир­ный», ли­бо «за­вод». Это бы­ла од­но­об­раз­ная, со­сто­я­щая из по­вто­ря­ю­щих­ся опе­ра­ций ра­бо­та. Ко­неч­но, это был кон­вей­ер. Од­на­ко не­сколь­ко лет все-та­ки про­ра­бо­тал, и не без поль­зы: за­кре­пил очень важ­ный ре­мес­лен­ный опыт.

Посколь­ку я все­гда ак­тив­но за­ни­мал­ся спор­том, был ма­сте­ром спор­та по тя­же­лой ат­ле­ти­ке, то пе­ре­шел ра­бо­тать ин­струк­то­ром по физ­куль­ту­ре. Соб­ствен­но, ме­ня и при­гла­си­ли в Кир­гиз­скую ССР как штан­ги­ста. В 1966 го­ду на пер­вен­стве СССР в Аш­ха­ба­де уста­но­вил 3 ре­кор­да рес­пуб­ли­ки. Но спорт - это «мы­шеч­ная ра­до­сть», а я ис­пы­ты­вал по­треб­ность еще и твор­че­ской. По­это­му в 1969-м при­шел в Ху­до­же­ствен­ный фонд Кир­ги­зии и прак­ти­че­ски со­здал там юве­лир­ную ма­стер­скую. Это бы­ла уже со­всем дру­гая жиз­нь. Те­перь нуж­но бы­ло са­мо­му при­ду­мы­вать свое бу­ду­щее, ис­кать ма­те­ри­а­лы, ин­стру­мен­ты, ду­мать о ре­а­ли­за­ции. То­гда в го­ро­де сфор­ми­ро­ва­лась очень ин­те­рес­ная, в смыс­ле твор­че­ства, груп­па ху­дож­ни­ков из вось­ми че­ло­век. Мы ста­ли по­сто­ян­ны­ми участ­ни­ка­ми все­со­юз­ных и меж­ду­на­род­ных вы­ста­вок. По мне­нию про­фес­со­ра, док­то­ра ис­кус­ство­ве­де­ния Ак­ба­ра Ха­ки­мо­ва (Таш­кент, Уз­бе­ки­стан), у нас сло­жи­лась своя, кир­гиз­ская шко­ла юве­лир­но­го ис­кус­ства, рав­ной ко­то­рой на со­вет­ском ази­ат­ском про­стран­стве не бы­ло.

- Соз­дан­ные ва­ми объ­ек­ты и укра­ше­ния по­рой уль­тра­аван­гард­ные... Что для вас глав­нее в ра­бо­те - со­здать са­мо­цен­ное про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, во­пло­тив свою фан­та­зию, или вам важ­но, что­бы укра­ше­ние но­си­ли в ре­аль­ной жиз­ни?

- Твор­че­ство тем и при­вле­ка­тель­но, что в нем есть ме­сто все­му. Вас мо­жет за­хва­тить ка­кая-ни­будь идея, и вы сде­ла­е­те ра­бо­ту, со­всем не ду­мая о том, го­дит­ся ли она на то, что­бы но­сить или толь­ко смот­реть. А мо­жет быть, и смот­реть не за­хо­чешь. Од­на­ко в про­цес­се ра­бо­ты мысль про­дол­жа­ет раз­ви­вать­ся, и вто­рая или тре­тья ра­бо­та мо­жет ока­зать­ся при­год­ной для ре­аль­ной жиз­ни. Но без пер­вой ра­бо­ты не по­лу­ча­ет­ся тре­тья.

Ра­бо­та ху­дож­ни­ка - это ис­сле­до­ва­ние фор­мы, цве­та, осво­е­ние тех­но­ло­гий или но­во­го ма­те­ри­а­ла. Ко­гда ты чув­ству­ешь, что эта те­ма уже ис­сле­до­ва­на, пе­ре­хо­дишь к дру­гой. Од­на­ко че­рез не­сколь­ко лет мож­но вновь вер­нуть­ся к этой те­ме, но ты уже сам дру­гой, опыт у те­бя дру­гой, и по­это­му ста­рую те­му ви­дишь ина­че. И то­гда рож­да­ет­ся со­вер­шен­но но­вая ве­щь, в ко­то­рой уга­ды­ва­ет­ся род­ство с той са­мой пер­вой.

- В ва­ших ра­бо­тах есть что-то от ма­стер­ства ар­хи­тек­то­ра и жи­во­пис­ца. Кто и что вас вдох­нов­ля­ет, как по­яв­ля­ют­ся идеи?

- Ни­ка­ких пра­вил нет. Нуж­но про­сто по­сто­ян­но ра­бо­тать, и во вре­мя ра­бо­ты сам ма­те­ри­ал и соб­ствен­ные мыс­ли всту­па­ют в диа­лог, воз­ни­ка­ют но­вые идеи. Ино­гда эти идеи не мо­гут при­нять ре­аль­ные, ося­за­е­мые фор­мы. Од­на­ко мысль-то оста­ет­ся. Ты ухо­дишь от нее, а она возь­ми и при­ди сно­ва, сре­ди но­чи. Вы­кру­чи­вай­ся, как хо­чешь. Ес­ли не за­фик­си­ру­ешь, утром не вспом­нишь. Дра­го­цен­ные мыс­ли нуж­но фик­си­ро­вать. Два-три ра­за про­пу­стишь, и они раз­ду­ма­ют при­хо­дить. Че­го при­хо­дить, ес­ли их не ждут?

- Вы со­зда­е­те укра­ше­ния на за­каз? Мо­же­те на­звать са­мый ори­ги­наль­ный?

- Са­мый ори­ги­наль­ный до сих пор сто­ит по­пе­рек гор­ла. Ху­дож­ник-мо­ну­мен­та­лист Алек­сей Ка­мен­ский по­лу­чил за­каз на со­зда­ние ин­те­рье­ра Двор­ца бра­ко­со­че­та­ний во Фрун­зе. Посколь­ку я за­ни­мал­ся и ин­те­рьер­ны­ми ра­бо­та­ми, он пред­ло­жил мне по­ду­мать о люст­ре в За­ле тор­же­ств. Бы­ло на­ча­ло 1986 го­да. Пла­ни­ро­ва­ли, что че­рез год вклю­чим свет. Но воз­ник­ли мас­са про­блем с за­ка­зом ма­те­ри­а­лов, тех­ни­че­ской ба­зой, мно­го ор­га­ни­за­ци­он­ных во­про­сов. Ра­бо­ту за­вер­шил толь­ко 10 ок­тяб­ря 1991-го. Од­на­ко хо­те­лось сде­лать нечто не­обыч­ное. Ведь во Двор­це бра­ко­со­че­та­ний на­чи­на­ет­ся но­вый, са­мый яр­кий по­сле по­яв­ле­ния на свет пе­ри­од жиз­ни че­ло­ве­ка...

Лю­бовь долж­на пра­вить ми­ром. Как это мо­жет быть от­ра­же­но в тор­же­ствен­ном за­ле? Идея, за­ло­жен­ная в ком­по­зи­ции, не­сет в се­бе смысл и чув­ства, скон­цен­три­ро­ван­ные в сва­деб­ной фа­те не­ве­сты. Это тре­пет­ная чув­ствен­ность и чи­сто­та по­мыс­лов. Люст­ра - это фа­та не­ве­сты, ле­тя­щая над ми­ром и обе­ре­га­ю­щая его.

Сей­час люст­ру на кон­кур­се ми­ро­во­го ди­зай­на (A'Design Award) в Ита­лии от­ме­ти­ли выс­шей на­гра­дой - Пла­ти­но­вым ди­пло­мом в но­ми­на­ции «Твор­че­ское на­сле­дие и веч­но­зе­ле­ный ди­зайн». Те­пе­рь, по­чти че­рез 30 лет по­сле на­ча­ла ра­бо­ты над люст­рой, мож­но ска­зать, что она не со­всем по­пе­рек гор­ла, а да­же при­ят­но. И, ко­неч­но, я бла­го­да­рен мо­им кол­ле­гам - ар­хи­тек­то­ру Алек­сан­дру Кли­ше­ви­чу и Алек­сею Ка­мен­ско­му.

- С ка­ким при­род­ным ма­те­ри­а­лом вы ча­ще ра­бо­та­е­те?

- Ма­те­ри­а­лы все при­род­ные. Но есть те, ко­то­рые да­рит жи­вая при­ро­да. И их спектр до­воль­но ши­рок. Жем­чуг са­мый раз­но­об­раз­ный - по фор­ме, раз­ме­ру, цве­ту. Очень нра­вит­ся Би­ва-жем­чуг. Это имя он по­лу­чил от на­зва­ния озе­ра Би­ва, ко­то­рое на­хо­дит­ся вбли­зи Оса­ки (Я­по­ния). В част­но­сти, этот жем­чуг бы­ва­ет до­воль­но длин­ным по фор­ме, до 4-5 сан­ти­мет­ров. Он та­ит в се­бе уди­ви­тель­ную тро­га­тель­ность и чи­сто­ту. С ним свя­за­но мно­го ле­генд. Мне близ­ка од­на. Ан­гел, про­ле­тая над зем­лей, уви­дел, как труд­но жи­вут лю­ди, и за­пла­кал. Од­на сле­за упа­ла в мо­ре и пре­вра­ти­лась в жем­чу­жи­ну. Жем­чуг в Азии ста­ли на­зы­вать «сле­зой ан­ге­ла».

10 сен­тяб­ря 2001 го­да я за­кон­чил ра­бо­ту над ко­лье из зе­ле­но­го хал­це­до­на с од­ной ро­зо­вой жем­чу­жи­ной. На дру­гой день, 11 сен­тяб­ря, в Нью-Йор­ке слу­чи­лась тра­ге­дия. Я пе­ре­дал это ко­лье в дар гос­по­же Ло­ре Буш, же­не пре­зи­ден­та США, ис­крен­не пе­ре­жи­вая эту ми­ро­вую тра­ге­дию вме­сте со все­ми.

Из ма­те­ри­а­лов, по­да­рен­ных жи­вой при­ро­дой, мне близ­ки се­рый и кре­мо­вый жем­чуг, бе­лый и чер­ный пер­ла­мутр, ро­зо­вые ко­рал­лы, пан­цирь че­ре­па­хи, ма­мон­то­вая ко­сть, чер­ный рог яка. Да­же зуб ка­ша­ло­та.

Мне очень хо­чет­ся, од­на­ко я ни­ко­гда еще не ра­бо­тал со шку­рой акулы. В кон­це XIX ве­ка во Фран­ции с этим ма­те­ри­а­лом ра­бо­тал ма­стер Га­лю­ша. Шку­ра аку­лы по­кры­та мел­ки­ми ши­па­ми. Га­лю­ша на­тя­ги­вал шку­ру аку­лы на фу­тляр для оч­ков или ко­роб­ку и ста­чи­вал эти ши­пы. По­лу­ча­лась уди­ви­тель­ная гу­сто-зе­ле­ная по­верх­ность с мел­ки­ми свет­лы­ми круж­ка­ми. Очень эф­фект­ное и за­по­ми­на­ю­ще­е­ся зре­ли­ще. А эта тех­но­ло­гия так и на­зы­ва­ет­ся - га­лю­ша!

- А есть не­обыч­ные ма­те­ри­а­лы, ко­то­рые вы ис­поль­зо­ва­ли? С чем еще меч­та­е­те по­ра­бо­тать?

- По­жа­луй, к не­обыч­ным ма­те­ри­а­лам мож­но от­не­сти кры­ло зе­ле­но­го жу­ка, ко­то­ро­го мож­но встре­тить у нас вес­ной и ле­том. У не­го цвет, как у са­мой дра­го­цен­ной зе­ле­ной эма­ли. Уди­ви­тель­но проч­ный и не те­ря­ю­щий яр­ко­сти и блес­ка мно­го лет. Бы­ла сде­ла­на боль­шая кол­лек­ция дра­го­цен­но­стей с вкрап­ле­ни­я­ми это­го уди­ви­тель­но­го при­род­но­го ма­те­ри­а­ла.

- Ес­ли бы пред­ста­ви­лась воз­мож­ность по­со­труд­ни­чать с лю­бым ди­зай­не­ром, ху­дож­ни­ком или ар­хи­тек­то­ром, ко­го бы вы вы­бра­ли в на­пар­ни­ки и что бы со­зда­ли вме­сте?

- Вот уже мно­го лет мы про­во­дим сов­мест­ные вы­став­ки с не­сколь­ки­ми пер­во­класс­ны­ми ма­сте­ра­ми-ху­дож­ни­ка­ми. И на­ши от­но­ше­ния дав­но пе­ре­рос­ли рам­ки обык­но­вен­но­го со­труд­ни­че­ства. Се­год­ня это дру­зья, кол­ле­ги, род­ные.

Ми­ха­эль Цо­бель (Гер­ма­ния) - клас­сик со­вре­мен­но­го ми­ро­во­го юве­лир­но­го ис­кус­ства. Его твор­че­ство, под­ход к ра­бо­те с ма­те­ри­а­лом, фан­та­зия и спектр ин­те­ре­сов, вла­де­ние пя­тью язы­ка­ми вы­зы­ва­ют у ме­ня вос­хи­ще­ние. Он ак­тив­но участ­ву­ет в про­дви­же­нии на ми­ро­вой сце­не на­ше­го меж­ду­на­род­но­го про­ек­та «Ве­ли­кий Шел­ко­вый пу­ть. За­пад­но-во­сточ­ные диа­ло­ги», идея ко­то­ро­го ро­ди­лась в Кыр­гыз­ста­не.

Рю­се­ки Мо­ри­мо­то - кал­ли­граф из Япо­нии. С ним со­зда­но не­сколь­ко ра­бот на об­щие те­мы. Это увле­ка­тель­ное па­рал­лель­ное твор­че­ство. И не­ожи­дан­ное. Мы го­то­ви­ли с ним ра­бо­ты к од­ной вы­став­ке на со­гла­со­ван­ные те­мы. Те­ма од­на, но каж­дый ре­ша­ет ее в сво­ем ма­те­ри­а­ле. Ра­бо­ты так и вы­став­ля­лись под од­ним на­зва­ни­ем. Ко­гда Мо­ри­мо­то-сан раз­ло­жил свои кал­ли­гра­фии, я был по­тря­сен. Он вы­ло­жил ра­бо­ту, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся «Ло­шадь в ши­ро­ком по­ле». Мы не об­го­ва­ри­ва­ли ни те­му ло­ша­ди, ни те­му по­ля. Ему про­сто за­хо­те­лось это сде­лать. Это был 2004 год. А еще рань­ше, в 1982-м, я сде­лал кол­лек­цию укра­ше­ний «Семь бе­лых ко­бы­лиц». Ко­гда я их вы­ста­вил, при­шла оче­редь удив­лять­ся Мо­ри­мо­то-сэн­с­эю. Ком­по­зи­ции этих ра­бот бы­ли со­вер­шен­но иден­тич­ны. Это бы­ло не­ожи­дан­но и не­объ­яс­ни­мо.

Бернд Мун­штай­нер - фан­та­сти­че­ский Мастер, ху­дож­ник-ю­ве­лир и шли­фов­щик дра­го­цен­ных кам­ней из Гер­ма­нии. С ним со­труд­ни­чаю уже 10 лет. Кам­ни, ко­то­рые он пре­вра­ща­ет в про­из­ве­де­ния ис­кус­ства, ис­поль­зую в сво­их ра­бо­тах. Сей­час я за­кан­чи­ваю кол­лек­цию объ­ек­тов и дра­го­цен­но­стей, по­свя­щен­ную судь­бе рос­сий­ско­го им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II и его се­мье. Две ра­бо­ты из этой кол­лек­ции (коль­цо «Им­пе­ра­три­ца» и брошь «А­на­ста­сия») на меж­ду­на­род­ном кон­кур­се ди­зай­не­ров бы­ли от­ме­че­ны зо­ло­ты­ми при­за­ми.

В на­ча­ле июня 2014 го­да в Кыр­гыз­ском на­ци­о­наль­ном му­зее изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств име­ни Г.Ай­ти­е­ва за­пла­ни­ро­ва­на моя вы­став­ка «Биш­кек, я твой ма­сте­ро­вой». Все это мож­но бу­дет уви­деть там.

- Про­дол­жи­те фра­зу: «Д­ля ме­ня твор­че­ство - это...»

- ...­наи­выс­шее удо­воль­ствие, ко­то­рое рав­но­знач­но лю­бов­но­му экс­та­зу. Од­на­ко это не крат­ко­вре­мен­ная вспыш­ка, а рас­тя­ну­тое по вре­ме­ни, ни с чем не­срав­ни­мое удо­воль­ствие.

[ 24kg.org ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->