Исх. № 50 от «_21_»_января_2014г
О законопроекте № 364865-6
Депутатами Озеровым А.А. и Михеевым О.Л. внесен законопроект № 364865-6 «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части установления особенностей осуществления обязательного контроля)».
Данный законопроект предусматривает возврат к обязанности проводить идентификацию покупателей ювелирных изделий при сумме покупки, превышающей 600 000 рублей.
В настоящее время в соответствии с нормами Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 идентификация покупателей ювелирных изделий должна осуществляться независимо от суммы покупки.
Однако ранее в Российской Федерации действовала норма, прописанная в Информационном письме Росфинмониторинга №2 от 18 марта 2009 года, по которой анкета клиента могла не оформляться при покупке ювелирных изделий на сумму менее 600 000 рублей, что примерно соответствовало международным рекомендациям ФАТФ.
Необходимость ограничения обязанности идентифицировать покупателей ювелирных изделий суммой в 600 000 рублей обусловлена следующими факторами.
1. Международными рекомендациями ФАТФ предусмотрен контроль за сделками с драгоценными металлами и драгоценными камнями лишь в случае, если сумма операции превышает 15000 долларов (евро) и проводится с использованием наличных платежей.
2. Соблюдение требования об идентификации ювелирных изделий вызывает значительные затраты операторов (производителей и розничных магазинов), значительную долю среди которых занимает малый бизнес (в том числе индивидуальные предприниматели) на ведение финансового мониторинга и обеспечение режима сохранности персональных данных.
3. Идентификация покупателя при совершении покупки занимает значительное время, что снижает эффективность бизнеса.
4. Покупатели, не имеющие при себе паспортов, фактически лишены возможности приобрести ювелирные изделия, что необоснованно снижает емкость рынка.
5. Идентификация клиентов предполагает доступ к списку лиц, подозреваемых в терроризме, однако обеспечить такой доступ в условиях работы розничного магазина, фактически на кассе, невозможно.
Необходимо также учитывать, что в современных условиях ювелирные изделия не используются как средство сбережения или финансового инструмента, а их розничная цена значительно, порой в несколько раз, превышает стоимость содержащегося в них драгоценного металла. Это делает бессмысленным использование ювелирных изделий в преступных целях - отмывания капитала и финансирования терроризма.
Ювелирные изделия – это не форма хранения драгоценного сырья, а товар с большой добавленной стоимостью по отношению к стоимости исходного сырья, т.е. драгоценных металлов и драгоценных камней, из которых оно изготовлено. Будучи предметами ювелирного искусства, высокотехнологичными изделиями, ювелирные украшения в принципе не должны рассматриваться сегодня как тезаврационный и даже инвестиционный инструмент, а значит – как объект притязаний со стороны преступных сообществ.
Таким образом, ювелирные изделия, за исключением особо дорогих, не могут использоваться я качестве объектов деятельности по отмыванию преступных доходов.
Поскольку Федеральным законом № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусмотрено, что контролю подлежат операции на сумму от 600 000 руб., то логично, что и идентификация покупателей ювелирных изделий также должна осуществляться лишь при превышении указанной суммы.
Таким образом, требования об обязательной идентификации покупателей ювелирных изделий на меньшую сумму необходимо отменить как не соответствующее международной практике и противоречащее сути розничной торговли.
С учетом вышеизложенного, «Деловая Россия» просит поддержать законопроект № 364865-6 «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части установления особенностей осуществления обязательного контроля)».
Член Генерального совета,
Председатель Отраслевого отделения
по драгоценным металлам и драгоценным камням
ФМоС
Ф.Ф.Гумеров
Исп.:Збойков В.А.
Тел.:(495) 507-25-08
e-mail: elgem@mail.ru
[ Ювелирные Известия ]
Ну наконец то появился здравый смысл!
Здравого смысла завались. Но какое это имеет отношение к действующим законам?
Сомневаюсь я что будет принята сумма, при которой мы вываливаемся из стандарта ФАТФ. Там говорится о 15000 долларов или о 15000 евро, а у нас рубли. Следовательно речь должна идти о 15000 рублей.